Код Севера-пустота

Код Севера-пустота
Север — тени сокрыты в заснеженных тропах, бесконечность над тундрой —спокойствие сердец. Солнце — космический дирижер ледяного оркестра природы; и ночь здесь бессмертна, точно саамская песнь.

Со временем впечатления тускнеют, превращаются в воспоминания, а потом и вовсе покрываются муаром времени. Но нет-нет,  вскрывается пласт времени и вырывается гейзер воспоминаний. Настолько сильный, что, кажется, не прошло десятилетий, а все произошло вчера. Так бывает, особенно у северян, людей, проживших жизнь в Арктике, Заполярье, затем покинувших эти, казалось бы, нелюдимые угрюмые места.
«-…Я жила там долго, знаю. Север томит, печалит. Хочешь уехать, и не можешь, что-то держит. Не отпускает. Как- будто попал ты в ловушку. Заперли тебя в ней, защелкнулся замок». –пишет мурманская поэтесса
Еще во времена Джека Лондона эта, своего рода болезнь, назвали арктической лихорадкой. Что за микроб ее возбуждает, никому неизвестно, но он существует и не одно столетие. И пока ни один микроскоп его не нашел.
Этот вирус безвреден для организма, но, поселившись в мозгу у человека, вызывает у своей жертвы непреодолимое желание снова оказаться в Заполярье, на просторах Ловозерских и Волчьих тур, на Печенгском перевале.
- Это болезнь воображения – говорят мне авторитеты от психологии – ты чересчур впечатлителен.
 – Согласен –говорю я.- Я человек впечатлительный, эмоциональный, и тут же называю общих знакомых, которых никак не упрекнешь в излишке эмоций. Но, тем не менее, вирус арктической лихорадки гонит их из теплых квартир средней полосы России, а то и юга в края, где почти два месяца тянется полярная ночь,  с завыванием проносятся шквальные ветры, будоражат психику полярные сияния.
Возвратившийся рождается заново. Для него снова становятся родными угрюмые сопки, хмурые зори, бескрайняя тундра.  Вообщем то, отчего он уезжал несколько лет назад. Уезжал, чтобы вернуться снова. Заполярье помогает человеку воскреснуть, сбросить унылость серого бытия. Жителю средней полосы не понять состояния вернувшегося за Полярный круг, который падает в ягель и лежит, вдыхая ни с чем не сравнимый запах. С этим запахом возвращается ощущение возврата. Ты вернулся в свой Дом.
Некоторые идут в своем «излечении» дальше: уходят в охотничьи избушки и живут там. Кто-то рыбачит, кто-то пишет. Другие просто живут, наслаждаясь пустотой.
Вот тут-то я и попался. Назвал причину  непередаваемого, да что там непередаваемого… необьяснимого состояния. Сам я не смогу передать слова характеризующие  пустоту Севера. Наверное, я ее мог только чувствовать, но не в полной мере. Все-таки, я в тундре был гость.
Дадим слово Фарли Моуэту, канадскому писателю, исследователю Арктики: «…Больше всего меня угнетала пустота. Эти ужасные проклятые пространства, им нет конца и края…Их просторы так однообразны, что появляется желание кричать, вопить или перерезать себе глотку!».  Ну как? Задело? Но это еще не все.
«- Пустота Севера, — утверждает философ Григорий Померанц — это живой образ целого. Поэтому теперь, когда люди в потребительском изобилии предметов, жратвы или сенсаций ощущают потерянность, так важна внутренняя сосредоточенность, какую дает наблюдение пустоты в природе. Природа всегда целостна, распад приносит цивилизация. Так называемый исторический прогресс ведет к разрушению прагармонии и духовно калечит современного человека. Лишь в уцелевших архаических культурах сохранилось это ощущение единства». Лучше сказать невозможно, да и не нужно.
Григорий Померанц,  философ, культуролог, писатель, знал, о чем говорит. Он  был арестован в 1949 году по обвинению в антисоветской деятельности, осуждён на 5 лет, отбывал наказание в Каргопольлаге, где и открыл для себя силу пустоты.  «Друзья смеялись над ним — вокруг, мол, бараки да колючая проволока, а он, точно Ромео на Джульетту, влюбленно смотрит на северное сияние. Померанц знал, что побудка на рассвете, что он снова не выспится, но продолжал, словно зачарованный белоснежной мелодией Севера, допоздна бродить по зоне, прячась от дежурных».- Пишет Мариуш Вильк в своей книге «Тропами северного оленя» о философе в черной телогрейке. Он не философ, этот «обрусевший» поляк, но, попав на Север,  остался за Полярным кругом, заразился пустотой и ищет ее начало.
