Космос налицо

- Куда с накрашенными губами? - одергивает монах девушку, собирающуюся поцеловать лежащий на аналое крест.

Полностью с ним солидарен. По техническим причинам. Это своего рода уникальная ситуация, при которой косметика наносит кому-либо ущерб. Другим людям брезгливо целовать реликвию, испачканную в помаде, которую потом с предмета вообще сложно удалить. В других случаях использовать косметику в храме можно. Иначе говоря, проблема только в том, что Церковь – чересчур любвеобильный организм – здесь много всего нужно целовать.

Таким образом, мы сегодня говорим об отношении  православных к косметике. Тема остается одной из самых обсуждаемых в церковном сообществе, особенно женской ее части. Если посмотреть в интернете высказывания медийных проповедников на эту тему, то можно сделать вывод, что в целом отношение терпимое – пользоваться косметикой можно, но в меру. Под девизом: не нужно выглядеть белой вороной, это своего рода дань обществу.

Вот как, к примеру, высказывается известный своим острым языком председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Димитрий Смирнов: «Если окружающие, используя макияж, наносят на себя его целый килограмм, то вы ограничьтесь 50 граммами. И будете выглядеть скромно, - и добавляет, - но даже если вы и целый килограмм на себя намажете, поверьте, это будет наименьшим из ваших грехов».

Профессор МДА Алексей Осипов: «Церковь не оперирует понятием косметика, но - целомудрие или бесстыдство». Действительно, любая вещь в нашем мире сама по себе нравственно нейтральна, как нож, всё зависит от целеполагания. Однако возникает вопрос – добиться привлекательности – это точно цель греховная? В наше время замуж не выдают, женщина сама должна пробивать себе дорогу.

Следует также понимать, что Церковь похожа на слоеный пирог, где уровень просвещения большинства оставляет желать лучшего. О том, что творится порой в отдаленных приходах или монастырях, говорить не принято. Не секрет, скажем, какой популярностью у многих верующих пользуются брошюрки с квази-пророчествами, высказываниями старцев.
 
Простите меня, но я приведу этот бред. Вот что вещает, к примеру, некая схимонахиня Антония: «Ногти на руках покрасила - на каждом пальчике 40 врагов, 40 бесов. На ногах - так же. Ресницы, губы, брови – всё так же. Мать таких детей что приносит в дом? Скорби приносит, а не благодать. И если бы прозорливый старец глянул под стол – сколько она принесла этой бесовщины, сколько их там прыгает. А это всё попадает в рот детям и всем, кто сотрапезничает». А вот страшилки от иеромонаха Василия Новикова: «Губная помада сделана на эмбрионах - убиенных младенцах, на абортированных. Это сырье! А вы себе в рот ее несете и глотаете. Совершаете ритуал сатанинский. Как сатанисты на крови, так и вы на убиенных младенцах. Крашеные… для ада». Из воспоминаний Петра Глазунова, племянника блаженной Пелагеи Рязанской (1890-1966 г.): «Она говорила, что женская помада часто содержит собачий жир. Если дом освящён - поселяется Господь, а если допустили собаку - благодать Святого Духа уходит. У кого собаки живут в одном помещении с иконами, тот не должен допускаться к причастию»!

Конечно, Церковь за «православие головного мозга», наступившее у некоторых ее членов не отвечает. Но, увы, эти люди не с луны свалились. Предпосылки к такому взгляду хранятся в церковных недрах.
 
Раннехристианский философ и апологет Тертуллиан (II-III в.) в работе «О женских украшениях» пишет: «Наиболее оскорбляет Бога безмерная склонность многих женщин употреблять всякого рода снадобья, чтобы сделать кожу белой и гладкой, чтобы красить лицо и щеки свои румянами, чтобы чернить брови сажею. Видно, что простое творение Божье им не нравится, когда они находят в нем недостатки. Иные из вас беспрерывно занимаются мазанием своих волос, чтобы доставить им белокурый цвет. Печальное предзнаменование составляют сии блестящие волосы: суетная и мнимая красота их приводит к безобразию. Не правда ли, что и самый мозг слабеет от сих посторонних влаг и от безмерного солнечного жара, на котором угодно вам палить и сушить свою голову?»

Тертуллиан – один из тех, кто стоял у истоков христианского богословия, и сейчас продолжает пользоваться уважением верующих, несмотря на отступничество в ересь - секту монтанистов. Ему свойственен максимальный аскетизм, ригоризм, бескомпромиссный подход.
 
