Кавказский узел - Примечания III в

Карта-схема. Донбасская оборонительная операция 7 - 24 июля 1942 г.   
(ВНИМАНИЕ !  При использовании карты-схемы необходимо увеличить изображение до размера, удобного для подробного изучения. Один из способов увеличения - активизация опции "Открыть изображение" ("Открыть картинку в новой вкладке") после нажатия правой клавиши компьютерной мыши.)


Игорь АБРОСИМОВ

                КАВКАЗСКИЙ  УЗЕЛ:   НИ  ШАГУ  НАЗАД!
Боевые действия Красной Армии летом и осенью 1942 года на Кавказском направлении


Примечания III (14 - 19)    

[III-14] Группа армий «А» Вермахта под командованием генерал-фельдмаршала В.Листа действовала в второй половине июля 1942 г. в составе следующих формирований:

1 7 -я   п о л е в а я   а р м и я
 5-й армейский корпус - 125-я и 198-я пехотные дивизии;
49-й горный корпус - 9-я и 73-я пехотные дивизии, 1-я и 4-я горно-егерские дивизии;

3 - я   р у м ы н с к а я   а р м и я   
1-й армейский корпус - 289-й пехотная дивизия Вермахта, румынская 2-й горно-егерская дивизия;
румынский кавалерийский корпус - 5-я, 6-я, 9-я кавалерийские дивизии;

 - 1 - я   т а н к о в а я   а р м и я
3-й танковый корпус - 22-я танковая дивизия (с конца июля действовала в составе 6-й полевой армии группы армий «В»), 16-я моторизованная дивизия;
57-й танковый корпус - 13-я танковая дивизия, 16-я танковая дивизия (действовала также в составе 3-го танкового корпуса), 5-я моторизованная дивизия СС «Викинг», словацкая 1-я моторизованная дивизия;
44-й армейский корпус - 97-я (с валлонским 373-м пехотным батальоном - легионом «Валлония») и 101-я легко-пехотные (егерские) дивизии;
52-й армейский корпус - 111-я и 370-я пехотные дивизии;
подвижный резерв армии - моторизованная дивизия «Великая Германия» - с 26 июля по 3 августа 1942 г. (действовала в т.ч. в составе 3-го танкового корпуса, убыла в распоряжение РГК);

 - 4 - я   т а н к о в а я   а р м и я   
40-й танковый корпус (с 29 июля передан в состав 1-й танковой армии) - 3-я и 23-я танковые дивизии ;
48-й танковый корпус - 14-я танковая дивизия, моторизованная дивизия «Великая Германия» (с 26 июля передана в состав 1-й танковой армии) и 29-я моторизованная дивизия;
4-й армейский корпус - 94-я и 371-я пехотные дивизии;
румынский 6-й армейский корпус - румынские 1-я, 2-я, 4-я, 20-я пехотные дивизии;
в армейском подчинении - 24-я танковая дивизия (с августа действовала в составе 6-й полевой армии группы армий «Б»), 297-я пехотная дивизия.
4-я танковая армия, переданная 13 июля из состава группы армий «В», уже 29 июля основными силами была возвращена в группу армий «Б» (48-й танковый, 4-й армейский, румынский 6-й армейский корпуса, соединения армейского подчинения). В подчинении группы армий «А» оставался только 40-й танковый корпус.

В составе группы армий «А» состояли также 4-й охранный полк, 444-я и 454-я охранные дивизии.

[III-15] Боевой состав пехотной дивизии Вермахта учитывал военнослужащих, непосредственно участвующих в ближнем бою, т. е. находящихся постоянно на передовой - личный состав шести пехотных батальонов (в среднем по 450 чел.), разведывательного и санитарного батальонов (в среднем по 350 чел), а также некоторые категории личного состава из других частей и подразделений, выполняющих задачи непосредственно на передовой, напр. корректировщики артиллерии. Таким образом боевой состав дивизии составлял в среднем 3500 чел.

[III-16] Наращивание войск Северо-Кавказского, затем Закавказского фронта, тем более, их снабжение было более трудной проблемой, намного сложнее, чем под Сталинградом. Перевозка войск, подача вооружения и боеприпасов осуществлялись кружным путем. С Верхнего и Среднего Поволжья, Урала и из Сибири путь лежал через Ташкент, Красноводск, Баку. Отдельные войсковые грузы шли через Астрахань, Баку или Махачкалу. Транспортная инфраструктура в данных направлениях была слабо развитой и на значительном протяжении находилась под воздействием авиации противника. Пути следования транспортов с боеприпасами и другими грузами зачастую превышали 5 тыс. км. Необходимость неоднократной перевалки с железнодорожного транспорта на водный и обратно или с железнодорожного на автомобильный и горно-вьючный, увеличивали время доставки грузов на фронтовые и армейские склады до 2 - 3 мес. Несмотря на огромные расстояния, транспорты с боеприпасами регулярно шли на Кавказ. За шесть месяцев боевых действий Закавказскому (Северо-Кавказскому) фронту было подано около 2 тыс. вагонов боеприпасов. Вероятно, это было пределом для данных направлений перевозок.

