Активный гражданин

В советские времена среди автомобилистов был очень популярен журнал "За рулём". А в нём был такой своего рода сатирический раздел, авторами публикаций в котором были сами читатели. Раздел назывался "Стоп-ляп", и в нём размещались фотографии, сделанные читателями журнала на дорогах. На эти фото попадали дорожные знаки, светофоры и дорожная разметка, выполненные со всевозможными анекдотичными нарушениями.

Представляете, это в те, в общем-то, не такие уж и далёкие времена, когда сделать фото было совсем непростой задачей?

Во-первых, нужно было всегда иметь при себе заряженный фотоплёнкой фотоаппарат. А иначе, как же ещё сделать фотоснимок "косячного" объекта, внезапно повстречавшегося на дороге? Тем более в те времена фотоаппарат был далеко не в каждой семье, а если и был, то совсем не каждый занимался фотографированием.

Во-вторых, сделав кадр фотоаппаратом, нужно было основательно потрудиться потом, после съёмки, чтобы получить готовую фотографию. Либо самому в домашней фотолаборатории, либо посетить фотосалон, поскольку проявить плёнку и перенести с плёночных негативов на фотобумагу отпечатки сделанных снимков было далеко не под силу каждому из фотографов-любителей.

И в-третьих, готовые снимки нужно было отправить в редакцию журнала, причём не электронной почтой, к которой мы в настоящее время уже привыкли, а обычным почтовым отправлением в конверте.

В общем, "титанический" труд, согласитесь.

Но люди-активисты, неравнодушные к окружающему их миру, были во все времена. А потому в любимом многими всесоюзном журнале в разделе "Стоп-ляп" регулярно появлялись новые фотографии фактов криворукости дорожников и слепоты ГАИшников, после публикации которых в запечатлённых на фото местах наводился должный порядок, а всем виновным выдавалась заслуженная порция "взбучки", о чём потом читатели журнала информировались отдельно. В общем, была такая действенная критика от народа.

Сейчас, в эпоху Интернета и развития так называемой цифровизации все описанные выше действия практически любой человек может выполнить буквально за несколько минут. Потому что в руках у большинства смартфон с цифровой фотокамерой, с помощью которой можно сделать моментальную фото- или видеосъёмку. В смартфоне – выход в Интернет, с помощью которого в считанные секунды можно оказаться на сайтах либо у нерадивых исполнителей, либо у тех или иных контролирующих их органов. И вот через несколько минут ты уже можешь стать активным гражданином, именно так это теперь называется. К примеру, в Москве столичная мэрия с названием "Активный гражданин" сайт придумала и запустила его в Интернете с призывом "Вместе мы сделаем Москву лучше!"

Казалось бы, налицо прогресс, и стоит ли быть недовольным. Ан, нет! Вот довольным быть почему-то не получается.

Лет пять назад решил я стать активным гражданином – обратился на сайт пригородной пассажирской компании с информацией о том, что в электричках по громковещателю постоянно транслируются, что называется, "протухшие" объявления, в которых упоминается несуществующая к тому времени уж года четыре как служба "милиция", российским законом переименованная в "полицию". Как-то "резало" это слух, потому и обратился.

И что вы думаете, я получил в ответ месяца так через два после своего обращения? Что-то вроде этого: "Мы (пассажирская компания) являемся перевозчиком и берём подвижной состав у АО "Российские железные дороги (РЖД)" в аренду, как бы "со всеми его потрохами", то бишь в том числе и с записями информации в громковещательных установках. Поэтому, что касается информирования пассажиров в поездке, так это обращайтесь туда, а мы тут ни при чём".

Ну, прямо, как у Аркадия Райкина. Помните его интермедию, как в советском швейном ателье в отделе выдачи работник ателье выдаёт клиенту только что сшитый готовый костюм по его заказу? И на вопрос клиента, недовольного качеством пошива костюма, отвечает вопросом: "К пуговицам претензии есть?" – спрашивает работник ателье у заказчика. И сам же себе тут же отвечает: "Не-е-е-ет! Пуговицы пришиты крепко, не оторвёшь! А то, что сам костюм косо скроен, то скажите "спасибо", что рукав к гульфику не пришили!"

Так и здесь. "Мы вас из пункта А в пункт Б доставили? Доставили! Скажите "спасибо", что возим. А то, на чём и как, это ни к нам. Грязь в вагонах, печки зимой не работают, душно летом, мало вагонов в составе, информация допотопная – это не к нам, это вам в "РЖД". Что нам они дали, на том и возим". Вот и весь ответ активному гражданину.

