Жизнь и Смерть Владимира Ульянова-Ленина. Глава 6

           Глава 6. Отъезд из Шушенского. Псков. Издание   газеты «Искра». 
                Отъезд за границу.


     В начале января 1900 года, Департамент полиции послал Владимиру Ульянову извещение, что министр внутренних дел воспретил ему после окончания ссылки проживать в столичных и университетских городах и крупных промышленных центрах.

 
     Утром 29 января 1900 года, Владимир Ульянов с женой и тёщей оставляет село Шушенское, что на реке Шуше, при впадении её в Енисей. За время ссылки в Шушенском, накопилось очень много книг и журналов, увозили 15 пудов (240 кг) только литературы. Ружья, обмундирование, мебель и прочие предметы домашнего уюта, что смогли купить крестьяне, распродали. Пришлось уезжать из Шушенского на четырёх санях, одни сани были загружены только литературой и не распроданным имуществом.


        Поздно вечером, караван с семьей и накопленным имуществом прибыл в Минусинск. Несколько дней вынужденного ожидания провели в Минусинске. К обозу присоединились семьи Старкова и Сильвина. Двинулись в дорогу целым обозом, был сильный мороз, обоз составил более десяти саней, у всех семей было нагружено по несколько саней. В ссылку приезжали на пролётках, уезжали обозом. Двигались без остановок, днём и ночью, по льду Енисея, пока не достигли Сибирского тракта. Выбравшись на тракт, сменили лошадей на почтовой станции и двинулись в сторону Ачинска, на железнодорожную станцию для посадки в поезд. На посадку в Красноярск решили не ехать, чтобы не оплачивать багаж при посадке, а багажа было много, у всех. Сибирская ссылка закончилась, начинался новый этап жизни.


       По дороге из Ачинска, семья остановилась 18 февраля в Уфе, место ссылки Надежды Крупской, её срок ссылки заканчивался через год. Надо было устроиться Надежде Константиновне и Елизавете Васильевне, оставить с ними накопленные в ссылке литературу и имущество. «Устройство на жительство в Уфе Крупской», это была официальная причина для объяснения Владимира Ульянова с полицией, чтобы задержаться в Уфе на несколько дней. Оставаться Владимиру Ульянову с Надеждой в Уфе не позволяли неотложные «революционные» дела.

 
        За неделю пребывания в Уфе Владимир Ульянов встретился с социал-демократами, Цурюпой, Крохмалем, Свидерским, обсуждал с ними вопросы финансирования и распространения газеты «Искра» и социал-демократической литературы. На первом плане была «революционная» работа, обустройством проживания в Уфе занимались Надежда с мамой. Сняли они комнаты в мезонине, под крышей, дома на улице «Тюремная». После отъезда из Уфы, вся работа, организованная Владимиром в Уфе, осуществлялась через Крупскую. Надежда в Уфе собирала материалы для газеты «Искра», и переправляла их за заграницу, вела переписку с другими организациями, располагавшимися на территории центральной России, её корреспондентов было более 100 единиц, важную переписку приходилось шифровать. Самым важным корреспондентом у Крупской был адресат в Пскове, ему отправлялись кроме отчётной информации и деньги, собранные в Уфе на «Газету Искра», первый номер которой вышел из типографии в Лейпциге, 24 декабря 1900 года.  Редакция «Искры» работала в Мюнхене, собираясь на квартире у Александра Гельфанда (Парвуса). Её членами были Парвус, финансовый директор, Плеханов, главный редактор, Аксельрод, Засулич, Мартов и Потресов, члены редакции. Под их контролем издавалось ещё несколько социал-демократических газет, «Заря», «Рассвет», «Новая Жизнь», «Искра» стала издаваться как орган «РСДРП». Позже, осенью 1900 года, к ним старался присоединиться Владимир Ульянов, прибывший в Швейцарию, в Женеву, нелегально, по заграничному паспорту ярославского дворянина Николая Ленина, но пока только сотрудничал. В Женеве Ульянов и Крупская с мамой, проживали у Юлия Мартова. Александр Парвус дал Владимиру Ульянову, для материальной поддержки, работу в Штутгарте где он издавал газету «Заря».


