Самые популярные французские актеры в 20 веке
В один прекрасный момент я озадачился этими вопросами, для чего проанализировал статистику по самым популярным фильмам во французском прокате с 1951-го по 2000 год. Во Франции подсчитывают не общий кассовый сбор картин, а количество зрителей, которые их просмотрели в кинотеатрах (число проданных билетов), что, безусловно, дает более объективную картину, чем касса фильма, которая зависит от цены билета и изменения реальной стоимости денег.
Обращение к статистике «сборов» - единственный объективный способ расставить все точки над "и" относительно того, какие французские кинозвезды были самыми популярными у себя на родине. Разумеется, не всегда зрительский успех фильма связан напрямую с исполнителем главной роли (иногда состав исполнителей не имеет почти никакого значения – как в случае "Аватара" или другого подросткового блокбастера, где акцент делается на спецэффектах), но когда большая часть картин с одним и тем же актером в главной роли собирает приличную кассу, то можно уверенно утверждать, что он действительно популярен. А количество зрителей, просмотревших его фильмы, дает нам информацию об уровне этой популярности.
Чтобы ориентироваться в количестве зрителей того или иного фильма, которые посмотрели его во французских кинотеатрах, приведу немножко статистики. Самый популярный фильм в прокате Франции всех времен - "Титаник" (1998) Джеймса Кэмерона, который посмотрели 20,6 млн человек. Самый успешный французский фильм в 20 веке - "Большая прогулка" (1966) Жерара Ури (17,2 млн зрителей), а "Голубая бездна" (1988) Люка Бессона, замыкающая Топ-10 самых популярных французских фильмов 20 столетия, привлекла в кинотеатры 9,1 млн человек.
В основном я учитывал картины, которые просмотрели не менее 3 млн зрителей. С одной стороны, 3 млн – не кассовый хит, но с другой - это вполне приличный результат во французском прокате. Именно столько французов пришли в кинотеатры на зарубежные блокбастеры "Мунрейкер" (1979), "Рокки-3" (1982), "Терминатор" (1984), "Роман с камнем" (1984), "Мумия" (1999) и "Казино Ройяль" (2006).
И еще немного о статистике. Одинаковое количество зрителей в 1955-м и в 1985-м – не совсем одно и то же. Нужно учитывать, что население Франции после войны достаточно быстро увеличивалось: в 1950-м число жителей страны достигло 41,6 млн, в 1960-м – 45,6 млн, в 1970-м – 50,5 млн, в 80-м – 53,7 млн, в 90-м – 58 млн человек. Таким образом, за 40 лет число французов возросло более чем на треть. Теоретически 3 млн зрителей в 1955-м должны равняться примерно 4-м млн в 1985-м. Но с другой стороны, увеличение числа потенциальных кинозрителей компенсируется тем, что в 80-е годы миллионы французских семей обзавелись видеомагнитофонами, а многие крепко подсели на телевидение, перестав ходить в кино (каналов во Франции в те годы было побольше, чем в СССР). С учетом этих факторов, можно предположить, что в плане определения популярности того или иного актера, нет большой разницы между 3 млн зрителей в середине 50-х и тем же количеством через 30-40 лет.
Кинозвезды 50-х
Самым популярным актером Франции первой половины 50-х годов с огромным отрывом от конкурентов был комик Фернандель.
Почти каждый год на его счету были кассовые хиты, а в 1952-1954 гг. ежегодно по три его картины становились лидерами французского проката:
"Униформа и большие маневры" (1950) – 4,6 млн зрителей;
"Запретный плод" (1952) – 4 млн;
"Дамский парикмахер" (1952) – 3,9 млн;
"Маленький мир дона Камилло" (1952) – 12,8 млн;
"Возвращение дона Камилло" (1953) – 7,4 млн;
"Враг общества № 1" (1953) – 3,7 млн;
"Булочник из Валогра" (1953) – 3,7 млн;
"Баран с пятью ногами" (1954) – 4,1 млн;
"Али баба и 40 разбойников" (1954) – 4,1 млн;
"Мадемуазель Нитуш" (1954) – 3,8 млн;
"Дон Камилло и депутат Пеппоне" (1955) – 5 млн.
