Divinо

Параноик - divinо  или Divinо - параноик

Только что посмотрел фильм «Грех», так широко рекламирующийся по ТВ. Микеланджело в фильме Андрея Кончаловского конченный параноик. Кругом одни враги, которые хотят его отравить, либо забрать заказ, либо обмануть. Кругом одни лжецы и обманщики. Какие там творческие замыслы. Там художника и близко нет. Это одержимый и злобный, и жадный человек.  Ни разу нам не показывают процесс работы. Ни готовых его произведений.  Даже фрагментов. Так что складывается впечатление, что он  просто каменщик в каррарском карьере. Добыча мрамора представлена наиболее подробно, тщательно и достоверно. Флоренция в фильме - грязный, мрачный и опасный город, на улицы которого выплескиваются из окон помои прямо на прохожих и проституток.  Если вы насмотрелись художников эпохи Возрождения, портреты прекрасных людей с одухотворенными лицами, в драгоценных костюмах, и думаете увидеть в этих костюмах актеров, думаете увидеть ценителей, для кого и создавались шедевры Возрождения, то вас ждет жестокий облом. Все тут одеты в серые робы, по сравнению с которыми одежда русского крестьянина в лаптях – верх дизайна и совершенства.  Отца Микеланджело бьют в семье нещадно, отнимают деньги.  С этого и начинается фильм. Тут вообще сплошные скандалы, тут постоянно идет непрекращающийся ор, перерастающий в драки. Причем, причина скандалов совершенно неясна. Тихих сцен, в которых слышится внятная человеческая речь, по пальцам пересчитать. То, что этот бесконечно больной человек, врывающийся в дома конкурирующих скульпторов с криком; "Вы мен6я отравили" и натурально блюющий в тарелку хозяина,  может создать, написать, вырубить хоть что-либо путное, поверить невозможно. Но зрительный зал принимает вполне благожелательно картину. Труд немалый! Это уважаем.
Главной идеей фильм напоминает "Андрея Рублева".  Сценарий помним Андрей Кончаловский писал вместе с Андреем Тарковским. То есть, несмотря ни на что, вопреки всему,  вот такими людьми (сумасшедшими, в быту ужасными) в таких неподходящих условиях, рождались шедевры. И в конце повторяется прием "Андрея Рублева" - показываются работы Микеланджело.  Но всего три!  Ну, почему не показать широко и объемно итог жизни?  В финале (уже втором) Микеланджело идет по горной дороге с макетом собора святого Петра в руках.  Куда он его несет непонятно.  И вообще, собор не он-то строил.  Кажется, что он хочет получить за него деньги...  С нас типа.
Фильм снят на итальянском языке.  Я смотрел с одноголосным переводом. (Есть и полный дубляж.) То есть итальянская речь совершенно отчетливо слышна. Можно учить итальянский! Запомнил одно слово.  Папа Римский говорит скульптору: "Дивино!" То есть - Божественный.


Рецензии