      Примечание: Александр Цурюпа – работал в это время управляющим имениями князя Вячеслава Кугушева, в Уфимской губернии. Князь, так же участвовал в русском «революционном» движении. При Советской власти Цурюпа стал членом ЦИК СССР 1—4 созывов, заместителем Председателя «Совета Народных Комиссаров», «Совнаркома», членом ЦК ВКП(б), 1923—1928 годов. Один из руководителей в стране «продовольственной диктатуры», введённой декретом ВЦИК от 13 мая 1918 года, один из организаторов «продотрядов». В октябре 1917 года Цурюпа организовал отправку эшелонов с хлебом в голодающий Петроград из Уфы. Умер Цурюпа в Крыму, в 1928 году, от паралича сердца, в возрасте 58 лет. Кремирован, урна в Кремлёвской стене.


     Примечание: Вячеслав Кугушев, князь-революционер, финансировал «РСДРП», а фактически Владимира Ульянова, деньгами от доходов и продажи своих имений. Перечисляемые суммы исчислялись сотнями тысяч рублей. В 1910 году Кугушев женился вторым браком на сестре Цурюпы. Погиб в 1944 году в Москве, попал под трамвай, в возрасте 82 лет.


      Примечание: Виктор Крохмаль, адвокат, делегат от Уфимской организации на 2-м съезде «РСДРП». После 1903 один из лидеров меньшевиков. В октябре 1904 кооптирован меньшевиками в ЦК «РСДРП». Участник Декабрьского вооруженного восстания 1905 в Москве. На Стокгольмском объединительном съезде, 1906 год, избран членом ЦК РСДРП. В 1908 экстерном окончил юридический факультет Харьковского университета. В мае 1917 на Всероссийской конференции меньшевистских и объединенных организаций «РСДРП» избран членом Объединённого Комитета «РСДРП». В 1917 входил в состав Чрезвычайной следственной комиссии «Временного правительства», по расследованию противозаконных действий представителей царского режима, следственной комиссии бюро ВЦИК по расследованию июльского восстания большевиков в Петрограде, Чрезвычайной следственной комиссии по делу генерала Корнилова. Фактически был информатором большевиков, Владимира Ульянова-Ленина.   С 1918 работал управляющим Петроградской конторой Центросоюза. В 1921 жил в Петрограде, работал юрисконсультом в Центросоюзе. Местными чекистами характеризовался как «кооператор» и «активный» партийный работник. В 1921 году был арестован, однако в ноябре того же года освобожден. С марта 1922 работал юрисконсультом Петроградской областной конторы Всероссийского кооперативного банка. В августе 1922 включен в составленный «ВЧК» список лиц, подлежавших высылке из Петрограда, высылка была отменена. С марта 1930 работал юрисконсультом в Ленинградском управлении «Совколхозстроя». В декабре 1930 вышел на пенсию. Скончался в возрасте 60 лет в Ленинграде, в 1933 году. Похоже на то, что был личным информатором Ленина, в период своей службы у «Временного Правительства» Александра Керенского и тайным агентом «ЧеКа», поэтому был «неприкасаемым» во время чисток от «врагов народа». Информация о причине смерти и месте захоронения отсутствует. Похоже на то, что сменил документы или уехал за границу, а может просто «ликвидировали».


     Примечание: Свидерский, поступил в 1897 году в Петербургский университет, учился на юридическом факультете, активный участник социал-демократического движения. Позднее примкнул к большевикам.  На государственной службе не был, работал журналистом в социал-демократических изданиях. Стал с 1901 года руководителем Уфимского опорного пункта «Искры», работал под руководством Надежды Крупской. После Февральского переворота, с июля 1917 года председатель Уфимского «Совета Рабоче-Крестьянских Депутатов», член президиума Уфимского комитета РСДРП(б). С февраля 1918 года работал в Советских органах власти в Москве, 10 мая 1933 года погиб в автомобильной катастрофе в Риге, в возрасте 55 лет, будучи послом «С.С.С.Р.» в Латвии. Похоронен на Красной площади, у Кремлёвской стены.