Главные хиты Фернанделя – это фильмы из совместного франко-итальянского киносериала о священнике Доне Камилло, действие которого происходит в Италии.
Про первую половину 50-х можно смело сказать, что тогда был Фернандель и все остальные. Всего по два кассовых фильма в этот период оказалось на счету Жерара Филипа и Жака Тати — ближайших конкурентов великого комика с лошадиным лицом.
В 1954 году ситуация на актерском Олимпе Франции начинает меняться: в этом году удается вернуться на вершину зрительского успеха самому популярному актеру Франции 30-х Жану Габену, который после длительной командировки в Голливуд терпел одну неудачу за другой. С 1954-го по 1959 год 8 картин с Габеном в главной роли собрали весьма приличную кассу:
"Не тронь добычу" (1954) – 4,7 млн зрителей; "Французский канкан" (1954) – 4; "Бродячие собаки без ошейников" (1955) – 3,9; "Через Париж" (1956) – 4,8; "Отверженные" (1958) – 9,9; "Сильные мира сего" (1958) – 4; "В случае несчастья" (1958) – 3; "Клошар Архимед" (1959) – 4.
Именно Жан Габен стал самым популярным актером Франции во второй половине 50-х, опередив слегка поднадоевшего зрителям Фернанделя, вернувшего любовь публики Жана Маре и молодую старлетку Брижит Бардо.
У Фернанделя в этот период вышел всего один кассовый хит - "Солдат и корова" (1960, 8,8 млн.), но еще 3 фильма собрали вполне приличную кассу, включая "Закон есть закон" (1958), где он сыграл в паре с Тото - 3,4 млн. зрителей. Странно, но фильмы с участием только одного Фернанделя в 50-е привлекали в кинотеатры больше зрителей, чем великолепный тандем Тото и Фернанделя в этой классической трагикомедии...
В 1956-м году вспыхнула суперзвезда Брижит Бардо. Всего за 4 года на ее счету оказалось 6 фильмов, которые сделали вполне приличные сборы, но ни один из них не стал рекордсменом проката. Лучший результат оказался у полюбившейся советским кинозрителям "Бабетта идет на войну" (1959) – 4,6 млн.
В одной из статей про французское кино я прочел, что Жан Маре в СССР был большей звездой, чем на родине. Это не так. Его фильмы были очень популярны и во Франции. В 50-х на его счету три таких картины: "Граф Монте-Кристо" (1955) – 7,78 млн. зрителей, "Горбун" (1959) – 5,8, "Капитан" (1960) – 5,1. И в первой половине 60-х популярность Маре ничуть не уменьшилась.
Но перед тем как перейти к следующему десятилетию, немного остановлюсь еще на двух кинозвездах. В 50-х достаточно популярным актером был комик Бурвиль, на счету которого 5 фильмов, собравших от 4 до 6 млн зрителей. Это хороший результат, но нужно учитывать, что в большинстве из этих картин он не был главной звездой — в частности, в двух из них солировал Жан Маре ("Горбун", "Капитан").
Признанной международной звездой французского кино 50-х был Ив Монтан, которого в те годы пригласили поработать в Голливуд, но сами французы не очень рвались на его фильмы: среди кассовых хитов на его счету только "Плата за страх" (1953) – 6,9 млн. зрителей.
