Женщина о Женщине и о войне
(рецензия на фильм Натальи Шауферт "Ресентимент", 2019 г.)
Приз за лучшую женскую роль на международном фестивале кино стран содружества «Московская Премьера» получила актриса Дана Чобану,
исполнительница главной роли в фильме Натальи Шауферт «Ресентимент».
Тема фильма оказалась чрезвычайно актуальной именно в рамках такого фестиваля, собравшего в своих кинозалах представителей бывших союзных республик. Сюжет разворачивается в момент распада СССР, в 1991-1992 годах на берегах Днестра, который издревле выступал геополитической границей между Востоком и Западом. На наших глазах происходит борьба жителей Левого Берега против набирающего в Молдове силу агрессивного унионизма. Население Левобережья решительно отстаивает свою независимость, укрепляя Приднестровскую Молдавскую Республику, в то время как представители националистического прорумынского Правобережья готовят против Приднестровья военную операцию с тем, чтобы ликвидировать, по их выражению, этот очаг сепаратизма (прямая аналогия с сегодняшней ситуацией на Украине).
В войну, развязанную в марте-июне 1992 года, оказывается втянутым почти всё мужское население страны: погибают тысячи молдаван, русских, украинцев и представителей других братских народов. Это мужской мир: оружие, кровь смерть. Рядом с ним соседствует и зависит от него другой мир – женский. Тихий, спокойный безмятежный. Не случайно героиня Даны Чобану носит имя Галина, которое в русской интерпретации имеет значение: «Штиль».
«Ресентимент» – вторая картина молодого, но уже известного молдавского режиссёра Натальи Шауферт. Фильм о различии мужского и женского, фильм, снятый Женщиной о Женщине и о войне. О Женщине в лучшем смысле этого слова – безусловно любящей, рождающей, прощающей, заботливой. Фильм о Женщине, верящей мужчине, и впоследствии обманутой им.
Представленная на экране как будто простая история, несёт в себе черты советского кино, наследующего коренные традиции русского искусства: такие как сочувствие к «униженным и оскорблённым», внимание к «лишнему человеку» и вздох о тяжёлой женской доле. Но непривычное русскому уху название расширяет смысл картины, делает её актуальной, своевременной и даже злободневной.
Ресентимент – важнейшее понятие современной западной философии, впервые введённое Ф. Ницше в работе «Генеалогия морали» [1]. Смысл этого понятия заключён в чувстве враждебности по отношению к тому, кого субъект считает причиной своих неудач. Это чувство неполноценности, и, как следствие, зависти по отношению к «врагу», образ которого «обиженный» создаёт в своём воображении, надеясь избавиться таким образом от мучительного чувства собственной несостоятельности. Исходя из этого, можно говорить о ресентименте как о доведённом до крайности чувстве обиды, которое в своём предельном состоянии превращается в акт самоотравления души или в чёрный налёт злопамятства (вспомним как Галина перед последним приходом Андрея чистит рыбу с чёрным нутром).
