Мокроус. Страницы истории. Кинотеатр Спутник
В таких условиях старый кинотеатр уже не мог вмещать всех желающих, и возникла необходимость в новом здании. Решение о месте его расположения принималось на уровне районных органов власти, прежде всего райкома партии. Александра Николаевна Денисова, первый секретарь, как человек приезжий, не особенно ценила исторические традиции Мокроуса. И именно под ее влиянием стал формироваться такой градостроительный подход как вырубка парка и строительство на этом месте различных объектов культурного и административного назначения. Так южная часть зеленого массива поселка в 1966 г. стала площадкой под возведение кинотеатра. Кроме того через весь парк со временем проложили теплоцентраль от котельной находившейся в 300 метрах для отопления социально значимого объекта.
Предложенный проект не представлял из себя ничего оригинального и считался типовым. Его использовали во многих районных центрах области с одинаковым названием - «Спутник». Подряд получила строительная структура из г.Энгельса, прорабским участком руководил Кузнецов Олег Петрович.
Открытие долгожданного «очага культуры» состоялось 5 июля 1969 г., что оказалось большим и запоминающимся событием. На нем присутствовало партийные руководители района, заведующие отделов культуры и образования. Строители вручили символический ключ.
Желающих попасть на праздничный показ оказалось так много, что билеты распределялись по предприятиям и организациям, чтобы не создавать излишнего ажиотажа среди населения.
Об этом мероприятии районная газета «Вперед» в своем номере от 8 июля 1969 года в статье «Новый кинотеатр» так информировала своих читателей.
«Давно уже мокроусцы ждали нового кинотеатра. И вот этот день настал. Торжественные, в праздничном убранстве собрались жители райцентра 5 июля к большому зданию с космическим названием «Спутник».
Ровно в 7 часов вечера с вступительным словом к собравшимся обратился директор районной киносети Н.И.Андреев. Через несколько минут разрезается алая лента на входе в зал. Зрители занимают свои места.
Медленно открывается занавес сцены, плавно гасится свет – начинается кинофильм «Разведчики».
Новый кинотеатр «Спутник» рассчитан на 300 мест. Здесь установлены совершенная киноаппаратура КПТ-3, лебедка для автоматического открытия занавеса сцены; плавно гасится свет.
Хороший подарок получили трудящиеся районного центра».
Фильм «Разведчики» снят в 1968 г. на киностудии имени Довженко(г.Киев) и в этом же году вышел на экраны страны. Содержание картины – эпоха Великой Отечественной войны. В СССР его посмотрели более 35 миллионов человек. В главных ролях снялись такие звезды как Леонид Быков и Алексей Смирнов. После выхода премьеры культовой стала и прозвучавшая там песня »Старая шинель» (композитор М.Блантер, стихи М.Матусовского).
Управление кинотеатром «Спутник» как и всей районной киносети осуществлял Н.Андреев. Через год его сменил Скрипаль Анатолий Иванович.
В начальный период вечерние сеансы шли в 17, 19 и 21 час. Детские - проходили по воскресеньям в 11 часов. С 1972 года показы в 17 час. убрали по причине того, что люди находились в основном на работе и не успевали попасть к назначенному времени.
Если же фильм оказывался двухсерийным, то график менялся. Выходной у кинотеатра традиционно считался понедельник.
В зале насчитывалось 18 рядов. И в зависимости от занимаемого места цены на билеты в вечерний период определялись так: 1-4 ряд – 20 копеек, 5-6 и 14 - 18 ряды – 30 копеек, 7 -13 ряды – 35 копеек. Стоимость детского билета составляла десять копеек.
Если же фильм оказывался сверх популярным, то он шел несколько дней подряд. В истории кинотеатра в 1975 г. таковым оказалось романтическое повествование »Ессения», которое показывали в течение шести дней подряд, что для Мокроуса считалось немыслимым явлением. Многие зрители так искренне «прочувствовались« ярким сюжетом необычной картины, что ходили ее смотреть по несколько раз. А потом с гордостью говорили об этом своим друзьям и знакомым. Тут уже возникал вопрос престижа в обществе конкретного человека и его уровня приобщения к высоким стандартам.
Жителей всегда привлекали оригинальные афиши, которые выполнял художник Владимир Иванович Васильев (1930-2002). Главные из них в художественном формате размещались на здании кинотеатра: у центрального входа - о текущем сеансе, а чуть в стороне – о том, что будет «скоро». А уже самые простые объявления с традиционной информацией можно было увидеть на уличных зданиях по всему посёлку.
