Элевсинские мистерии

«…Афины сотворили много великого и прекрасного!
Но из всего этого величия самым ярким являются:
элевсинские мистерии, переводящие из грубости
в состояние достойное мыслящего человека».
                /римский оратор Цицерон/

Угрюм Олимп. Дыханье ветра
Печаль возносит к алтарю.
В сей ночи скорби Мать Деметра*
В Аид проводит дочь* свою…
И Элевсин исполнен стона
О днях событий роковых:
«…Устав от горестей своих,
У вод прохладных Анфиона*
На «камень скорби» *, Гермиона*,
У врат присядет городских».
…И ныне, на коврах златых
В ночи угаснет Персефона…
В огнях блистают храм и роща.
У основания холма –
Вершится таинство в полнощи
Веленьем духа и ума.

Кругом неистовые крики;
Свирель рыдает и тимпан
С толпой, скорбящей, многоликой;
Обряда факельные блики
В глазах смятенных горожан.
Повсюду скрежет, вопли, звоны,
Зловещий вой, собачий лай;
Холодный мир, изрыгнув стоны,
В хвалах сулит подземный рай:
«О, избавительница Смерть!
Ты лекарь горького страданья –
Прощаясь в ревностном лобзанье,
Боль, на могильное свиданье
Отпустит плоть в земную твердь.
Предел загробного мечтанья!
Не видеть солнце! Только мрак
Вокруг густой – его быть частью!
Немой покой и безучастье,
Вдали от сует тщетных драк…
Быть не рождённым – вот в чём счастье,
Вот наивысшее из благ!»

В оракул, ход огней прощальный,
Ввивался пламенной змеёй.
Жрец брызжет опытной рукой
Яд, каплей в кубок ритуальный
С вином багровым, золотой…
И зелье в чаше поминальной
Смятенной властвует толпой.
…Среди толпы одна жена,
В священном действии, в волненье,
Святого трепета полна,
К богам взывала в упоенье:
«Олимп! – Вместилище святых,
Гармоний, граций, совершенства!
Молю о благе чад своих –
Не дай им горестей мирских,
А дай им высшее блаженство!..»

Окончив же «корыстный торг»,
Горе божественной, надменной,
Воздать почтительный восторг
Ритон* подъемлет вожделенный!
К устам подносит тяжкий рог –
…Вина глоток тлетворно-пенный,
…И поглотил её мгновенный
Блаженства сладостный поток.
За потаенным разговором
Растаял в сумраке испуг.
И распалясь, умильным взором,
Объяла пляшущих вокруг.
Когда летящей меж тенями,
Лик обнажала ей луна,
Во свете мокрыми очами
Блистала радостно она…

Оставив таинства ночные,
Войдя под кров пенат родных,
Зовёт: «Скорей, мои родные
Познайте радостей моих!»
Взывает вновь: «Сыны!» – молчанье…
Душа встревожилась: …беда!?
…Три тела видит, без дыханья –
Почила юность навсегда.
Взревел в ней дух осиротелый
Над страшной явью гробовой:
«Олимп!.. Что в просьбе роковой –
В моих прошеньях неумелых!? 
Зачем божественной рукой
Со древа жизни молодой
Сорвал ты горсть плодов незрелых?
Им, наслаждаться должно было
Ещё в беспечности младой:
Любовных тайн природой милой,
Цветеньем жизни, и собой…
Живое поросли движенье
Сковал навечно хлад теней…
Час рокового разлученья
Не вынести душе моей» …

Ответ богини Громогласной*
Прервал бедняги скорбный стон:
«О, смертная!.. Твой вопль напрасный.
Что есть ваш век!? – В судьбе несчастной
Скупых мгновений жалкий сонм*…
Вы прозябаете с рожденья
В стремленьях алчных и пустых…
Души измученной томленье
Вас ожидает в днях седых…
И в муках бренности ужасной
Счастливый тот, кто не рождён…
Так, вечный беспробудный сон
Прими, как дар наипрекрасный!»

*Элевсинские мистерии – обряды в культах богинь Деметры и её дочери Персефоны. Проводились ежегодно в Элевсине (около Афин) в Древней Греции. Из всех древнегреческих обрядов считались наиболее важными. Культовое действие держалось втайне от непосвящённых, а посвящённые настолько были повязаны страхом перед богами и клятвой о неразглашении, что подробности ритуала, так и остались тайной до сих пор. Известны только общие описания, по слухам. Например, известно, что: Инициация объединяла человека с богом, вплоть до бессмертия и обладания божественной властью в потустороннем мире.
*Богиня-Мать – один из эпитетов Деметры.
*Мистерии были основаны на мифах о Деметре. Её дочь Персефона была похищена Аидом, богом подземного царства. Деметра, являющаяся богиней жизни, после похищения пустилась на поиски дочери. Узнав о её судьбе, Деметра удалилась в Элевсин, а Олимп постигло «духовное опустошение». Тогда Зевс помог ей вернуть дочь. Но Аид настоял на том, чтобы Персефона стала его женой, и третью часть года жила с ним в Подземном мире. Каждый год, когда Персефона возвращается в Верхний мир, на земле всё расцветает и наступает весна. Когда же она «умирает» наступает осень. Элевсинские мистерии воспроизводили горькие проводы и временное возвращение Персефоны.
*Анфион – ручей у стен Элевсина. Из него утолила жажду Деметра, перед тем, как опустилась на камень (впоследствии его назовут «Камень скорби» * и на его месте будет построен Храм Деметры), чтобы отдохнуть и обратиться к Зевсу за помощью.
*Гермиона – «Страдающая». Одно из имён Деметры.
*Громогласная – (авт.) так, как Деметра являлась женой Зевса и была на Олимпе, в пантеоне богов, главной.
*Ритон – рог для питья или воронкообразный сосуд в виде опущенной вниз головы животного. Использовался для священных обрядов.
*Сонм – (здесь) сборище.


Рецензии
Прочёл с удовольствием.
Кажется, в миниатюре "Не был" прихожу к печальному выводу: "Небо закрылось для нас".
Очень точно, качественно.
Спасибо. С уважением,

Александр Чатур   21.06.2020 23:46     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Александр, от всей души!

Юлий Элин   22.06.2020 00:04   Заявить о нарушении