Мокроус. Страницы истории. Кинотеатр Спутник

    В связи с восстановлением в 1965 году Фёдоровского района Саратовской области(расформирован в 1963-1964 гг.) в бюджете были предусмотрены дополнительные средства для социальной инфраструктуры Мокроуса. В середине 60-х гг. здесь возникает бурный рост населения связанный, прежде всего с развитием газоперекачивающей отрасли экономики.
   
    В таких условиях старый кинотеатр уже не мог  вмещать всех желающих, и возникла необходимость в новом здании. Решение о месте его расположения принималось на уровне районных органов власти, прежде всего райкома партии. Александра Николаевна Денисова, первый секретарь, как человек приезжий, не особенно ценила исторические традиции Мокроуса. И именно под ее влиянием стал формироваться такой градостроительный подход  как вырубка парка и строительство на этом месте различных объектов культурного и  административного назначения. Так южная часть зеленого массива поселка  в 1966 г. стала площадкой под возведение кинотеатра. Кроме того через весь парк со временем проложили теплоцентраль от котельной находившейся в 300 метрах для отопления социально значимого объекта.
    
    Предложенный проект не представлял из себя ничего оригинального и считался типовым. Его использовали  во многих районных центрах области с одинаковым названием  - «Спутник». Подряд получила  строительная структура из г.Энгельса, прорабским участком  руководил  Кузнецов Олег Петрович.
     Открытие долгожданного  «очага культуры» состоялось 5 июля 1969 г., что оказалось большим и запоминающимся событием. На нем  присутствовало  партийные руководители района, заведующие отделов культуры и образования. Строители  вручили символический ключ.
     Желающих попасть на праздничный показ оказалось так много, что билеты распределялись по предприятиям и организациям, чтобы не создавать излишнего ажиотажа среди населения.
    
    Об этом мероприятии районная газета «Вперед» в своем номере от 8 июля 1969 года в статье «Новый кинотеатр» так информировала своих читателей.
   
     «Давно уже мокроусцы ждали нового кинотеатра. И вот этот день настал. Торжественные, в праздничном убранстве собрались жители райцентра 5 июля к большому зданию с космическим названием «Спутник».
    Ровно в 7 часов вечера  с вступительным словом к собравшимся обратился директор районной киносети Н.И.Андреев. Через несколько минут разрезается алая лента на входе в зал. Зрители занимают свои места.
    Медленно открывается занавес сцены, плавно гасится свет – начинается кинофильм «Разведчики».
    Новый кинотеатр «Спутник» рассчитан на 300 мест. Здесь установлены совершенная киноаппаратура КПТ-3, лебедка для автоматического открытия занавеса сцены; плавно гасится свет.
    Хороший подарок получили трудящиеся районного центра».
   
     Фильм «Разведчики» снят в 1968 г. на киностудии имени Довженко(г.Киев) и в этом же году вышел на экраны страны. Содержание картины – эпоха Великой Отечественной войны. В СССР его посмотрели более 35 миллионов человек. В главных ролях снялись такие  звезды как Леонид Быков и  Алексей Смирнов. После выхода премьеры культовой стала и прозвучавшая там песня »Старая шинель» (композитор М.Блантер, стихи М.Матусовского).
   
     Управление кинотеатром «Спутник» как и всей районной киносети  осуществлял Н.Андреев. Через год его сменил Скрипаль Анатолий Иванович.
    В начальный период вечерние сеансы шли в 17, 19 и 21 час. Детские -  проходили по воскресеньям в 11 часов. С 1972 года показы в 17 час. убрали по причине того, что люди находились в основном на работе и не успевали  попасть к назначенному времени.
        Если же фильм оказывался двухсерийным, то график менялся. Выходной у кинотеатра традиционно  считался понедельник.
   В зале насчитывалось 18 рядов. И в зависимости от занимаемого места цены на билеты в вечерний период определялись так: 1-4 ряд – 20 копеек, 5-6  и 14 - 18 ряды – 30 копеек, 7 -13 ряды – 35 копеек. Стоимость детского билета составляла десять копеек.
   