Тема актуальна как никогда, поскольку сегодня не только на постсоветском пространстве, но и во всём мире вообще дискурс обиды становится доминирующим, приобретая черты особого жанра внешней и внутренней политики. Появляются целые классы обиженных, которые будто бы озвучивают «глас народа», но на самом деле транслируют волю «сильных мира сего». В обществе возникают социальные группы, от имени которых формулируются обиды – это и бесконечный поток оскорблённых в своих чувствах верующих (при том, что истинно верующего в принципе оскорбить невозможно), и поток обвинений в харрасменте в США, и борьба за права сексуальных меньшинств в Европе… Этот список можно продолжать, но мы остановимся и вспомним известный анекдот из брежневских времён, о том, что у советского человека есть особое – «шестое чувство», а именно чувство глубокого удовлетворения, которое должно возникать при ознакомлении с материалами очередного Пленума. Да, это анекдот, но в нём намёк. Жить, действительно, становилось лучше: цены становились ниже, рубль дороже, и светлое будущее, казалось, приближалось к нам само. Основным инстинктом постсоветского человека, наоборот, становится чувство обиды на окружающий мир. Так, в рассматриваемом нами фильме мы встречаем обиженного представителя группы ветеранов-инвалидов афганской войны, заражённого вирусом ресентимента, который, не будучи в силах нести свою участь со смирением и достоинством, вымещает злобу на женщине – представительнице другой незащищённой, и требующей защиты социальной страты. Речь идёт об обманутой мужчиной героине Даны Чобану. Обманутая мужем и пережившая нападение со стороны его же друга, именно она могла бы быть источником ресентимента: проявить такую модную нынче ненависть по отношению к конкретному мужчине и мужчинам вообще. Но не тут-то было. Галина, как оказалось, имеет к этому вирусу врождённый иммунитет, встроенный в самый центр её женской сущности. В её душе есть антивирус, который при должном понимании его природы, возможно, мог бы спасти наш отравленный ресентиментом мир… В этом смысле, Наталья Шауферт показывает нам яд современности и его антидот. Яд и его противоядие…
Рассмотрим, как этот узор проявлен в полотне картины. Галину мы встречаем 30-летней, работающей в ателье (пошив и ремонт одежды), где мужчин-коллег по определению быть не может. Она с тоской и нежностью провожает взглядом чужих детей и свои уходящие годы. Однако мы не можем отделаться от чувства абсурдности такой ситуации, с учётом того, что абсолютно все мужчины, проходящие мимо, оборачиваются ей в след. Но она как будто не замечает их, потому что скромна и воспитана в той строгости, в которой подобные взгляды не распознаются, не воспринимаются, не интерпретируются, и уж тем более, не вызываются специально…
Чистейшую, совершенно архетипическую Женщину показывает нам режиссёр. Сегодня встретить такую практически невозможно. Многое изменилось в постсоветском пространстве. Что-то бесследно ушло. «Женщина стёрлась», – как предсказывал В.В. Розанов. «Душа, мысль и спокойствие исчезли с лица современной женщины. Тревога, жадность, неуверенность в себе, тщеславие, погоня за модой и наслаждением исказили, стёрли красоту женщины» [2]. Феминизм, эмансипация, борьба за равноправие – все эти проявления женского ресентимента – привели к исчезновению всего того чистого и чудного, что воплотила в себе Галина.
Что делает эта почти идеальная, архетипическая Женщина, поняв, что годы уходят и можно навсегда остаться одной? Она, по совету подруг и газетного объявления в невероятном смущении, идёт в брачное агентство «Надежда», где оставляет анкету и получает небольшой билетик на танцы «тем, кому за 30». Билетик напоминает лотерейный, из одноимённой притчи.
Танцы, на которые мы отправляемся вместе с Галиной, очень точно передают атмосферу 90-х, здесь (как и далее) режиссёр Наталья Шауферт ни разу не погрешила против истины. Дискотека 90-х совсем не похожа на бал Наташи Ростовой. Здесь уже почти рынок женихов и невест. Женщины друг у друга вырывают понравившихся парней как понравившуюся кофточку на базаре… Галина, не желая в этом участвовать, уходит.
Но присутствие её не остаётся незамеченным, и уже на следующий день у её калитки стоит Андрей, который почти мгновенно делает ей предложение руки и сердца. Она не сомневается и не выбирает, как то и положено женщине, «права выбора» не имеющей… Именно о бесправном положении женщин и хотела сказать нам режиссёр, но каким-то непостижимым образом этим «бесправием», этой беззащитностью, мягкостью, уступчивостью мы очарованы и начинаем восхищаться, как чем-то важным, но утраченным навечно, навсегда…
Да, она бесправна. Андрей, не скрывая намерений своих, сразу говорит ей, чтего хочет. А именно, полного подчинения и удовлетворения своих потребностей… Она согласна. Она не противоречит судьбе, воспринимая мужа как её посланца. Она просто принимает мужчину таким, какой он есть, целиком и полностью. Ей нужно состояться как женщине без всякой рефлексии люблю-не люблю… Она не выбирала мужчину, оглядывая сотни витрин и прилавков, она просто сказала «Да», как когда-то просто сказала «Да» дева Мария – тоже не выбиравшая Того, кто станет Отцом Иисуса. Так человечно, человечески, без пафоса в густом узнаваемом быту создатели фильма показали основной архетипический сюжет мировой культуры.