       Из Уфы, Ленин едет в Псков через Москву и останавливается там, не смотря на полицейский запрет для Ульянова, появляться в Москве. В Москве он встречается с Лалаянцем, представителем Екатеринославского комитета «РСДРП», участником I съезда «РСДРП» в Минске, получает от него интересующую его информацию. Из Москвы Владимир Ульянов едет в Санкт-Петербург, совершает второе нарушение полицейского запрета на посещение столицы. В Санкт-Петербурге, проездом в Псков, Ульянов встретился на квартире у Калмыковой, с Верой Засулич, которая представляла группу Плеханова в России по вопросам издания общерусских марксистских газет за границей. Приехал в Псков Владимир Ульянов 10 марта 1900 года. Уехал он из Шушенского 29 января 1900 года. Время в пути составило около 40 суток, из них он неделю прожил в Уфе, 18 суток добирался из Шушенского до Уфы.


      Псков был выбран Владимиром Ульяновым не случайно, не только из-за близости Пскова к Санкт-Петербургу, но и потому, что в Пскове находился «опорный пункт» по распространению нелегальной литературы из-за рубежа и обосновался его товарищ и помощник по пребыванию в ссылке, в Шушенском, Пётр Красиков, державший связь с группой Плеханова за границей. В Пскове также поселились на жительство Потресов с Любовью Радченко.

 
       Владимир Ульянов пробыл в Пскове до мая, два месяца, уже с марта в России, начались аресты распространителей нелегальной литературы, полицейские филеры-ищейки работали оперативно.  Надо было уезжать срочно за границу, а пока надо было перейти на нелегальное положение, организовать заграничный паспорт.


     Пётр Красиков, будучи студентом юридического факультета Санкт-Петербургского университета, одногодок Владимира Ульянова, на полгода его моложе, стал активным участником марксистского движения в России, лично был знаком с Плехановым, Аксельродом и Засулич. Знакомство Петра с ними состоялось в период его пребывания в Женеве у своей красноярской невесты, которая обучалась в Женевском Университете и стала подругой Розалии Боград, сожительницы Георгия Плеханова, в 1892-93 годах.

 
      В Красноярск Пётр Красиков был сослан, за провоз нелегальной литературы, после своего возвращения в Россию из Швейцарии. Красноярск был местом проживания его родителей и местом его рождения. Пётр Красиков помогал Владимиру Ульянову с устройством места ссылки в Шушенское, стал товарищем Владимира Ульянова, входил в круг его семьи и находился рядом с Ульяновым-Лениным до последних дней его жизни.


      Для заработка и легального прикрытия, Владимир Ульянов брал работу в губернском статистическом управлении Пскова. Из Пскова, Владимир Ульянов, по адресам, полученным от Петра, старался наладить связи с социал-демократами из группы Плеханова.


      С 29 марта по З апреля 1900 года, в Пскове было проведено Совещание представителей социал-демократов различных течений. В нём приняли участие Степан Радченко, секретарь ЦК «РСДРП», Юлий Мартов, приехавший в Псков из ссылки в Туруханском крае, Щеколдин и Потресов, основатели и участники I съезда «РСДРП», Стопани, представитель «Северного Союза Рабочих» и деятели «легального марксизма», Струве и Туган-Барановский. Последние двое, не вписывались в группу Искровских конспираторов. Но Владимир Ульянов, в своих целях стремился использовать все средства, а для организации печатного дела у него не было ни средств, ни опыта.


         Тотчас, после псковской встречи, все стремились покинуть Россию из-за начавшейся волны арестов.  Потресов выехал в Германию. Тысячу рублей, на на издательские дела, Потресову пожертвовала вдова сенатора Александра Калмыкова, знавшая Потресова с детства. Выручали средства, собранные заграничными и российскими социал-демократическими группами содействия «Искре».  Имея широкие контакты среди немецких социал-демократов и российской эмиграции, Потресов вел активную работу по подготовке к изданию в Германии газеты «Искра», стал членом её редакции. Передавал ли Владимир Ульянов деньги, полученные от Крупской, собранные в Уфе, на общее дело, достоверно не известно.