Он не одинок в своих поисках. С незапамятных времен пустынники искали уединения на Севере. Они искали Пустоту. Скажу сразу, что увидеть ее невозможно, ее можно только почувствовать.  Вам поможет   прозрачная   палитра северных красок, которая  позволит  взгляду устремиться вдаль. Такого явления не встретишь нигде, кроме как в заполярной тундре, когда тебя целиком поглотит тундровая бесконечность.
Меня могут поправить тем, что путаю пустынь и пустоту. Нет, не путаю.  Пустынники, они же анахореты, действительно искали уединение под названием пустынь.
« Корявая березка застенчиво прикрывается листочками, соснячок и ельничек, смахнув зимнюю дрему и пушистый снег, зеленеют как-то особенно торжественно. И в этом робком, слабом проявлении жизни растений заключается, увы, вся красота обширной пустыни весною. Ни селений, ни хотя бы одиноких изб не видать. Живут ли здесь люди? Или это край, забытый человеком?» - Пишет  Россиев П.А.в повести «На севере диком». Больше ста лет назад он написал о своих впечатлениях.
Некоторые из пустынников подвергали свою плоть мучениям, возлагали на себя цепи, железные кольца, вериги. Другие  уединялись  в необитаемые местности, пещеры. Однако подобные подвиги пустынничества стали постепенно исчезать, так как церковь вскоре предпочла более мягкую форму отшельничества, именно — общежитие  монахов. А им за монастырскими заботами было не до пустоты. Дай бог справиться с послушанием, возложенным старцами. Так что  среди пустынников могло и не быть искателей пустоты.
Я не сравниваю Померанца со старцами. Для человека, не привыкшего к суровым условиям Севера, даже короткое пребывание за Полярным кругом — огромное испытание. Избыток солнечного света или, наоборот, чернота полярной ночи, добавьте бесчеловечность в пространстве  – все это играет не на пользу.
 «Достаточно пережить долгую полярную ночь с космической бездной над головой, чтобы голова эта наконец уразумела – неба нет» - утверждает Мариуш Вильк в своей книге «Тропами северного оленя». Не моя задача комментировать книгу, но отмечу одно- Вильк крепко потрудился над  изучением явления как пустота. Его фразы вспомнишь, когда будешь лежать в спальном  мешке в тундре в разгар полярной ночи и смотреть  …чуть не сказал «в небо». Ан нет. Не веря глазам своим, всматриваешься в великолепный фиолетовый купол звездного неба и видишь…да! Именно его, космос. Не сразу придешь к такому выводу, но придешь.
Так это ты, современный цивилизованный человек, обремененный всяческими знаниями. А что взять с первобытного саами-лопаря с незапамятных времен заселявших крайний Север. Оказывается много чего можно взять из их многотысячелетнего бытия.  Прав был Григорий Померанц,  сказав: «Лишь в уцелевших архаических культурах сохранилось это ощущение единства». Люди тундры не боялись пустоты, они жили в ней.
- если бы пустоты не было, ее стоило бы выдумать –переиначу я великую фразу.
«Величественная пустота» - Так выразительно передал свои впечатления Эдвин Олдрин, один из американских астронавтов, первыми побывавшими на луне в 1969 году 20т июля. -На фоне чернильно-черного неба поверхность казалась по-дневному яркой, а близкий горизонт манил к себе». Нечто подобное вы увидите в разгар полярной тучи в тундре в Заполярье. Присматриваясь, вы заметите в чернильной темноте клубящиеся промоины, от которых захочется поежиться лопатками.
 - Что это? – невольно произнесешь ты, с трудом отрывая взгляд от бездны.
 –Космос- спокойно, без эмоций, ответят тебе заполярные философы, проводящие все свободное время в тундре и читающие труды великих мыслителей.
 –Ты забыл, где живешь? И не дожидаясь ответа, скажут: - в Гиперборее. - Здесь кончается земля людей и начинается пустота. – авторитетно заявляют земные гуру, прошедшие Кольский полуостров вдоль и поперек. Сознание отказывается понимать услышанное. Ты знаешь, что хотя и находишься в тундре, но там, в нескольких десятках километров, есть «Большая земля» с ее благами и цивилизацией. Но это заявление нисколько не касается  заполярных гуру. Повторяю, что «пустота» это твое ощущение.  Не помню, кто сказал, что ощущение   примерно такое же как различие между  изображением на полотне, и православной иконой — окном в иной мир.