Но зрителя настораживает этот выбор без выбора. Настораживает поведение Андрея с первых же минут его появления на экране. Во-первых, он на танцы «кому за тридцать» пришёл не один, а с явно отъявленным хамом, которого называл (и Галина за ним повторяла) своим другом. Как здесь не вспомнить сакраментальное: «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Во-вторых, на первом же свидании он позволяет женщине самой купить себе эскимо (и ему заодно). Эта история находит своё продолжение, когда молодые начинают жить вместе: Андрей прячет от Галины деньги, принуждая её для заработка таскать кирпичи (как мы понимаем, ворованные). Опустим ещё несколько подобных эпизодов и подойдём к главному, закономерно вытекающему из предыдущих: требованию сделать аборт…
Галина в отчаянии, но и отчаянье её смиренно. Она идёт за помощью к гадалке, коих, как мы помним, много появилось после распада СССР. Режиссёр в очередной раз очень точно указывает на «приметы времени». Теперь мы видим женщину, которая не может справиться сама, а потому обращается к силам потусторонним. И гадалка как будто помогает. Точнее, Гале кажется, что помогает. Мы же, в отличие от неё, видим, чем занят Андрей, и понимаем истинную причину того, почему он вдруг не против ребёнка…
Дальше следует трогательная сцена примирения супругов, и в который раз мы поражаемся тому, насколько точно играет Дана Чобану. Этот взгляд женщины, обнимающей любимого мужчину (да, да, в этот момент она очень любит его), взгляд женщины, которая носит под сердцем его ребёнка – почти невозможно сыграть… Но у Даны Чобану получается. Именно так светятся изнутри будущие матери…
Но миг счастья был не долог. Андрей «принимает» ребёнка, и на следующий день исчезает. Исчезает без особых объяснений, поиски его, в том числе официальные, с подключением милиции, ни к чему не приводят, и только радиорепортаж с мест боевых действий, позволяет Галине узнать, где он и на чьей стороне…
Желая сказать об униженном положении Женщины на сломе эпох, Наталья Шауферт по факту говорит намного больше: о том, что никакой слом эпох подлинную Женщину не сломает (также как никакое оскорбление истинно верующего человека не оскорбит). Потому что женщина – рожает, растит, бережёт. Потому что подлинная Женщина любит и ждёт, несмотря ни на что, и потому что она верит самой себе и тому идеалу Женщины, который в себе скрывает… В этом смысле история, рассказанная в картине, фиксирует судьбой главной героини главную истину жизни: всё жизнеспособное следует строить, опираясь только на позитивные программы. Ресентимент – программа негативная, она заведёт в тупик. Одно насилие будет рождать другое и это всё дурная бесконечность. Агрессия униженных куда более разрушительна, чем агрессии хозяев жизни: к ней примешивается элемент мести, жажда сатисфакции… Оказавшись наверху, люди, заражённые вирусом ресентимента, могут уничтожить всё.
Галина же родила девочку – Любцу, Любочку, Любовь… Весь ад, пережитый ей (а вместе с ней и нами) благополучно заканчивается. Режиссёр дарит нам нежданный, но очень и очень желанный счастливый финал…
Наталья ЛЕТАЕВА
Примечания:
1. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Ин-т философии РАН. — М.: Культурная революция, 2005—2014.
2. Розанов В.В. Женщина перед великою задачею. // Розанов В.В. Соч. в 2 т.-T. 1.-М., 1990.
Свидетельство о публикации №219121600590