Храм души - Сердце человеческое

Сердце – это место обиталища души, место соединения земного и небесного, это святая святых храма души, центр рождения нового, это врата, через которые на Землю снисходит Любовь. Сердце – это центр духовной, сакральной жизни человека. (Сакра;льное (от англ. sacral и лат. sacrum — священное, посвященное Богу) – в широком смысле – всё, имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от
обыденных вещей, понятий, явлений.)

«Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч.4:23).

В Библии слово «сердце» встречается около 1000 раз.

Более ста лет назад один подвижник Божий написал книгу «Поле битвы – сердце человеческое». В ней он описал процессы, происходящие с человеком на Божьем пути. Все они базируются в сердце. По сути – всё, что происходит на Земле, вся борьба между Светом и тьмой – всё это ради спасения и совершенствования души. А душа, как известно, живет в сердце. Поэтому всё, происходящее на Земле, вращается вокруг сердца человеческого, в котором – «источники жизни». А критерий качества сердца – это Любовь. Любовь – есть основа и суть всех добродетелей, суть всего благого, что происходит на Земле и за ее пределами. 

Сердце – это мерило качества жизни человека. Состояние сердца показывает абсолютно всё – состояние души, раскрытие сознания, чистоту мыслей, желаний, внутреннюю гармонию, духовный уровень, потенциал, глубину и высоту.

Мы читаем в Писании:

 «...В сердце у них зло…» (Пс 27:3)

«...Сердце их – пагуба...» (Пс 5:10)

«...Закон Бога его в сердце у него... (Пс 36:31)

 «...Сердце разумного приобретает знание...» (Притч 18:16)

 «...Чтобы нам приобрести сердце мудрое...» (Пс 89:12)

 «...Ожирело сердце их, как тук…» (Пс 118:70).

 «...Веселое сердце делает лице веселым..» (Притч 15:13).

«Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк.7:21-23).

Понятие «сердце», как и понятие «любовь» – очень многозначно. «Сердце» – может означать – душу человека, может означать его чувства. Это может означать наполненность и побуждение его действий, его истинные намерения, исток его мыслей, желаний, поступков. Оно может означать совесть, а может – то, что для человека важно и дорого, что является сокровенным. Сердце – это сердцевина существа человека и, говоря о сердце, часто имеют в виду то, кем человек является на самом деле, его глубину.

Когда мы говорим о духовном сердце, мы имеем в виду вместилище души – место, где открываются Врата в Божий Мир. Все то, что идет вне духовного сердца – тленно, потому что в нем нет Любви, нет небесных корней. Все побуждения человека вне сердца – это страсти, мудрствование, иллюзия, ложь. Все нечистые духи, как и нечистые цивилизации, боятся открытого, горящего сердца, и потому они стараются увести человека с пути сердца, с пути Любви.

Открывая Свой Закон, Господь показывает следствия нарушения его для человека. Одно из проявлений – это трепещущее сердце – т.е. сердце, не имеющее опоры, а потому подверженное воздействию любых внешних факторов.

 «...И Господь даст тебе там трепещущее сердце...» (Втор 28:65 ).

В отличие от этого, те, кто всё отдал в руки Бога и живет Его Законом – имеют твердое сердце:

«…Сердце его твердо, уповая на Господа» (Пс.111:7).

Мы не раз говорили о том, что вследствие первородного греха, человечество пошло путем накопления внешних благ, а не внутренних, путем рассудка, а не путем сердца. Потому, сердце духовное оказалось на задворках цивилизации. Его проявление воспринималось как эмоциональность, страстность, как слабость и чрезмерная чувствительность, или как инаковость, присущая блаженным и юродивым.

Настоящий же характер, значимость духовного сердца показал нам Иисус Христос. Своей Жизнью, Любовью, Жертвенностью, Прощением, Своим Огненным Сердцем Он повел всех, кто вверился Ему – в Свой Мир, в котором правит Любовь. Христос во всём Своем учении поставил во главу угла именно духовное сердце. Каждая фраза двух заповедей, на которых «держатся и Закон и Пророки» – начинается со слов «Возлюби»! Учение Христа – это учение вышней Любви, учение обращения к сердцу, возвращение через него к единению с Богом.

