Длинно про домашнюю работу по литературе

Дано:
- школьница Дарина (11 лет, 5-й класс);
- отец Дарины (52 года, головная боль, вставать в полшестого утра, глаза слипаются) - не пушкинист и даже не филолог;
- стихотворение А.С.Пушкина "Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя..."

Вопросов в учебнике - с десяток, все направлены на то, чтобы дети поняли, о чём речь. Прошу её прочитать стихотворение. Читает быстро, спотыкаясь, проглатывая слова. Не понимает ни слова. Прошу прочитать ещё раз, медленнее. Закатывает глаза:
- Зачееееееееем?!
Я спокоен, как удав:
- Чтобы понять.
- Да всё ясно! - нервно (мол, давай сделаем это по-быстрому).
- Ну, хорошо. О чём это стихотворение?
- Про Пушкина.
- Точно?
Морщит нос.
- Про няню!
- А теперь прочитай первую строчку.
- Оооооооо!.... Я уже читааааалааааа....
- Ещё раз.
(Я - удав, я спокоен, у мене внутре неонка)
- Ну вот: "подруга дней моих суровых". Ну?
- О чём это?
- В смысле?
- Что означает эта фраза?
- Откуда я знаю?
(Я удав. У-дав)
- Как ты думаешь?
- Ну, она его подруга!
- Не просто подруга.
- Подруга дней суровых. Всё?
- Нет, не всё. Что это за суровые дни?
- Ну... хм...
Первая попытка подумать. Уже неплохо. Морщит лоб:
- Суровые дни - это война? Да, это война.
- О, так значит Пушкин воевал?
- Откуда я знаю! - опять нервничает. Успокоим.
- Сколько лет было Пушкину, когда шла Отечественная война 1812 года?
- ......
- В каком году он родился?
В пятом классе, вроде, уже положено знать. Или нет?
- Так в каком же?
- Ээ-эээ-эээ...
Далее в течение пяти минут подбирает разные цифры, разброс от 1896 (мелькнуло - "до нашей эры, нет? хи-хи-хи!") до 1953. Про то, что жил 37 лет вспомнила.
- Сколько же было ему лет?
С грехом пополам выясняем, что 13. Уже неплохо. Так что "суровые дни" - это не про Пушкина и войну. Что же это за дни у маленького мальчика (ведь с ним сидела няня)? В конце концов соглашаюсь, что "это просто грустные дни в его жизни".
- Читай дальше.
- "Голубка дряхлая моя", - неожиданно начинает хихикать.
- Почему это смешно?
Ей становится неловко. Прячет улыбку.
- Так о чём это?
- Ну, она уже старая.
- А почему "голубка"?
- Не знаю.
(Ну, я ведь удав! Всё нормально)
- А если мы скажем "голубушка" - к кому так можно обратиться?
Смотрит с недоумением. Морщит лоб. Не понимает.
- К кому-то близкому, к кому испытываешь тёплые, нежные чувства.
- Ясно.

И так далее - по каждой строчке (а всего их 12).

Добираемся до слов "Ты под окном своей светлицы/Горюешь, будто на часах". Неожиданно выясняется, что "светлица - это же дворец, разве нет?"  :) Потом долго разъясняю, что такое "часовой" и "на часах". Запутываемся в в конце концов оба.
- Как часовой ждёт смены, так и няня - ждёт, когда же к ней приедет Пушкин.
- Что?
- Ну, часовой. Он стоит. Стоит на часах. Долго. Устал уже. Всё смотрит вдаль, ждёт, когда же уже к нему придут, чтобы его сменить.
- Кто?! Пушкин?!
Ржём оба.

К концу стихотворения она неожиданно увлекается. Прошу прочитать ещё раз сначала. Читает медленнее, вижу, что понимает практически всё. Теперь надо прочитать вопросы из учебника и ответить на них. Медленно, не всегда уверенно, но мы всё же продвигаемся вперёд. Я - Удав Удавыч! Наконец всё сделано. Смотрю на часы. Прошло чуть больше часа. Один предмет. Не главный (у нас маткласс). И всего одно маленькое стихотворение.

P.S. Спасибо тем, кто дочитал )))))))))))

--------

2014 г.


Рецензии