Утиная охота

               
У  нас  на  Украине  есть  луга,  которые  покрыты  маленькими  островками  и  небольшими  озерками.  Я  всегда  думала,  что  луга  эти  островки – как  веснушки  у  девчонок  и  мальчишек.  А  земля  в  Полтавской  области  песчаная  и  вода  иногда  заливает  этот  песок.  Вода  такая  прозрачная,  что  отражаются  тучи  в  ней,  а  солнце  всегда  поправляет  свои  лучики,  глядя  в  воду,  как  в  зеркало,  хорошо  ли  я  их  причесала.  Почему-то  эту  землю  называли  солончаки. Они  разделяли  хутор  деда  от  хутора  дяди  Володи.  Чтобы  добраться,  нужно  делать  путь  в  обход  этих  лугов,  а  на  прямую  1,5  километра  и  всё.  Вода  не  везде  одинаковая   - где  по  щиколотку  ног,  где  по  колено,  а  где  сделаны  мостки,  чтобы  перейти  воду.  Я  так  боялась  идти  по  нему,  ноги  были  чугунные.  Братья  смеялись  :  «Лётчик –налётчик  боится  идти  по мосту.»  Но  я  не  моста  боялась,  я  боялась  воды – такая  чёрная,  пречёрная.  Где-то  я  читала  если  смотреть  в  бездну,  бездна  смотрит  на  тебя.  И  я  не  могла  оторвать  взгляда  от  тёмной  воды.  Отец  брал  меня  под  мышки  и  проносил  над  этой  бездной.  Я  от  страха  закрывала  глаза,  боялась  сейчас  выпрыгнет  здоровый  сом  и  утащит  в  своё  логово.
 -И  рады  будут  лешие,  что  он  схватил  меня,
 - И  светляки  засветятся,  и  жернова  у  мельницы  завертятся, 
- И  соловьи  рассыпятся  по  чащам  зазвеня…
Мы  собирались  к  дяде  Володе.  Отец  спросил  : «Напрямую  пойдём  или  в  обход.  Вода  спала,  глубоко  не  должно  быть.»
 - Ула, на  пьямую – радостно  захлопала  в  ладоши  моя  младшая  сестра  Иринка.  Ей  хорошо,  отец  всё  равно  её  на  руках  понесёт.  А  мне,  я  хоть  высокая,  всё  равно  не  приятно.
 - Доню  - сказал  деда – ну-ка  залезь  на дерево,  кухня  дымится  у  дядьки,  ждут  они  вас,  а  то  сбежали  наверное – смелся  дед.  Я  залезла  на  дерево,  достала  бинокль,  подарок  деда  Германа
 - Ну  що? – спросил  дед.
 - Докладываю  обстановку : кухня  дымится,  волы  стоят  во  дворе,  индюк  дерётся  с  курицей,  так  как  тётя  Зина  их  кормит.
 - Волы? – переспросил  дед.  Он  що  не  за  вами  собрался?  А  не   хай  приезжает.  Сено  поможет  скидать.
 - Батько,  может  я  останусь,  или  завтра  это  сделаем?
 - Пошли,  так  пошли,  не  на  год  уходите.  Много  горилки  не  пить!  - дед  помахал  нагайкой.  Доню,  отвечаешь  за  батьку  и  дядьку,  вразумила?
 - Так  точно!
 - Добре.  Мы  пошли.
Сегодня  утром  мне  деда  подарил  винтовку,  выстроганную  из  дерева. 
 - Пойдёшь  через  солончаки,  там  уток  много,  настреляешь  и  сварим  вкусный  суп  или  в  костре  пожарим.
Я  ещё  забежала  к  козе  Зойке,  сказала : Не  скучай.»  Только  хотела  поцеловать  её – выстрел.  Я  прижалась  к  Зойке.  Рядом  раздался  какой-то  звук,  даже  шлепок,  будто  кто-то  ударил  по  воде  рукой.  Слышу  отец  меня  зовёт,  а  я  глаза  не  могу  открыть.  Послышался  лай  собаки.  Зойка  задёргалась.  Пересилив  себя,  я  открыла  глаза – передо  мной  лежал  сбитый  селезень.  Через  минуту  показалась  собака.  Она  повизгивала.  Зойка  встала  между  уткой  и  мной,  опустив  голову,  пошла  на  таран.  Собака  дала  дёру.  Поцеловав  козу,  я  пошла  к  семье,  неся  утку.  Вся  моя  семья  удивлённо  смотрела   на  мой  трофей.
 - Ты  где  её  взяла?  Брось  эту  гадость – строго  сказала  мама.
- Она  с  неба  упала – тихо  сказала  я.
Навстречу  из  камышей  шагнул  дядька  с  ружьём,  с  патронташем  и  с  двумя  утками,  уже  подбитыми и  привязанными  на  ремне.
 - Так  вот  кто  увёл  мою  добычу?
 - Возьмите – я  протянула  утку.
- У  охотников  закон – ты  её  подбила,  она  твоя.  Какое  у  тебя  хорошее  ружьё? – дядька  засмеялся.  Засмеялась  и  моя  семья.  Я  покраснела.
А  что,  сказал  отец
 - Незаряженное  ружьё,  висевшее  на  стене,  может  иногда  выстрелить.
Мы  попрощались,  пошли  дальше.  Выстрелы  продолжались.  Я  остановилась  и  прицелилась  в  летящую  утку.  Вот  это  чудо!  Дичь  упала  в  воду  в  метре  от  нас.  От  неожиданности,  я  споткнулась  о  подводную  кочку  и  пала  в  воду.
