Свобода, принуждение, манипуляции

               
                Прежде  чем  перейти  от    концепции,  так  называемого  научного  коммунизма   К.Маркса,  к  его  реализации  в  России  большевиками  во  главе  с   Лениным,  нужно  рассмотреть  значимость  свободы  для  человека  в  социуме   в  свете  представлений  не  философии,  а  социобиологии.
                Ранее  говорилось,  что  для  управления  в  структурированном  человеческом  сообществе  применяются  два  способа.  Прямое  насилие  или  манипуляции  сознанием.  Манипуляции  осуществляются  многочисленными  социальными  институтами  государства.
                Насилие  характерно  для  тоталитарного  государства,  но  и  там  оно  применяется,  хотя  широко,  но  ограничено.  Насилие  характерно  тем,  что  поведение  человека   в  тоталитарном  обществе  определяется  не его внутренними    регулирующими  системами,  а    внешними    факторами.    Конечно,  дыхание,  переваривание  пищи,  мышление  происходит  под    действиям  внутренних  регуляторов,  но    они  тоже  находятся  под  давлением  внешних  условий.   Насилие  можно  представить   как  систему ограничивающих флажков,  выставленных  в  поле  возможной  свободы.    Конечно,  в  социальном  обществе  флажки  выставлены  всегда -  это  законы,  моральные  нормы,  принятые  в  обществе.  Но  отличие  тоталитарного  общества  от  условно  свободного,   в  количестве  флажков  и  в   величине  зоны,  разрешённой  для  возможного  использования.  Чтобы  сделать  сравнение  более  точным  вместо  флажков  можно  представлять  колючую  проволоку  под  напряжением.
                Рабы,  а  также  узники  ГУЛАГА  имеют  наибольшие  ограничения  свободы,  но  и  там  происходит  жизнь  в  результате  процессов  самоорганизации,  которые  в  этих  условиях   создают  причудливую  мораль,  и  свои  законы,  называемые  там  понятиями.  Некоторые  люди  адаптируются  и  к  этим  условиям  существования,  другие  преждевременно  погибают,  не  в  силах  приспособиться  к  нечеловеческим  условиям.  У  ментальности  человека,  как  у  любых  свойств  организма   существует  норма  изменчивости,   за  пределы  которой  данное  свойство  не  может  выйти,  а  организм  не  может  адаптироваться,  когда  внешние  требования  превысят  пределы  возможной  изменчивости.
                Великий  физик  Л.  Ландау,  после  того  как  перенес  автомобильную  аварию,  прожил  еще  6  лет,  но  как  считали  окружавшие  потерял  при  этом  способности  разбираться  в  тонких  вопросах  теоретической  физики,  из  гения  превратившись  в  рядового  физика.  Но  возможно,  как  он  сам  говорил,  дело  в  том,  что  боли,  мучавшие  его  постоянно,  демотивировали  его  разум.  Изменилась  внешняя  обстановка  и  изменились  результаты  работы  разума.  Окружавшие  считали,  что  изменилась  эффективность  разума,  но  изменилось  направление  его  работы. Всё  как  в  генетике.             
                Ментальность  рабов  и  заключенных носит  специфический  характер  и  не  способствует  творческой  деятельности  в  том  смысле,  как  это  понимается  свободными  людьми.   Заключённые  могут  быть  умны  и  энергичны,  но  их  усилия  будут  направлены  на  получение  некоторых  преференций  для  себя.   Рабы  ГУЛАГа  могут  быть  использованы   только как  механическая  сила.  Попытки  создания,  так  называемых  шарашек,     описанные  у  Солженицына  «В  круге  первом»,   где  трудились  квалифицированные  специалисты,  не  способны  вызвать  расцвет  инноваций,  такой  же,  как  в  силиконовой  долине.
                Второй  способ  управления  большими  социумами  состоит  в  создании  технологий  манипулирования  сознанием  людей.  Попытаемся  ответить  на  2  вопроса.  Чем  этот  способ  отличается  от  первого  не  по  технологии,  а  по  результатам  применения?
Второй  вопрос -  нельзя  ли  обойтись  без  манипуляций?
                На  второй  вопрос  сразу  ответим,  что  нельзя.   Если  посмотреть  на  определение  манипуляции,  как  мы  его  понимаем,  то  под  это  определение  подходят  и  воспитание  и  обучение.  А  как  человек  может  без  этого?  Все  не  могут  понимать  всего.  Поэтому  во  многие  вещи  приходится  верить,  а  это  уже  возможность  для  манипулирования  нашим  сознанием.   Демократия  не  может  быть  тотальной.  Можно  демократическими  способами  решать  некоторые  важные  вопросы  и  это  уже  требует  затраты  больших  ресурсов.  Но  решать  многие  вопросы  на  референдумах    не  получится.  Ведь люди  не  обладают  нужной  квалификацией,  информацией,  да  и  желанием  решать    вопросы  не  относящиеся  лично  к ним.  Так  что  без  манипуляций  не  обойтись.