«Север максимально близок к истине пустоты. На севере природа большую часть года спит и меньше искажает своей жизнедеятельностью совершенство абсолютного отсутствия. Этот мир, погруженный в себя, подобен глубоко задумавшемуся человеку. Сюда, по направлению к Карскому морю устремляются души усопших, чтобы, повиснув между двумя ледяными безднами, - космосом и океаном. – Пишет философ Вадим Филатов в  «Предельное в беспредельном». Медленно, со скрежетом «вьезжаешь» ты в смысл слов. Все-таки философия- дело сложное.
Мариуш Вильк изучив материалы Григория Померанца, занялся исследованием жизни коренных жителей тундры Кольского полуострова, пройдя оленьими тропами.
Древние саами не искали внутренней сосредоточенности, она у них выработалась посредством контакта с тундрой, с космосом. Мы же, дилетанты Севера, слепы и глухи в тундре. Нам не услышать и не увидеть пустоты. А она здесь, рядом, с нескончаемой протяженностью, беспредельным пространством. И имя ей- Север, Заполярье.
 «В оцепенении тоски, пытаясь оценить, далеко ли до конца света, который,  казалось мне, был там, за этой горой, я почувствовала внезапно такой спазм души, всегда  тихой и покладистой, что поняла - я стала другой, что-то во мне надломилось или ,скорее, появилось что-то новое,  непонятное. Во мне родилась Пустота». - Пишет Ирина Шер …в иудейской пустыне. Я не решился бы использовать чужие эмоции, да применять  их при описании своих  ощущений в тундре, неуместно. Но я был в пустыне у Мертвого моря и меня охватывало то же чувство. Во мне рождалась пустота.
Внутренние чувства понимания пространства те же, что и в Печенгских тундрах, поверьте. «Пустыня ревностно хранит свои тайны, не отдает  их людям, которые назойливо и беспощадно пытаются ее покорить, «обжить».   То же можно написать о тундре. Словно осколки волшебного зеркала  проникают картины тундры   в души людей, поселяются там, заполняя их пустотой. И в моей душе поселилась эта вездесущая Пустота - пустыня души. Но это произошло не в раз. Нужно было прожить на Севере не один год и, по крайней мере, не бояться тундры.
«Где кончается земля людей и начинается пустота». –Слышишь ты от заполярных философов. Постепенно тебе становится ясно, особенно  если ты побывал на кромке земли, на самом краю Баренцева моря. Там, глядя на бешеные нападки волн на твердь земную, поймешь все: где земля, где пустота. И думать над этой проблемой не нужно, все уже придумано и написано. Возьмите удивительны слова Библии: «Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем.  книга Иов 26 глава стих 7». Значит за краем севера обрыв? Значит Земля плоская по библии, и висит над бездной. А далеко на севере есть обрыв (край Земли), и за ним пустота. И заметьте, так рассуждают не простые обыватели, чего-то где-то нахватавшиеся. Так говорят горные инженеры, специалисты-бурильщики, проработавшие на Кольской сверхглубокой не один год.
Доморощенные гиперборейцы обязательно скажут,  что у людей за время пребывания на Северном Полюсе умственные способности несколько повышаются. Вероятно от действия высокоэнергетических гамма-лучей.
Где пустота, там свобода – скажет тебе немногословный заполярный пилигрим. Открытый горизонт, не загроможденный ничем кроме неба, не пугал их и не вызывал восторга. Они вели себя по-хозяйски, потому что тундра была для них открытой книгой, которую они выучились читать. Учителями были саами, заполярные кочевники. Свобода была для них естественным внутренним состоянием. Особая свобода кочевников, которые не привязаны к вещам, местам и обстоятельствам, хоть и зависят от них, а полагаются лишь на самих себя и на тундру, которая обеспечит всем необходимым. Главное, это Пустота и в ней ты, Вечный странник.
« Важен ведь Путь, а не цель». – вот он явленный нам истинный манифест вечного Странника. Человека, жаждущего найти себя настоящего и ради этого готового отбросить все сиюминутное.
