Идеология Стрельца

Стрелец - регион в Москве ОСОБЕННЫЙ, ибо управляет властными структурами, особенно законодательной ветвью власти. Такова природа Юпитера-громовержца. В древнем пантеоне богов главой Олимпа является не Солнце, а Юпитер, знак Зодиака Стрелец - его дневное жилище. Потому Юпитер и Стрелец в мире заведуют властью как таковой, политическими событиями, идеями и идеологиями. Это отразилось в Москве - в секторе Стрельца расположены такие институты власти, как Госдума, Мосгордума и мэрия города. Регион Стрельца очень четко задает идеологический курс и порой демонстрирует удивительные вещи! Давайте разберемся в этом?

Стрельцовский Тверской район сегодня включает в себя Кремль и Красную площадь - а значит в нем сосредоточена не только московская власть, но и государственная, федеральная! Тут две ярких территориальных точки: первая на стыке Тверской с ансамблем Красной площади, а вторая - площадка перед домом №13 по Тверской.

Мы помним, что энергетический центр Москвы - Кремль и Китай-город - не делятся на зодиакальные сектора, но словно испускают лучи зодиакальных регионов от себя во все стороны. Луч Стрельца тянется в сторону Твери, в борьбе с которой Москва завоевала верховную власть в Северо-Восточной Руси в 14-15 веках и столичный статус. Это невероятно красивое и энергетическое место - спуск с Тверской к Кремлю, с видом на Красную площадь. Отсюда въезжают колонны военной техники во время парадов.

Первая "идеологическая" точка расположена именно здесь. Со стороны Кремля тут здание дореволюционной Думы (ныне Исторический музей) с конным памятником стрельцу-Жукову. А напротив здание современной Госдумы. Государственная Дума - высший орган власти в стране, именно здесь принимаются законы, по которым мы живем, в том числе и Конституция. Это так называемая "законодательная" (избираемая) ветвь власти.

Вторая "идеологическая" точка - Тверская площадь с памятником Ю.Долгорукому напротив московской мэрии, включая и ее.

Рассуждая об "идеологическом" свойстве Стрельца, надо определить что это такое. ИДЕЯ - слово греческое, его значения: "мысль", "принцип мировоззрения", "намерение и план". Идеология соответственно - это образ мышления и вытекающий из него план действий. Это и есть основное свойство знака Стрелец с его символом стрелка, метящего в далекую цель.

Стрелец дает ориентир, помогая руководству города сплачивать людей вокруг определенного "мировосприятия" и подталкивает к определенному "плану действий". То-есть мы говорим о мотивации и целеполагании, чрезвычайно важных политических инструментах (они являются свойством стихии Огня, и мы также разбираем это в статьях о других огненных регионах Москвы - Овне и особенно Льве). Иначе говоря, Стрелец формирует текущий политический курс.

Россия - страна великих перемен, только за 20 век она сумела сформировать 3 разных варианта государственного устройства. Про старое и новое здание Думы мы уже знаем. Давайте попробуем теперь проследить это на примере весьма знаковой для столицы Тверской-Скобелевской-Советской и снова Тверской площади. 

Данное место - "волшебная" точка Москвы. Здесь здание мэрии города - по адресу Тверская улица, дом №13. Этот роскошный особняк выстроил в 1782 году знаменитый зодчий Матвей Казаков для московского генерал-губернатора Захара Чернышева. После смерти графа Чернышева дом выкупила казна и он стал резиденцией московских градоначальников. Стоит отметить - и это важно - дом стал ПЕРВЫМ административным зданием города, вынесенным за границы Кремля (то был виток расширения Москвы, сдвиг административных кругов). Прямо перед ним тогда был обустроен военный плац. Из этого дома почти два с половиной столетия управляется город. Учитывая закладку и строительство здания, оно - практически ровесник государственности США.

Но вернемся к идеологии. При царе народ сплачивали идеями патриотизма и державности. В 1912 году на Тверской площади был открыт многофигурный памятник герою русско-турецких войн, освободителю Болгарии, завоевателю Туркестана "белому генералу" Михаилу Дмитриевичу Скобелеву.

"Белым" его назвали задолго до "белой гвардии" - в ходе Хивинского похода в 1873 году Скобелев стал носить исключительно белый мундир и ездить на белых скакунах, за что и получил прозвище «белый полководец». Его называли «полководцем, Суворову подобным» и слава генерала была велика в народе. Об установке памятника отважному генералу, за свою короткую жизнь не проигравшего ни одного сражения, заговорили с 1907 год. Но в казне денег на этот не нашлось и начат был сбор народных пожертвований. За два года нужная сумма была собрана.