          Манипуляция – это скрытое  воздействие на восприятие людьми  окружающей   среды,   изменяющее  их  поведение   в  соответствии  с  целями  манипулятора.


Манипуляции  для   человека,  а  чаще  для  большой  группы  людей    изменяют восприятие   окружающей  среды,    создавая    симуляцию  среды.  В  результате,  манипуляции   способны  создавать у  чловека  или  группы  людей культурные  адаптации  на  то,  чего  на  самом  деле  нет.
 Идеология  это  созданная  в  результате  длительного  совместного  существования людей система  манипуляций,  которая  помогает  существовать  социуму   как  целому.

                Мы  здесь  описываем  понятие  манипуляции  для  культурной  эволюции  и  манипуляцию  можно  было  бы  назвать  культурной.  Но  я  боюсь,  что  такое  название  создаст  больше  путаницы  в  головах,  чем  прояснит  ситуацию.
                Манипуляции  поведенческими  реакциями  давно  известны  и в  биологии,  но  там  они  совершаются  другими  специфическими   способами.

                Обучение  и  воспитание    приходится  признать  манипуляциями,  но  весьма  полезными  для  индивидуума.  В  определении  манипуляции  сказано,  что  манипуляция  проводится  для  достижения  собственных  целей  манипулятора.    Но  цели  эти  у  преподавателя  совпадают  (так  принято  думать)  со  стратегическими  целями  ученика  и  манипуляции  только  спрямляют  путь  достижения  цели  обучения.  В  противном  случае,   без  использования   манипуляций,  освоить  необходимый  объём  знаний  было  бы  невозможно.  Преподаватели   не  склонны  считать,  что  они  манипулируют  сознанием  учащихся. Но  это  так.
                При  обучении  учащийся  верит  в  некоторые  истины,  благодаря   авторитету  преподавателя.   Авторитет  взрослого   заложен  в  бессознательном  в  виде  инстинктов.  Воспитывая  ребенка,  мы  берем  на  себя  ответственность  за    усвоение  им  базовых  принципов  бытия.
                Если  школьник  усвоил  на  уроках   3  закона  Ньютона,  то  это  не  значит,  что  он  прошёл  такой  долгий  путь  как   Ньютон,     и  равновелик  ему  по  пониманию  проблемы.     Сокращение  пути,   причем  радикальное,  стало  возможно    только  с  помощью  методики  манипулирования,   изобретённой   преподавателями.

  Чем  же  манипуляция,  как  способ  воздействия  лучше,  чем  прямое  насилие?

