С божьей помощью

- Нам скоро тринадцать... - подмигнув сыну, начал я многозначительно.
- Да благословен будет! – мгновенно отозвался рав Ицхак с улыбкою.
- Так мы к вам - насчёт «бармицвы».
- С божьей помощью! – качнул раввин пейсами. – Вам какой распев?
- Ну-у, вообще-то, - говорю, - он у нас музыкальный, так что нам без разницы.
- И всё же: ашкеназский или сефардский?
- В смысле аккомпанемента?   
- Та-ак... - протянул раввин задумчиво, - через месяц это: «И пошёл».
- Куда? – уточнил я.
- В синагогу. Пусть выучит недельную главу: «И пошёл».
- А номер какой?
- Чего?
- Главы.
- Я же говорю, пусть возьмёт: «И пошёл»...
- Он-то, - улыбаюсь, - возьмёт. Он у нас смышлёный. Возьмёт и пойдёт. Только номер подскажите.
Рав Ицхак посмотрел на небо, и, прикрыв глаза, зашептал на выдохе:   
«И пошёл Моисей... и говорил слова сии всем сынам Израиля...»
- А-ах, Моисей! – закивал я. – Понятно. На распев, значит. Ага-а... И без аккомпанемента? 
- С божьей помощью, - накрыл раввин мою ладонь своею, и я почувствовал в ней визитную карточку.
«И пошё-о-Ол Моисей, и говор-и-Ил слова сии всем сы-ына-А-м Израиля-я-я…» - нараспев пропел рав Ицхак.
И я сказал сыну:
- Вот и ты так скоро запоёшь!
- С божьей помощью, – поднял палец раввин назидательно.
                ***
- Интересно, почём нынче божья помощь? – вздыхал я той ночью.
- Спи уже, – ворочалась супруга.
- Уснёшь тут, как же. Наверняка ведь в долларах... Слушай, а сколько нам стоило обрезание?
- Нисколько. Спи.
- Но мы же давали. Сколько мы давали?
- Тысячу.
- Вот. А говоришь - нисколько.
- Обрезание – нисколько. Благодарность - тысячу. Спи уже.
- Уснёшь тут, как же. 
                ***
А на следующий день рав Ицхак замахал на меня руками:
- Что вы, что вы? Никаких оплат! Разве что пожертвование.
- И когда эти... жертвы? – погрустнев, вздохнул я.
- Чем быстрей, тем лучше, – улыбнулся рав Ицхак. - Это ведь нуждающимся. Пяти семьям. Все из нашей общины.
- А поконкретней?
- Вам имена?
- Цифры.
- Ну-у, это ведь - к празднику...
- К Рождеству что ли? 
- К Хануке!!!
- И почём нынче Ханука? – завис я над чеком.
И раввин, приняв задумчивый вид, углубился в чтение Талмуда.
- Пяти семьям по сколько? – переиначил я свой вопрос. 
- На Хануку принято давать наличными, – оторвался от чтения рав Ицхак.
- И можно поднести завтра?
- С божьей помощью! Пяти семьям, с божьей помощью.
- Пяти - по двести?!
- По сколько сможете.
- Что, по триста?!
- С божьей помощью.
Я глянул на сына. Тот округлил глаза.
- Ну, а как вы планируете обучение? – поинтересовался я. - В какие дни приходить? 
- Куда? – искренне изумился раввин.
- Не знаю. Сюда... В синагогу...
- Что вы, что вы? – снова замахал он на меня руками. – Я вам надиктую. У вас же диктофон в телефоне имеется?
- Ну да...- протянул я ему свой сотовый.
И рав Ицхак, чуть повозившись в кнопках, запел:
«И пошё-о-Ол, Моисей, и говор-и-Ил слова сии всем сы-ына-А-м Израиля-я-я…» 
               
- А тфилин*, талит* и сидур* вы уже приобрели? - закончив запись, полюбопытствовал наш наставник.
- А их разве не выдают? 
- Что вы! Это же личное. Иначе как ваш сын потом будет молиться?
- А действительно... – глянул я на сынишку. - Ты же потом будешь молиться, верно?
- Угу! - решительно кивнул тот.
- Ну и сколько за весь комплект?
- Да пустяки.
- А точнее?
- Сущие.
- Сто? Двести?
- Тысячу восемьсот.
Я присвистнул. Раввин же успокаивающе похлопал меня по ладони.
- Поверьте, это практически даром. И только потому, что вы хорошие люди, а продавец мой близкий знакомый... Кстати, качество отменное! 
- А что, бывает разное?
- Сразу видно - вы далеки от святости, – широко улыбнулся мне рав Ицхак. - Только на тфилин цены могут доходить до нескольких тысяч долларов, не говоря уже о талите. Но то, что предлагаю вам я – за такую цену, вы не найдёте нигде! Это не какой-то там Китай, а Тайвань - на секундочку!.. Хотите покажу?
- Не нужно. 
- Но вы же должны почувствовать разницу. Ощутить, так сказать...
- Спасибо, я уже ощутил и почувствовал.
- Так, до завтра? 
- С божьей помощью.
 
А вот рав Хаим поминал Всевышнего не так часто, как его набожный коллега. Однако с сыном он занимался лично, три раза в неделю, и к тому же совершенно бесплатно.
Конверт с пожертвованием в его карман пришлось буквально силой вколачивать.
- Вот это человек! – сказал после церемонии мой растроганный папа.
- Не человек, а раввин! – поправила его моя не менее растроганная мама.
- А что - раввин, по-твоему, не человек?
- Раввин - человек. И вот этот человек – ещё и раввин!

*Талит - также, талис - молитвенное облачение в иудаизме.
*Тфилин - или филактерии - элемент молитвенного облачения иудея.
*Сидур - молитвенник в иудаизме.


Рецензии
Эдуард,просто прекрасно.
И смех и грех.
Но описали абсолютно точно.
С наступающей Ханукой.
С теплом,
Рита

Маргарита Давыдова   18.12.2019 01:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Маргарита! И вас праздником!

Эдуард Резник   18.12.2019 10:34   Заявить о нарушении