Памятник Александру II Освободителю

Памятник российскому императору Александру II (1818-1881) был открыт 7 июня 2005 года в Москве, в сквере между улицей Волхонка, Всехсвятским проездом и Пречистенской набережной, возле храма Христа Спасителя (со стороны алтарной части).
Его авторами являются, скульптор Александр Рукавишников, архитектор Игорь Воскресенский и художник Сергей Шаров.
Он был создан по инициативе партии «Союз правых сил» на средства членов и сторонников партии при поддержке Правительства Москвы. Монумент Александру II появился спустя 90 лет после того, как был разрушен предыдущий памятник российскому императору.
Александр II был убит террористом-народовольцем, а сразу после его гибели начался сбор пожертвований на памятник царю, который был открыт в московском Кремле 17 августа 1898 года. Автор памятника - скульптор А.М.Опекушин. Император был запечатлен стоящим под пирамидальной сенью в генеральском мундире, в порфире со скипетром. Сень из тёмно-розового гранита с бронзовыми украшениями, была увенчана золочённой узорной шатровой крышей с двуглавым орлом. В куполе сени была помещена летопись жизни царя. С трёх сторон к памятнику примыкала сквозная галерея, образуемая сводами, опиравшимися на колонны. Большевики, придя к власти снесли этот памятник. Из нероссийских памятников императору, уцелели только два – в Хельсинки и Софии. В столице Финляндии перед кафедральным собором на Сенатской площади стоит бронзовый памятник Александру II (скульпторы Вальтер Рунеберг и Йоханнес Таканен). Император изображен стоящим во весь рост в форме финского гвардейского офицера. У подножия пьедестала, фигуры олицетворяющие Мир, Закон, Просвещение и Труд.
Софийский памятник -это одно из лучших произведений флорентийского скульптора Арнольдо Дзокки. Памятник выполнен из полированного гранита. Он состоит из цокольного пьедестала, средней части с фигурами и массивным ренессансным карнизом. Скульптурную композицию венчает фигура Александра II, восседающего на коне.
После распада СССР в стране стали восстанавливать историческую справедливость и устанавливать памятники видным деятелям прошлых времен, в том числе и царям.
Вопрос о месте для установки памятника вызвал оживлённую дискуссию. Подходящее место для установки бронзового памятника Александру II искали по всей Москве. Сначала его хотели поставить в Александровском саду, затем на площади возле Кутафьей башни Кремля.
Но когда победитель конкурса скульптор А.Рукавишников отлил фигуру императора в полный рост (более 6-ти метров и весом в 7тн), то установить ее в заданном месте не удалось, поскольку этому воспрепятствовала Российская Федеральная служба охраны исторических памятников архитектуры. Оказалось, существует ограничение по строительству на землях находящегося под защитой ЮНЕСКО, кремлёвского комплекса. Место чрезвычайно тесное для крупного монумента. Похоже авторы памятника не были осведомлены о нюансах современных правил застройки в Кремле и прикремлевской территории. Наконец, после долгих проволочек, было окончательно решено установить монумент Александру II на холме возле храма Христа Спасителя, почти на том месте, где когда-то находился памятник его сыну Александру III. Логика расположения монумента подкреплена и тем обстоятельством, что сам Александр II участвовал в закладке храма Христа Спасителя, при нём была возведена большая часть сооружения.
Монументальный комплекс, состоящий из скульптурных и архитектурных элементов, органично, но далеко не односложно вписался в окружающую среду и вполне соразмерен храму и другим объектам, организующим архитектурный ансамбль. Он стал неотъемлемой частью кольцевого в плане сквера, прилегающего к западной части храма. Являясь доминантой ландшафта, включающего в себя озеленённый склон и зону отдыха с концентрическими цветниковыми газонами, лиственными деревьями, декоративным бассейном с фонтаном, пешеходными дорожками мощёнными плиткой, скамейками и стилизованными под старину фонарями, он преднамеренно расположен ниже уровня храмовой площади, в котловане. Это позволило получить прекрасное масштабное обозрение с прилегающей к храму смотровой площадки, обнесённой балюстрадой.
 Одним из достоинств памятника является его масштабное соотношение с окружением. В противном случае даже его огромный размер не превратил бы его в значимое произведение искусства. Примером такого несоответствия выступают памятники Юрию Долгорукому (скульпторы С.Орлов, А.Антропов, Н.Штамм) и маршалу Жукову (скульптор В.Клыков) в Москве. Восприятие храма весьма усиливается благодаря памятнику императору, - зритель обнаруживает дополнительные штрихи его величия и монументальности.
Остаётся пока нерешённым на мой взгляд пространство за ансамблем, куда частично вписалось здание галереи художника Ильи Глазунова.
Фигура Александра II представлена в полный рост. Император стоит прямо, слега согнув левое колено, руки вытянуты по швам. Его взгляд обращён к храму. Император при шпаге, на нём военный мундир, грудь увешана орденами, позументами и орденскими подвесками. С плеч спадает мантия с множеством вышитых на ней двуглавых орлов (символ императорской власти), которая длинным шлейфом тянется за спиной по полу. Это исключительно коронационное одеяние, употребляемое практически один раз. Шлейф воспринимается не только декоративно,
но как бы подчеркивает величие его деяний.                Поскольку голова царя не увенчана короной, то допустимо   интерпретировать действо, как духовную коронацию перед храмовым алтарем.
Статуя изначально предназначалась для городской площади и поэтому в царском взгляде, обращенном к храму мы не читаем смиренность и покорность Господу, а видим выражение воли, решительности и целеустремлённости. Это – превосходный образ мудрости, патриотизма и вместе с тем простоты. Под ногами императора у основания, по обе стороны цилиндрического постамента выполненного из трёхметрового полированного чёрного гранита – ступенчатое нагромождение каменных блоков. Вокруг постамента полукруг основания колонн. На постаменте надпись золотыми буквами:

Император Александр II
Отменил в 1861 году крепостное право и освободил
миллионы крестьян от многовекового рабства.
Провёл военную и судебную реформы. Ввёл систему
местного самоуправления, городские думы и земские управы.
Завершил многолетнюю Кавказскую войну. Освободил
славянские народы от османского ига.
Погиб 1(13) марта 1881 года в результате террористического акта.

Следует отметить, что крестьяне не были довольны царской реформой, считая свое освобождение обманом. Многочисленные покушения на Александра II и его убийство народовольцами – есть реакция на его историческое деяние.
За спиной императорской фигуры, изогнутая ротонда, покоящаяся на полукруглом основании и обрамляющая постамент бронзового памятника. Похожая на триумфальную арку, она выполняет не только декоративно-эстетические функции, но также является символическим входом в большой, невидимый глазу храм – обитель Святого Духа. Колоннада состоит из равноудалённых парных колонн, которые поддерживают общее перекрытие. По признанию самого скульптора: – «Окружающая памятник надломленная полукруглая ротонда должна была быть целой. Теперь Александр II – как бы стоит у обрыва, срезы гранита символизируют разрушение». (Журнал «Русская история» №2 (33) 2015, «Александр Рукавишников, полководцы и святые», О.В.Марьяновская).
Можно предположить, что грубые надломы и срезы – намёк на трагическое событие, оборвавшее жизнь императора.
Фронтальный вид включает в себя и каменное полукольцо, обрывающееся сколом. Оно обрамляет ступени лестниц, ведущих к площадке вокруг статуи.
Тыльную часть скульптурной композиции украшают два бронзовых льва, сидящих по обе стороны от императора на светлых гранитных постаментах.
На первый взгляд кажется, что они идентичны, но если присмотреться, обнаруживается их различие в оскале, в повороте голов, в положении хвостов и линиях жил на теле. Львы символизируют достоинство, силу духа, царскую власть и старые российские традиции.                Первоначально Рукавишниковым были задуманы четыре льва, обращённые к четырем сторонам света, но в конечном счете он оставил двух, чтобы у зрителей не возникала ироничная ассоциация с цирковой   ареной.
Обращённый к храму монументально-декоративный ансамбль памятника имеет чётко выраженную симметричную конфигурацию, которая подчёркнута как общим силуэтом колоннады, так и расположением характерных архитектурных форм. Причем парность деталей кажется закономерной с учетом главных персонажей российского герба – двуглавого орла.  Например, на фронтоне антаблемента колоннады, повторяющего изгиб основания конструкции, на равном удалении располагаются два бронзовых полуоткрытых венка и два герба российской империи с тыльной стороны. Помимо двух статуй животных, за колоннадой на равном удалении расположены два обелиска в древнеегипетском стиле, каждый из которых увенчан   чугунными ретро фонарями с именными вензелями императора. В основание обелисков внедрены имитации пушечных ядер из черного гранита (по 4 в каждом). Несмотря на то, что скульптурная композиция несколько страдает от перенасыщения деталей, тем не менее следует отметить весьма удачное сочетание массивности объёмов с изяществом и законченностью каждой орнаментальной детали.
Безусловно преимуществом монументального скульптурного ансамбля является его доступная обозримость почти со всех сторон, что позволяет обнаруживать иные выразительные ракурсы. Глядя на памятник сзади, мы замечаем его новую пластическую тональность в сочетании с монументальным величием храмового силуэта. Дорические колонны памятника, лишённые капителей, удачно вписываются в ритм колонн обрамляющих арочные окна храма и согласуются в цветовом отношении. Фигура императора выглядит менее статичной.
 Александр II, словно переступив рубеж триумфа и мирской славы, ступил на путь обретения духовного ориентира, а главное – это яркая метафора дороги, ведущей к храму. Даже шлейф императорской мантии словно вибрирует в унисон царственному шагу.