            Прямое  насилие,  отсекает     механизмы   адаптивного  регулирования  человека,  выработанные  в  результате  культурной  эволюции,   что  приводит  к  последовательному  каскаду  неблагоприятных  биохимических  метаморфоз. Прямое  насилие,  ограничивая  свободу  человека,  угнетает  его  психику,  снижает  активность,  потому,  что    механизмы   внутреннего  регулирования,  выработанные  в  ходе  эволюции  не  имеют  возможности  работать.    Например,  если  пережать  некоторые  артерии, то  происходит  онемение  определённых   участков  тела,  которые  снабжались  кровью через   артерии.  При  длительном  пережатии  может  произойти  отмирание  тканей.
                Аналогично,  при  внешних  ограничениях  свободы  отмирают  некоторые  регулирующие  контуры.  Живой  организм или  его  части,   в  отличие  от  инженерных  систем,  не  могут  выключаться  на  длительное  время  для  модернизации  или  ремонта.  Все  части  организма  должны  всё  время  оставаться  живыми.  Ограничения  свободы  при  помощи  насилия  можно  рассматривать  как  отключение  фрагментов  живой  системы.  Последствия  будут  соответствующие.
                После  отбывания  срока  заключённому  непросто  включится  в  нормальный  процесс  жизни.  Если  же  вся  нация  переживает в   течение  долгого  времени  управление  с  элементами  тоталитаризма,  то  меняется  её  усреднённая  ментальность  и  при  падении  режима  в  результате  революции   возникает  большая  проблема  встать  на  правильный  цивилизационный  путь.  Ограничения  свободы    постепенно  превращают  человека   в  животное,  он  оказывается  выключенным  из  цивилизационного  процесса,  возвращается  в  первобытное  состояние,  имевшее  место  тысячелетия  назад.  Вряд  ли  такой  человек  представляет  ценность  на  данной  стадии  развития  общества.
                Так  было  в  СССР, после  распада  империи  и  падения  коммунистического  режима,  когда  у  руля  управления  новой  России  заняли  место  граждане,   которые  если  и  были  патриотами,  то  патриотами  своего  благополучия  или  благополучия  ближнего  круга.  Сильнейшее  давление  на  власть  в  90 годах  стали  оказывать  неожиданно  появившиеся  олигархи  и  банкиры.  Большая  когорта  людей  на  государственных  должностях   чиновников    не  успевшая  обогатиться,  судорожно  искала,  возможности  торговать  своими  полномочиями.  Выхода  на  правильную  дорогу   с  демократическими  процедурами,  с  разделением  ветвей  власти не  было.  Для  такого  развития  требуется    большое  количество  умных  и  мотивированных  соответствующим  образом  людей  в  управляющих  структурах,  которые  бы  могли  осуществлять  разумную  политику. Они  должны  иметь   однородную  ментальность,  мотивированную  интересами  всего  социума.  Красавцы  евреи  Березовский,  Гусинский, Смоленский  и  другие  сами  по  себе  замечательные  люди,  но   не  интегрированные  в  достаточной  мере  в  основную  нацию  и поэтому,  оказавшись  рядом  с  властью,  а  некоторые  и  во  власти,  преследовали  свои  более  узкие  интересы. 
 
                Манипуляции  сознанием  не  требуют  ограничивающих  флажков,  устанавливаемых   внешним  агентом.  Следствием  манипуляций является  то,  что  человек сам  начинает  себя  ограничивать  в  тех  или  иных  аспектах  деятельности  и   мышления.  Это  не  угнетает   психику   в  такой  мере,  как  внешнее  принуждение, переносится  легче,  выглядит  для  человека  как  естественная  адаптация  к  изменившейся  среде.  На  самом  деле  изменилась  не  среда,  а   её  восприятие человеком  в  результате   манипуляции  его  сознанием.
                Например,  любая  религия  это  вера,    определённая  идеология,  которая  мотивирует  человека  поступать  тем  или  иным  образом.  Но  вера,  это  вечные  ценности,  как  гены  в  генетике,  а  управлять  нужно  каждый  день  и  каждый  день  надо  изобретать  новые  темы  для  манипуляций.
                Для  этих  целей  управляющая  элита  использует  СМИ,  профессиональных  пропагандонов,  привлекает  медийных  людей  к  участию  в  манипулировании.  Штатные  пропагандоны   нашего  телевидения  Соловьев, Скабеева,  Киселев  и  др.  получают  солидное  вознаграждение  за  свою  работу,  обеспечивающее  им  возможность  покупать  недвижимость  и  иностранное гражданство  на  Западе,  учить  детей  за  границей.   Зачем  Н. Валуев  и  другие  спортсмены  сидят  в  Думе?  Чтобы  обычные  люди  знали,  что  вот  простой  парень  Коля  Валуев  о  них  в  думе  радеет  и  голосовали  с  легким
 сердцем.
                Политтехнологи (ещё  одна  разновидность  манипуляторов) придумывают,  как  привлечь  голоса избирателей  на  свою  сторону.   Как  при  ничтожных  результатах  управления  страной  показать  людям,  что  в  некотором  смысле  мы  опять «впереди  планеты  всей».  Их  трудная  работа  заключается  в  том,  чтобы убедить  всех,  что   путинизм  это  наш   лучший  выбор,  что  больше  никого  равного  нет. Нет  Путина  -  нет  России.                Получается  почти  как  у  Маяковского, пропагандиста  коммунистических    начинаний   двадцатых  годов  прошлого  века  знаменитый  слоган:  «Нигде кроме как в Моссельпроме».  Было  такое  объединение  государственных  предприятий  с  1922г.  по  1937  год.
 
