Хроника 42 ДБАП с 4. 02. 40 г. по 15. 02. 40 г

Хроника 42 ДБАП с 4.02.40 г. по 15.02.40 г.
*****
Третий боевой вылет 42 ДБАП. 13.02.40 г.

На следующий день 4 февраля 1940 года 42-ой ДБАП проводил мероприятия по сбору самолетов, находящихся на других аэродромов. В Лодейное поле вылетели инженер и 4 техника для оказания помощи в пунктах Новая Ладога и мыс Воронов. [Ф. 34980, оп. 102, д.5, Стр. 18] Производилась подготовка к боевому вылету.

С 5.03 по 9.02.1940 г. боевых вылетов не производились. [Стр.27] 10.02.1940 г. полк приступил к подготовке к очередному боевому вылету. Летный состав изучает боевые документы и район действий. В 13-00 намечен разбор боевого вылета. Но и 11.02.01940 г. боевой вылет на состоялся. С 16-30 до 17-30 была намечена проработка приказа ВС СЗФ и проведение митинга.

Война в Западной Европе

БЕРЛИН, 13 февраля. (ТАСС). Германское информационное бюро передает следующую сводку верховного командования германской армии: «На западном фронте — никаких особых событий».

ПАРИЖ, 13 февраля. (ТАСС). В официальных сообщениях о военных действиях, опубликованных в Париже вчера вечером и сегодня утром, сказано, что «на фронте не произошло ничего нового».

ЛОНДОН, 13 Февраля. (ТАСС). Как передаст агентство Рейтер по радио, вчера над Оркнейскими островами были замечены два германских самолета. Не сбросив бомб, самолеты улетели.

Военные действия в Китае

В Южном Китае в южной части провинции Гуанси китайские войска удерживают за собой инициативу. Подтянув свои резервы, китайские войска 10 февраля выбили японцев из Умина (севернее Наньнина). На другой день после упорного боя китайцы отбили у японцев Биньян и Цзютан (северо-восточнее Наньнина). Японские войска отступают к Наньнину в полном беспорядке, преследуемые частями китайских войск.

По сведениям из китайских источников, в боях за указанные пункты японцы по¬теряли убитыми и ранеными около 5.000 человек. Китайские войска окружили город Линьбинь. Японский гарнизон этого города предпринимает отчаянные усилия, чтобы вырваться из окружения.

Согласно сообщению газеты «Даваньбао», 2 полковника японской 5 дивизии после поражения под Биньяном покончили жизнь самоубийством.

В Центральном Китае японцы продолжают попытки высадить десанты на побережье провинции Чжэцзян, вблизи Нинбо. Однако китайская оборона отбивает все попытки японцев.

В Северном Китае за последнюю неделю никаких существенных изменений в военной обстановке в провинции Шаньси не произошло. (ТАСС).

ОПЕРСВОДКИ ШТАБА ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

В течение 12 февраля на фронте происходили поиски разведчиков и в ряде районов оживленные действия пехотных частей и артиллерии.

На Карельской перешейке в результате успешных действии наших войск захвачено 32 оборонительных укрепленных пункта, из них 12 железобетонных артиллерийских сооружений.

В течение последних трех дней потери противника в районах захваченных нами укрепленных пунктов составляют 230 пулеметов и 82 орудия.

Ввиду плохой погоды действия авиации ограничились разведывательными полетами.

В течение 13 февраля на фронте происходили поиски разведчиков о в ряде районов продолжались оживленные действия пехотных частей и артиллерии.

На Карельском перешейке успешные действия наши войск развиваются. Противник, пытавшийся крупными силами переходить в контратаки, с большими для него потерями, рассеян. В результате успешных действий наших войск захвачено 23 оборонительных укрепленных пункта противника.

Наша авиация производила разведывательные полеты и вела боевые действия по войскам и военным объектам противника.

Аэродром Кречевицы. 13.02.40 г.
-----------------------------------------------------

Наступило 13 февраля 1940 г. По данным историка Сергиенко и Олега Киселева 42-ой ДБАП наконец-то возобновил боевую работу. 16 Дб-3 в 15:27 с высоты 6000 метров нанесли бомбовый удар по цели № 15, под которой значился ж.-д. узел Элисенваара. Сброшено 150 ФАБ-100, 20 ЗАБ-50. Цель была поражена, а результаты сфотографированы. Все 16 Дб-3 полка с 17:15 по 17:47 благополучно вернулись на свой аэродром. Время в воздухе 4 часа 30 минут, общий налет 73 часа 34 минуты. 

К.-Ф. Геуст этот боевой вылет игнорировал, видимо, по одной причине: потерь и казусов полк в этот боевой вылет не имел, а потому не достоин исторического внимания финской стороны.

Некоторые подробности этого рядового боевого вылета узнаем от Л.А. Мальковой (Прокудиной): передает Куликов, что 13.02.40 г. с 14:00 по 17:30 был произведен боевой вылет двух девяток. Установлено: при отходе от цели на Н=4000 м с северной части Ладожского озера ниже 500-700 м курсом на север прошло звено истребителей белого цвета не установленного типа. 16:11 со станции Элисенваара вела огонь ЗА. При высоте полета 6600 м разрывы белого цвета ложились точно влево на 400-600 м. После посадки на свой аэродром на одном самолете обнаружено 6 пулевых пробоин в хвосте, экипаж атаки истребителей не видел. Замечено на путях 4 ж.-д. эшелона, погода хорошая.

Из политдонесения военного комиссара 42-го ДБАП Козлова от 13.02.40 г.:

Выступили за разгром врага 10 человек: капитан Романский, старшина Макспотенко, мл. лейтенант Баутин, стрелок-радист Солонин и др. Инженер Тренин просил зачислить его в боевой расчет вторым стрелком на самолет.

На боевое задание ходило две девятки – 16 самолетов, командир первой девятки полковник Судец, командир второй девятки помощник командира 3 АЭ ст. лейтенант Жиляков. Первая девятка бомбила цель №15, сброшено 70 ФАБ-100 и 20 ЗАБ-50, цель перерыта, имеются прямые попадания. Вторая девятка – командир Жиляков, штурман Голинько вышли левее цели, бомбы на цель не сброшены, а сброшены на обратном маршруте на запасную цель №16, цель поражена небольшим количеством бомб.

