Роман Ремарка Возлюби ближнего своего

Главная заповедь Христа "возлюби ближнего своего". Так проста и одновременно сложна для реализации. И каждый понимает ее по-своему. Но интересно, как понимает ее великий писатель - Ремарк, который одно из своих творений так и назвал "Возлюби ближнего своего".
Сейчас я читаю роман Ремарка "Возлюби ближнего своего". Смысл этого романа можно прочесть и в самом названии. Но гораздо интереснее как сам Ремарк понимает любовь христиан. В романе есть несколько образов-примеров того, как должен поступать христианин относительно другого. Там есть пример религиозных общин, так же пример богатого человека филантропа по натуре, и есть пример помогающих друг другу эмигрантов. Разберем каждый. Религиозные общины в романе Ремарка не оказывают особенной помощи, а часто просто по каким-то причинам отвергают человека, не имеющего паспорта или имеющего национальность не соответствующей вере. Ремарк открывает религию как фарисейскую закваску, в которой нет любви. Богатый филантроп помогает главному герою по той причине, что хочет самому себе показаться и хорошим и имея внутри огромное тщеславие, смотрит на всех людей снизу вверх. И пускай делами, он поступает хорошо, но Ремарк смотрит глубже в романе на этот образ. Он проникает в самое сердце. Как идеал взаимопомощи и любви Ремарк исключительно показывает отношения равных. Только человек, осознающий что он в беде может понять другого человека, находящегося в подобном положении. Глубоко прочувствовать боль. Главный герой, не имея ни денег, ни связей, ни паспорта - не редко проявляет себя как истинный христианин, хотя не причисляет себя ни к какой религии. Он впускает к себе на ночлег незнакомого человека, делится с ним кровом.(Сам живя в пансионе, в маленькой комнатушке впускает другого , кого даже не знает. Делится своим пространством.) Он делится своей одеждой, хотя у самого одежды и нет. Он дает свитер другому эмигранту, который мерзнет от холода. Истинный христианин - это тот, кто способен осознать, что помогая другим, ты сам через день можешь оказаться в таком же положении, он не ставит себя выше другого, не смотрит снизу вверх, он может поделиться последним, не имея ничего, он чувствует боль другого своей кожей, а не отстраненно на расстоянии. Для того, чтобы помочь другому не надо быть богатым, не надо лицемерно и на показ говорить, что ты религиозен, надо просто быть человеком и быть на равне с другими, не считая себя лучше кого-то.
Часто Ремарк и в других романах открывает эту важную истину: сострадание - это не всегда есть любовь. Часто люди сострадают, чтоб почувствовать себя на вышине, часто сострадание - это высокомерие. Только равенство между людьми рождает подлинную любовь и готовность разделить с человеком судьбу и боль, а не стоять в стороне, глядя на несчастье, - подбадривая нелепыми фразами или деньгами. "Деньги - это примитивная форма помощи", - пишет Ремарк. Истинная помощь - это пройти с человеком путь, разделить его судьбу, поделить пополам боль.
Для Ремарка любовь - это прежде всего равенство людей. Когда люди наконец осознают, что самое важное - быть человеком, а не меряют друг друга по наличию денег, паспорта, национальности, религиозности и прочим.

Должна еще заметить о противоположной стороне любви, которая у Ремарка в романе выражается в образе предательств. Несколько ярко выраженных моментов: как сын доносит на своего отца и тот бежит из своей родины. Как люди предают друг друга полиции, по сути ни в чем не повинных личностей, но не имеющих паспорта. Противоположность любви - это слепые и глупые законы, которые позволяют людям издеваться друг над другом без всякого смысла во имя зла. 


Рецензии