Два берега

Даосский Мастер Гуанли подрезал куст акации, росший на территории монастыря, когда к нему подошёл его ученик Хонгки.

- Мастер, - начал Хонгки, - Я извиняюсь, за то, что отвлекаю вас от дела, которым вы заняты, но у меня в голове с самого утра вертится вопрос и он просто сводит меня с ума! Если вы позволите, я помогу вам, а вы выслушаете мой вопрос и дадите ответ.

Гуанли улыбнулся:

- Хочешь помочь мне, Хонгки? Или действительно вопрос так важен, что ты не можешь подождать до вечера?

- Я всегда готов вам помочь, Мастер! Но знаю, что вы не любите когда вас отвлекают от простой работы, поэтому врать не буду, ваш ответ на этот вопрос действительно очень для меня важен!

- Что ж, - ответил Мастер Гуанли, - Бери ножницы, будешь постригать сухие ветки вместе со мной.

Хонгки взял садовые ножницы и начал вместе с Учителем приводить в порядок куст акации.

- Можешь задать свой вопрос, Хонгки! – сказал Наставник.

- Учитель, как может жить человек в этом мире, где так много горя и соблазнов, в гармонии с Дао?

Мастер Гуанли нагнулся и положил на землю ножницы, которыми работал.

- Идём в беседку, Хонгки. Присядем. Твой вопрос не их тех, что может быть обсуждаем за мирскими делами.

Учитель и ученик вошли в беседку.

- Хонгки, - обратился Мастер Гуанли к ученику, - Ты прав,Хонгки, в мире много соблазнов и горя, и человеку не знакомому с учением, трудно не очароваться соблазняющими факторами мира, и также трудно не впасть в уныние от того страдания, что поджидает его на каждом шагу. Но мудрый, в отличии от заурядного человека, живёт совсем по иному.

- Как же это происходит, что он думает, и главное как он действует? Учитель, объясните это!

- Мудрый, всегда держит в своей памяти мысль о том, что является Причиной всего сущего! Он знает, что Дао это то – Единственное, что реально! Задача мудрого вернуться в лоно того, что единственно реально! В обычной жизни такой человек подобен реке текущей меж двух берегов. Один её берег – страдание, второй её берег – счастье. Мудрый знает, если остановить движение и впасть в удовольствия мира – река превратится в болото. Он знает, если сосредоточиться на страдании – река также превратится в болото, и движение станет невозможным! Поэтому, спокойно протекая между удовольствием и страданием, он видит первое и второе, но не останавливается ради того чтобы смаковать удовольствие или сокрушаться от горя!

Но тут, Хонгки, очень важно провести границу между безразличием и спокойным принятием. Безразлично относится происходящему лишь мертвец, спокойно принимает происходящее лишь мудрец! Он видит следствие, но зная его Причину, не скорбит о потере и не радуется от приобретения. Он понимает, что выигрывая – не выигрывает, но и, проигрывая – не проигрывает! Глупый же человек видит только следствие, но не видит Причину, и потому - словно безумный радуется выигрывая, и словно безумный скорбит о потере.

- Мастер Гуанли, а что же ждёт мудрого в конце? - поинтересовался Хонгки.

- То же, что и реку, всегда текущую туда, где низко – Великий Океан! Этот Океан находится ниже всех рек, и поэтому, они текут в Него, а не Он перетекает в них! Когда река впадает в этот Великий Океан, последние сомнения пропадают, последние всплески эгоизма и жадности растворяются в Его водах. Имя ему – Дао, Путь! Он вечно в движении и вечно неподвижен, Он вечно изменяется и вечно неизменен, Он причина всех форм и имён, но, Сам, не имеет ни имени, ни формы! Лишь потому, что Его невозможно охарактеризовать, его называют Путь. Это как дорога, лежащая перед тобой, Хонгки, когда ты идёшь в город купить для монастыря продукты. Она неподвижна, однако о ней говорят, что она убегает вдаль! Так же и Дао, Ему не к чему стремиться и не отчего уходить – поэтому Он пребывает в покое, но это пребывание в покое всегда динамично! Ты понял меня, Хонгки?

- Извините Мастер, но я ничего не понял! – расстроено ответил Хонгки.

- Поэтому и говориться, что Путь не выразим словами. И чем больше говоришь о Нём, тем меньше Его понимаешь! – улыбнулся Мастер Гуанли.

Он погладил ученика по голове и вставая сказал:

– Бери свои ножницы, Хонгки, идём обрезать сухие ветки!


Рецензии