1. 9 Считаться с другими

                Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского:

(стр. 33) «Из последних бесед в Москве в моей памяти  сохранилась ещё одна, во время которой Гурджиев сказал несколько вещей, также ставших понятными лишь впоследствии.

Он говорил об одном человеке, которого я как-то встретил в его обществе. Гурджиев сказал о его  взаимоотношениях с другими людьми:

- Это слабый человек. Люди пользуются им – разумеется, бессознательно. И всё потому, что  он считается с ними. Если бы он с ними не считался, всё было бы другим, и сами они были бы другими.

Мне показалось странным, что человек не должен считаться с другими.

- Что вы понимаете под словом «считаться»? – спросил я, - Я и понимаю, и не понимаю вас. Это слово имеет так много разных значений.

- Как раз наоборот, - возразил Гурджиев. – Существует только одно значение.

Попытайтесь  подумать об этом.

Потом я понял, что именно Гурджиев подразумевал под словом «считаться», и до меня дошло, какую огромную роль эта вещь играет в жизни, сколь многому она даёт начало. Говоря о ней, Гурджиев имел в виду то отношение, которое создаёт внутреннее рабство, внутреннюю зависимость».

            Правы ли они? Попробуем понять. Если один человек попросил другого выполнить для него что-то. Должен ли другой человек это обязательно выполнить или нет? Например, человек не умеет печатать, и просит другого сделать это за него. Другой соглашается. Итак происходит несколько раз. Отказать другой человек не может, так как первый его друг, таким образом, создаётся внутреннее рабство, внутренняя зависимость, причём у обоих. Если бы второй человек предложил научить его печатать, то такой зависимости не произошло, и всё было бы другим и сами они были другими.
            
            Что же получается, что не надо считаться с другими? Надо, но тогда, когда сам человек не может сделать и не может научиться сделать то, о чём просит. Как-то я видела, как несколько мужчин подняли автомобиль, который застрял на трамвайном пути, и перенесли его в сторону, чтобы он не загораживал путь. Вряд ли  сам водитель смог бы это сделать, при всём своём желании.


Рецензии