     Если же  фильм оказывался сверх популярным, то он шел   несколько дней подряд. В истории кинотеатра в 1975 г. таковым оказалось романтическое повествование »Ессения», которое показывали в течение шести  дней подряд, что для Мокроуса считалось немыслимым явлением. Многие зрители так искренне «прочувствовались«  ярким сюжетом необычной картины, что ходили ее смотреть  по несколько раз. А потом с гордостью говорили об этом своим друзьям и знакомым. Тут уже возникал вопрос престижа в обществе  конкретного человека  и его уровня приобщения к высоким стандартам.
    
     Жителей всегда привлекали оригинальные афиши, которые выполнял художник Владимир Иванович  Васильев (1930-2002). Главные из них в художественном формате размещались на здании  кинотеатра: у центрального входа - о текущем сеансе, а чуть в стороне – о том, что будет «скоро».  А уже самые простые объявления с  традиционной информацией можно было увидеть на уличных зданиях по всему посёлку.
    
     Когда в стране выходил какой то новый фильм и о нем сообщали центральные газеты и журналы, то это непременно совпадало с его показом в Саратове. И многие любители кино, бывая в данный период в областном центре, непременно пытались посмотреть его, чтобы потом  с чувством превосходства среди коллег по работе сообщить о том, что видели новинку.  А главное  непременно посоветуют сходить в кино в ближайшие дни. Временной лаг показа премьер межу Саратовом и Мокроусом составлял около трех недель.
   
     В 70-80 годы о фильмах говорили, спорили, любили ходить в кинотеатр.  Это было праздничное событие, к которому готовились и наслаждались увиденным.
     Большим уважением пользовались киномеханики или как их называли запросто –«кинщики».  Данный авторитет основывался на двух позициях: во-первых, они знали, когда привезут новый фильм, а иногда даже и содержание.Кроме того, если не было на сеанс билетов, по дружбе, можно было попасть в «кинобудку» и там посмотреть премьеру вместе со всеми. И еще появлялся шанс наблюдать: кто пришел сегодня в зал и с кем.
   
     Среди молодёжи существовало негласное правило: если парень приглашал «барышню» в кино, это значит, что он давал сигнал окружающему миру – я с ней встречаюсь и внимание к ней остальных «хлопцев» уже бессмысленно  и даже опасно для всякого посягающего. Сложилось даже устойчивое понятие – «он с ней ходит».
    А самым авторитетным киномехаником слыл Мальцев Юрий Иванович – тихий и отзывчивый человек. До сегодняшнего времени люди вспоминают и Александра Кочетова.
   
     О содержании фильма часто не знали, и поэтому предварительно интересовались - в каком жанре он снят. Особенно ждали ленты приключенческого, военного и романтического характера. Сотрудникам кинотеатра на каком - то этапе надоело исполнять роль пересказчиков и в начале 80-х гг. там установили автоответчик, который сообщал не только когда и во сколько будет показ фильма, но его содержание. Интерес к этому нововведению оказался непредсказуемым: туда звонили люди разных возрастов с утра до вечера. И как результат: через полгода после установки он вышел из строя от непосильной перегрузки, а восстанавливать аппарат просто не стали, чтобы не иметь в будущем очередных проблем.
      