Не выполнили задание экипажи: мл. лейтенант Метелкин (3 АЭ) – вынужденная посадка на свой аэродром, перепутаны троса тримеров по вине техника Валикова и летчика Метелкина; мл. лейтенант Нехай (5 АЭ) – вынужденная посадка, не убралась нога; ст. лейтенант Федоров (1 АЭ) – вернулся, лопнула тяга толкателя; капитан Дорофеев (1 АЭ) – вернулся, сдал мотор по причине отказа зажигания правого мотора.
 

******.
Четвертый боевой вылет 42 ДБАП. 14.02.40 г.

Отклики печати в Германии на заключение советско-германского хозяйственного соглашения

БЕРЛИН, 14 феерия. (ТАСС). Первые страницы вечерних газет почти целиков заполнены материалами о советско-германском хозяйственном соглашении. Газеты печатают специальные статьи, а так¬же приводят многочисленные отклики мировой печати. «Берлинер берзен цайтунг» поместила передовую статью в своем вечернем выпуске, в котором говорится: Подписанное 11 февраля 1940 года германо-советское хозяйственное соглашение имеет огромное значение для дальнейшего формирования политических и экономических отношений между обеими странами. Заключенные между СССР и Германией торгово-политические соглашения создают условия для дальнейшего развертывания экономических отношений. Исходным пунктом этих новых экономических отношений между Германией и СССР явилось торгово-кредитное соглашение от 19 августа 1939 пода, после подписания которого через 4 дня последовало заключение пакта о ненападении и консультации. Как известно, это соглашение предусматривало дальнейшее развитие германо-советского торгового оборота на основании предоставления Советскому Союзу долгосрочного кредита на сумму в 200 миллионов марок для размещения заказов в Германии. Новое хозяйственное соглашение обеспечивает Германию важнейшим сырьем, на которое германская промышленность имеет большой спрос. Несомненно, что поставки советских товаров в Германию могут быть расширены, так как Советский Союз располагает огромными резервами сырья. Советские поставки сырья будут компенсироваться германскими промышленными изделиями, в которых Советский Союз заинтересован. Нужно учесть, что третья пятилетка в СССР предусматривает сильный рост промышленности и построение большого числа новых крупных заводов. Поэтому потребности Советского Союза в техническом оборудовании, особенно в сложных машинах, значительны. Газета далее подчеркивает, что в дальнейшем откроются еще большие возможности для расширения товарооборота между Советским Союзом и Германией.

Новое хозяйственное соглашение, заканчивает газета, отражает интересы обоих крупных торговых партнеров — Германии и Советского Союза. Оно соответствует уже оправдавшей себя германо-советской дружбе.

Газета «Дейче альгемейне цайтунг» пишет: Германия занимала во внешней торговле Советского Союза в течение ряда лет первое место и была его важнейшим торговым партнером. В 1931 году была достигнута наивысшая точка в германо-советской торговле. Стоимость товарооборота тогда достигла приблизительно 1,2 миллиарда германских марок. Но новой экономической программе товарооборот между обеими странами уже в первом году превысит уровень 1931 года. В ближайшие годы объем торговли будет еще больше расширен. Проведение этой экономической программы базируется не только на экономической, но также и на политической основе. Газета подчеркивает, что советские поставки для Германии уничтожают брешь, пробитую английской морской блокадой.

Корреспонденты германских газет из Копенгагена, Осло, Гааги, Стокгольма сообщают, что печать этих стран на видном месте помещает сообщение о заключении советско-германского хозяйственного соглашения. Датские газеты подчеркивают, что советско-германские торговые отношении базируются на неограниченных возможностях. Корреспондент «Дейче альгемейне цейтунг» из Гааги сообщает, что газета «Телеграф» в статье о советско-германском хозяйственном соглашении пишет, что германо-советский торговый договор окажет огромное влияние на все европейские торговые отношения.

Заявление адмирала Старка

НЬЮ-ЙОРК, 14 февраля. (ТАСС). Как сообщает агентство Юнайтед Пресс из Вашингтона, начальник оперативного отдела морского министерства США Старк, говоря о положении на Дальнем Востоке, заявил, что японо-китайский конфликт продолжает создавать угрозу для жизни и собственности американцев. Японцы «усиливают нажим на иностранные сеттльменты и концессии. Проблема иностранных сеттльментов является весьма серьезной и может вскоре потребовать решительных действий со стороны держав, желающих сохранить их».

От японских действий, продолжает Старк, страдают в первую очередь английские интересы. Однако японцы пытаются устранить интересы и других стран, мешающих установлению японского контроля в Восточной Азии.

Война в Западной Европе

БЕРЛИН, 14 февраля. (ТАСС). Герман¬ское информационное бюро передает сообщение о военных действиях, в котором говорится: «День на западном фронте в общей прошел без особенных событий. Отмечался только беспокоящий огонь неприятельской артиллерии. Восточнее Мозеля германские патрули натолкнулись на сильные патрули противника. Несмотря на это, германские патрули выполнили свое задание. Деятельность авиации обеих сторон была более оживленной, чем до сих пор. Однако и в этой области не происходило ничего существенного».

ПАРИЖ. 14 февраля. (ТАСС). В официальном сообщении о военных действиях, опубликованном в Париже сегодня утром, сказано, что на фронте «отмечались мест¬ные действия артиллерии».

ЛОНДОН, 13 февраля. (ТАСС). Как передает агентство Рейтер по радио, в течение последней недели было потоплено три английских парохода общим водоизмещением 19.585 тонн и три нейтральных судна общим водоизмещением 10.128 тонн.

Агентство сообщает далее, что сегодня в Северном море был потоплен шведский пароход «Ораниа» водоизмещением в 1.854 тонны. 10 человек из этого парохода спасены, судьба остальных неизвестна.

Военные действии в Китае

В Южном Китае на юге провинции Гуанси китайские войска продолжают теснить японцев. Китайцы вечером 11 февраля после упорного боя выбили японцев из Ляньбиня. Отрезанные от своих коммуникаций, японцы делали отчаянные попытки прорвать линию обороны китайских войск, чтобы отойти к своим базам, однако это им не удалось. Китайцы заняли также Патан (севернее Наньнина).

В Центральном Китае. В секторе Сяошань (провинция Чжэцзян) происходят мелкие стычки.

