Патриотизм как идеология

            Скажите, насколько здраво заставлять верующего человека, по возможности избегающего грехов, ходить в церковь только для того, чтобы жечь свечи, молиться перед иконами и жертвовать на храм?
            
            Мы все отлично знаем, что Церковь во всем мире поражена тяжелыми недугами. Мы все отлично понимаем, что верующему человеку известны слова о том, что милостыня должна быть тайной и от сердца, а не по принуждению. Мы все отлично знаем, что Христос не учил поклонению иконам, и не от большой веры появились первые иконы.  Мы все отлично осознаем, что свеча не есть допуск в рай. Где в Ветхом или Новом Заветах сказано о том, что истинный верующий обязан ставить свечку во исполнение желаний? Нет, совсем о другом написано в Ветхом и Новом Заветах.

             Но верующий человек творит милостыню так, что левая его рука не знает, что делает правая. И милосердие он проявляет к истинно страждущим. Верующему человеку нет нужды верить в чудодейственную свечку: его вера проявляется в делах. Покажи мне свою веру без дел – и я покажу тебе свою веру через дела! (Иаков, 2:18)

              То же самое с патриотизмом. Патриотизм, как идеология, замена веры, эрзац-квази-религия не есть гарантия благополучной, обеспеченной мирной жизни. Патриотизм присущ большинству граждан. Вопрос в другом: насколько они готовы проявить его? Насколько сильна в них любовь к Родине, чтобы идти за нее на смерть, на убийство себе подобных?

               Патриотизм по принуждению - одно из самых мерзких проявлений человеческой натуры. Прививка, вызывающая отторжение у пациента, ведущая его к медленной деградации и смерти. Наоборот, здоровый патриотизм есть результат добропорядочного сотрудничества власти и народа. Можно с уважением, даже со страхом, относиться к матери, которая по поводу и без повода наказывала и унижала своего ребенка, с целью воспитать из него успешного человека. Но любить такую мать никто не будет.

             Здоровый патриотизм - есть результат качественной жизни. Страдания не облагораживаю людей, как писал Корчак. Поэтому гражданин только в том случае добровольно пойдет на смерть, когда будет абсолютно уверен в том, что его Родина (называя вещи своими именами - государство и власть) полностью обеспечат его семью в случае его смерти. Только сытый и довольный гражданин пойдет на риск. Забитый и голодный пойдет на бойню. А промежуточное звено - хомо постсоветикус, например - будет стараться "откосить". Зажиточного же хомо постсоветикуса патриотизм будет интересовать ровно настолько, насколько он, зажиточный, состоятельный хомо постсоветикус сможет сохранить и преувеличить свои ресурсы.

            Очевидно, что постсоветское пространство страдает от отсутствия новой идеологии, новых идей, новых, свежих мыслей. Одновременно, на постсоветском пространстве наблюдается интересный феномен - народ стал умнее власти. В силу отсутствия новых идеологий народ ограничивается требованием экономических реформ - как и власти, народы постсоветского пространства пока что являются носителями советских шаблонов и лекал. В то же время, молодые люди, требующие мифические свободы, считаться новыми носителями свежих мыслей не могут: во-первых, не научились еще самостоятельно думать, во-вторых, находятся под воздействием огромного информационного мусора. В-третьих, молодое поколение на постсоветском пространстве не осознает взаимосвязь с предыдущими поколениями.

            Не исключено, что носителями новой идеологии станут те, кто успел родиться и пожить в СССР, молодость и зрелые годы которых пришлись на 1995-2015 года. Это поколение уже не мыслит трафаретами, не пережевывает информацию, а старается анализировать ее. Одновременно, т.н. поколение Х более образовано, оно понимает, что не все в прошлом было плохо, как стараются преподнести "добрые дяди" из-за границы и местные "невинно поседевшие" радетели за права человека. Поколение Х понимает важность существования иерархии, в нем давно зреет чувство неудовлетворения существующим на постсоветских просторах "диким капитализмом" с феодальным душком.

           Дело за малым и главным - созданием качественно новой идеологии, способной оставить и спасти "хорошее старое", одновременно приняв "хорошее новое", исходя из требований вышеупомянутой идеологии. Разумеется, она будет видоизменяться от нации к нации, от государства к государству.


Рецензии
Патриотизм - это оправдание всех агрессоров, которые ратуют за великую военную мощь своей страны, которую она потом будет использовать в нападении на другие страны. Когда такие, как Гитлер, рвутся к власти, за таких кто в первую очередь бежит голосовать - либералы? Нет. За них голосуют те, кто громче всех кричат о своём патриотизме.