Только через сердце происходит соединение разрозненных начал воедино, только через сердце происходит возвращение к целостности. Через сердце, путем покаяния, восстанавливается то, что разбито грехом.

«…Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже»; «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс.50:19,12).

В какие бы ловушки ни попал человек, на каком бы духовном уровне ни находился – выход из всех искажений, заблуждений, болезней – лежит через духовное сердце. Это – вера, смирение, любовь… Не нужно продолжать запутанные нити, искать и мудрствовать, перебирая в голове причины и следствия поступков. Нужно отпустить абсолютно всё и опуститься на колени перед Богом – так, будто ты еще стоишь на первой ступеньке Божьего Пути. И пусть говорит только сердце…

Господь говорил нам:

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:19-21).

Всё, что человек помещает в сердце – начинает руководить его жизнью, переводя жизнь человека в тот мир, которому он отдал свое сердце. Насколько открыто духовное сердце – настолько и освещена жизнь человека – сердце оживляет все качества, проявления, сферы. Можно сказать, что человек жив настолько, насколько его сердце открыто.

Сердце многомерно. Оно, как Храм имеет несколько врат, за каждым из которых открывается более высший, таинственный мир. Есть внешний двор, внутренний, ступени, преддверие храма, внутренняя часть, где происходят служения и рождаются молитвы, а есть – святая святых, а в ней – таинственный ковчег Завета, где является Бог. За этими Вратами исчезает граница между человеком и Богом. Как открываются эти Врата? Этот вопрос всегда волновал тех, кто искал Бога. Врата сердца открываются через жертвенность. Сначала человек жертвует своими грехами, греховными привычками, потом жертвует своими интересами, поднимаясь над своим эго, обретая способность сострадания. Потом он жертвует своими привязками, ради свободы духа в его жизни, ради служения. Последние врата открываются тогда, когда Любовь к Богу заполняет всё и у человека не остается никаких опор, кроме Него, никаких целей, кроме цели быть с Ним и Им жить.

Поскольку сердце – это центр сакральный, священный – никто не может вносить в него то, что принадлежит миру греха. Библия говорит:

«Не любите мира и того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин.2:16).

Здесь, как мы понимаем, имеется в виду, не мир, сотворенный Богом, ибо все, в чем есть Его частица – прекрасно и может служить во благо. Мир здесь – это мир иллюзии, суеты, мир лжи, мир греховный, с его законами, построенными на жажде иметь, на эгоизме. Любые страстные привязки – принадлежат миру сему, потому что идут не от Любви. Все, чему человек отдает свое сердце, вне Бога – есть идолы. Когда человек так поступает и вносит чуждое Богу в свое сердце – идет осквернение и вирус мира сего начинает проникать в душу. Потому врата сердца закрываются и человек теряет связь с высшим, связь с Богом.

В святая святых не могут входить внешние люди, не могут входить прихожане, но только первосвященник в своем высшем состоянии. Это может быть только душа, открытая своему духу. Переживания, беспокойство, страхи, обиды, разочарования – рождаются от воздействия мира сего. Все это затмевает сердце, сбивает его с правильного ритма, выбивает из колеи. 

«...Тоска на сердце человека подавляет его...» (Притч 12:25)

Проходя ситуации, заставляющие страдать сердце, иногда происходит так, что человек выходит из них, но на сердце остается нечто, подобное пеплу, который отягощает его. Постепенно теряется радость, сердце становится хмурым, уставшим. Все вокруг будто покрывается дымкой. Следом уходит вдохновение, теряется вкус жизни.

«...Сердце знает горе души своей...» (Притч 14:10).