Японский отряд в 1.000 человек выступил из Тунчэна 11 февраля и атаковал китайские позиции около Цзюлина (в юго- восточной части провинции Хубэй). Японский отряд, наткнувшись на хорошо укрепленные позиции китайских войск и потеряв в бою около 300 человек, отступил. (ТАСС).

ЧУНЦИН, 14 февраля. (ТАСС). Агентство Рейтер передает из Чунцина по радио, что 13 февраля шесть японских самолетов произвели бомбардировку Ханой-Куньминской железной дороги. В воздушном бою китайская авиация сбила один японский бомбардировщик.

Командирские полеты

ПРИВОЛЖСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 14 февраля. (По телефону от наш. корр.). На днях в N авиачасти состоялись командирские полеты по маршруту с бомбометанием.

Задание вести эскадрилью получил старший лейтенант орденоносец Воробьев. Флагштурманом эскадрильи был назначен капитан Пимкин. Первым поднялся в воздух флагштурманский самолет. Вслед за ним взлетело еще несколько боевых машин. Сделав крут над аэродромом, звенья легли на курс.

После двух часов полета по маршруту боевые машины появились над полигоном. На боевой курс вышел флагманский само¬лет. Высота 3.000 метров. Видимость пло¬хая. Но опытным глазом штурман ловит на прицел еле уловимую цель. Первая бомба разрывается точно. Еще три захода, и опять все бомбы в цели.

Так же метко бомбили старший лейтенант Савинов, капитан Воронков и другие.

Выполнив боевое задание, все самолеты вернулись на аэродром.

На разборе командир части отметил, что задача на ориентировку с бомбометанием выполнена отлично и хорошо.

ОПЕРСВОДКА ШТАБА ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

В течение 14 февраля на фронте происходили поиски разведчиков и в ряде районов продолжались оживленные действия пехотных частей и артиллерии.

На Карельском перешейке продолжаются успешные действия наших войск. Противник, не выдерживая ударов наших частей, отходит, неся большие потери. В результате успешных действий за 14 февраля нашими войсками занято 16 оборонительных укрепленных пунктов противника, из них 8 железобетонных артиллерийских сооружений.

Наша авиация вела успешные активные боевые действия по войскам и военным объектам противника и производила разведывательные полеты.

Аэродром Кречевицы. 14.02.40 г.
---------------------------------------------------

14 февраля 1940 года ознаменовался коллективной боевой работой 27-ой ДАБ. Олег Киселев описывает это так:

«95 ДБ-3 под прикрытием 18 истребителей 59-й авиабригады разрушала военные объекты в Выборге. С 11:35 до 13:20 сброшено на город 519 ФАБ-100, 189 ЗАБ-50, 50 РРАБ-3 и сколько-то мелких ЗАБ, а также 100 тыс. листовок. При полете к цели ДБ-3 мл. лейтенанта А.В. Найденова над занятой нашими войсками территорией в районе Бобошено неожиданно перешел в спираль и врезался в землю, экипаж погиб. Еще один ДБ-3 6-го ДБАП разбился при взлете из-за потери скорости».

Финская сторона потерю Дб-3 второй эскадрильи 42-го ДБАП заявила, как сбитый зенитной артиллерией, указав заводской номер бомбардировщика: 390838 и подтвердила гибель всего экипажа.

По данным Л.А. Мальковой (Прокудиной): 14.02.40 г состоялся боевой вылет 3-х девяток с 9:30 по 14:00.  Было установлено, что до Виипури, пролетая на Н=6500 м, зафиксирован сильный огонь ЗА, разрывы черного цвета ложились ниже 150-200 м.  В 11:50 на Н=5500 м в районе островов Койвисто и Нарви замечено два звена истребителей, шли они ниже на 800-1000 м с курсом 160 °, принадлежность их не установлена. Атак истребителей не было. Со слов экипажей один самолет при подходе к цели сбит огнем ЗА.

Из политдонесения военного комиссара 42-го ДБАП Козлова от 14.02.40 г.:

14.02.40 г. Отметить, как подлинных патриотов: Коробанов, Федоров, Мирошкин, Дикий, Лифанов, Ушаков, Копица, Солонин, Плаксицкий, Титов и Царев. Ни уже имеют по 4-5 боевых вылетов.

На цель вылетело 27 самолетов, по фотоснимкам цель поражена отлично.

Не вернулся с задания экипаж т. Найденова – комсомольцы, имел первый боевой вылет. С желанием летели Найденов, Чмыхун и Рогоза.

Штурман полка Соколов взял на себя обязательство только на отлично сбрасывать бомбы прямо в цель.


Согласно записям из архивной тетради историка Сергиенко, узнаем следующие подробности:

«14.02.40 г. 42-ой ДБАП в составе 3-х девяток (25 самолетов) выполнял боевую задачу по разрушению цели НР-09 (Валки-Ярви. Площадка) с Н=6000-6500 м. Сброшено 180 ФАБ-100 и 21 РРАБ-3, ЗАБ-13.  Задача девятками выполнена. Первая девятка (ведущий полковник Судец, флагштурман майор Попов) сбросила 90 ФАБ -100 не доходя до цели километров 5-7 по вине майора Попова из-за случайного нажатия на кнопку ЭСБР-2. Ведущий самолет полковника Судец имеет 13 пробоин осколками снаряда ЗА в хвостовой части самолета. Вторая девятка (ведущий командир 4 АЭ капитан Комаровский, флагштурман Синицын) сбросила 10 ФАБ-100 и 21 РРАБ-3, ЗАБ-1Э.

По наблюдению экипажа бомбы легли по цели. Один самолет вернулся с маршрута по неисправности. Посадку произвели на свой аэродром с бомбами.

