Уже ненужный Второй фронт. Юбилей Битвы за Бастонь

75 лет назад – 19-го декабря 1944 года – наши англо-американские партнеры стартовали в Битве за Бастонь – центральном эпизоде Арденнского сражения. Как раз в эти дни в Бастони проходят трёхдневные торжества: они начались в понедельник, 16-го декабря, с участием ряда высокопоставленных лиц, в числе которых король Бельгии Филипп, президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, председатель Европейского Совета Шарль Мишель, министр обороны США Марк Эспер и несколько ветеранов. В адрес последних, Марк Эспер с чисто американской прямотой заметил: «Вероятно, это последний раз, когда мы видим ветеранов той кампании».

На юбилей битвы прибыла и внушительная делегация американских депутатов, во главе со спикером Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси: "Для меня очень важно представлять здесь Соединенные Штаты, но также поблагодарить ветеранов, будь они бельгийцы, европейцы или американцы. Наши ветераны гордятся своей миссией. Они знают значение Арденнского сражения". Также она отметила, что битва в Арденнах связана для нее и с личными чувствами: "Мой дядя погиб в этом регионе непосредственно перед началом сражения. Среди нас многие потеряли родственников во время Второй мировой войны, и у некоторых участников нашей делегации члены их семей воевали здесь. Мы все напрямую и лично связаны с этой историей".

Вторил ей и упомянутый выше Марк Эспер: «Для меня огромная честь принимать участие в праздновании 75-й годовщины события, которое бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль когда-то назвал "величайшей битвой американских сил за всю войну"».

Странно, конечно, что Министр обороны США, говоря о боевых действиях американских войск, ссылается на мнение англичанина. Но по сути правильно: Арденнское сражение, действительно, было «величайшим»: в нём погибло 21 тыс. американских солдат – больше, чем в какой-либо другой битве за всю историю США. Началось оно 16-го декабря 1944 года: немцы, до того стоявшие в обороне вдоль западных границ Германии, перешли в масштабное контрнаступление, пытаясь пробиться через Арденнский горно-лесной массив – к Антверпену и Брюсселю. По ряду причин, американские войска оказались не готовы к подобному удару: их линия обороны развалилась, многие погибли и попали в плен, остальные развернулись и побежали в тыл. Оборона приняла очаговый характер: были удержаны только фланги участка прорыва – города Моншау и Энтернахом, а в 110-километровый промежуток между ними вклинились три немецкие армии, углубившись почти на 100 километров в расположение американских войск.

В самом центре этой вакханалии оставался бельгийский город Бастонь – важнейший транспортный узел данного региона: в нём сходятся 7 дорог, столь дефицитных в горно-лесистой местности Арденн. Удержание Бастони было критически важным для американцев и, в конечном счёте, привело к их победе во всём Арденнском сражении, по двум причинам.

Во-первых, для немцев главным фактором успеха было время. Они создали перевес в силах на конкретном участке наступления, но в целом по Западной Европе англо-американских войск было гораздо больше, чем немецких. Каждые лишние пол-дня приводили к тому, что американцы успевали перебрасывать в Арденны войска из других регионов. Пока немцы безуспешно штурмовали Бастонь, а потом обходили её по бездорожью – они потеряли драгоценное время, и уже на 8-й день операции (к 24 декабря) перевес сил окончательно склонился на сторону американцев.

Во-вторых, у немцев не было достаточных запасов топлива: к этому времени Советская Армия заняла почти все нефтедобывающие районы Европы. Предполагалось, что немецкие танкисты, начав операцию с полу-пустыми баками, смогут захватить американские топливные склады в Намюре (это примерно 70 км после Бастони). Однако, выработав драгоценное горючее в ходе сражения за Бастонь, немецкие танки заглохли в 50-ти километрах после неё. По рации танкистам дали команду: покинуть машины и дальше наступать пешком, но это было, как мы понимаем, уже несерьёзно.

Исходя из вышеприведенных соображений, американский командующий генерал Эйзенхауэр, сразу после начала немецкого наступления, перебросил в Бастонь свой главный резерв – 101-ю воздушно-десантную дивизию США. Эмблема этой дивизии официально читается как «Клекочущие орлы», неофициальные варианты: «Задыхающиеся цыплята» и «Блюющие канюки».