     Между маем и июлем в 1900 году, Владимир Ульянов совершил турне по России. Вот его путь, Рига, май, Петербург, был схвачен полицейским на улице и заключён в тюрьму, провёл в заключении 10 суток, оправдался, что ехал к маме в Подольск, под Москвой. Был доставлен, в сопровождении чиновника, к исправнику Подольского уезда, за государственный счёт. В Подольске провёл неделю, за это время в Подольске встречался с некоторыми социал-демократы, которые приезжали из Москвы, для разговоров. Вместе с мамой Марией Александровной и сестрой Анной, поехали в Уфу, к его супруге, Надежде Крупской и Елизавете Васильевне, на поезде доехали до Нижнего Новгорода, где сделали остановку для встреч с местными социал-демократами по обсуждению вопросов по доставке и распространению нелегальной литературы. Из Нижнего Новгорода, семейство Ульяновых отправилось на пароходе, первым классом, по Волге, Каме и Белой до Уфы.  Пробыли они в Уфе, более двух недель. Здесь главной встречей была встреча с управляющим князя-революционера Кугушева, Цурюпой, от которого была получена какая-то сумма денег. Из Уфы, Ленин продолжил поездку на пароходе, один, Мария Александровна и Анна остались с Надеждой Константиновной. По рекам Белой и Каме, Ленин на пароходе доплыл до Самары, из Самары в Сызрань. Заручившись везде поддержкой местных социал-демократов, создав опорные пункты по распространению нелегальной литературы, Владимир Ульянов, отбыл за границу, перед этим сделав остановку в Смоленске, где он встречался с Иваном Бабушкиным, по вопросу создания и распространения политической газеты, которая будет способствовать росту и укреплению социал-демократической партии.


       Примечание: Иван Васильевич Бабушкин родился 3 января 1873 года, в Леденгском уезде Вологодской губернии, в крестьянской семье. Летом 1891 года, поступил слесарем в паровозную механическую мастерскую на Семянниковский завод в Санкт-Петербурге, где проработал до 1896 года.  В 1894 году, он начал заниматься в рабочем марксистском кружке Михаила Бруснева. Занятия в кружке проводил и Владимир Ульянов.  Бабушкин стал организатором новых рабочих кружков и библиотек, проводил работу не только с рабочими Семянниковского завода, но и с рабочими на Александровском, паровозостроительном заводе и Стеклянном заводе в Назьве, выпускавшем высокохудожественные изделия из хрусталя для императорского двора.

 
    В январе 1896 года Бабушкин был арестован, в феврале 1897 года, сослан в Екатеринослав, за участие в работе марксистских рабочих кружков. В Екатеринославе Бабушкин продолжал революционную деятельность, помогал организовывать местные рабочие кружки. Под его руководством в октябре 1901 года была создана Орехово-Богородская организация «РСДРП». Был осужден к заключению в тюрьме. В 1902 году бежал из тюрьмы и переправился в Лондон. В октябре того же года вернулся в Россию, активно участвовал в организации марксистских рабочих кружков.

 
   В 1903 году Бабушкина снова арестовали и приговорили к ссылке в Верхоянск, Якутия. Был амнистирован в 1905 году, после опубликования царского манифеста 17 октября.


     Во время революции 1905 года стал членом Иркутского и Читинского комитетов «РСДРП», работал в газете «Забайкальский рабочий». Был одним из руководителей Читинского вооружённого восстания, с Виктором Курнатовским и Антоном Костюшко-Валюжаничем.


       31 декабря, 1905 года из Читы, вместе с пятью товарищами, перевозил оружие в Иркутск. Группа, вместе с оружием была схвачена на станции Слюдянка экспедицией генерала Александра Меллер-Закомельского, занимавшейся поиском и захватом повстанцев.

 
       5 января 1906, года Бабушкин и его товарищи, телеграфисты Клюшников, Савин, Ермолаев и Бялых были расстреляны по приговору военно-полевого суда на станции Мысовая, ныне город Бабушкин, Бурятия.


