Измайлов

Журналист, критик, литературовед, прозаик и поэт Александр Алексеевич Измайлов родился в 1873 г. в Петербурге, в семье  дьякона, который служил в церкви на Смоленском кладбище. В 1897 г. Измайлов окончил Петербургскую духовную академию, однако отказался от карьеры священника. Еще в 1895 г. он начал публиковать в журналах свои рассказы, а с  конца 1890-х годов и до революции был одним из самых влиятельных литературных критиков. Печатался он во многих изданиях, но главным образом в газете «Биржевые ведомости», где на протяжении 20 лет вел еженедельную рубрику «Литературный фельетон». Ежегодно из-под его пера выходили сотни статей:  рецензии на театральные постановки и поэтические сборники, обзоры книжных новинок и многое другое. Уже к 1910-м гг. литературная общественность признала в Измайлове одного из самых ярких и талантливых критиков своего времени. Он действительно был чрезвычайно влиятельной фигурой в литературной среде и имел личные знакомства со многими поэтами и прозаиками Серебряного века.
В сложнейшем потоке модернистской литературы Измайлов постепенно  выделил три направления, которые определил следующим образом: «импрессионистическая лирика», «неоархаизм» и  произведения, наполненные натуралистическими сценами. К представителям первого направления  критик относил Блока, Брюсова и Бальмонта, отмечая характерные особенности их поэзии: психологизм и тяготение к символу.  Творчество писателей-стилизаторов, которое Измайлов определял как «неоархаизм», первоначально возводилось им  не без некоторого сарказма «к первым зорям русского стихотворства, к державной оде, к пиндарическому парению». (Речь шла в первую очередь о Вячеславе Иванове и Ремизове). Впоследствии иронический тон сменился серьезным, и в работах критика появились уже сравнения совершенно иного качества.  К третьей линии, которая всегда вызывала у него откровенную неприязнь, Измайлов относил произведения, поднимающие «проблему пола» и насыщенные эротическими мотивами. В этом ряду для него одинаково неприемлемы были как платонизированный эротизм романа Кузмина «Крылья» и утрированная рефлексия на темы пола Зиновьевой-Аннибал («Тридцать три урода»), так и неонатурализм  Арцыбашева («Санин»). 
В процессе газетной работы у Измайлова выработался определенный тип литературно-критической статьи. Ее специфические особенности проявлялись в броских, привлекающих внимание заголовках, а так же в синтетической жанровой природе, сочетающей элементы портрета, рецензии, интервью. Часто Измайлов оживлял свои статьи  интересными биографическими сведениями, рассказывал об анекдотических ситуациях. Все это позволяет говорить об Измайлове как о критике, тесно связанном с газетой, работающем с сознательным учетом «злобы дня».   В переработанном виде его статьи составили книги: «На переломе. Литературные размышления» (1908), «Помрачение божков и новые кумиры. Книга о новых веяниях в литературе» (1909), «Литературный Олимп» (1911), «Пестрые знамена. Литературные портреты безвременья» (1913) и др.
Измайлов и сам не чуждался художественной прозы. Беллетристика его представлена преимущественно небольшими сборниками рассказов и повестей в духе Чехова и Лескова: «Черный ворон» (1901), «В бурсе» (1903), «Рыбье слово» (1903), «Осени мертвой цветы запоздалые» (1906). Главной темой его прозы был быт городского и сельского духовенства. Продолжением профессиональной критической деятельности Измайлова стали его остроумные пародии, собранные в книги «Кривое зеркало» (1908) и «Осиновый кол» (1915). Именно эта часть творческого наследия писателя оказалась самой долговечной в его литературном наследии.
Из серьезных литературоведческих работ Измайлова следует отметить его книгу «Чехов. 1860–1904. Биографический набросок» (1916), которая явилась первым значительным исследованием творчества писателя и до сих пор не утратила своего значения.
 В 1916 г. Измайлов стал редактором «Петроградского листка». В короткий срок ему удалось превратить третьеразрядную газету во влиятельное литературное и политическое издание. В «Петроградском листке» стали появляться фельетоны, репортажи и критические статьи известных журналистов и литераторов.  Наряду с «Литературным календарем», где освещались события  текущей литературной жизни, появилась рубрика «Театральный курьер», где были представлены рецензии на театральные постановки. Вскоре  в «Петроградском листке» был организован специальный литературный отдел с целым рядом новых рубрик: в «Слёте писателей» публиковались интервью с известными авторами, «Старь и новь» была посвящена обзору литературно-художественных журналов. Стали печататься политические пародии, стихи «на злобу дня».
После Февральской революции «Петроградский листок» уделял больше внимания событиям политической жизни, внимательно следил за борьбой партий, комментировал обстановку в городе. Позиция главного редактора проявилась в общей политической ориентации газеты: она определенно встала на сторону Временного правительства, резко осуждая политику большевиков. Даже после Октябрьской революции  в газете продолжали публиковаться материалы откровенно  антибольшевистского содержания. Это, конечно, не могло долго продолжаться.  В августе 1918 г. на 147-м номере «Петроградский листок» прекратил свое существование.
В 1915 г. сразу же по окончании книги о Чехове Измайлов приступил к сбору материалов для книги «Лесков и его время», над которой работал вплоть до самой своей смерти, последовавшей в 1921 г. Эту работу Измайлову завершить не удалось. 
* * *
   
   Ночь и лес... И глухие удары
   Топора по сосне вековой.
   То полночника лешего чары.
   Или вор там хлопочет лесной?..
   
   Тук-тук-тук!.. Приумолкли мы оба...
   Стонет дерево... Слышишь, ямщик, --
   Это доски для близкого гроба
   Мне готовит Судьба-гробовщик...
   
   Призрак чудится в саване белом...
   Смерть!.. Как сердце заныло в груди!..
   И шепчу языком онемелым:
   "Отойди... погоди... пощади!.."


Рецензии