Интересно, что эта дивизия, сформированная летом 1942 года в штате Луизиана, после Второй Мировой войны получила известность не меньшую, чем во время неё. В частности, она использовалась во время войны во Вьетнаме как антипартизанское (карательное) соединение, а во время расистских волнений в Литл-Роке (1957 год) – как подразделение внутренних войск. В ходе операции «Буря в пустыне» (1991 г.) в Ираке, именно подразделения этой дивизии произвели первые выстрелы войны. Во время войны в Афганистане, подразделения 101-й дивизии сыграли значительную роль в крупной операции «Анаконда» (март 2002 г.). Затем 101-я воздушно-десантная дивизия принимала участие во вторжении в Ирак в марте-апреле 2003 г. Дивизия брала Багдад, а также города Кербела и Наджаф, оказавшиеся в глубоком тылу американских войск, но продолжавшие героическое сопротивление. После завершения активных боевых действий, подразделения 101-й дивизии несли службу на севере Ирака в Мосуле. Широко известна также крупнейшая авиакатастрофа, в которой погибли 248 военнослужащих этой дивизии, что возвращались домой после выполнения военной миссии на Синайском полуострове. Эта катастрофа произошла 12 декабря 1985 года на острове Ньюфаундленд (Канада): авиалайнер «Дуглас» рухнул на землю и разбился в километре от аэропорта промежуточной посадки.

А в ходе Второй Мировой, 101-я дивизия вступила в сражение в первых рядах: она была сброшена на парашютах на немецкие позиции перед высадкой морского десанта в Нормандии 6 июня 1944 года. После тяжёлых боёв в Нормандии, 101-ю дивизию перебросили в Голландию, где она проводила ещё более тяжёлую операцию «Огород». И хотя к началу Арденнского сражения эта дивизия ещё полностью не восстановилась, выбора не было: её перебросили в Бастонь к 19-му декабря, на грузовиках (потому что стояла нелётная погода и авиация не поднималась в воздух).

Кроме 101-й воздушно-десантной дивизии, в Бастонь (уже частично блокированную противником) смогла прорваться одна батальонно-тактическая группа из 10-й танковой дивизии СШ, а также 463-й артиллерийский дивизион, на гаубицах калибром 105 и 152 мм; как я уже рассказывал ранее, в армиях западных стран пехота не имела на вооружении пушек прямой наводки типа ЗиС-3, делая упор исключительно на САУ и гаубицы – что и стало, пожалуй, главной причиной столь неубедительных действий наших союзников в течение всей войны. Но не в данном случае: как мы увидим далее, гаубичная артиллерия справилась с созданием заградительного огневого вала вокруг Бастони, в том числе благодаря налаженной поставке боеприпасов.

Первый натиск противника на Бастонь 19-го декабря был успешно отражён её американскими защитниками. 21-го декабря город был окружен, но сдаваться американцы отказались. Есть легенда о том, что когда командиру 101-й дивизии, генералу Энтони Маколиффу, сообщили о немецком ультиматуме относительно капитуляции, он поначалу решил, что немцы собираются сдаться в плен ему, и ответил – «ноу проблем». Получив разъяснения, что немцы требовали сдаваться у американцев, он рассмеялся и сказал: «Мы — сдаться? Черта с два!».

Немецкое командование приняло решение: танковым частям обходить Бастонь по бездорожью и прорываться дальше на запад – к топливным складам в Намюре. Штурмовать Бастонь осталась 26-я немецкая народно-гренадерская дивизия.

Защитники Бастони уступали немцам в численности и страдали от недостатка зимнего обмундирования. Из-за нелетной погоды окружённых невозможно было ни обеспечить тактической авиаподдержкой, ни наладить снабжение по воздуху; им приходилось рассчитывать только на себя. Однако немцы атаковали различные участки периметра обороны один за другим, нарушая один из принципов военной стратегии — массированное применение войск в одном месте. Это играло на руку американцам, поскольку они могли подтягивать войска с других участков, и уменьшало количественное преимущество немцев.

Артиллерия 463-го дивизиона активно действовала в первые дни осады, стреляя по всему периметру обороны при попытках немцев прорвать рубеж. К 23 декабря они почти полностью истратили боезапас. Оставшиеся снаряды были оставлены на случай танковой атаки немцев. Дивизион не осуществлял обстрел немецких позиций до первого сброса боеприпасов с транспортных самолётов, который, впрочем, произошёл в тот же день. 23 декабря погода улучшилась, и авиация приступила к полноценной поддержке и снабжению окруженного гарнизона.