Когда в стране выходил какой то новый фильм и о нем сообщали центральные газеты и журналы, то это непременно совпадало с его показом в Саратове. И многие любители кино, бывая в данный период в областном центре, непременно пытались посмотреть его, чтобы потом с чувством превосходства среди коллег по работе сообщить о том, что видели новинку. А главное непременно посоветуют сходить в кино в ближайшие дни. Временной лаг показа премьер межу Саратовом и Мокроусом составлял около трех недель.
В 70-80 годы о фильмах говорили, спорили, любили ходить в кинотеатр. Это было праздничное событие, к которому готовились и наслаждались увиденным.
Большим уважением пользовались киномеханики или как их называли запросто –«кинщики». Данный авторитет основывался на двух позициях: во-первых, они знали, когда привезут новый фильм, а иногда даже и содержание.Кроме того, если не было на сеанс билетов, по дружбе, можно было попасть в «кинобудку» и там посмотреть премьеру вместе со всеми. И еще появлялся шанс наблюдать: кто пришел сегодня в зал и с кем.
Среди молодёжи существовало негласное правило: если парень приглашал «барышню» в кино, это значит, что он давал сигнал окружающему миру – я с ней встречаюсь и внимание к ней остальных «хлопцев» уже бессмысленно и даже опасно для всякого посягающего. Сложилось даже устойчивое понятие – «он с ней ходит».
А самым авторитетным киномехаником слыл Мальцев Юрий Иванович – тихий и отзывчивый человек. До сегодняшнего времени люди вспоминают и Александра Кочетова.
О содержании фильма часто не знали, и поэтому предварительно интересовались - в каком жанре он снят. Особенно ждали ленты приключенческого, военного и романтического характера. Сотрудникам кинотеатра на каком - то этапе надоело исполнять роль пересказчиков и в начале 80-х гг. там установили автоответчик, который сообщал не только когда и во сколько будет показ фильма, но его содержание. Интерес к этому нововведению оказался непредсказуемым: туда звонили люди разных возрастов с утра до вечера. И как результат: через полгода после установки он вышел из строя от непосильной перегрузки, а восстанавливать аппарат просто не стали, чтобы не иметь в будущем очередных проблем.
Самым интригующим моментом в жизни кинотеатра оказывалось то, когда на афише появлялось уведомление – дети до 16 лет не допускаются. Уже на предварительном этапе возникали догадки: какие откровенные сцены там могут показать.
Подростки любыми правдами и неправдами непременно пытались попасть на фильм, чтобы потом с чувством превосходства на вопрос сверстников о том – видел ли или нет, беспристрастно ответить: » Конечно, был!» И от этого возникало ощущение гордости и даже превосходства над другими – от кого удача волей судьбы отвернулась.
Но сначала в кассе задавали каверзный вопрос: «Сколько тебе лет!» И даже безапелляционно просили показать подтверждающий документ: свидетельство о рождении или паспорт. Но даже не это оказывалось существенной препоной попасть на сеанс, так как можно было попросить купить билет кого - то из взрослых.
Главным барьером и цензором оставалась тетя Лиза Артёмова – билетный контролёр. Никто не знал ее отчества, и звали именно так, по - домашнему. Подружиться с ней считалось сверх удачей в местной «киношной» жизни. В образе строго прокурора она резко спрашивала: «Какой класс! Сколько лет!» И именно эта женщина выносила строгий вердикт: шел ты на сеанс или нет. В данной ситуации какие то возражения оказывались просто неуместными.
Особый ажиотаж вызвал фильм «Спартак»(создан в 1960 г.,советский прокат - с 1967 г., в Мокроусе - 1969 г.). Люди стояли на тротуаре до самого кафе «Колос» (сейчас магазин «Уют»), спрашивали лишний билет у мимо проходящих счастливых обладателей таковых. В подобных ситуациях самая незавидная миссия оказывалась у директора Анатолия Ивановича Скрипаль. Ему звонили, убедительно просили, но зал все равно оказывался переполнен. Лучшее, что можно было сделать – поставить несколько стульев из коридора в зрительный зал.
Из репертуара подобной направленности, может быть, конкуренцию могли бы составить такие ленты как «Подсолнухи»(1971) и «Маленькая Вера»(1988.
На афишах обязательно писали: в какой стране или творческом объединении выпущена данная картина. Если они производились на Свердловской киностудии или в Средней Азии, это не вызывало большого энтузиазма. С интересом воспринималась продукция, созданная на «Мосфильме», «Ленфильме», из Одессы и Грузии.
Всегда посещались иностранные фильмы, являвшиеся открытым окном в неизведанный мир. Часто шел показ лент из стран социалистического содружества: Польши, Чехословакии, Болгарии, Румынии. На них шли охотно, так как в их содержании был особый неповторимый колорит.