3-я девятка (ведущий капитан Ретников, штурман девятки капитан Самойлов) сбросили 80 ФАБ-100. По наблюдению экипажей бомбы легли хорошо. После пролета линии фронта отстал один экипаж. Летчик младший лейтенант Найденов, летнаб младший лейтенант Мачков, стрелок-радист Чмыхун, второй стрелок старшина Рогоза. По докладу командира звена и экипажей т. Найденов плохо держался строя, на всем протяжении маршрута самолет рыскал.  Последнее наблюдение экипажей говорит, что моторы на самолете Найденова работали хорошо, но по неизвестной причине самолет вошел в спираль и загорелся. Самолет упал на своей территории в районе деревни Бобочино. Экипаж в полном составе сгорел. Действия ЗА и ИА противника в этом районе не наблюдались. В районе цели вся группа была обстреляна сильным огнем ЗА. Потерь нет. Погода на маршруте и в районе цели ясная. Боеприпасы расходовались только на отстрел пулеметов. Всего израсходовано 950 штук. Цель сфотографирована. Общий налет 114 часов. [стр. 38-39]»

Цель скорей всего Валкъярви (фин. Valkjarvi), ныне поселок Мичуринский, а вот деревня Бобочино (Бабошино), ныне Каменка, от цели находится порядка 45 км западнее – это минут 10 лета. По данным Олега Киселева Дб-3 Найденова потерпел крушение до цели. Но по записи из архивной тетради историка Сергиенко явствует, что это случилось на обратном маршруте и над территорией, подконтрольной нашим войскам, причем «…Действия ЗА и ИА противника в этом районе не наблюдались…» Поэтому притязания финской стороны на якобы сбитый Дб-3 42-го ДБАП остаются лишь притязаниями, но не фактом. Выходит, что от цели группа из трех девяток 42-го ДБАП отходила с разворотом с востока на запад через север на свою территорию.

Приведу полностью состав экипажа Дб-3 42-го ДБАП, потерянного в районе деревни Бобочино 14.02.40 г. при следующих обстоятельствах: «Самолет по неизвестной причине вошел в спираль и загорелся, сгорел экипаж в полном составе» - ст. летчик, мл. лейтенант Найденов Александр Васильевич; ст. летнаб, мл. лейтенант Мачков Петр Илларионович; воздушный стрелок-радист, мл. командир Чмыхун Иван Васильевич; мастер по вооружению, старшина Рогоза Михаил Самойлович.

*****
Пятый боевой вылет 42 ДБАП. 15.02.40 г.

Война в Западной Европе

БЕРЛИН, 15 февраля. (ТАСС). Германское информационное бюро передает следующую сводку верховного командования германской армии: «Вовремя разведывательной деятельности в пограничном районе южнее Саарбрюккена в плен захвачено несколько французских солдат. День 14 февраля прошел для германских военно-морских сил, в первую очередь для германских подводных лодок, особенно успешно. В этот день германские подводные лодки потопили пароходы противника общим водоизмещением в 58 тыс. тонн».

ПАРИЖ. 15 февраля. (ТАСС). В официальном сообщении о военных действиях, опубликованном вчера вечером в Париже, говорится: «Западнее Саара вылазка противника потерпела поражение. Захвачено и приведено во французский порт германское торговое судно». В утреннем сообщении сказано: «Вчера вечером отмечались местные действия передовых частей в районе восточнее Саара».

ЛОНДОН, 14 февраля. (ТАСС). Агентство Рейтер сообщает, что сегодня около северо-восточного побережья Шотландии был потоплен английский танкер «Гретафилд» водоизмещением в 10.191 тонну. 28 человек из экипажа танкера было спасены рыболовным траулером.

Военные действия в Китае

В Южном Китае в провинции Гуанси китайские войска 13 февраля продолжали преследовать отступающие японские части и к концу дня заняли ряд пунктов на шоссе Наньнин—Биньян—Умин. Передовые китайские части вечером 13 февраля достигли окраин Наньнина, где 14 февраля происходили большие бои. По сведениям агентства Сентрал Ньюс, в боях, происходивших около Шаньлиня, Биньяна, Умина (в секторе Наньнина), японцы за последнее время потеряли около 20 тысяч человек убитыми.

Агентство Сентрал Ньюс передает итоги боевых действии китайских войск, оперирующих на острове Хайнань, за время с 10 февраля 1939 года по 31 января 1940 года. Агентство подтверждает, что за это время произошло 186 боев, в которых японцы потеряли 8.669 человек убитыми. Сбито три японских самолета, подбито два танка, три катера, несколько орудий и 20 бронеавтомобилей. Захвачено одно орудие, несколько тысяч винтовок, большое число пулеметов и много другого военного снаряжения.

В Северном Китае темп предпринятого японскими войсками наступления в запад¬ной части провинции Суйюань за последние дни  значительно ослаб. Дав японцам возможность продвинуться в районы Линьхэ, Уюань. китайцы все усилия направили на то, чтобы перерезать их коммуникации. Одновременно китайские войска повели успешное наступление на Баотоу и Гуйхуа. (ТАСС).

ОПЕРСВОДКА ШТАБА ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

В течение 15 февраля на Карельском перешейке продолжали развиваться успешные действия наших войск. Противник. бросая оружие и военное снаряжение, неся большие потери, отходит в тыл. Наши войска подошло к станции Кямяря.

За 15 февраля нашими войсками занято 53 оборонительных укрепленных пункта противника, из них 21 железобетонное артиллерийское сооружение.

На остальных участках фронта в течение 15 февраля происходили поиски разведчиков и в ряде районов столкновения пехотных частей.

Наша авиация имела успешные действия против войск противника и его военных объектов. В завязавшихся воздушных боях сбито 6 самолетов противника.

Аэродром Кречевицы. 15.02.40 г.
----------------------------------------------

15 февраля 1940 года 42-ой ДБАП по данным Олега Киселева и финской стороны в составе 27 ДБ-3 бомбил железнодорожный узел Антреа, что ныне является городом Каменногорском Выборгского района Ленинградской области. При выполнении задания финским истребителем над Пилппула (ныне безлюдный поселок Осиновка) был сбит экипаж из 4 АЭ мл. лейтенанта Ничепуренко. Экипаж погиб.  По предположению Олега Киселева победу праздновал Й. Сарванто.

Финская сторона утверждает следующие: в районе Кярстилянъярви (ныне оз. Краснохолмское) - Носкуа (чуть выше самой северной точки оз. Большое Грудоевкое) лейтенант Й. Сарванто сбил ДБ-3, а старший сержант В. Порвари заявил о победе над ДБ-3 в районе Суулаярви, что на данный момент является озером Нахимовское. 

По данным Л.А. Мальковой (Прокудиной): при боевом вылете 15.02.40 г. 3-х девяток 42 ап в период с 10:00 до 13:00. установлено: на Н=8000 м в 12:10 в районе озера Муоло-Ярви звено Дб-3 атаковал один Фоккер D-21, он произвел атаку справ снизу на правого ведомого, а повторную атаку на левого ведомого и зажег его. В результате воздушного боя и истребитель противника был сбит. Огня ЗА не было.