Роман Дудин   17.12.2019 23:04     Заявить о нарушении
Как пару веков назад заметил Джонсон, патриотизм - последнее прибежище негодяя. Чтобы избежать разновидности патриотизма - национализма, необходимо в мирное время делать все для того, чтобы не разразилась война. Необходимо быть сильным. Сильные быстрее договариваются.

Армен Григорян   19.12.2019 08:34   Заявить о нарушении
Сильным быть мало. Надо ещё быть адекватным.

Роман Дудин   19.12.2019 11:52   Заявить о нарушении
Что такое адекватность в политике? Все основывается в этой области человеческой деятельности на двух "китах" - на выгоде/интересе и на наличии ресурсов, т.е. силе. Сильные всегда нацелены на достижение своих целей. Для этого они используют силу - "мягкую", "жесткую", это уже не так важно. И чтобы не попасть этим, выражаясь языком большевиков, империалистам на обед, нужно быть сильным. Когда на улице мы попадаем в конфликтную ситуацию, нас не интересует, насколько адекватен наш противник. Нас интересует, как мы сможем ему дать сдачи. Как дать сдачи? Неплохой пример - Швейцария, Израиль. Регулярные сборы, оружие дома, постоянная готовность к мобилизации. И никакого квасного патриотизма, биения себя пяткой в грудь, никаких "Родина-мать зовет!" или "Ю.Эс. хочет тебя!". Постоянная готовность к защите. А все остальное - "интернациональные долги", "демократия во всем мире" - от лукавого.

Армен Григорян   22.12.2019 19:35   Заявить о нарушении
Почему же не интересует? Ещё как интересует адекватность оппонента в конфликтной ситуации. Если конфликт из-за недоразумения, то его можно разрешить без того, чтобы самому пострадать или заставить другого пострадать. А вот если кто-то целенаправленно нарывается, то тут уже только остаётся думать о том, как дать сдачи.

Роман Дудин   22.12.2019 19:49   Заявить о нарушении
Отличительной чертой ватников является тенденция мыслить исключительно в пределах одной дилеммы: "если не одно, то другое - третьего не дано". Иных построений они просто не осиливают.

Роман Дудин   23.12.2019 08:55   Заявить о нарушении
В Армении и своих проблем хватает, без ватников, колорадов и укропов. Я не спорю по поводу адекватности. Но вот конфликт: слабый против сильного. Например, Древний Рим и какой-нибудь народец на Апенинах, еще не попавший под влияние латинян. Жители Лациума были самими адекватными людьми, но это им не мешало, во имя увеличения мощи и влияния, идти на самые подлые шаги. Другой пример, Фукидид рассказывает, как афиняне осадили остров Мелос (Милос). Милосцы, будучи более слабыми, попытались договориться. Но афиняне были непреклонны: капитуляция. В конце концов, остров был захвачен, жители - перебиты и обращены в рабство. Невозможно и думать, что афиняне были неадекватными. Наоборот, морская держава не могла быть создана тупыми и психически неуравновешенными людьми. Но весь вопрос в распространении силы, влияния и т.д. Я специально привожу в пример Фукидида - именно его книгу дают в подарок выпускникам Вест-Пойнта в США. Все могут быть адекватными, но вопрос в количестве ресурсов, умении ими пользоваться, уровне силы. Исключения из правила тоже есть: тот же Суворов. Адекватный человек с 4000 тысячами на превосходящие его армию в 10 раз силы не пошел бы. 60 сражений было у старика, все 60 он выиграл, и в большинстве случаев его солдат на поле боя было в разы меньше, чем у противника. Но тут опять же другое: наличие силы. В уличной разборке один дзюдоист или самбист, а еще лучше - боксер, вполне может разобраться в одиночку с тремя-четырьмя товарищами, чуть плотнее ботана и чуть слабее начинающего культуриста. Сила плюс ресурс - вот основополагающее начало для всех конфликтов. Адекватность, прочие человеческие качества, направленные на сохранение мира ничто по сравнению с ними. Не говоря уже о том, что существуют различные, и зачастую противоборствующие друг с другом, центры мирового влияния плюс элементарное головотяпство т.н. "политиков"... Договориться всем можно, но все ли этого хотят?

Армен Григорян   23.12.2019 10:28   Заявить о нарушении
Адекватность в политике начинается с того, чтобы иметь политически адекватный язык. А институт государственности, с самого своего начала работал над формированием языка, специально адаптированным к тому, чтобы адекватные вещи выражались непонятно и сомнительно, а неадекватные уверенно и якобы вразумительно. Я на эту тему много исследований провёл, вот одно из них: http://proza.ru/2019/12/16/77

Роман Дудин   23.12.2019 11:05   Заявить о нарушении
Благодарю за ссылку. Прочту - напишу о впечатлениях.

Армен Григорян   23.12.2019 17:47   Заявить о нарушении