Почему так происходит? Потому что задачи были решены не в полноте – что-то не смогли отпустить, где-то не простили до конца, в том числе и себя, не хватило доверия Богу, веры в Его Промысл. Т.е. человек сделал поступок, но внутри до конца не согласился с ним – сделал его не от любви, а на какой-то процент – от страха, потому что не видел другого выхода. Еще бывает такое, что сердце сковывает непонимание происходящего. Человек продолжает жить дальше, но внутри остается какая-то скорбь из-за того, что он не понимает ситуацию, она не раскладывается в его сознании, простыми словами – у него не получается ее переварить. Конечно, будучи людьми, мы не в состоянии увидеть причин и сути того, что происходит. Но, где не хватает понимания – нужно заменять любовью, смирением, благодарностью. И, рано или поздно, но состояние сердца изменится – и оно освободится от своей ноши.

Сердце – это тончайший орган чувств. Если его загружать страданиями – он выходит из строя. Есть страдания, которые очищают, а есть – которые отягчают. В чем отличие? Сердце обладает способностью не только чувствовать боль, но и пережигать ее. Если, ощущая боль, человек возводит поток вверх – это смирение, покаяние, любовь, благодарность – то включаются механизмы пережигания, а за ними – утончения. Потому что Господь дарует Свою Благодать и Милость.

«…Так как смягчилось сердце твое, и ты смирился пред Богом, услышав слова Его о месте сем и о жителях его, - и ты смирился предо Мною, и разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал [тебя], говорит Господь» (2Пар.34:27).

Если страдания вызывают поток вниз – это обида, ропот, сетование, страх, сомнения, гнев – то сердце отягчается, забиваются его тонкие лепестки и каналы и оно покрывается чем-то, похожим на накипь.

Что мешает открыть сердце? В первую очередь – любое проявление гордыни. Ведь именно гордыня сместила центр человека с сердца духовного в сторону своего личного, земного «я», его воли. Другими словами – центр личности съехал с духовного сердца, через который есть прямая связь со всеми сферами, началами существа человека – в сторону солнечного сплетения, которое отвечает за проявление личной воли, и в котором гнездится земной рассудок – этот центр так и называют – «нижний мозг». В этом смысл числа зверя – человек на вершине всего, а не Бог – человеческий разум, его достижения. Не хватает лишь любви сердца, чтобы всё в жизни человека было освещено Светом Божьим. Человек расширяет свой рассудок, пытаясь доказать, что он сам руководит своей жизнью, что он сам причина всех благ в своей жизни – а не Бог.

«Мудрость твоя и знание твое – они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоем: "я, и никто кроме меня"» (Ис.47:10).

Любое проявление гордыни и порожденных ею грехов – блокирует духовное сердце. Кроме того, сердечный центр напрямую связан с центром воли. Любовь не может быть пассивной – она всегда действенна. Все болезни воли блокируют духовное сердце. Это страх, неуверенность, теплохладность, а также и самоуверенность, упрямство, наглость и т.д. Так, о грехе упрямства, строптивости, непокорности в Библии сказано немало:

 «...И сделал упругою шею свою и ожесточил сердце свое до того, что не обратился к Господу Богу Израилеву» (2Пар 36:13).

Мы знаем, что сердце выступает центром молитвы, которая есть живая нить с Богом.

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:6).

Это описание сердечной молитвы – когда человек затворит двери от всего мирского, и из самой своей глубины – т.е. через сердце – обратится к Богу. Только такую молитву слышит Бог. Иисус Христос сказал:

«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:19,20).

Когда люди в согласии обращаются к Богу – у них единое сердце. Это и есть качества Божьей Церкви:

 «...И над Иудеею была рука Божия, даровавшая им единое сердце» (2Пар 30:12 ).

«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян.4:32).

О рождении Божьей церкви в едином сердце сказано и в пророческом откровении Иезекииля:

«И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом» (Иез.11:19,20).