Такой взгляд – исключение? Не думаю, с ним, к примеру, солидарен преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.), который называл тех женщин, которые раскрашивают и белят лицо, румянят щеки, подводят черным глаза, украшают шею, руки, волосы золотыми украшениями, используют различные благовония – обольстительницами. Если взять Европу, теми же идеями были обуреваемы протестанты-кальвинисты (XVI в.), боровшиеся со всем, что выбивалось из их понимания благочестия, включая макияж.
 
Тертуллиан, впрочем, идет дальше, он считает, что изначально пользоваться косметикой и украшениями людей научили… мятежные ангелы. «Надобно полагать, что Бог ввергнет в кромешную тьму злых духов, между прочим, и за то, что они указали людям сии опасные вещества, как то: золото, серебро и делаемые из них вещи, и особливо за то, что научили искусству красить ткани и самое лице. Как можем мы угодить Богу, когда любим произведения тех, которых правосудие Его предало вечной казни?» Есть толкователи книги Бытия, которые считают, что к созданию городов и в целом, к строительству цивилизации людей подтолкнули демоны. Отсюда не стоит удивляться, что в Средневековой Европе использование губной помады могло стать поводом священной инквизиции назвать женщину ведьмой, обвинив в колдовстве.

На самом деле, Церковь говорит, что всем можно пользоваться, вопрос в приоритетах.
 
Если обратиться к ярким современным авторам, то можно привести в пример Паисия Святогорца, чьи книги во множестве, по крайней мере, до последнего времени, продавались в церковных лавках, при всей их неоднозначности. Он прямо утверждает, что "косметика - пятна на образе Божием", будто забывая, что Бог создал не нас, а Адама и Еву. Мы пришли в мир естественным путем, при этом и мир и человек к тому времени потеряли совершенство. И всё, что существует в мире, мы имеем право использовать для естественных нужд, облегчения жизни, прикрасы.
 
Практика показывает, что большинство верующих относится к косметике с недоверием. Бабуля на приходе, увидев входящую в храм женщину со следами макияжа, обязательно фыркнет: «Вот, фифа крашеная, не понимает, что ли куда пришла?» Интересующимся советую почитать книгу диакона А.Кураева «Женщина в Церкви», который видит суть проблемы в том, что Церковь всегда настороженно относится к чему-то искусственному, ненатуральному, игре.
 
Ну а мы зайдем с другой стороны, прокуроров для косметики мы уже наслушались, теперь аргументы адвоката. Предание гласит, что Пифагор, будучи поражен великолепием окружающего мира ввел понятие – космос (гармония, красота). Космос и косметика слова однокоренные. Что плохого в стремлении к красоте и гармонии? Последняя подразумевает еще и здоровье. На Востоке с древности глаза красили сурьмой, поскольку она, во-первых, дезинфицирует, во-вторых, укрепляет глазной нерв, в-третьих, предохраняет нежную кожу вокруг глаз от солнца. А кто против средств личной гигиены: мыла, зубной пасты, дезодоранта, лечебных и профилактических кремов. А ведь это всё косметика.

Косметикой пользуется не только слабый пол, но и сильный, начиная с той же сурьмы. При дворе Людовика XVI мужчины, чтобы контуры рта были заметны и не сливались с бородой и усами, красили губы. Гримируются артисты. Лично знаю священнослужителей, которые пользуются благовониями, причем, в храме на службе. А что такое ладан (церковный аромат), как не атрибут косметики.

Кстати, в России мода на макияж распространилась давно. Уже в XV в. женщины из богатых семей, выходя на улицу без густо замазанного белилами лица, красных щек, начерненных бровей и ресниц, подвергались общественному порицанию! И эта мода отлично сочеталась с набожностью и благочестием. Женщина, использующая косметику, может быть даже святой, ведь это не помешало последней императрице Александре Федоровне стать образцовым примером жены и матери и принять венец страстотерпца.
 
Ну а ключевым в этом вопросе считается совет Христа: «А ты, когда постишься, помажь голову и умой лице». Раньше, чтобы волосы были красивыми, блестящими, их смазывали маслом или жиром. Христианская вера и так чересчур шокирующа, поэтому не стоит вступать в конфликт с окружающим миром еще и по таким мелочам, как косметика.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.