     Самым интригующим моментом в жизни кинотеатра оказывалось то, когда на афише появлялось уведомление – дети до 16 лет не допускаются. Уже на предварительном этапе возникали догадки: какие откровенные сцены там могут  показать.
    Подростки любыми правдами и неправдами непременно пытались попасть на фильм, чтобы потом с чувством превосходства на вопрос сверстников о том – видел ли или нет, беспристрастно ответить: » Конечно, был!» И от этого возникало ощущение гордости и даже превосходства над другими – от кого удача волей судьбы  отвернулась.
    Но сначала в кассе задавали каверзный вопрос: «Сколько тебе лет!» И даже безапелляционно просили показать подтверждающий документ: свидетельство о рождении или паспорт. Но даже не это оказывалось существенной препоной попасть на сеанс, так как можно было попросить купить билет кого - то из взрослых.
    Главным барьером и цензором оставалась тетя Лиза Артёмова – билетный контролёр. Никто не знал ее отчества, и звали именно так, по - домашнему. Подружиться с ней считалось сверх удачей в  местной «киношной» жизни. В образе строго прокурора она  резко спрашивала: «Какой класс! Сколько лет!» И именно эта женщина выносила строгий вердикт: шел ты на сеанс или нет.  В данной ситуации какие то возражения оказывались просто неуместными.
      
     Особый ажиотаж вызвал фильм «Спартак»(создан в 1960 г.,советский прокат -  с 1967 г., в Мокроусе - 1969 г.). Люди стояли на тротуаре до самого кафе «Колос» (сейчас магазин «Уют»), спрашивали лишний билет у мимо проходящих счастливых обладателей таковых. В подобных ситуациях самая незавидная миссия оказывалась у директора Анатолия Ивановича Скрипаль. Ему звонили, убедительно просили, но зал все равно оказывался  переполнен. Лучшее, что можно было сделать – поставить несколько стульев из коридора в зрительный зал.
     Из репертуара подобной направленности, может быть, конкуренцию могли бы составить такие ленты как «Подсолнухи»(1971) и «Маленькая Вера»(1988.
    
     На афишах обязательно писали: в какой стране или творческом объединении  выпущена данная картина.  Если они производились на Свердловской киностудии или в Средней Азии, это не вызывало большого энтузиазма. С интересом воспринималась  продукция, созданная на «Мосфильме», «Ленфильме», из Одессы и Грузии.
      Всегда посещались иностранные фильмы, являвшиеся открытым окном в неизведанный мир. Часто шел  показ лент из стран социалистического содружества: Польши, Чехословакии, Болгарии, Румынии. На них шли охотно, так как в их содержании был особый неповторимый колорит.
     Ну, а если привозили что-то западное, и особенно американские, жители Мокроуса бросали все дела и шли смотреть «загнивающий империализм».
     Всегда удивляли  неподдающиеся восприятию грандиозные аншлаги, когда появлялись индийские фильмы, прежде всего такие как «Зита и Гита»(1976) и особенно «Танцор диско»(1984). Подобное, наверное, происходило только тогда, когда в районном Доме культуры  гастролировали коллективы цыганской песни.
   
     В кино ходили как в театр, одевались в  лучшую одежду. Ну как тут можно забыть и об  украшениях. Подобное  считалось  «светским раутом», на котором уже никак нельзя ударить в грязь и выглядеть убого.
    Обычно задолго до  сеанса посетители  встречались на улице, многие заходили в ближайшее кафе, чтобы перекусить, так как направлялись сюда прямо с работы.  Отдельные серьезные люди выпивали бокальчик красного вина, чтобы облагородить текущий вечер. Затем общение продолжалось в фойе, где на столиках лежали журналы «Советский экран» и различные газеты. Минут за 15 до начала фильма зрители рассаживались в креслах и с интересом рассматривали появляющуюся в зале публику: кто в чем одет и с кем пришел.
    
     Гас свет, начинался показ киножурнала, сюжет которого всегда отличался разнообразием: новости дня, политические и хозяйственные события страны и области, международное обозрение. Конечно, все ждали и любили «Фитиль» Сергея Михалкова.
    Через  10 минут снова загорались лампы, и все опоздавшие могли зайти и занять свои места.
    А дальше звучала мелодия, на экране шли титры и шел показ фильма. Изредка контролёр громким голосом кого - то вызывал: обычно приходили родственники из-за отсутствия ключей от квартиры. Это вызывало полное неудовольствие зрителей, так как прерывало «погружение в тему». Скромный ропот частенько перерастал в такой момент в свист и топанье ногами.
   