Из политдонесения военного комиссара 42-го ДБАП Козлова от 15.02.40 г.:

15.02.40 г. На боевое задание ходили 3 девятки. Командир 4 АЭ т. Каморовский заявил, что «полет с РРАБ не равняется полету с бомбами, сопротивление больше, в результате отставала моя девятка». Командир звена Маркин (4 АЭ), желая не отстать, перегрузил моторы, имеется стружка, а все же от девятки отстал. Мотор потерял нормальную скорость. Звено на Н=8200 м оторвалось от девятки и подверглось нападению истребителей противника. Два самолета вернулись на аэродром, а самолет командира Безгусько получил 18 пробоин с попаданием в бензо-масло баки. Третий самолет т. Нечипоренко, вместе с экипажем – штурман Терентьев, стрелок-радист и Мамонов на свой аэродром не вернулись. По наблюдениям штурмана Четверикова, стрелка-радиста Гордиенко самолет Нечипоренко развернулся на левое крыло и пошел на снижение, заметин был огонь без дыма. Комиссар 4 АЭ Писанник ссылался на перегрузку самолета, в результате вышел мотор из строя, обнаружена стружка.

Имеются нарекания на штурмана майора Попова, который два раза водил на цель наши девятки и оба раза бомбы были сброшены не точно, а результаты напишут на 42 ДБАП.


Подробности этого боевого вылета находим в архивной тетради историка Сергиенко:

«15.2.40  В составе 3-х девяток выполнено боевого задание по разрушению цели НР 12 (станция Перк Ярви) и НР 27(станция Антреа).  Н=6500-6700 м. Сброшено 210 ФАБ-100, 15 РРАБ-3, 3 АБ-1Э. Полк задачу выполнил.

Первая и вторая девятки произвели бомбардировку цели НР12 в период с 11:40 с Н=6500м. Сброшено 120 ФАБ-10 и 15 РРАБ-3, 3 АБ-1А. По наблюдению экипажей цель поражена хорошо. Один самолет (летчик младший лейтенант Соколов, штурман военком 4АЭ Писаник) из района Финского залива вернулись из-за перегрева мотора. Посадку произвели с 3 РРАБ-3 нормально на своем аэродроме в 12:28. Одно звено второй девятки (командир звена младший лейтенант Маркин) в районе Ино из-за неисправности матчасти у ведущего звено отстало. Командир звена принял решение бомбить цель звеном. К цели шли с набором высоты до 8200 м. Бомбы сбросили хорошо. На обратном маршруте в районе станции Пилпула звено было атаковано одним истребителем противника типа - Фоккер D-21. В результате атаки был подожжен один самолет ДБ-3. Летчик младший лейтенант Нечепуренко, штурман старшина Терентьев, стрелок-радист младший комзвода Иванов и второй стрелок Мамонов. По наблюдению экипажей самолет, горящий и с хорошо работающими моторами, шел на свою территорию. Место посадки и судьба экипажа неизвестны. По докладу экипажей атакующий истребитель был сбит огнем стрелков. Один самолет ДБ-3 (летчик младший лейтенант Безгусько) имеет 18 пулевых пробоин. Пробиты масло и бензобаки.

Виновником такого поражения является командир звена младший лейтенант Маркин, который после сдачи мотора в районе станции Ино стал отставать от строя девятки. Все же продолжал полет к цели самостоятельно на одном моторе. Не смотря на двукратное предложение штурмана звена старшего лейтенанта Терентьева вернуться на аэродром, Маркин не вернулся, а продолжал полет с набором высоты в целях якобы безопасности полетов.  После бомбометания в районе станции Пилпула неожиданно звено было атаковано на Н=8200м одним истребителем противника. Один экипаж сбит, один имеет 18 пробоин. Маркин отдан под суд части. [ф. 34980, оп. 102, д.17, Стр.157]

3-я девятка (ведущий помощник командира полка майор Ломакин, штурман девятки 1 АЭ старший лейтенант Ушаков) бомбометание производили по запасной цели НР 27. Из-за прохода мимо цели во избежание столкновения с ведущей девяткой в результате схождения курсов после разворота на цель.  По цели сбросили 90 ФАБ-100. По наблюдению экипажей цель поражена отлично. Погода на маршруте в районе цели ясная. Боеприпасы израсходованы в количестве 2230 шт. Налет 91 час. Цель сфотографирована [стр. 41-43]»

Я любитель и лишь догадываюсь, как историки-профессионалы вершат свои дела, перелопачивая архивы «слой за слоем». Передо мной открытая общая тетрадь, в которой историк Сергиенко скрупулезно фиксировал факты боевой работы 42-го и 53-го ДБАП в Зимней кампании. Записи производились, как я уже писал, на правой странице, а левая оставалась пустой, но в некоторых случаях на них есть дополнения к записям на правой.

Так вот запись: «…Виновником такого поражения является командир звена младший лейтенант Маркин… и т.д.», как раз с левой страницы, что говорит о дополнительно найденном документе уже к имеющимся.

Эти записи, что слева, что справа, отражают факты из документов, которые создавались по ходу событий и являлись обязательными при отчете боевой деятельности полков после боевого вылета. Но прошло время, закончилась Вторая Мировая война, и авиаполки обязали написать истории своих побед.

О подвиге летчика Маркина, свершившего огненный таран в 1941 году при обороне Москвы, будет рассказано в дальнейшем.  Но когда я готовил электронный клон книги Сергиенко «Эхо победы в наших сердцах», чтобы выложить ее в Сеть, я обратил внимание, что в главе, в которой критически исследуется тема таранов в АДД, проскакивает одна мысль, смысл ее в следующем: факт тарана обязательно отражался в историческом формуляре части и являлся гордостью, как символ личного мужества и героизма, на котором строилась воспитательная работа с личным составом части. И естественно, факты таранов Булыгина из 53-го ДБАП и Маркина из 42-го ДБАП, заняли почетное место в историях своих полков. И чтобы раскрыть личные качества летчика Маркина, в историческом формуляре 28-го бомбардировочного авиаполка оказалась следующая глава, которую привожу полностью:

«Боевые действия с белофиннами
-------------------------------------------------------

В декабре месяце 1939 года командиром 4-й АЭ был назначен старший лейтенант Цветков Борис Михайлович.  Он был грамотным командиром, справедливым и требовательным к подчиненным. Он хорошо и быстро нашел общий язык с подчиненными. Эскадрилья быстро начала расти и крепнуть под его руководством. Личный состав АЭ любил его и высоко ценил его за отличные командирские качества. Но вот пришел приказ подготовиться к боевым действиям с белофиннами. Стояла суровая зима. Морозы доходили до 40°, а это было основной трудностью в работе, так как матчасть не была хорошо подготовлена к зиме. Моторы не запускались, приборы не показывали давления масла, т.к. масло замерзло в трубках. Техники всеми способами приспособлялись к устранению этих недостатков. Так: трубки к манометру давления масла после остановки моторов зашприцовывали глицерин со спиртом. Началась подготовка к перебазированию. Техсоставу пришлось очень много работать в суровых условиях для обеспечения перелета самолетов. Отлично работали техники: Авращенко, Загнойко, Топунов и другие.  После подогрева начинались новые трудности.