 - Светка,  да  у  тебя  и  правда  ружьё-то  настоящее.  Все  осмотрели  на  меня – мокрая,  в  песке,  в  тине,  в  волосах  заблудился  маленький  лягушонок.  Хохот  раздался  над  лугом,  что  от  него  взметнулись  вверх  журавли,  гуси.  Я  всегда  удивлялась,  почему  взрослые  по  разному  говорят.  Сидим  на  завалинке,  деда  говорит : «Ого  какая  стая  гусей  полетела,  интересно  дикие  или  чьи-то  наших  хуторских.»
Бабуля  всегда  вечером,  если  гуси  сами  не  приходили  домой,  говорила  мне : «Доню  приведи  моё  стадо  гусей.»  Я  не  понимала : «Бабуля,  это  же  гуси,  а  не  коровы,  какое  оно  стадо?»
 - А  кто  они?  Теперь  бабуля  спрашивала  меня.  Я  молча  пожимала  плечами  и  уходила  за  нашим  «стадом»  гусей.  Я  потом,  когда  выросла,  тогда  поняла  всё  это – особенно  смысл  в  этих  одинаковых  и  разных  словах.
Чем  отличается  стая от  стада?
Стадо  пасётся,  а  стая  летает.
Стая  гусей  улетает  на  юг,
Стадо  гусей  ковыляет  на луг.
Подняв  утку,  подождав  немного,,  но  за  ней  никто  не  шёл.  Отец  одел  на  меня  ремень  и  привязал  уток.
 - Доню,  ты  похожа  на  зверобоя!
 - Ага  на  мокрого  зверобоя,  то  есть  курицу  мокрую – смеялся  брат.
Отец  его  тихонько  толкнул,  но  тот  видно  тоже  об  кочку  споткнулся  и  фонтан  брызг,  переливаясь  под  солнцем  жемчужинками,  обкатили  всех  с  ног  до  головы,  хотя  наши  ноги  были  и  так  в  воде.  Отец  матерился,  сестрёнка  заплакала,  ей  же  красивое  платье  одели.  Мама  ругала  отца.  Только  мне  одной  стало  смешно  глядеть  на  мою  мокрую  семью.  Права  бабуля – Бог  не  Ермошка  видит  немножко. 
Мы  вступили  на  твёрдую  землю.  Это  был  сад  дяди  Володи.  Все  пошли  в  хату,  а  я  залезла  в  свой  домик  на  яблоне.  Смотрю  над  садом  летят  две  утки,  я  прицелилась.  Недалеко  грохнул  выстрел.  Утка  упала  прямо  под  мой  домик  на  дереве.  От  удивления  я  спрыгнула  вниз,  взяла  утку,  пошла  в  хату.  Там  отец  как  раз  рассказывал,  как  они  охотились  на  уток.  Я  заикаясь  подала  утку : «Вот  ещё  одна.  Всё  устала,  больше  на  охоту  не  пойду.»
Вечером,  сидя  за  столом,  отец,  смеясь,  рассказывал  уже  во  всех  придуманных  эпизодах.  Смеялись  все.
 - Молодец,  дочка,  семью  без  ужина  не  оставит – сказал  отец.  Обратно  хотели  идти  на  прямую,  мама  категорически  отказалась.  Пришлось  на  волах  тащиться  кругом.  Приехали  к  деду.  Я  вынесла  уток  и  положила  на  стол.
 - Шо  сынку,  с  Володькой  на  уток  ходили?
 - Да  ни,  це  твоя  внучка  с  твоим  ружьём.
У  деда  от  удивления,  чуть  все  волосы  на  бороде  не  отпали.
 - Вот  старый,  думай,  что  говоришь,  а  то  всё  исполняется.
 - Так  это  же  здорово! – смеялся  дед,  после  того,  как  отец  ему  всё  рассказал.
Мне  казалось,  что  от  смеха  хохочут  все  аисты  на  крыше.  Коза  Зойка  пустилась  в  пляс  вместе  с  собакой  Борькой.  Даже  деревья  в  саду  зашумели  листьями  так  сильно,  что  яблоки,  абрикосы – все  фрукты  прыгнули  на  землю,  катаясь  от  смеха.
Вечером  бабуля  очистила  утку,  намазала  её  сметаной,  положила  яблоки  внутрь,  завернула  в  виноградные  листья.  Деда  обмазал  её  глиной  и  в  костёр.  Костёр  грыз  сухие  ветки,  а  мне  казалось,  что  у  него  урчит  в  животе.  Он  тоже  хотел  попробовать  утку.  Когда  утка  была  готова,  все  хвалили  бабулю,  за  вкусно  приготовленную  утку,  благодаря  нашей  охотнице  Диане.
 - Я  не  Диана,  я  Света – все  рассмеялись.
Отец  сказал : «Диана – это  богиня  охоты  и  лесов.»
 - Тоже  мне  сопливая  богиня,  выкормыш  козы  Зойки – сказал  брат  и  ударил,  уже  съеденой   косточкой,  мне  по  голове.  И  получил  от  деда  подзатыльник.
 - Завтра  ты  пойдёшь  в  лес  со  Светкиным  ружьём – сказал  дед.
Говорят  много  в  этом  году  зайцев  развелось,  сады  разрушают.  Посмотрим  сколько  добычи  ты  принесёшь?  Вся  моя  дружная  семья  рассмеялась.  Я  смотрела  на  свою  семью  и  тепло  от  костра  и  от  того,  что  у  меня  такая  замечательная  семья,  разливалось  в  моей  маленькой  душе.  Я  была  счастлива.  И  мне  захотелось,  чтобы  было  это  всегда,  чтобы  вот  так  жить,
Наслаждаться  рассветом  багряным
Жить,  чтобы  просто  любить
Всех,  кто  живёт  с  тобой  рядом.


Рецензии