                Существует  огромное  количество  способов  манипулирования   в  социальном  обществе. Выбор  способа  зависит  от : 
1. Среды,   в  которой  требуется  проводить  манипуляцию.
2. Материальных  возможностей  манипулятора  (Лица  или  организации  проводящей  процедуру)
3. Изобретательности  и  его  опыта  в  подобных  процедурах.

                Любой  способ  манипуляции  обязательно  должен  приводить к  некоторому  изменению  ментальности  людей,   чтобы  они  с  этой  изменённой  ментальностью  считали  возможной  и  целесообразной  ту  политику (экономическую  и  демографическую  и  любую  другую),  которая  проводится  существующей  элитой.  Чтобы  народ  одобрял  и  поддерживал,   а  элита  продолжала  считать  себя высшей  кастой, современными  боярами.
                Вообще  говоря,  при  манипуляциях  изменяют  часто  не   базовую  ментальность,  а   только  её  часть, ответственную  за восприятие  окружающей  среды.
                Например,  при  надевании  очков  с  цветными  фильтрами  как  бы  меняются  цвета  окружающих  объектов.   Цвета  естественно  остались  прежними,  изменилось  их  восприятие.  Среди  этих  объектов  есть  один,  ради  которого  совершалась  манипуляция.  Он  раньше  выглядел  непривлекательно.  Но   в  очках  он  выглядит  великолепно.  Манипулятор  предлагает  вам  сделать  вывод,   что  такой  цвет  объекта  можно  одобрить.  Реципиент  соглашается,  не  поняв,  что  он  смотрит  на  действительность  через  фильтр.  Задача  манипулятора  в  данном  случае  соорудить  нужный  фильтр  и  нахлобучить  его  на  глаза  человеку  или  группе  людей,  может  быть  на  всю  жизнь.