[III-17] Приведем известную сводку Особого отдела НКВД Сталинградского фронта в Управление Особых отделов НКВД СССР о деятельности заградительных отрядов Сталинградского и Донских фронтов: «В соответствии с приказом НКО №227 в частях действующих в Красной Армии по состоянию на 15 октября с. г. сформировано 193 заградительных отряда. Из них в частях Сталинградского фронта сформировано - 16 и Донского - 25, а всего 41 отряд, которые подчинены Особым отделам НКВД армий. Заградительными отрядами с начала их сформирования (с 1 августа по 15 октября с.г.) задержано 140 755 военнослужащих, сбежавших с передовой линии фронта. Из числа задержанных: арестовано 3 980 человек, расстреляно 1 189 человек, направлено в штрафные роты 2 776 человек, штрафные батальоны 185 человек, возвращено в свои части и на пересыльные пункты 131 094 человека. Наибольшее число задержаний и арестов произведено заградительными отрядами Донского и Сталинградского фронтов. По Донскому фронту задержано 36 109 человек, арестовано 736 человек, расстреляно 433 человека, направлено в штрафные роты 1 056 человек, штрафные батальоны 33 человека, возвращено в свои части и на пересыльные пункты 32 933 человека. По Сталинградскому фронту задержано 15 649 человек, арестовано 244 человека, расстреляно 278 человек, направлено в штрафные роты 218 человек, в штрафные батальоны 42, возвращено в свои части и на пересыльные пункты 14 833 человека».
Таким образом, с 1 августа по 15 октября по всей действующей Красной Армии из 148,8 тыс. военнослужащих, «сбежавших с передовой линии фронта» и задержанных заградотрядами, были возвращены в свои части и на пересыльные пункты без применения карательных мер - 93,1%, направлено в штрафные формирования - 2,1%, арестовано - 2,8%, расстреляно - 0,8%.

[III-18] Потери личного состава всех штрафных батальонов и рот по постоянному и переменному составу включены в общие потери войск, в составе которых они вели боевые действия. В 1944 г. безвозвратные и санитарные среднемесячные потери постоянного и переменного состава штрафных формирований составили 14 191 чел. при их среднемесячной численности 27 326 чел. Для сравнения среднемесячные общие потери по всей Красной Армии и Военно-морскому флоту составили в 1944 г. 573 220 чел. Таким образом потери штрафных формирований находились на уровне 2,5% от общих потерь вооруженных сил, а потери переменного состава, т.е. собственно штрафников - 1,8%. Много это или мало и каков относительный вклад штрафных формирований в победу над врагом судить весьма сложно. Во всяком случае вряд ли можно считать, что Красная Армия победила, благодаря во многом штрафникам-смертникам, которых гнали в бой под дулами заградотрядовских пулеметов, как убеждены в этом некоторые авторы.

[III-19] Всего в Вермахте и войсках СС (без оперативно подчиненных войск союзников Германии) на 16 июня 1942 г. состояло 213 дивизий -. 163 пехотных, 7 горно-стрелковых, 7 легко-пехотных, 11 моторизованных и 25 танковых. Из них на советско-германском фронте действовало 178 дивизий - 134 пехотных, 7 горно-стрелковых, 6 легко-пехотных, 11 моторизованных и 20 танковых. Таким образом из 177 пехотных соединений на советско-германском фронте было развернуто 147, а из 36 моторизованных и танковых, основной ударной силы наступающих войск, - 31.
 
 
Вернуться к гл.III в (ч.3) «Вермахт рвется на Кавказ» - http://www.proza.ru/2019/12/17/1615
Начало очерка — см. http://www.proza.ru/2019/03/25/1429


Рецензии
Уважаемый Игорь - информация очень интересная и важная, в том числе и по штрафным войскам.
Спасибо Вам за труд, я лично рад найти здесь сегодня продолжение Вашей работы.
Сергей

Капитан Медуза   18.12.2019 00:02     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей, за неизменный интерес к моим текстам.
С наступающим Новым годом Вас, здоровья и успехов - Игорь Абросимов.

Игорь Абросимов   18.12.2019 13:44   Заявить о нарушении