Великая Отечественная война для меня это

…прежде всего, грозное предупреждение современникам и их потомкам. Подобной войны больше никогда не должно быть на Земле! Только сейчас, когда я накопил достаточно жизненного опыта, а мои виски посеребрило время, я стал понимать пожелание советских ветеранов-фронтовиков: «Главное – чтобы не было войны». Для многих современных людей, особенно молодых, не нюхавших пороха, эти слова не кажутся значимыми. Они полагают, что главное – это сделать карьеру, накопить как можно больше денег, купить элитный дом, шикарный автомобиль или даже яхту. Потому ли, что они не перестрадали, не перечувствовали и не пережили страшных событий военного времени?
В отличие от них фронтовики знали цену своим словам. Они теряли родных, друзей и знакомых. Шли в атаку, оборонялись, сходились с врагом в рукопашном бою, отступали, совершали изнурительные марш-броски, форсировали реки. Получали ранения, обморожения, ожоги, контузии. Тонули, болели, недоедали, недосыпали. Разучились беззаботно смеяться. В состоянии, когда витавшая рядом смерть часто оказывалась сильнее жизни, трудно было радоваться и веселиться. Их души черствели, сердца покрывались рубцами от горя и переживаний, волосы седели. Фронтовики видели руины родных городов и сёл. Видели следы зверств, совершённых фашистами на нашей советской земле. Все эти ужасы снились потом им долгие годы. Просыпаясь, фронтовики ощущали страшное послевкусие боя. И кое-как успокоившись, приходили в себя, понимая, что это всего лишь сны.
Нынешнему молодому поколению нужно чётко осознать: война – это не красочная компьютерная игра с множеством запасных жизней. Это безобразная страшная реальность, когда приходится убивать по-настоящему, когда могут убить и искалечить тебя самого. Как тут не вспомнить отрывок из воспоминаний художника газеты «Красноармейская правда» Ореста Верейского, дружившего с Александром Твардовским и прославившимся иллюстрациями поэмы «Василий Тёркин. Когда 9 мая 1945 года сообщили о Великой Победе, среди всеобщего ликования Верейский заметил плачущего пожилого солдата, которого Твардовский пытался успокоить. Солдат же бесконечно повторял: «Сегодня люди перестали убивать друг друга!»1
Желание поскорее начать мирную жизнь и прекратить уничтожать друг друга неоднократно встречается и в воспоминаниях солдат, бывших до войны простыми крестьянами и рабочими. Они храбро сражались, переносили военные тяготы и страстно хотели, чтобы война быстрее закончилась. Так, рабочий Мечислав Мельников, вспоминая о пережитом, сказал: «За те четыре года, что я воевал, мне порядком надоела эта война. Убивать людей – тоже не так просто, хотя и знаешь, что это твой враг. Поэтому мне, да и моим товарищам побыстрее хотелось вернуться домой и взяться за своё ремесло. Мне хотелось побыстрее встать к станку, заняться столярными делами. Другим хотелось пахать землю, потом засеять её хлебом. Но для всего этого нужно было дойти до Берлина…»2
Однако всех солдат и офицеров Рабоче-Крестьянской Красной Армии успокаивало и давало им силы одно: на нашей стороне Правда! Все понимали: фашисты пришли к нам, чтобы поработить нас и разрушить всё, что нам дорого, а этого нельзя было допустить. И те огромные человеческие потери, которые понёс советский народ, не дают права послевоенным поколениям об этом забывать. Вот что по этому поводу написал участник Великой Отечественной войны, кавалер орденов и медалей за боевые заслуги поэт Алексей Гречук, родившийся на Украине и живущий сейчас в Литве.

Старенькая немка! В страшной круговерти
Бесконечный мир, холодные ветра.
До сих пор выпахивают со следами смерти
Крупповскую сталь на поле трактора.