Ну, а если привозили что-то западное, и особенно американские, жители Мокроуса бросали все дела и шли смотреть «загнивающий империализм».
Всегда удивляли неподдающиеся восприятию грандиозные аншлаги, когда появлялись индийские фильмы, прежде всего такие как «Зита и Гита»(1976) и особенно «Танцор диско»(1984). Подобное, наверное, происходило только тогда, когда в районном Доме культуры гастролировали коллективы цыганской песни.
В кино ходили как в театр, одевались в лучшую одежду. Ну как тут можно забыть и об украшениях. Подобное считалось «светским раутом», на котором уже никак нельзя ударить в грязь и выглядеть убого.
Обычно задолго до сеанса посетители встречались на улице, многие заходили в ближайшее кафе, чтобы перекусить, так как направлялись сюда прямо с работы. Отдельные серьезные люди выпивали бокальчик красного вина, чтобы облагородить текущий вечер. Затем общение продолжалось в фойе, где на столиках лежали журналы «Советский экран» и различные газеты. Минут за 15 до начала фильма зрители рассаживались в креслах и с интересом рассматривали появляющуюся в зале публику: кто в чем одет и с кем пришел.
Гас свет, начинался показ киножурнала, сюжет которого всегда отличался разнообразием: новости дня, политические и хозяйственные события страны и области, международное обозрение. Конечно, все ждали и любили «Фитиль» Сергея Михалкова.
Через 10 минут снова загорались лампы, и все опоздавшие могли зайти и занять свои места.
А дальше звучала мелодия, на экране шли титры и шел показ фильма. Изредка контролёр громким голосом кого - то вызывал: обычно приходили родственники из-за отсутствия ключей от квартиры. Это вызывало полное неудовольствие зрителей, так как прерывало «погружение в тему». Скромный ропот частенько перерастал в такой момент в свист и топанье ногами.
Иногда «продвинутые» парни брали с собой бутылочку портвейна, незамысловатую закуску и размещались на последнем ряду. Но сидели тихо, не мешая остальным зрителям. Конечно, грызли семечки, шуршали «фантиками» от конфет и свистели, если рвалась пленка, то могли даже крикнуть: «Сапожник!». Но не от злобы кричали, а просто так, потому что положено.
Традиционно на «галерку» стремились купить билеты и влюбленные парочки. Возникал неприкрытый конфликт интересов, в котором деликатная публика всегда терпела поражение от напористых и порой агрессивных прожигателей жизни.
Особыми днями считалась суббота и воскресенье. Для молодёжи они давали два вечерних мероприятия: сначала на семичасовой сеанс в кино, а затем в Дом культуры на танцы. И в продолжение сложившейся традиции после всего этого, погуляв по улицам, направлялись на железнодорожный вокзал встречать пассажирские поезда и погреться около печки-голландки. Общение продолжалось, а затем уже все нехотя разбредались по домам. От этого на душе становилось комфортно – как здорово быть в гуще провинциальной жизни!
Жизнь кинотеатра оказалась бы бессмысленной, если бы не шел показ таких лент как «Джентльмены удачи»(1971),«Черный тюльпан»(1976), «Москва слезам не верит»(1980), «Пираты двадцатого века»(1980), «Укрощение строптивого»(1983) и много другого, что стало классикой мирового и отечественного кинематографа.
Но самыми значимыми событиями кинотеатра считался приезд по разнарядке областного отдела культуры «звезд кино».
В марте 1973 года(12 числа) Мокроус посетил актер театра и кино Олег Иванович Янковский(1944 - 2009). Тогда он еще играл в Саратовском областном театре драмы. Но зрители уже знали его по фильмам «Расплата»(1970), «Служили два товарища»(1968) и особенно после удачных съемках в киношедевре «Щит и меч»(1968). К этому моменту с подачи ведущих журналистов страны уже стало известно, что главный режиссер Московского театра имени Ленинского комсомола («Ленком») Марк Анатольевич Захаров пригласил «восходящую звезду» в свою труппу. Так что все наблюдали последний тур актера по региону.
Визит проводился через существовавшее в советское время общество «Знание», которое возглавляла в Фёдоровском районе Григорьева Тамара Сергеевна(1929-2013). В начале того года еще не была достроена современная гостиница «Еруслан», поэтому О.Янковский целую неделю( с 12 по 17 марта ) жил в доме принимающей стороны (ул. Энгельса - 14 ). Такой длительный срок пребывания объяснялся тем, что встречи проводились не только в районном центре, но и в расположенных неподалеку селах.