Монумент еще до своего создания стал знаковым. В июне 1911 года был заложен фундамент, место для которого определил сам император Николай II, так как оно стало предметом споров (еще предлагались варианты Театральной, Лубянской площадей и Лубянский сквер). Митрополит Владимир возглавил крестное шествие, организованное по этому случаю, и установил первый камень в основание. Изготовление поручили петербургскому бронзолитейному заводу А.Морана. В исторических хрониках монумент описывают в 7 аршин высотой и весом в 450 пудов.

24 июня 1912 года, после крестного хода и молебна, состоялось торжество по случаю открытия памятника, а площадь получила название «Скобелевская». В Москве собрались первые лица города и страны, выдающиеся деятели культуры и сподвижники героя-полководца.

Бронзовая композиция представляла четырехметровую статую всадника на коне на постаменте из светло-серого гранита. По бокам от генерала располагались две группы бойцов. Слева - солдаты, защищающие знамя в Среднеазиатском сражении. По правую руку - солдаты в сражении за освобождение славян в русско-турецкой войне. 11 барельефов по периметру отображали подвиги полководца в битвах у Зеленых гор, Плевны, под Хивой, штурм Геок-Тепе и остальные героические сражения.

Памятник приобрел известность и огромное значение. Именно возле него организовывались все митинги и встречи, а после начала Первой мировой войны возле него ораторами провозглашались патриотические речи.

Однако народный памятник долго не простоял. Октябрьское вооруженное восстание 1917 года в корне изменило ход истории и политические приоритеты. На смену монархическому строю пришел коммунистический, что неминуемо влекло за собой смену символики. Как известно, именно с помощью символов легче управлять массами. 12 марта 1918 года столицу официально перенесли из Петрограда в Москву. С дома 13 по Тверской содрали золотого двуглавого орла. Здание стало Моссоветом и на нем засиял герб СССР, с планетой, снопами и лентами республик. "Белый генерал" тут был совсем не к месту!

12 апреля 1918 года была принята директива «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг», началась коммунистическая война с памятниками - и монумент Скобелева стал его первой жертвой. А как иначе - на самом идеологическом пятачке столицы?

1 мая 1918 года все части, включая барельефы и фонари, были варварски распилены, перенесены во двор Моссовета, а затем отправлены на переплавку. Работы велись по личному указанию Ленина заводом "Гужон" (ныне - "Серп и молот", который тоже прославился в изготовлении символов, впоследствии именно на нем была отлита нержавейка. из которой изготовили знаменитую новаторскую статую Рабочий и Колхозница, что ныне стоит перед ВДНХ в регионе Водолея). Постамент из финского гранита не поддавался никаким воздействиям. Первое время он использовался как ораторская трибуна. Затем, в ночь на 11 сентября, была предпринята неудачная попытка взорвать постамент, вследствие которой пострадали фасады здания Моссовета и отеля "Дрезден". На протяжении месяца постамент взрывали по частям, и с пятым взрывом он был полностью разрушен.

Символ прошлой эпохи тут же был заменен символом новой. На площади водрузили идеологический монумент: ленинский "Обелиск Свободы". Монумент был открыт на уже "Советской" площади в два приема: сам обелиск 7 ноября 1918 года, в первую годовщину революции (проект архитектора Д. П. Осипова), а через несколько месяцев, 27 июля 1919 года был дополнен и статуей Свободы (работы скульптора Н.А. Андреева).Статуя изображала женщину в  "танцующей" позе, одну руку она простирала вперед, в другой держала шар (вероятно земной, следуя идеям "мировой революции"). Спиной женщина опиралась на псевдо-египетскую трехгранную стеллу.

В книге "Карманный путеводитель по Москве" 1923 года издания отзыв об обелиске самый лестный: "На Советской площади первое, что бросается в глаза - прекрасный Обелиск Свободы, работы скульптора Андреева, один из первых революционных памятников Москвы. К высокому стройному обелиску прислонена фигура женщины, - символ свободы, - в мощном порыве устремленной ввысь".

Теперь уже эта статуя превратилась в идеологический маяк. С 1924 по 1941 год обелиск стал официальным символом столицы, его изображение было на гербе Москвы и в московской архитектуре. Главная идея, двигавшая революционерами в те годы - поджечь планету, как хворост, в огне мировой революции (первая проба глобализации). Идея была не русская, как и символика. Попробуйте угадать, откуда пришла эта полураздетая фривольница на треугольном постаменте? Это ведь явно не Родина-мать, а западная креатура, напоминающая символику одноименной статуи в США, которую американцы позаимствовали из Франции.