Ну, и как там вальсы – всё звучат под Веной?
Как там доктор Фауст – борется со злом?
А у нас навеки парни с клятвой верной
Молча разместились в рамках под стеклом.

Я не шлю проклятий, ни плохого слова.
Твой, возможно, тоже сгинул на войне.
А за что он дрался? По какому зову
Не кричит «Хайль Гитлер!» – в рамке на стене.3

Храню память о погибших и я. Война унесла жизни и моих родственников. Во время блокады Ленинграда наша семья, насчитывающая 12 человек, потеряла 11. Моему прадеду Зиновию Баюканскому предлагали эвакуироваться, но он, будучи пожилым человеком, отказывался. Сумел прожить в блокадном городе самый страшный год, и когда ему стало совсем плохо, его вместе с дочерью Евгенией эвакуировали в Вологду. Там они умерли от истощения в апреле 1942 года. Зиновий Григорьевич на два дня пережил свою дочь: она умерла 2 апреля, он – 4.
В живых остался лишь мой отец Анатолий Баюканский. Со второй попытки его сумели переправить на Большую землю. Первая окончилась неудачно: колону ремесленников, в которой находился и мой отец, обстреляли немецкие самолёты. Большая часть ребят, идущих по Ладожскому озеру, погибла. Отца с тяжёлой контузией привезли обратно в осаждённый Ленинград. Он пролежал в госпитале полгода. В восемнадцать лет сбежал с сибирского военного завода и ушёл добровольцем на фронт. Воевал с 1943 по 1945 годы. Освобождал Белоруссию, принимал участие в боевых действиях в Восточной Пруссии, Латвии, затем в Северном Китае. Демобилизовался в 1949 году.
Воевали и мои родственники из Одессы. Двоюродный дядя Даниил Михайлович Баюканский, будучи рядовым, погиб 26 мая 1943 года. Похоронен в деревне Сосновка Угранского района Смоленской области. Другой двоюродный дядя, Осип Михайлович Баюканский, был краснофлотцем. Храбро сражался и вернулся домой с почётом. Награждён медалью «За оборону Одессы», орденом Красного Знамени (1945) и орденом Отечественной войны 2-й степени.
Слушая рассказы моего отца о том, что пришлось ему пережить, вспоминаю строки американской поэтессы Алёны Кофман:

Говорите детям о войне.
Говорите, правды не скрывая.
Пусть они поплачут в тишине,
Вместе с вами головы склоняя.

Говорите детям о войне,
И о прадедах-героях говорите.
Пусть они увидят в вышине
Журавлей летящих вереницы.

Говорите детям о войне,
О сожжённых заживо, убитых,
О блокаде, голоде зиме,
Чтобы ужасы те не были забыты.

Говорите детям о войне,
Чтоб услышал и запомнил каждый.
И когда-нибудь в своей семье
Детям о войне они расскажут.4

Вторая мировая война унесла миллионы человеческих жизней. Фашистская Германия мечтала о мировом господстве, и только благодаря великому подвигу советского народа, на долю которого выпало самое тяжёлое бремя войны, удалось уничтожить военную гитлеровскую машину, подчинившую большую часть Европы.
Казалось, идеи человеконенавистнической фашистской идеологии должны кануть в лету безвозвратно. Однако прошли годы – и её последователи начинают оживать. Не только в Европе, но, к сожалению, и у нас. И мы, как наши отцы и деды, чтобы их жертвы не были напрасными, не должны этого допустить!

1 Л. Довыденко. Тёркинские чтения и Знамя Победы. 2019.

2 В. Бердинских. Речи немых. Повседневная жизнь русского крестьянства в ХХ веке. Из-во Ломоносов. М., 2015. Стр. 180-181

3 «Ступени». Международный альманах 2019. Вильнюс. Алексей Гречук. Старой немке. Стр. 61-62.

4 «Ступени». Международный альманах 2019. Вильнюс. Алёна Кофман. Говорите детям о войне. Стр. 107-108.


Рецензии