       Передвигаясь по своему маршруту, Владимир Ульянов искал возможности для выезда за границу. Нужен был заграничный паспорт, такая возможность представилась. Руководитель «Северного Союза Рабочих», Фёдор Щеколдин «организовал» Владимиру Ульянову подложный заграничный паспорт. В заграничный паспорт ярославского дворянина Николая Ленина, «умельцы» вписали внешние приметы Владимира Ульянова. С этим «паспортом» Владимир Ульянов и выехал за границу в 1900 году. Прибыв туда он стал подписывать свои статьи и работы «Н. Ленин», потом просто «Ленин», без «Н».

 
       Примечание: Бывший ярославский дворянин, Николай Ленин, по паспорту которого Владимир Ульянов выехал за границу, в 1918 году, был застрелен, в овраге близ деревни, где он проживал как крестьянин, в местной общине, обрабатывая выделенный ему общиной участок земли. Застрелен он был, присланным работником местного ЧеКа, в соответствии с утверждённым списком «врагов народа». Местные крестьяне, помогали чекисту закопать убитого, там же, в овраге.


        Первый номер «Искры» на русском языке был набран в Лейпциге, 24 декабря 1900 года, под контролем Потресова, ничего не понимавшими по-русски, немецкими рабочими-типографами. У газеты не было главного редактора. Она выпускалась шестью соредакторами, включая трёх представителей эмигрантской группы первого марксиста России Георгия Плеханова. Редакция собиралась в Мюнхене. Так как члены редакции жили в разных городах, то фактически газетой заправлял Юлий Мартов. Владимир Ульянов незадолго до этого только прибыл за границу по подложному паспорту Николая Ленина. Со второго номера, издание газеты «Искра» перенесли в Мюнхен, поближе к редакции. «Николаю Ленину», Александр Парвус предложил заняться выпуском газеты «Заря» в Штутгарте, с оплатой его труда, в качестве материальной поддержки.


       Уже через год после Второго съезда «РСДРП», в 1904 году, Юлий Мартов ввёл в оборот социал-демократов термин, «ленинизм». Под ним он понимал стремление к «гипертрофии централизма», «искусственному подавлению всякой оппозиции», «систематическому давлению сверху на все элементы, представляющие самостоятельность» от требований Ульянова-Ленина. А незадолго до своей кончины в Париже, Юлий Мартов придет к выводу, что в России «никогда не было диктатуры пролетариата», а «была и есть диктатура партии над пролетариатом», что в прочем, только подтвердило более ранние выводы Карла Каутского, сделанные им в 1918 году, в его работе «О диктатуре пролетариата в России», где он назвал «диктатуру пролетариата» большевиков «диктатурой партии». За это Карл Каутский получил от Владимира Ульянова-Ленина звание «Ренегат».

 
       Раскол на большевиков и меньшевиков на Втором съезде привёл к полному разрыву прежних дружеских отношений между Ульяновым-Лениным и Юлием Мартовым. Троцкий свидетельствовал, на съезде Ленин завоевал Плеханова, но ненадолго. «Дружба» Ленина с Плехановым закончилась в 1907 году, после Штутгартской конференции «Социалистического Интернационала», на которой Плеханов ввёл Ленина в круг международной социал-демократии. Одновременно, Ленин потерял Юлия Мартова, навсегда.

 
       Меньшевики, к ним примкнул и Александр Потресов, оказались изгоями российской социал-демократии. С 1900 года Ленин оказался за границей и в России появился только через 17 лет, в 1917 году. Но «Искра» в конце 1903 года оставалась за меньшевиками, и издавалась без Ленина ещё два года.


      В начале нового 1902 года, Струве приехал в Мюнхен, чтобы наладить контакты с редакторами «Искры». Ульянов-Ленин наотрез отказался от встречи со Струве. Струве стал ему уже не нужен, хотя он был автором «Манифеста РСДРП», для первого номера «Искры», конкуренты для Ленина среди коллег были не нужны. Переговоры же с социал-демократами у Струве прошли успешно. Последние не видели в либералах соперников и продемонстрировали явное стремление к сотрудничеству с ними, в борьбе с самодержавием.   


Рецензии