Лыжи примерзали к снегу. При взлете сопло моторов забивало снегом, взлет прекращался. Но все же, несмотря на все трудности, личный состав перебазировался к новому месту на аэродром Кречевицы ЛВО.

Здесь техникам также пришлось много поработать, внести рационализаторские предложения. Были дополнительно поставлены пулеметы в хвост самолетов, сделаны смотровые окна для стрелка, изготовлены заслонки на сопло, чтобы не забивало их при выруливании.

Все техники работали с большим энтузиазмом, особенно рвались в бой летчики, штурманы, стрелки, которые горели желанием защищать город Ленинград.

В то время у нас был такой порядок, что при вылете полка на боевое задание назначались запасные летчики, которые должны были занимать место в строю в случае невыхода кого-либо на боевое задание. Таким запасным летчиком однажды был назначен лейтенант Маркин. Как всегда, он вырулил на старт и ждал, пока какой-либо самолет откажет, и тогда на его место встанет он. Но на его несчастье все самолеты взлетели нормально. Тогда Маркин, рвавшийся постоянно в бой, взлетает и пристраивается к строю лишним и идет на выполнение задания.  За это нарушение лейтенанта Маркина крепко ругал командир эскадрильи Цветков, но Маркин только молчал. Таков уж был его характер. Но когда не вернулся с боевого задания в нашей эскадрилье командир звена Павел Алексеевич Алексеев, Маркин был назначен командиром звена.

9 февраля 1940 года было приказано вылететь на боевое задание, в том числе и звену Маркина.  В звене Маркина левым ведомым был Нечипуренко, правым ведомым Безгусько.

В полете у Маркина грелись моторы, т.к. была внешняя нагрузка. Он обязан был возвратиться, но Маркин упорно шел на цель, в строю с ним шли его подчиненные. После отхода от цели на Н=6400 м их атаковали истребители. Пришлось принять воздушна бой. В этом воздушном бою был сбит Нечипуренко.  Радист летчика Безгусько сбил истребитель противника, но и на их самолете было 28 пробоин. В дни боев с белофиннами командир АЭ старший лейтенант Цветков много работал над обучением и воспитанием своего личного состава».

Штабной писарь ненароком ошибся в датах, либо принял время 9:00, указанное в донесении, за дату, либо на слово поверил участникам тех финских событий, которые указали именно на 9 февраля 1940 г. А о Маркине они помнили лишь хорошее. Попробуй-ка подумай иначе, сочтут не совсем патриотом своего полка! И единственный факт, который и остался в памяти из-за того, что в феврале 1940 года наш герой удостоился осуждения судом товарищей, теперь же после Победы вдруг превратился в добродетель…

А что вообще-то случилось? Ну, свернул бы Маркин с маршрута и полетел домой. А финские истребители, видя, что Маркина нет, отложили бы атаку? Вряд ли. Лишь одно может быть положено в вину Маркину, его звено из-за него отстало от своей девятки и стало более уязвимым, что и привело к гибели экипажа Нечепуренко.

Казалось бы, на этом и точку в описании боевого вылета 42-го ДБАП от 15.02.40 г. ставить пора, но не тут-то было! 11 декабря 2017 года на мою электронную почту пришло следующее письмо от поисковика Александра Андрушко:

«Влад добрый день, я читал ваш очерк о 42 ДБАП, может сможете чем помочь. В этом году нами били подняты остатки самолета ДБ-3 с экипажем из четырех человек. Родственников двоих членов экипажа нам удалось найти. Это родственники воздушного стрелка-радиста младшего комвзвода Иванова Николая Федоровича и воздушного стрелка старшины Мамонова Василия Марковича.

А по двум другим – это летчик младшей лейтенант Нечипуренко Петр Иванович и штурман старшина Терентьев Алексей Алексеевич – мы никакой информации найти не можем, а именно год рождения, откуда родам, где призван, данные о семье.

Удалось выяснить, что весь экипаж был награжден посмертно орденом Красного Знамени.

Были обнаружены обломки самолета и сильно разбитый мотор М-87. После внимательного исследования мотора удалось установить его заводской номер 87802. По данным российского историка Олега Киселева, мотор М-87 № 802 и второй мотор № 714 на 1 февраля 1940 года стояли на самолете ДБ-3 № 1451 и были на учете в 42 ДБАП. Самолет с вышеуказанными моторами поступил в полк 1 ноября 1939 года с завода № 18 и не вернулся с боевого задания 15 февраля 1940 года из района Ихантала, в составе экипажа: летчика младшего лейтенанта Нечипуренко Петра Ивановича, штурмана старшины Терентьева Алексея Алексеевича, воздушного стрелка-радиста младшего комвзвода Иванова Николая Федоровича и воздушного стрелка старшины Мамонова Василия Марковича.

По нашей просьбе Олег Киселев нашел в Российском государственном военном архиве необходимые сведения об обстоятельствах гибели сбитого бомбардировщика:

«Описание событий: «…Из Журнала боевых действий 42 дбап. 15.02.40.


Запись от 9.00. – 42 ДБАП к 8.30 был готов к боевому вылету тремя девятками. Вылет задерживается из-за метеоусловий. Летный состав находится у самолетов...

Запись от 18:31 – 42 ДБАП в составе трех девяток (26 самолетов) в период 11:.45 – 11:53 выполнял боевую задачу по разрушению цели № 12 (ж.д. узел Антреа) и № 27...

Полк задачу выполнил.