Фигуры львов в данном случае приобретают иную функцию. Они подобно приворотным стражникам охраняют вход в иное пространство, в иное бытие. В солнечную погоду наблюдается цветовая перекличка бронзовых фигур с медными барельефами на библейские сюжеты, опоясывающими храм. Рассматривая статую сквозь проём колоннады, мы обнаруживаем удивительную гармоничную схожесть очертаний головы и мантии императора с силуэтом храмового купола.
Созерцая монумент и храм можно заметить обоюдное созвучие цветовых контрастов. Храмовый комплекс демонстрирует своеобразную цветовую «перекличку»; белизны мрамора и «черноты» медной чеканки многофункциональной базальтовой цокольной части, равно как и чугунных козырьков. В свою очередь монумент состоит из чёрных фрагментов: постамента, бронзовых фигур, декоративных элементов, и белых: колоннады, лестницы, обелиска и прочих элементов каменного декора.
Симметрия – неотъемлемая данность вокруг всего храмового пространства. Она просматривается в различных элементах композиции,   например, в разбивке газонов и цветников, в расположении декоративных фонарей, лестниц декоративного бассейна, скамеек…
Безусловно, удачным авторским решением является подсветка ансамбля в ночное время. Помимо фонарей, дополнительное освещение обеспечивается посредством прожекторов, утопленных на уровне с плитами передней и задней площадок. Это позволило усилить эффект восприятия и выявить дополнительные свето-теневые акценты. В совокупности с общим панорамным освещением сквера, скульптурная композиция ещё раз подчёркивает свою неразрывную органическую связь с заданным пространством и храмом. Учитывая то обстоятельство, что городские власти уделяют повышенное внимание световому оформлению исторических и современных памятников искусства и архитектуры, следует констатировать, что памятник Александру II по части его ночного экспонирования – есть образец грамотной и успешной реализации поставленной цели.
Связь памятника с окружающей средой всегда оставалась в центре внимания, как одно из основных требований скульптурной композиции. Творческий процесс обусловлен необходимостью создания идеальной скульптуры, которая должна гармонически сочетаться с окружающей средой. Как городская среда придает особую индивидуальность памятнику, так и памятник вносит черты индивидуальности в городской уголок. Процесс этот взаимный. Не бывает обособленной городской среды, все должно подчиняться эстетическому правилу и целесообразности расположения скульптуры или иного декоративного сооружения в условиях конкретного городского участка. Поэтому, крайне важно скульптору, уже на ранней стадии творческого процесса, просчитать будущую совместимость произведения с конкретной средой.
В противном случае получится то, что случилось с уже изваянным памятником Александру II в вопросе поиска места установки. В то время, как памятник неразрывно связан с окружающей застройкой, монумент самостоятельно определяет градостроительную ситуацию и призван доминировать в среде. Примером может служить известное произведение В.Мухиной  «Рабочий и колхозница».
Не менее ярким, на мой взгляд, примером, является памятник-монумент Александру II. Освободителю, в котором принцип гармоничного сочетания архитектурных сооружений и/или памятников с особенностями городского ландшафта, а также их взаимное дополнение проявились ярко и убедительно.
Справедливости ради следует отметить, что нередко место для установки памятника определяется из конъюнктурных соображений или под давлением чиновников, некомпетентных в специфических вопросах искусства и градостроения. Монументальному памятнику Александру II повезло с топографией, однако иерархическое место в среде принадлежит храму Христа Спасителя, что определенно не входило в первоначальный замысел творческой группы, ибо памятник планировался в качестве доминанты в одном из городских кварталов. Как бы то ни было, монументальность форм скульптурной композиции удачно сочетается с обобщённостью пластического решения, базирующегося на высоком профессионализме исполнения и большой культуре пространственного мышления.



               


Рецензии
Очень понравилось!

Григорий Аванесов   11.03.2022 14:25     Заявить о нарушении
Рад, что вам понравилось Григорий!

Томас Арутюнян   16.03.2022 13:27   Заявить о нарушении