Кинозвезды 60-х
Самым популярным актером Франции 60-х оказался не Габен, Маре или Бельмондо, а Луи де Фюнес, на счету которого в этот период было более десятка успешных фильмов, включая несколько кассовых рекордсменов:
"Жандарм из Сен-Тропеза" (1964) – 7,8 млн зрителей (в главной роли Л.де Фюнес);
"Фантомас" (1964) – 4,5 (в главных ролях Жан Маре, Л.де Фюнес);
"Фантомас разбушевался" (1965) – 4,2 (Жан Маре, Л.де Фюнес);
"Жандарм в Нью-Йорке" (1965) – 5,5 (Л.де Фюнес);
"Разиня" (1965) – 11,7 (Л.де Фюнес, Бурвиль);
"Большая прогулка" (1966) – 17,2 (Л.де Фюнес, Бурвиль);
"Ресторан господина Септима" (1966) – 3,8 (Л.де Фюнес);
"Оскар" (1967) – 6,1 (Л.де Фюнес);
"Большие каникулы" (1967) – 6,9 (Л.де Фюнес);
"Фантомас против Скотланд-Ярда" (1967) – 3,5 (Жан Маре, Л.де Фюнес);
"Жандарм женится" (1968) – 6,8 (Л.де Фюнес);
"Маленький купальщик" (1968) –5,5 (Л.де Фюнес);
"Татуированный" (1968) – 3,2 (Л.де Фюнес, Ж.Габен);
"Жандарм на покое" (1970) – 4,8 (Л.де Фюнес).
Самыми успешными фильмами де Фюнеса стали те, где ему ассистировал Бурвиль, но и в качестве единственной звезды де Фюнес был способен сделать приличную кассу.
Необходимо упомянуть, что почти все главные хиты де Фюнеса советские зрители смогли посмотреть в кинотеатрах в 60-70-е, чего не скажешь о многих других французских актерах, за исключением Жана Маре и Бурвиля.
Вернусь к тем звездам, которые в 60-е оказались заслонены "мощной спиной" коротышки Луи. У Бурвиля были кассовые фильмы и без участия де Фюнеса, но во всех них в паре с Бурвилем играла другая крупная звезда: Фернандель - в "Муже моей жены" (1963) – 6,3 млн; Лино Вентура — в "Лесорубах" (1966) – 3,6; Жан-Поль Бельмондо — в "Супермозге" (1969) — 5,5; Ален Делон — в "Красном круге" (1970) — 4,3.
Жан Маре в начале 60-х продолжал сниматься в романтических ролях в костюмных мелодрамах, которые привлекали миллионы французских дам. В 1964-м Маре сыграл в "Фантомасе" и благодаря этому харизматичному злодею оставался на плаву почти все десятилетие, хотя в целом сборы его самых популярных фильмов были далеки от кассовых лидеров тех лет.
Как и Маре, в 60-е сохранял свой статус большой звезды Жан Габен, который выступал в паре не только с де Фюнесом, но и с более молодыми актерами - Бельмондо, Делоном и Вентурой, каждый из которых был популярен у зрителей на протяжении всего десятилетия: на их счету по несколько фильмов, которые посмотрели от 3 до 5,5 млн зрителей. Чуть большие сборы были у Бельмондо, но в целом популярность у этой троицы была гораздо ниже, чем у де Фюнеса.
И уж совсем низкими были сборы у фильмов про Анжелику ("маркизу ангелов") - ни один из них не собрал и 3 млн зрителей во французском прокате!
Кинозвезды 70-х
В этом десятилетии Де Фюнес по-прежнему удерживал звание самого популярного актера, хотя и разделил его с Бельмондо. На счету де Фюнеса всего 4 кинохита, но следует учитывать, что в 70-х он снимался очень мало:
"Мания величия" (1971) – 5,5 млн зрителей;
"Приключения раввина Якова" (1973) – 7,2;
"Крылышко или ножка" (1976) – 5,8;
"Жандарм и инопланетяне" (1979) – 6,2.
Жан-Поль появлялся на экранах часто и в самых разнообразных картинах, но кассовых фильмов на его счету тоже 4: "Взломщики" (1971) – 4,4 (Бельмондо, Омар Шариф); "Страх над городом" (1975) – 3,94; "Чудовище" (1977) – 3,1 (Бельмондо, Рэкел Уэлч); "Полицейский или бандит" (1979) – 3,95. Правда, нельзя не отметить, что Бельмондо снялся еще в трех лентах, которые собрали чуть меньше 3 млн зрителей: "Игра в четыре руки" (1980) – 2,87, "Повторный брак" (1971) – 2,8, "Великолепный" (1973) – 2,8.