Как обычно на экране показывали отрывки фильмов с участием актера, затем он рассказывал об этапах съемок, работе над ролями, удачах и неудачах этого процесса, о театре, о себе и своей семье. Зрители задавали самые различные вопросы, подавали записки. А потом уже на улице сделали фото на память. Многие жители хранят данные снимки как самую ценную реликвию в семейных альбомах. Раритеты той встречи размещены на страницах интернет - издания «Мокроусский краеведческий журнал».
Часто знаменитые деятели кино приезжали ни вечером и не в выходные дни. Тогда райком партии давал распоряжение отпустить людей с работы, чтобы не лишать их радости от общения, а так же не испытывать нареканий из-за организационной неподготовленности мероприятия.
В 1982 г. состоялась встреча с актером Ивановым Владимиром Николаевичем (1924- 1995). Широкому зрителю он знаком по роли Олега Кошевого в фильме »Молодая гвардия» (1948г.).
В 1984 г. на сцене кинотеатра выступал Оренбургский народный хор. Зал, конечно же, был полон и рукоплескал таланту исполнителей.
А 14 июля 1997 г. Мокроус имел честь принимать у себя незабвенную Светлану Афанасьевну Светличную(1940 г.р.) – Заслуженную артистку РСФСР, сыгравшую кроме прочего, бессмертную роль Анны Сергеевны в культовом фильме Леонида Гайдая « Бриллиантовая рука»(1968). Уже несколько десятков лет в памяти многих поколений осталась сцена с крылатой фразой »Не виноватая я! Он сам пришел!».
В канун выборов губернатора Саратовской области Д.Ф.Аяцкова 11 сентября 1996 г. в кинотеатре «Спутник» состоялась встреча с Народной артисткой России Людмилой Ивановной Хитяевой (1930 г.р.). С ностальгией воспринимались отрывки из таких фильмов, в которых она исполняла ведущие роли, как «Тихий дон»(1958), »Поднятая целина»(1959), «Вечера на хуторе близ Диканьки(1961), «Стряпуха»(1965) и многие другие ленты ставшие классикой отечественного кинематографа.
В 1998-1999 гг. по заказу детской школы искусств шел показ фильмов - опер «Травиата»(1983, Франко Джеффирелли) и «Евгений Онегин» (1958, Евгений Тихомиров).
2001г. тоже оказался интересным тем, что 20 августа Мокроус посетил кинорежиссер Сергей Герасимович Микаэлян(1923 - 2016) – Народный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии СССР(1976, «Премия»). Сначала состоялся показ кинокартины «Звездочка моя ненаглядная» (2000). Затем шел откровенный разговор о современном искусстве, о его приоритетах, успехах и неудачах. В процессе диалога вспомнили такие фильмы-шедевры автора, как «Иду на грозу»(1965), «Влюблен по собственному желанию»(1982), «Французский вальс»(1995).
В зале регулярно проходили сходы граждан, мероприятия различных местных партийных организаций, встречи с депутатами различных уровней, в том числе и Государственной Думы, одна из последних - 5 мая 2016г. с О.Н.Алимова.
В 10-е гг. нового двадцать первого века в связи с широким распространением интернета, спутникового телевидения, развитием цифрового телевещания роль кинотеатра в системе ценностей жителей районного центра стала угасать. Для просмотра тематических лент приглашались школьные классы, группы детских садов, иные детские контингенты. Но массовый зритель приобщился повышать свой культурный уровень в домашних условиях. Старая аппаратура, отсутствие достойных новинок давали о себе знать. Более того, ушла традиция ходить в кино.
В конце 2019 г. для кинотеатра «Спутник» наступила иная эпоха. В рамках полученного гранта по национальной программе проведена его значительная реконструкция, включающая в себя полный ремонт здания, замена кресел, установка оборудования для показа фильмов в формате »3D». Продвижением этого проекта с большим упорством и настойчивостью занимался Глава района Наумов Алексей Валерьевич.
В процессе большой работы возникла неформальная дискуссия о смене названия кинотеатра в связи с новым качеством в его работе. Но на основе общественного консенсуса принято решение ничего не менять, сохранив историческую преемственность.
Когда то давно, вначале 60-х гг., на железнодорожную станцию Мокроус прибывал вагон-кинотеатр. Любопытно, что люди, хотя и привыкли к традиционному залу, стремились попасть именно туда, где возникала необычная атмосфера не только актуального репертуара, но и подходов к его реализации.
У кинотеатра «Спутник» 19 декабря 2019 г. открыта новая страница истории, а у жителей - путешествие в звездный мир прекрасного.
На фото: Мокроус. Кинотеатр "Спутник." Встреча О.И.Янковского со зрителями.-12.3.1973 г. Источник:"Мокроусский краеведческий журнал" - интернет-издание.
Свидетельство о публикации №219121801496