              Манипуляции  меняют  (протаскивают  в  подсознание)  некоторую  группу  МЭМов  (потребностей  организма),   не  характерных  для  конкретного  человека  или  группы  людей.  При  этом  меняется  восприятие  человеком всей  внешней  среды,  она  как  бы  заменяется  некоторой  симуляцией.  Новое  восприятие  относится    ко  всему окружающему  в  целом.   
                В  процессе  манипуляции  важно,  чтобы  идеи,  которые    нужно  внедрить  в  мозг  реципиента,  которые  ранее  могли  находиться  в  сознании,  проникли  глубже,     опустились  до  его  подсознания,  стали  частью  его  личности,  частью  его  новой  ментальности.  Надо  только  чтобы  очки  случайно  не  слетели  с  носа,  открыв   подлинную  картину.  Значит,  важная  задача  манипулятора  крепче  закрепить  очки  на  носу.  А  впрочем,  если  через  некоторое  время  очки  упадут,  то  возможно  будет  уже  поздно  кого-то  наказывать  и  что-то  изменять.
                Важнейшим  оружием  большевиков  в  1917  году   являлись  бессовестные  манипуляции  сознанием  крестьян  и  пролетариев.  Больевики  обещали  в  лозунгах:  "Землю  крестьянам,  заводы  рабочим,  власть  Советам,  будущее  определит  Учредительное  собрание".  Ничего  из  обещанного  сделано  не  было.
Крестьянам  составлявшим  80%  населения  был   показан  большой  пролетарский  кулак.
                Землю  им  дали на  короткое  время, разрешив  экспроприацию  земель  у  помещиков,   дали  чужую  землю, а  через  некоторое  время  крестьян  согнали  в  колхозы, обобществив  землю  и заодно крестьянский  скот, действуя  пролетарским  принуждением,  диктатурой.
                В  учредительном  собрании  большевики  оказались  в  меньшинстве,  поэтому  его  закрыли,  едва  дав  открыться.   Всё  уже  было  решено  без  учредительного  собрания. Большевики  не  стали  заморачиваться  организацией  подтасовок  при  голосованиях. Зашёл  матрос  Железняк  перепоясанный  пулемётной  лентой  и  приказал  всем  расходиться  потому,    что  «Караул   устал».  А  у  кого  остались  вопросы  по  легитимности,  так  эти  вопросы  оперативно решала  ЧК. 
                Первоначальные  манипуляции  дали  время большевикам для  создания  институтов  принуждения, для подавления  недовольства   масс,  создания  трудовых  армий,    формирования  путем  призыва самую  большую  в  Европе  Красную  армию. Далее  управление  страной  осуществлялось  при  помощи  террора.  Крестьян  сделали  крепостными,  лишив  паспортов,  а  великие  стройки  поручали   рабам  ГУЛАГА.  Это  и  есть  диктатура  пролетариата  в  действии.
                Надо  понимать,  что постоянные  манипуляции  изменяют  сознание  самих  манипуляторов.  Вполне  интеллигентный  и  мягкий  по  характеру,  один  из  главных  идеологов  большевиков Н.Бухарин   в  1920  году  писал  в  своей  книге,  предназначенной  для  будущих  управленцев:  "Пролетарское принуждение во всех своих формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является, как   ни  парадоксально это  звучит, методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи".   
                В   те  года,  ошибающегося  человека  обычно  не  увольняли,  а  подвергали  «перевоспитанию».  Впервые  увольнение Хрущева с  руководящего  поста,  без  перевоспитания    случилось  только  при  Брежневе. 
                Но  в  марте  1938  года  Н. Бухарин,   где - то  оступившийся  перед  Сталиным "подвергся  перевоспитанию"  путем  расстрела. Его  не  реабилитировали  в  1956  году,  хотя  было  ясно,  что  он  "свой  в  доску" коммунист,  и  он  оставался  "врагом  народа"  до  1988  года.   Слишком  много  известных  фамилий,  участвовавших  в  его  осуждении,  подписантов  комиссии  Микояна,  ещё  были  живы  в  1956 году.
                Наступление  цивилизации  на  архаическое  общество  не  следует  понимать  как  тотальное  его  превосходство,  превосходство  в  каждом  аспекте.  Можно  говорить  только  о  превосходстве  в  среднем,  если  усреднять  на  достаточно  больших  масштабах. 
                В  нашей  памяти  сохраняются  эпизоды  счастливого  прошлого,   и  отсюда  иногда  делается  экстраполяция  на  всю  прошлую  эпоху,  и  та  вдруг  начинает  кому-то казаться  утерянным  раем.  Но надо  понимать,  это  ощущение  возникает  благодаря  избирательным  свойствам  нашей  памяти.  Людям,  которые  жили  в  эпоху  сталинизма,  даже  самым  успешным,  можно  только  глубоко  посочувствовать.
                Нынешняя  власть,   унаследовала  способы  добиваться  результатов  путем манипуляций,  принуждения,  без    демократии  и  самоуправления,   вызвав  стагнацию  экономики,  в  стране  с  богатейшей  ресурсной  базой.  Элита  будет удерживать  власть  до   тех  пор,  пока  ситуация  сделается  невыносимой для  граждан  и  она (элита) не   будет  изгнана  с  позором.  Но  тогда    проводить  осмысленные  реформы  будет  уже  невозможно  и  страна  опять  окажется  на  каком  то  случайном  пути,    на  улице,  которая  «не  ведёт  к  Храму».
 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.