Танцующая женщина с шаром также стала символом новой Конституции, главного свода законов, Но и этому памятнику было суждено простоять недолго. Якобинец революции Сталин начал новый политический курс, поверг в пыль и бывших соратников, и их идеологему с мировой революцией. Политика была развернута на 180 градусов: вместо "мирового пожара" - построение социализма в одной, отдельно взятой стране. К тому подталкивала и международная обстановка: Европа объединялась в очередной крестовый поход против России.

Обелиск Свободы взорвали, как и его предшественника, но уже проще, поскольку "Свободу" соорудили наспех из дешевых, но недолговечных материалов (статуя из бетона и обелиск из кирпича). От монумента сохранилась только голова статуи Свободы, которая ныне находится в Третьяковской галерее. Взрыв состоялся в ночь с 20 на 21 апреля 1941 г. точно при вхождении Солнца в знак Тельца, где в тот момент оказалось ядро из 5 планет и Лилит. За 2 месяца до этого прошла мутация Юпитера и Сатурна в Тельце, окончательно закрепив новые политические смыслы. А мы помним - Телец это знак Москвы и следовательно, с некоторой степенью уверенности, мы можем считать, что здесь проявилась воля самого города.

Сталин насаждал новую идеологию. Пришла установка на укрепление государства и патриотизма в виде исторической фигуры - основателя города князя Долгорукого. Так в третий раз за 20 век Тверская площадь должна была измениться, чтобы транслировать новое мировоззрение. Начавшаяся война сдвинула планы, но к памятнику вернулись в 1946 году, и тогда был заложен первый камень. По личному распоряжению Сталина снарядили экспедицию в Киев во главе с археологом и антропологом М.М. Герасимовым, с целью разыскать останки Юрия Долгорукого и торжественно перезахоронить прах. Но она окончилась неудачно.

В сентябре 1946 г. был объявлен конкурс на создание памятника, посвященного 800-летнему юбилею г. Москвы. Его выиграл скульптор С.М. Орлов. Основатель города, как и генерал Скобелев ранее, был посажен на коня (Долгорукий есть и без коня, мы поговорим о нем при обсуждении региона Козерога). Сталин лично следил за чертежами и макетами памятника. Ходит легенда об утверждении окончательного варианта. Вождь, внимательно рассмотрев модель, вопросил: «Почему у вас Долгорукий сидит на кобыле? Жеребец подчеркнёт мужественность основателя Москвы». И кобыле пришлось сменить пол.

Памятник открыли только 6 июня 1954 года, уже после смерти вождя. Сказалось послевоенное восстановление города, а также наличие нескольких грандиозных строек - в частности закладка семи "сталинских высоток". Но проект не забыли и отнеслись к нему со всей серьезностью. Всадник серьезен, грозен, внушителен, как и положено Стрельцу. Он держит руку жестом, подразумевающим безусловное владычество. Это фантастически сильно рифмуется с его прозвищем "Долгорукий" и дает четкое направление политики: "наше", "отстоим", "достанем везде".

Перестройка многое сломала в стране, была разрушена социалистическая идея, а в Конституции появился запрет на идеологию. Однако же запретить Стрельца невозможно! Десятилетие западничества 90-х не изменило основные смыслы. Памятник князю Долгорукому стоял на Советской площади напротив Моссовета, а ныне с тем же успехом возвышается на Тверской площади напротив мэрии. И так же указывает, что "мировосприятие" и "план действий" остались государственническими.

Во время мэрства Юрия Лужкова в 2003 году были приняты и узаконены новые московские регалии - герб и флаг города, ставшие смесью древне-новых символов. На гербе, как и в царское время, изображен всадник святой Георгий Победоносец, побеждающий змия. Флаг же стал красного "советского" цвета с расположенным в центре гербом. Стоит отметить, что Юрий и Георгий в русском языке - одно и то же имя, и здесь русские времена связываются в единой московской идеологеме: Юрий-Георгий Долгорукий-Победоносец. А герб Москвы сегодня - как и в Российской Империи, расположен в сердце герба страны.

Долгорукий сегодня - своеобразный мем России. Мало того, что это фактически символ Москвы, но недавние стрельбы показали, одноименный подводный ракетоносец вполне способен дотянуться до любой точки земного шара (16 ракет "Булава" с 6 разделяющимися боеголовками на каждой).

Вот такой он, Стрелец Москвы!


Рецензии