В поиске истоков всего сущего, нужно уйти за «пределы настоящего времени», чтобы встретить оленя и в его глазах увидеть «самого себя тысячелетней давности».  – пишет Вильк о своих ощущениях встречи с саамами, людьми-оленями. «Заглянуть в глубь собственного колодца, откуда была выпущена первая охотничья стрела» и обратить внимание на то, что сокрыто в молчании.  Его это слова или он услышал от мудрецов тундры, неважно.
Говорить о пустоте мало, нужно понять ее сущность, связь с человеком. В этом случае не обойтись без восточных мудрецов. Да пусть на меня не обижаются философы от церкви, они не дают определения пустоты, для них ближе и понятнее –пустынь. Посему прочитаем несколько определений философов Востока:  «Нет ничего лучше покоя, нет ничего лучше пустоты». - Ян Чжу, «Когда твой дух будет не омрачен ни в малейшей степени, когда последние облака недоумения исчезнут, тебе откроется истинная Пустота». - Миямото Мусаи,  «Занимаясь повседневными делами я иду по древнему пути мое сердце спокойно в пустоте не-ума». Дзикан. Думаю, что  достаточно для первичного понимания этой философской категории. Оговорюсь, что  «помог» мне в  непростом вопросе  по пониманию Пустоты  писатель Басов А.Р., занимающийся изучением тайны боевых искусств. «Пустота- философская доктрина об идеальном состоянии сознания –говорит писатель. - В зияющей пустоте ты увидишь себя…» -подводит итог Басов своим изысканиям.  И добавляет цитату :  «Я освобождаю свое сознание, я смотрю на всю Вселенную»- Ван Вэй. После таких пояснений даже мне становится понятно о пустоте. Но кто принес понимание пустоты в тундру, кто же первым сказал, «стремиться  туда, где кончается земля людей и начинается пустота». Мы, наверное, не узнаем.
Хочется все свалить на Мариуша Вилька, если уж он заговорил о пустоте Севера. Но это будет неправильно. Да, он заговорил о пустоте, о ее наличии, но он не философ.  Изрекать доктрины,  формировать категории не его дело. Благодаря своим путешествиям по древним оленьим тропам, Мариуш Вильк  нашел точную формулу состояния человека, длительное время живущего на Севере: «Север — не место. Север — состояние ума».
Ближе к истине - Григорий Померанц, почувствовавший, с его слов, пустоту Севера. Ему «легче», он изучал восточную философию. А как быть заполярным «философам». Восточную философию не осилить, но понять  явление пустоты, встречающееся в тундре, хочется. Может, Вильк прав, погружаясь в прошлое, «старается смотреть на сегодняшний мир со стороны, словно бы глазами охотника на оленей верхнего палеолита». Помните высказывание Григория Прмеранца: « Лишь в уцелевших архаических культурах сохранилось это ощущение единства».
А если познакомишься с саамским фольклором, с его  тремя стихиями шаманского космоса: небесная, земная и подземная,  и вникнешь в ряд элементов шаманской магии, то станет понятно многое, в первую очередь, пустота в саамском эпосе. Тогда вы не закроете преждевременно книгу  Ольги Мартовой «Сон-Хель и Сонгелы» (История поселения на краю света), а, наоборот, воспользуетесь  советом заполярной позтессы: читать по одной главе каждый день полярной ночи и тогда «тьма станет цветной». Тогда тундра развернет перед вами свои тайны. Пусть они окажутся сказкой, но это будут сказки тундры, которые помогут тебе познать таинства пустоты, которым владеют саами. Нужно  помочь себе через разглядывание Другого найти самого себя. Человеку, жаждущему  найти себя настоящего нужно быть готовым  отбросить все сиюминутное. Тогда ты пустишь пустоту в свою душу. И поможет тебе Север. Поможет своим безмолвием, несуетой.
Тогда вы согласитесь  с точкой зрения Элеоноры Майтрейя в ее статье «Великая пустота» - Она – точка во времени и до времени, она – время, она – место в пространстве и пространство, она – всё и ничего,


Рецензии
Почувствовать пустоту Севера или приравненного к его местностям можно только прожив там определенное количество лет.Приезжая на экскурсию на просторы Амура у людей проявляется восторг от мощи воды, от сопок даже если они серого цвета.Люди живущие в 80% мечтают уехать или отправит своих детей, внуков учится в престижные вузы нашей страны. Так что вот такие дела. Повесть очень понравилась легко читается даже для простого обывателя. С уважением Наталья.

Наталья Болотина   05.04.2022 09:52     Заявить о нарушении