Часто люди спрашивают – зачем надо что-то просить у Бога – ведь Он и так все знает. Да, конечно, Бог Всеведущ, но молитва – это не только сообщение Богу своих потребностей, проблем – хотя, в первую очередь, она должна быть передачей Богу своей любви и благодарности. В любом случае, молитва – это создание канала к Богу, открытие пути для Его проявления. Наш мир погружен в некое подобие тумана, через который слабо проникает Божий Свет. Огненная молитва веры раздвигает этот туман, подобно тому, как жезл Моисея разверз Красное море. И по этому пути в нашу жизнь устремляется Божья Сила, Его Огонь, Его Помощь. Потому здесь нужна сильная вера и искренняя Любовь – ничто другое не сможет победить туман иллюзии.

В Библии есть много примеров силы молитвы. Это было и в Ветхом Завете – в жизни Иосифа, Иакова, Авраама, Моисея, Даниила. В Новом Завете, кроме чудес, совершенных Христом, описано много чудесных проявлений по молитвам учеников Христа. Это и исцеления, воскрешения, освобождение из темницы.

Апостол говорит: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16).

Всегда люди знали, что есть на Земле молитвенники, на которых держится Земля. Сейчас, когда идет Суд Божий, мы не случайно находимся на Земле. Необходима серьезная стабилизация всех происходящих процессов, присутствие живых проводников, которые протянут канаты Божьей Силы через свои сердца. Земля меняет свой облик, раскрываются ее центры, идет очищение, освобождение от накопленного негатива. Это может быть взрывом, а может – более спокойным путем, если найдутся те, чьи души всегда открыты Богу.

Когда-то праотец Авраам выпрашивал у Бога спасти город, если найдутся там хотя бы 10 праведников. Жители Ниневии упали в покаянии перед Богом и город не был разрушен. Царица Есфирь и евреи, жившие в Ассирии слезно просили Бога о помиловании народа и Господь помог им, обратив их печаль в ликование. Во времена Маккавеев народ молил Бога о помощи и Тот явил им спасение, смущая врага небесными явлениями, вводя царя в забвение и сон, не допуская осквернение Храма нечестивыми царями и военачальниками.

У Бога нет Воли убивать и разрушать, но люди посеяли на Земле слишком много зла и оно несет смерть и разрушение. Когда мы просим искренне, с верой, от самого сердца – то формируется поле Света и Любви, которое объемлет все Божье и укрепляет его, восстанавливается гармония, закрываются пустоты и события проходят более мягко. Катаклизмы откладываются – чтобы люди могли успеть покаяться и переродиться, чтобы не погибли их души. Мы знаем, что сейчас идет и сбор плевел – и многие события невозможно изменить, и мы, как люди не можем знать всего. Потому мы просим – «Как будет Воля Твоя, Господи»!

Молитву нельзя понимать, как заказ в бюро услуг – Бог помогает нам, но на первом месте всегда стоит спасение души, созидание Божьей Церкви. Иногда человеку нужно что-то пройти, чтобы обрести силу, опыт, избавится от страха, освободится от греховных уз – мы не можем думать, что у нас все должно быть гладко и без проблем, ведь мы – воины, а не отдыхающие в санатории. Но, когда мы просим – нам  подсказывают – о чем именно должна быть молитва, куда нужно направить ее, чтобы достичь максимального воздействия на события, не помешать, но выровнять.

Когда мы читаем слова: «…Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф.24:21,22) – то это произойдет по молитве праведных душ и по молитве Утешителя.

Когда человек зациклен на своих проблемах, просит только за себя – его сердце закрывается и он не сможет ни услышать, ни пропустить через себя нужный в данный момент поток, да и его молитва услышана не будет. Но когда мы в согласии просим, имея единое сердце – то становимся Его действующей армией, строителями Нового Мира, участниками таинства, где незримыми путями созидается на Земле Божье Царство и утверждается Его Воля. И тогда и каждая клеточка получает выздоровление и все то, что ей необходимо, чтобы полноценно жить и служить Богу.


Рецензии