     Иногда «продвинутые» парни брали с собой бутылочку портвейна, незамысловатую закуску и  размещались на последнем ряду. Но сидели тихо, не мешая остальным зрителям. Конечно, грызли семечки, шуршали «фантиками» от конфет и свистели, если рвалась пленка, то  могли даже крикнуть: «Сапожник!». Но не от злобы кричали, а просто так, потому что положено.
     Традиционно на «галерку» стремились купить билеты и влюбленные парочки. Возникал неприкрытый конфликт интересов, в котором деликатная публика всегда терпела поражение от напористых и порой агрессивных прожигателей жизни.
    
     Особыми днями считалась суббота и воскресенье. Для молодёжи они давали два вечерних мероприятия: сначала на семичасовой сеанс в кино, а затем в Дом культуры на танцы. И в продолжение сложившейся традиции после всего этого, погуляв по улицам, направлялись на железнодорожный  вокзал встречать пассажирские поезда и  погреться около печки-голландки. Общение продолжалось, а затем уже все нехотя  разбредались по домам. От этого на душе становилось комфортно – как здорово быть в гуще провинциальной жизни!
    Жизнь кинотеатра оказалась бы бессмысленной, если бы не шел показ таких лент как «Джентльмены удачи»(1971),«Черный тюльпан»(1976), «Москва слезам не верит»(1980), «Пираты двадцатого века»(1980), «Укрощение строптивого»(1983)  и много другого, что стало классикой мирового и отечественного кинематографа.
   
     Но самыми значимыми событиями кинотеатра считался приезд  по разнарядке областного отдела культуры  «звезд кино».
    В марте 1973 года(12 числа)  Мокроус посетил актер театра и кино Олег Иванович Янковский(1944 - 2009). Тогда он еще играл в Саратовском областном театре драмы. Но зрители уже знали его  по фильмам «Расплата»(1970), «Служили два товарища»(1968) и особенно  после удачных съемках в киношедевре «Щит и меч»(1968). К этому моменту с подачи  ведущих журналистов страны уже стало  известно, что  главный режиссер Московского театра имени Ленинского комсомола («Ленком») Марк Анатольевич Захаров  пригласил  «восходящую звезду» в свою труппу. Так что все наблюдали  последний тур актера по региону.
     Визит проводился через существовавшее в советское время общество «Знание», которое возглавляла в Фёдоровском районе  Григорьева Тамара Сергеевна(1929-2013). В начале того года еще не была достроена современная гостиница «Еруслан», поэтому  О.Янковский целую неделю( с 12 по 17 марта )  жил в доме принимающей стороны (ул. Энгельса - 14 ). Такой длительный  срок пребывания  объяснялся тем, что встречи проводились не только в районном центре, но и в расположенных неподалеку селах.
     Как обычно на экране показывали отрывки фильмов с участием  актера, затем он  рассказывал об этапах съемок, работе над ролями, удачах и неудачах этого процесса, о театре, о себе и своей семье. Зрители задавали самые различные вопросы, подавали записки. А потом уже на улице сделали фото на память. Многие жители хранят данные снимки как самую ценную  реликвию в семейных альбомах.  Раритеты той встречи размещены на страницах интернет - издания «Мокроусский краеведческий журнал».
      
     Часто знаменитые деятели кино приезжали ни вечером и не в выходные дни. Тогда райком партии давал распоряжение отпустить людей с работы, чтобы не лишать их радости от общения, а так же  не испытывать нареканий из-за организационной неподготовленности мероприятия.
     В 1982 г. состоялась встреча с актером Ивановым Владимиром Николаевичем (1924- 1995). Широкому зрителю он знаком по роли Олега Кошевого в фильме »Молодая гвардия» (1948г.).
     В 1984 г. на сцене кинотеатра выступал Оренбургский народный хор. Зал, конечно же, был полон и рукоплескал таланту исполнителей.
    