Первая и вторая девятки произвели бомбометание по заданной цели № 12, в период 11:45 с Н=3500 метров сброшено бомб 120 ФАБ-100 и 15 РРАБ-3 ЗАБ-1э. По наблюдениям экипажей цель поражена хорошо.

Один самолет летчик младший лейтенант Соколов, штурман военком 4 эскадрильи Писаник из района Финского залива вернулись из-за перегрева мотора, посадку произвели с 3 РРАБ-3 нормально на свой аэродром в 12.28.

Одно звено второй девятки командир звена младший лейтенант Маркин в районе ст. Ино из-за неисправности матчасти у ведущего в звене стало отставать. Командир звена принял решение бомбить цель звеном, к цели шли с набором высоты до 3200 метров. Бомбы сбросили хорошо. На обратном маршруте в районе ст. Пилпула звено было атаковано одним истребителем противника типа Фоккер Д-21. В результате атаки был подожжен один самолет ДБ-3, экипаж: летчик младший лейтенант Нечипуренко, штурман старшина Терентьев, стрелок-радист младший комвзвода Иванов, второй старшина Мамонов. По наблюдениям экипажей самолет с хорошо работающими моторами шел на свою территорию. Место посадки, судьба экипажа неизвестны. По докладам экипажей атакующий истребитель был сбит огнем стрелка-радиста…»

Однозначно, что историк Сергиенко и Олег Киселев пользовались одним и тем же документом. Разногласия в частностях: у Сергиенко цель НР12 – это станция Перк Ярви, а НР 27 - станция Антреа. Олег Киселев указывает в интерпретации рассматриваемого документа станцию Антрия, как цель под №12, а цель под № 27 повисает у него вопросом. Просматривая записи из архивной тетради Сергиенко, я обратил внимание на то, что чем выше номер цели, тем дальше она удалена от аэродрома базирования. Но согласно приложения №6 из книги К.-Ф. Геуста: цель НР-12 в 1939 г.  – это ж.-д. станция Перкъярви, а начиная 1940 г. – это ж.-д. станция Антриа; НР-27 соответственно: ж.-д. станция Антриа, а после Лаппеенранта. Но вернемся к посланию Александра Андрушко.

«Из рапорта о боевой деятельности LentoR 2 за 15 февраля 1940 года:

«…Время 11:15 (время финское) летчик лейтенант Сарванто (LLv 24) на самолете FR-80 сбил один ДБ-3. Описание: три ДБ-3 шли курсом Иматра – Лаппеэнранта – Виипури. Обстрелял из них левый ведомый самолет. ДБ падал горя, в итоге в штопоре упал на землю около 8-10 км северо-восточнее Виипури…».

Александр продолжает: «Работая с финскими источниками, мы убедились в том, что финские летчики в своих рапортах почти всегда указывали обстоятельства гибели атакованного самолета и по возможности сообщали о судьбе экипажа – выпрыгивал ли кто-то из подбитого самолета на парашютах. Как мы поняли из доклада лейтенанта Сарванто, никто из горящего самолета не выпрыгивал и, скорее всего, экипаж бомбардировщика погиб полностью. Но в этой истории точку ставить рано, так как по сведениям Всероссийской Книги Памяти воинов, погибших в годы советско-финляндской войны, учтены погибшими только двое из этого экипажа: штурман старшина Терентьев и один из воздушных стрелков самолета младший комвзвод Иванов. В Книге Памяти отсутствуют данные на летчика самолета младшего лейтенанта Нечипуренко и стрелка-радиста старшину Мамонова. Заранее благодарю вас за помощь зам. ком. отряда Северный Рубеж, Александр Андрушко».

В следующем послании сообщалось: «Владимир! Штурман старшина Терентьев Алексей Алексеевич был поднят отдельно, каким-то чудом его останки не перемешались с другими членами экипажа. Нам бы хоть что-то для зацепки, из какова города, какое летное училище. Я подозреваю, что они были засекречены, и мы не там ищем. Мы их не хороним, пока есть надежда разыскать родственников. С уважением, Александр».

На мой вопрос, кем и при каких обстоятельствах поисковая группа получила информацию о данном Дб-3, был получен ответ:

«Владимир! Данные по самолету дал Илья Прокофьев из ПДР: пос. Гвардейское, координаты N 60*48,102 Е 028*52,834. Место падения обнаружено в октябре 2008 года, про самолет знали многие, но никто не брался за работу: очень сложный грунт. Илья попросил им заняться, если сможем, согласовали с комитетом молодежи г. Выборга.

Он же занимался поиском по архивам, работали мы восемь человек месяц, иногда приходила помощь в лице местных жителей.

Да, чуть не забыл, летчики лежат у меня, пока не опустятся руки на поиск родных, хоронить не буду, штурмана можно передать родным, а останки остальных, к сожалению, перемешались. Александр Андрушко».

Учитывая разницу во времени на 1 час между Москвой и Хельсинки, то финский летчик сбил наш Дб-3 в 12:15, а бомбардировка целей, согласно приведенным данным Олегом Киселевым, состоялась 11:45 – 11:53. А так как звено Маркина отставало, то и отбомбилось оно, вероятнее всего, последним, т.е. в 11:53. Но вот на что следует обратить внимание: от ст. Ино, когда у Маркина начал сдавать один двигатель, до цели Антреа всего 90 км если по прямой, а это лета минут 20, даже при одном работающим двигателе. Видимо этим и объясняется упрямство Маркина в продолжении полета, посчитавшего путь в 20 минут до цели, как реально преодолимым. Расстояние от Антреи до места обнаружения останков экипажа Нечепуренко звено прошло за те же ~20 минут, а расстояние между этими географическими точками по прямой всего-то 20 км. Это же какой надо сделать разворот от цели до места, у которого и настигла их беда? Аж в 90 км по протяженности!

Если сопоставить утверждение лейтенанта Сарванто, что он сбил Дб-3 в 11:15 по финскому времени, с моими выкладками на основе данных Олега Киселева и Александра Андрушко, то возникает вопрос, где было наше звено минимум как минут 15 после бомбометания? К тому же в воздушном бою с финским Фоккером Д-21 стрелком-радистом из экипажа Безгусько истребитель противника был так же сбит, а лейтенант Сарванто цел и невредим?

Я не исключаю, что бомбардировка цели звеном Маркина было несколько поздней, чем указывается в донесении. Но два экипажа: Маркина и Безгусько, вернулись на базу и естественно, что с их слов, как отбомбившихся последними, и было указано их время бомбометания цели.

