Девчата

(«ИСИ», Мастерская Агапова. Режиссер-педагог: Д. А. Грошев)

«Если б я была природой, я бы так сделала. Рождается человек… Никакой. Ни красивый, ни страхолюдный, а совсем-совсем никакой, понимаете? А потом, когда он определится, годам этак к семнадцати, я на месте природы и стала бы выдавать красоту — кто чего заслужил. Все учла бы: и как работает, и как к подругам относится, жадный или нет, мечты разные — все-все… Получай по заслугам — и живи себе на здоровье! Вот тогда было бы по справедливости, а теперь и на росте норовят сэкономить, и личико тебе подсунут какое-нибудь завалящее, носи его до самой смерти!..»
(Борис Бедный. «Девчата»)

***
Ох, и здорово же придумала все Тося Кислицина, молоденькая девчушка-сирота, приехавшая из тёплого Воронежа на работу в суровый северный лесной посёлок. Прямо так и хочется, чтобы все, о чем мечтает эта смешная девушка, сбылось! И каждому была бы отмеряна красота «не за просто так», а в зависимости от его морального облика, поведения и заслуг перед обществом...

Сегодня мы смотрим в «Институте Современного Искусства» премьерный спектакль «Девчата». Зрители старшего поколения во времена своей юности просто засматривались черно-белым фильмом с таким названием, вышедшим на экраны кинотеатров в 1961 году. А Надежда Румянцева и Николай Рыбников, исполнявшие  главные  роли, считались кумирами молодежи.

Но в фильме, по сравнению с книгой Бориса Бедного, послужившей основой для сценария, многие эпизоды сокращены или опущены. Иначе очень длинным бы фильм получился. А спектакль, показанный  сегодня студентами, возродил повесть «Девчата» во всей ее красе.
Получилась не просто история любви Тоси Кислициной, а яркая, интересная театральная повесть о пяти девчатах, живущих в одной комнате общежития и работающих на лесоповале. Девчатах таких разных, друг на друга совершенно непохожих. Но так ждущих свою, никому кроме
них не предназначенную любовь.

А любовь, как известно, — чувство совершенно непредсказуемое. Она может «нечаянно нагрянуть, когда ее совсем не ждёшь», как вышло у главной героини — Тоськи. Или вспыхивать страстными фейерверками во время ночного дежурства — как у красавицы Анфисы... Быть тихой, мирной и спокойной как у Надежды и немолодого уже Ксан Ксаныча...
Может она быть и «любовью с первого взгляда», как приключилось у Кати с Санькой... Или — гордой, как у «мамы Веры»: это когда любишь, но не желаешь прощать измену. И жжёшь письма его, подлого, даже не поинтересовавшись, что он там такое пишет.

В этот вечер комические эпизоды на сцене часто сменялись трагическими — все как в жизни, без обмана. Только что мы смеялись над забавными рассуждениями Тоськи о матриархате — и вот уже видим несчастную рыдающую Анфису, открывающую свою душу главной героине спектакля. И, если верить ее «исповеди», Тоське очень даже повезло не родиться красивой.

А вот ещё множество смешных и трогательных эпизодов неумелой заботы Ксан Ксаныча о своей будущей жене Надюше. И мебель-то жених своими руками сделал, и даже  квартиру будущей семье леспромхоз предоставил, а не получилось у них ни свадьбы, ни совместного проживания. Ибо, заботясь об удобстве и уюте, позабыли «молодые» о самом главном: как же всю оставшуюся жизнь находиться рядом, если они не испытывают друг к другу любви?

Интересно, что именно эта сцена вызвала у зрителей разного  возраста совершенно противоположную реакцию. Молоденькие девушки на первом ряду, слушая сбивчивые объяснения Нади и Ксан Ксаныча, весело смеялись. А пожилая пара, сидевшая рядом с нами, наблюдала за тем, как развертывается сюжет, с большой грустью. У женщины — так даже слёзы на глазах появились.
Что же касается меня, то во время чтения книги Бориса Бедного, именно этот эпизод всегда вызывал во мне чувство какой-то неловкости. Я почему-то мысленно ставила себя на место Ксан Ксаныча и представляла, каково это для него — испытать в немолодом уже  возрасте крушение всех надежд. Да ещё и в маленьком посёлке, где все друг друга знают...

Но это хорошо, что спектакль «Девчата» затронул и ум, и сердца  всех зрителей без исключения. И комическая сцена поцелуя Тоськи и Ильи, в которой наша героиня наконец убеждается, что «носы целоваться не мешают», — словно весенний ручей смывает все обиды, печали и недоразумения, свидетелями которых мы были ещё совсем недавно. И верим мы, что теперь-то все точно будет хорошо. Не может быть по-иному.

Вот такой простой, и в то же время очень глубокий и душевный спектакль. Пенсионерам он, я уверена, дал возможность поностальгировать по тем временам, когда и трава на газонах была зеленее, и люди вокруг — бесхитростнее  и проще.  Когда особую ценность имела не красота лица и фигуры, а красота душевная. И доброе, горячее сердце.

Ну, а молодежи эта постановка позволяет по-новому взглянуть на то далекое время, когда их бабушки и дедушки были молодыми. И может быть, понять и принять в этих пожилых людях что-то такое, что прежде казалось им странным.

Я же от души рада, что студенты московских театральных училищ уже не в первый раз обращаются в своём творчестве  к литературным произведениям времён СССР. (Вспомним, например, блестящий спектакль «Тимур и его команда», показанный в ЦДР). И делают это весьма аккуратно, бережно прикасаясь к первоисточнику и никого не обижая.
За это хочется сказать большое человеческое спасибо и молодым артистам, и педагогам, которые с ними занимаются.


Рецензии