     А 14 июля 1997 г. Мокроус имел честь принимать у себя  незабвенную Светлану Афанасьевну Светличную(1940 г.р.) – Заслуженную артистку РСФСР, сыгравшую кроме прочего, бессмертную роль Анны Сергеевны в культовом фильме Леонида Гайдая « Бриллиантовая рука»(1968). Уже несколько десятков лет в памяти многих поколений осталась сцена с крылатой фразой »Не виноватая я! Он сам пришел!».
    
     В канун выборов губернатора Саратовской области Д.Ф.Аяцкова 11 сентября 1996 г. в кинотеатре «Спутник» состоялась встреча с  Народной артисткой России  Людмилой Ивановной Хитяевой (1930 г.р.). С ностальгией воспринимались отрывки из таких фильмов, в которых она исполняла ведущие роли, как «Тихий дон»(1958), »Поднятая целина»(1959), «Вечера на хуторе близ Диканьки(1961), «Стряпуха»(1965) и многие другие ленты ставшие классикой отечественного кинематографа. 
    В 1998-1999 гг. по заказу детской школы искусств шел показ фильмов - опер «Травиата»(1983, Франко Джеффирелли) и «Евгений Онегин» (1958, Евгений Тихомиров).
      
     2001г. тоже  оказался интересным тем, что 20 августа Мокроус посетил кинорежиссер Сергей Герасимович Микаэлян(1923 - 2016) – Народный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии СССР(1976,  «Премия»).  Сначала состоялся показ кинокартины  «Звездочка моя ненаглядная» (2000). Затем шел откровенный разговор о современном искусстве, о его приоритетах, успехах и неудачах. В процессе диалога вспомнили такие фильмы-шедевры автора, как «Иду на грозу»(1965), «Влюблен по собственному желанию»(1982), «Французский вальс»(1995).

   В зале регулярно проходили сходы граждан, мероприятия различных местных партийных организаций, встречи с депутатами различных уровней, в том числе и Государственной Думы, одна из последних - 5 мая 2016г. с  О.Н.Алимова.
    
    В 10-е гг. нового двадцать первого века в связи с широким распространением интернета, спутникового телевидения, развитием  цифрового телевещания роль кинотеатра в системе ценностей жителей районного центра стала угасать. Для просмотра тематических лент приглашались школьные классы, группы детских садов, иные детские контингенты. Но массовый зритель приобщился  повышать свой культурный уровень  в  домашних условиях. Старая аппаратура, отсутствие достойных новинок давали о себе знать. Более того, ушла  традиция ходить в кино.
   
     В конце 2019 г. для кинотеатра «Спутник»  наступила иная  эпоха. В рамках полученного гранта по национальной программе проведена  его значительная реконструкция, включающая в себя полный ремонт здания, замена кресел, установка оборудования для показа фильмов в формате »3D». Продвижением этого проекта с большим упорством и настойчивостью занимался Глава района Наумов Алексей Валерьевич. 
     В процессе большой работы возникла  неформальная дискуссия о смене названия кинотеатра в связи с новым качеством в его работе. Но на основе общественного  консенсуса принято решение ничего не менять, сохранив историческую преемственность.
    Когда то давно, вначале 60-х гг., на железнодорожную станцию Мокроус прибывал вагон-кинотеатр. Любопытно, что люди, хотя и привыкли к традиционному залу, стремились попасть именно туда, где возникала необычная атмосфера не только актуального репертуара, но и подходов к его реализации.
      У кинотеатра «Спутник» 19 декабря 2019 г. открыта новая страница истории, а у жителей -  путешествие в звездный мир прекрасного.

 
 На фото: Мокроус. Кинотеатр "Спутник." Встреча О.И.Янковского со зрителями.-12.3.1973 г. Источник:"Мокроусский краеведческий журнал" - интернет-издание. 
         


      







   


Рецензии