Для деблокады Бастони, командующий 3-й армией США, генерал Паттон, сформировал группировку из 4-й танковой дивизии и двух пехотных – им предстояло пробиться к Бастони с юга. Первым противником этой, деблокирующей группировки, стали, как ни парадоксально, собственные сапёры. Все переправы на потенциальных маршрутах продвижения противника были ими заранее уничтожены. Аналогичная судьба постигла покрытие шоссе, вместо которых появлялись огромные воронки. При этом мосты и дороги взрывали вне зависимости от действительной угрозы прорыва немцев. На пути к Бастони, саперы 4-ой танковой дивизии были вынуждены задерживаться для создания временных переправ.

Как и в армии Германии, танковые дивизии в США делились на три батальонно-тактические группы: «А», «В» и Запасную, в каждую входил один танковый батальон, один мотопехотный, артиллерия и другие средства усиления. Попытка прорыва к Бастони батальонно-тактической группы «B» из состава 4-й танковой дивизии США, закончилась провалом: 23 декабря в районе селения Шомон она была разгромлена. Сначала ей удалось прорвать оборону немецкой 5-й воздушно-десантной дивизии и пробиться вперед. Однако немцы нанесли контрудар, используя тяжёлые танки «Тигр», приданные 26-й народно-гренадерской дивизии. Понеся тяжёлые потери, американцы отошли от Шомона.

В определенный момент начинало казаться, что прорыв блокады Бастони завершится неудачей. Положение исправила Запасная батальонно-тактическая группа 4-ой танковой дивизии США. Входившим в её состав 37-ым танковым батальоном командовал подполковник К. Абрамс, которому на тот момент было 30 лет. Именно в его честь называется главный современный танк США. Ну как современный: единственный в США танковый завод в Детройте, производивший эти «Абрамсы», закрылся в девяностые годы вместе с включающим его городом Детройтом, с тех пор танкостроения в США не существует, как у нас в своё время с кавалерией. Потому и нет ответа на «Армату», хотя и самой «Арматы» тоже нет.

Запасную батальонно-тактическую группу изначально переместили на левый фланг 4-й танковой дивизии. Но пассивная роль пришлась не по душе как командующему группой полковнику Бланшару, так и молодому командиру танкового батальона Абрамсу. В результате Запасная группа отправилась на Бастонь с той стороны, откуда немцы не ожидали удара – с юго-западного направления. В это же время, по занятому немцами селению Ремишампань был нанесен мощный авиаудар самолетами «Тандерболт», и немцы капитулировали. Затем союзники овладели селением Ассенуа. К тому времени под командованием Абрамса осталось два десятка «Шерманов» и 13 «Стюартов». В ходе их атаки, оборонявшийся здесь полк 26-ой немецкой народно-гренадерской дивизии был разрезан на две части. Около 5 часов вечера 26 декабря, батальон подполковника Абрамса пробил коридор в Бастонь, соединившись с боевыми порядками 101-й воздушно-десантной дивизии.

По этому поводу известен следующий эмоциональный комментарий одного из участников событий: «И всё же 101-я воздушно-десантная была недовольна. Когда сегодня рассказывают историю наступления в Арденнах, то выходит, что Джордж Паттон и его 3-я армия пришли спасать окружённую 101-ю, как кавалерия приходит спасать поселенцев в их круге из телег. Ни один человек из 101-й никогда не соглашался, что дивизия нуждалась в спасении!».

Американский историк Стивен Эмброуз написал книгу о 101-й воздушно-десантной дивизии США «Братья по оружию»; впоследствии на основе двух её эпизодов («Бастонь» и «Точка перелома»), рассказывающих о Бастоньском сражении, американская телекомпания HBO сняла несколько мини-серий под тем же общим названием.

Как уже сказано выше, всего в Арденнском сражении американцы потеряли погибшими 21 тыс. чел., из них в Бастони около 3 тыс., в том числе 2 тысячи – это десантники 101-й дивизии, остальные – танкисты и части усиления. Но именно в Бастони, учитывая ключевую роль этого эпизоде во всём Арденнском сражении, установлен мемориал всем погибшим в нём американцам. Он представляет собой пентаграмму (при взгляде сверху, на фото к статье). На нём нанесены названия всех американских штатов, хотя 101-я дивизия, как уже сказано выше, сформирована в Луизиане.
 
Интерактивная карта боевых действий:
https://yandex.ua/maps/?um=constructor&source=constructorLink


Рецензии