Пьер Ришар стал звездой в начале 70-х, но во Франции он не был кассовым чемпионом и в популярности несколько уступал де Фюнесу и Бельмондо: замечательная комедия "Высокий блондин в черном ботинке" (1972) привлекла в кинотеатры всего 3,47 млн. зрителей, "Он начинает сердиться" (1974) – 3,7 , "Побег" (1978) – 3,9, "Укол зонтиком" (1980) – 3,1 млн., а трагикомедия "Игрушка" (1976) и вовсе 2,3 млн.
На счету Лино Вентуры в 70-е три популярных картины, включая "Зануду" (1973) – 3,35 млн и "Пощечину" (1974) – 3,38 млн, которые были в советском прокате.
Жерар Депардье стал известным после "Вальсирующих" (1974, 5,7 млн зрит.), но превратился в настоящую звезду лишь в самом конце 70-х, когда у него вышли сразу три успешных картины, включая "Инспектор-разиня" (1980, с Колюшем) – 3,7 млн.
Удивительно, но за целое десятилетие ни один из фильмов Алена Делона не набрал и 3 млн зрителей, за исключением "Красного солнца" (1971, 3,3), где главной звездой был отнюдь не Делон, а американец Чарльз Бронсон, который незадолго до этого произвел фурор во Франции с вестерном Серджо Леоне "Однажды на Диком Западе" (1969, 14,8 млн. зрителей). Может быть Делон и не пил одеколон в те годы, но зрителям он был не очень интересен.
Кинозвезды конца 20 века
Луи де Фюнес умер в январе 1983 года и физически не смог бороться за звание самого популярного актера Франции 80-х, хотя незадолго до своей смерти успел сняться в "Жандарме и жандарметках" – 4,4 млн. зрителей, а чуть в ранее в "Супе с капустой" (1981) – 3 млн. В его отсутствие самым популярным французским актером десятилетия стал Жан-Поль Бельмондо. На его счету 6 успешных фильмов: "Профессионал" (1980) – 5,2 млн. зрителей, "Ас из асов" (1982) – 5,4 млн., "Вне закона" (1983) – 4,9, "Авантюристы" (1984) – 3,6; "Веселая пасха" (1984) – 3,42 (Бельмондо, Софи Марсо) и "Баловень судьбы" (1988) – 3,2.
Недалеко от Бельмондо расположился Жерар Депардье. Депардье на пару с Пьером Ришаром снялся в трех комедиях, и все они собрали хорошую кассу: "Невезучие" (1981) – 7 млн., "Папаши" (1983) – 4,8, "Беглецы" (1986) – 4,5. Без Ришара Депардье сыграл в кассовом и звездном по составу "Жане де Флоретте" (1986) – 7,2 млн, в "Сирано де Бержераке" (1990) – 4,7 млн. и "Вечернем платье" (1986) – 3,1 млн.
А что же остальные звезды? Два популярных фильма в 80-е у Колюша и Ива Монтана, по 1-му у Кристиана Клавье, Филиппа Нуарэ, Тьерри Лермитта, Изабель Аджани. И по-прежнему ни одного успешного проекта на счету у Алена Делона (больше всего зрителей в кинотеатрах привлек его боевик "Слово полицейского" (1980) – всего 2,5 млн.).
В последние десятилетия 20 века несколько комедий сделали очень хорошие сборы, но в целом фильмов, которые посмотрели более 3-х млн зрителей, стало гораздо меньше, чем в 50-60-е. Похоже, что телевидение и видео все-таки отобрали значительную часть аудитории у большого кино. В 90-е годы ситуация еще больше ухудшилась: кассовых хитов стало так мало, что я воздержусь от выводов относительно самого популярного французского актера конца 20 столетия. В 90-е были популярны Депардье, Клавье, Лермитт, Рено, но кто из них был № 1 - неясно. Тем более, что в самых популярных фильмах они часто играли парами: Рено - Клавье, Депардье – Клавье. Формально больше всего кассовых фильмов у Кристиана Клавье, но во всех них он несколько заслонен своими большими во всех смыслах партнерами: Рено и Депардье.
Свидетельство о публикации №219121801073