С тех пор, как я получил ответ, пролетело уже пять лет. И тут недавно я опять решил стать активным гражданином. Просто не выдержал. Ведь прошло уже почти девять лет "от рождества" полиции, а соблюдение порядка в электричках всё ещё продолжает контролировать наша доблестная милиция. Такова версия железнодорожников, которая все эти годы продолжает звучать из громковещателей электричек. Вот девять лет позади, по закону её, как вроде бы и нет, а в реалиях получается она, как вроде бы и есть. Потому что из громкоговорителей о стражах порядка по-прежнему: "Моя милиция меня бережёт". Помните такой слоган? Именно он всё так же актуален у подмосковных железнодорожников.

Итак, как говорится Интернет мне в помощь, и готово обращение в контролирующий орган – в министерство транспорта Подмосковья. И всего-то два месяца ожидания и сразу два ответа – и от министерства, и от перевозчика. Оба как под копирку про одно и то же – перевозчик тут ни при чём, это всё "РЖД" проклятые. Безобразно свой транспорт готовят и таким плохо подготовленным подают. Министерство, правда, добавило, что оказывается, оно уже потребовало от "РЖД" наведения порядка.

Что ж, подождём ещё... Лет так девять... Очередных... Лично мне так кажется (надо же, опять цитирую А. Райкина).

Пока шло время, и ответы на проявленную мною гражданскую активность где-то там в недрах министерств и ведомств готовились, мой пыл быть активным гражданином не иссякал. Он искал себе объекты приложения, благо их, если присмотреться, действительно вокруг предостаточно.

В прошлой жизни (так я называю свои бывшие профессии, и их у меня довольно-таки много) мне когда-то приходилось проектировать установку дорожных знаков, светофоров и прочих средств организации дорожного движения, а потому решил я свой неугасающий пыл активного гражданина направить в эту область.

Как бывшему проектировщику мне, естественно, известно, что при установке средств организации движения требуется соблюдать установленные в государстве стандарты. Так что всего-то, возьми приглядись, вспомни ГОСТы и выяви несоответствия. Приглядываюсь, вспоминаю, иногда в Интернете в нормативные документы заглядываю. И действительно эти несоответствия выявляю. У меня уже есть их своеобразная "копилка".

Подталкиваемый пылом активного гражданина отправил я тут недавно из своей "копилки" три "стоп-ляпа" на рассмотрение к главным ГАИшникам на их Интернет-сайт. Стал ждать результатов, тем более факты, отражённые мною, каждый день у меня перед глазами по утрам по пути на работу и вечером с работы домой.

И вот через пару-тройку дней после моих посланий вдруг вижу, а обстановка-то меняется. Обозначенные мной ненужные дорожные знаки демонтируются, а неверно установленные переустанавливаются согласно тем самым требованиям госстандартов. Я даже загордился собою где-то там внутри своего сознания. Ну, надо же, думаю, выходит я действительно тот самый активный гражданин, который способен влиять на окружающую нас всех обстановку.

И тут приходит по "электронке" ко мне первый ответ на один из тех моих трёх посланий.

Думаете мне там выразили хоть какую-то признательность за мою гражданскую активность? Ага, дудки!

ГАИшники (уже местные, те, у которых "под носом" я эти "стоп-ляпы" обнаружил) мне сообщают следующее. Мол, они выехали на место, обследовали участок, всё сфотографировали и никаких несоответствий не выявили. Вот так вот!

Объективно, оно ведь там сейчас именно так и есть – после переустановки и демонтажа "ляпов" там действительно теперь никаких несоответствий не наблюдается.

А из ответа по его сути вытекает, что я попросту болтун, напрасно отвлекающий от дел доблестных блюстителей дорожного порядка. Ведь недостатков, о которых я сообщал, ими не выявлено.

Не находите, что это простое свинство и откровенная наглость со стороны всех этих чиновников в погонах, готовивших и отославших мне такой ответ?

Хотя, в принципе, всё нормально – моя гражданская активность привела к тому, что наведён порядок и можно было бы просто порадоваться, но...

Это мне некоторым образом анекдот про пропавшие на банкете ложки напомнило. "Ложки нашлись, но осадок остался". Вот чем-то похожий на тот из анекдота осадок у меня теперь от этого полученного письма. Ведь в нём мне фактически написали: "Ты что, дядя, нам тут уши трёшь? У нас на участке всё в норме, а ты тут болтаешь, что попало, всякую напраслину городишь, работать мешаешь..."

Так что пыл моей гражданской активности это письмо практически погасило. Можно было бы, конечно, попытаться "отбрить" этих наглецов с большими звёздами на плечах, видимо больных "звёздной болезнью", а потому страдающих от своей непогрешимости и вседозволенности. Но как-то расхотелось, – пыл-то угас. Так что пусть их, бог им судья...


P.S. А всё-таки, друзья, как вы думаете, ВМЕСТЕ мы сделаем нашу страну лучше?



декабрь 2019 г.


/иллюстрация из Интернета/


Рецензии