Я так же не исключаю, что сбитый финский истребитель в районе ст. Пилпула только привиделся стрелкам двух уцелевших тогда Дб-3 из звена Маркова, но это было заявлено и отразилось в оперативной сводке штаба Ленинградского военного округа, на которую ссылается автор статьи «Финский счет сталинских соколов» Олег Каминский, размещенной на ресурсе www.proza.ru. Вот цитата из его работы:

«Оперативная сводка штаба Ленинградского военного округа: 15 февраля 1940 года наша авиация имела успешные действия против войск противника и его военных объектов. В завязавшихся воздушных боях сбито 6 самолетов противника.

15.02.1940 ~ 12:00 1 «Фоккер Д-21» ст. Пилпула, стрелок-радист ДБ-3 мл. к-р Иванов, 42 дбап…

По данным документов, в этот день финская авиация понесла следующие потери:
1. Поврежден Morane Saulner MS-311.
2. Поврежден Morane Saulner MS-312.
3. Поврежден Fiat G.50 FA-3.
4. Поврежден Fiat G.50 FA-11.
5. Поврежден Blackburn Ripon RI-121.».

И время данных событий приблизительно совпадает: ~12:00, но ст. Пилппула находится на 16 км южнее места падения Дб-3 Нечипуренко.  Возможно финских истребителей было тогда два. Один из них Фоккер-Д 21, который и отпечатался в памяти наших летчиков, отслеживал падение сбитого Дб-3, а второй, возможно лишь похожий на него, но другой марки, просто его заменил и шел в след за двумя Дб-3, и оказался сбитым.

По донесению, которое взято у историка Сергиенко, и приводится Олегом Киселевым по просьбе поисковиков, подбитый ДБ-3 Нечипуренко, хотя и горел, но уверенно шел на обоих работающих двигателях в сторону нашей территории.  По версии лейтенант Сарванто «…ДБ падал, горя, в итоге в штопоре упал на землю около 8-10 км северо-восточнее Виипури…»  Место падения Сарванто указал практически точно.

Почему Дб-3 сорвался в штопор? Видимо, летчик управлять самолетом по какой-то причине перестал. А то, что «…Штурман старшина Терентьев Алексей Алексеевич был поднят отдельно, каким-то чудом его останки не перемешались с другими членами экипажа» - это объясняется конструкцией самого Дб-3: кабина штурмана размещалась в носовой части самолета. Но почему тогда смешались останки других трех членов экипажа? Между летчиком и стрелками находится бомбовый отсек, и они должны были быть разделены. Предположение одно – характер удара Дб-3 о землю и время сделали свое дело…

А это письмо пришло с Украины Александру Андрушко: «Здравствуйте, Александр!

Извините, что долго не выходил на связь. На сегодняшний день, все, что можно было сделать в поиске родных Иванова Николая Федоровича, сделано. К сожалению, близких родных у него не осталось. Сначала в Киеве, музее ВОВ, удалось найти оригинал похоронки на Николая. Скан ее я прилагаю. Похоронка эта подтвердила наши предположения, что боец из базы ОБД Иванов Николай Федорович, призванный Широковским РВК и родные которого проживали на улице Комсомольской поселка Широкое и наш летчик Иванов - один и тот же человек.

Наш человек в Широком нашел место, где раньше жили родители Николая, на улице Комсомольской. Вот что удалось узнать о родне Николая.

У него была сестра, но она умерла в сороковом году, муж ее тоже погиб или умер. У этой сестры остался сын. Так вот, этого внука, племянника Николая, растили старики, дед и баба (родители Иванова Николая - Мария Ивановна и Федор Лукич). Внук этот умер уже, его дочка ничего не знает о родне, так как прадед и прабабка умерли, когда она была в младших классах.

А родители Николая жили долго, до ста лет каждый. В собесе, конечно же, уже нет их личных пенсионных дел, но сохранилась такая же копия похоронки, что подавала Мария Ивановна, мама Николая, на оформление пенсии.

Буду Вам благодарен, если будете держать меня в курсе ваших дальнейших действий по перезахоронению летчиков. Или еще какие факты найдутся по нашему земляку. С уважением, Дима».

И еще две добрые новости пришли от Александра Андрушко: поисковикам удалось найти в партийном архиве отчетную карточку Нечипоренко, и тем самым уточнить его фамилию, а также родственников Нечипоренко, которые поделились его фотографиями из семейного архива:

«Владимир, победа! Нашли сестру, проживает с. Подище, Прилукский р-н. У Нечипоренко были братья и сестры: Павел Иванович - погиб на фронте; Иван Иванович - воевал, вернулся; Андрей Иванович - умер в юном возрасте; Анастасия Ивановна и Галина Ивановна. Ее дочь и внучка живут в с. Подище со Светланой Ивановной. Александр Андрушко».

И в качестве финала, весть из пгт Лесогорский:

«На братском захоронении №78 «Высота Безымянная» в пгт Лесогорский, начиная с 2014 года, ежегодно находят свое последнее пристанище погибшие военных лихолетий.

22 июня 2018 года на «Безымянной» были преданы земле еще 20 Красноармейцев, поднятых бойцами поискового отряда «Северный рубеж». Имена 4-х из них установлены - это экипаж боевого самолета ДБ-3 № 1451 из состава 42 ДБАП, который в ходе Финской войны не вернулся с боевого задания 15 февраля 1940 года из района Ихантала. В составе экипажа были:
 
·         летчик- младший лейтенант Нечипуренко Петр Иванович,
·         штурман - старшина Терентьев Алексей Алексеевич,
·         воздушный стрелок-радист - младший командир взвода Иванов Николай Федорович,
·         воздушный стрелок - младший командир взвода Мамонов Василий Маркович.   
 
На церемонии перезахоронения присутствовали родственники одного из них – это внучка воздушного стрелка, младшего комвзвода Мамонова Василия Марковича – Давыдова Евгения Ильинична, которая приехала из Воронежа со своим сыном Ильей и дочерью Екатериной.
 
Церемония перезахоронения прошла с соблюдением православных традиций и воинских почестей

Начальник сектора по культуре, делам молодежи и спорту   Л.В. Сергеева»

Вот на этом и закончу.


Рецензии
Отличная исследовательская работа! А погибшим летчикам - вечная память...

Олег Каминский   18.12.2019 22:30     Заявить о нарушении