Пять строк

Султан Египта и Сирии Салах ад-Дин в сопровождении телохранителей объезжал своё войско, стоявшее лагерем в окрестностях Дамаска. Со всех концов исламского мира в войско Салах ад-Дина стекались добровольцы под знамёна армии готовящейся освободить Иерусалим от неверных. По всем областям были разосланы вербовщики, которые набирали всё новых и новых мужчин в армию султана. Взору Салах ад-Дина открывалось бескрайнее людское море, состоявшее из воинов готовых отдать свою жизнь за веру.

Салах ад-Дин смотрел вдаль. Вдруг, он увидел, что по дороге ведут юношу в изодранной одежде, его сопровождали воины армии Салах ад-Дина. Повелитель мусульман поинтересовался почему того ведут под охраной? Один из сопровождавших юношу ответил:

- Повелитель! Мы встретили этого молодого человека недалеко от Дамаска и предложили вступить в ваше войско, чтобы под знамёнами Пророка войти в Иерусалим, освободив город от неверных, но он говорит, что война не его дело.

Салах ад-Дин распорядился, чтобы юношу подвели к нему. Телохранители султана исполнили его приказ.

- Как твоё имя? – спросил юношу султан.

- Моё имя Гайяс! – ответил юноша.

- Ты знаешь, кто я? Поинтересовался Салах ад-Дин.

- Знаю, - ответил Гайяс, - Ты султан Салах ад-Дин. Правитель Сирии и Египта.

- Мои люди сказали, что ты отказываешься служить в моей армии, почему? Ты выглядишь вполне здоровым и крепким! Из тебя получится хороший воин! Видишь, я сам прошу тебя об этом! – улыбнулся султан.

- Я благодарю султана за честь, оказанную мне недостойному, - начал Гайяс, - Но я служу Истине, поэтому не могу начать служить ещё и тебе!

Этот ответ очень озадачил султана, а присутствовавшие при этом разговоре телохранители готовы были зарубить юношу за столь дерзкий ответ султану. И лишь потому, что знали благодушный нрав Салах ад-Дина, молча, ждали.

- Ты служишь Истине? – переспросил султан.

- Да, повелитель!

- Ты суфий? – спросил Салах ад-Дин юношу.

Да, Повелитель! – ответил юноша.

- Я готов поверить тебе и отпустить тебя, а также выписать документ, по которому тебя никто не посмеет задержать, как отказавшегося встать под мои знамёна, если ты дашь мне наставление, состоящее из пяти строк, которое я смогу применить во всех случаях жизни.

-Хорошо, Повелитель! Слушай:

В сердце, наполненном гневом – для любви не находится места.

Говорящий – это моё, а это твоё – лишён сострадания.

Победитель лишь тот, кто милость являет.

Только чистое сердце зрячему глазу подобно.

Хуже слепого тот, кто в замочную скважину смотрит на мир.

Салах ад-Дин выслушал суфия и спросил у своих телохранителей:

- У кого-нибудь есть бумага?

Один из телохранителей подал султану бумагу и прибор для письма.

- Запиши всё, что сейчас сказал, Гайяс! - попросил султан.

Юноша-суфий принялся за письмо, а султан тем временем продиктовал текст документа, по которому Гайяс освобождался от воинской службы. Когда Гайяс закончил писать те строки, что понравились Салах ад-Дину, он протянул султану лист бумаги, а тот, в свою очередь, дал суфию документ, со своей подписью подтверждающий освобождение Гаяса от воинской службы. Стражники отпустили юношу, а Салах ад-Дин в сопровождении телохранителей направился в Дамаск.


Рецензии