Франция Православная. Глава 23

(Начало: http://www.proza.ru/2020/01/29/958)

ГЛАВА 23. СВЯТО-БОГОРОДИЦКИЙ ЛЕСНИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
     Одной из важных целей моего паломничества по святым местам Франции было посещение Леснинского женского монастыря. Разузнав туда дорогу, я попросила священника Филиппа из храма Трёх святителей поехать со мной, он давно уже собирался посетить эту известную русскую православную обитель. Солнечным воскресным утром мы поехали на ранней электричке, чтобы успеть к Литургии. С нами ещё была Лариса, паломница из Москвы. За разговорами о духовной жизни современного человека быстро прошёл час времени в пути, и вот мы на конечной станции Жизор. Городок маленький, и каждый таксист сразу понимает, куда ехать, стоит только сказать «русский монастырь» или «русские сёстры». Садимся в такси и, довольно быстро преодолевая пятнадцать километров, оказываемся возле монастыря. Пока батюшка вёл разговор с водителем такси на французском языке, мы с Ларисой созерцали мирные европейские пейзажи с фермерскими угодьями, разномастными коровами и кудрявыми овцами. Придорожные маки и ромашки приветливо кланялись нам по пути. А надо всей этой красотой голубело огромное небо с редкими лёгкими облачками. Священник Николай, служивший в обители, сказал мне, что однажды кто-то справедливо заметил: «Здесь неба больше, чем земли». А когда я прожила в обители четыре дня, то убедилась, что в тех местах больше не только неба, но и Неба с большой буквы.
     В келейном корпусе нас приветливо встретила мать Евфросиния в рабочем фартуке — мы оторвали её от работы: она вместе с другими сёстрами спешила приготовить воскресный обед.
     Людей на Литургии в храме было довольно много для такого отдалённого места, но сёстры говорят, что в праздники бывает гораздо больше. После Второй мировой войны женская обитель из Хопово (Югославия) переселилась в Фуркё, а затем во французскую деревню Провемон, где сейчас и находится.
     «Затерянный среди католического населения, всегда материально нуждающийся, ничем и никем не обеспеченный,  богат этот монастырь любовью и верою. Поэтому неудивительно, что Леснинская обитель привлекает исключительное внимание и любовь русских людей, которым суждено жить и молиться на чужой земле. Кто желает уйти от мирской суеты, кто жаждет сосредоточиться на молитве, — тот да приходит под кров Богоматери в Леснинскую обитель и здесь наверно обрящет желанный покой, совершенное отдохновение и полную отраду для души», — так красиво написано в книге «Свято-Богородицкий Леснинский монастырь» (Мадрид, 1973).
     Главная святыня монастыря — чудотворная «Леснинская» икона Божией Матери. Познакомиться с историей иконы и самой обители можно по книге В. Черкасова-Георгиевского «Русский храм на чужбине» (Москва: «Паломник», 2003). Но книги книгами, а тут — сам чудотворный образ, явившийся русским пастухам в ветвях грушевого дерева! Ах, как легко молится и как легко плачется возле иконы, и такая благодать! И в самом храме, и в лесу, и на кладбище, и у прудов. Обитель просыпается и засыпает под чудное пение птиц. Здесь я вновь пережила воспоминания далёкого беззаботного детства, когда на душе легко и радостно, и ничто не страшно под защитой заботливой мамы. Только здесь у насельниц и паломников иная Мама, Защитница и Заступница — Матерь Божия, под покровом Которой ни гордиться, ни тщеславиться, ни считать себя успешной и умной уже вовсе не хочется.
     Рано утром в половине пятого сёстры начинают день молитвой в зимнем храме пред чудотворной Леснинской иконой Божией Матери. Алтарь в зимнем храме расписывал брат Иосиф (Хосе Кортес Муньос), так любивший бывать в этом тихом уголке Земли. В 7 утра — начало ежедневной Литургии уже в летнем храме, построенном двести лет назад бывшими владельцами этих земель. Лёгкий завтрак, и насельницы отправляются на послушания. Ровно в полдень — обед, и снова обитель будто вымирает. Тишину нарушает только пение птиц да стрекотание кузнечиков в траве. А в 5 часов вечера начинается вечерняя служба, которая заканчивается благоговейным перенесением Леснинской иконы обратно в храм келейного корпуса на ночь. Сразу после ужина — вечернее молитвенное правило, после чего, взяв благословение у матушки Макрины, сёстры, келейно помолившись перед сном, отправляются на короткий ночной отдых, чтобы утром вновь собраться на полунощницу. И так каждый Божий день, в тишине, труде и молитве.
Слава Тебе, Господи.
     На кладбище меня сопровождала сестра Татьяна, с которой я познакомилась ещё в Джорданвилле. Дорогою она рассказывала об истории монастыря. Но вот и кладбище. Оно небольшое, местное, деревенское. Сёстры обители пользуются такой любовью и уважением местных жителей, что, когда насельники монастыря один за другим начали уходить в мир иной, то провемонцы не возражали против погребения на их кладбище благочестивых русских людей. Приложилась я к деревянному кресту на могилке владыки Серафима (1), которого я лично, увы, не знала, но о котором слышала много хорошего от людей. Когда мой муж Николай, например, вспоминает владыку Серафима, то лицо его начинает светиться и излучать тепло, которым и сам владыка щедро делился со всеми, кого Бог к нему присылал. Множество русских крестов было поставлено на кладбище почти за сорок лет, и на всех прикреплена Леснинская иконка Матери Божией.
     Поклониться могилке валаамского старца иеромонаха Никандра — духовника обители, просил меня мой сын, инок Всеволод, у которого с отцом Никандром одна общая духовная родина — священный остров Валаам. Указала мне его могилку послушница Екатерина, речь о которой впереди. Постояла я у могилки, поклонилась, помолилась, ко кресту приложилась, попросила и его молитв ко Господу о детях моих, о муже моём Николае и о себе грешной. Да услышит Господь молитвы старца Никандра. «Удивительно, право, как разбросало по миру валаамских монахов в их миссионерском служении Богу. Дай-то, Господи, моему сыну собрать их житийные поучительные и душеполезные истории в одну книгу» (2), — так подумалось мне у места упокоения отца Никандра (3).


(1) Архиепископ Серафим (Дулгов, 1923–2003) — епископ Русской Православной Церкви Заграницей; с 1993 по 1995 гг. — епископ Леснинский и Западно-Европейский, затем — архиепископ Брюссельский и Западно-Европейский. В 2000 г. в связи с болезнью ушёл на покой с правом жить при Леснинской обители, где и был похоронен.


(2) В 2005 г. вышла книга: Инок Всеволод (Филипьев). Святорусское откровение миру: Избранные статьи. М.: Паломник.


(3) Отец Никандр (Беляев) преставился ко Господу 93-х лет от роду 10 февраля 1978 г. в Лесне.


(Продолжение: http://www.proza.ru/2019/12/16/1037)


Рецензии