75 лет Шамилю Казиеву. Поездка в табасаранский кра

Скажу друзья, я неустанно
Душой тянулся к Дагестану
……………..Сергей Каратов

Магомед Ахмедов

И горы мельчают, когда измельчает народ.
Ущелья забыли раскаты басистого эха.
В померкнувшем небе унылый орёл не плывёт…
Отчизна, шатаясь, плетётся врагам на потеху.

Враги побеждают… Но я не поверю врагам.
Пускай приставляют мне к сердцу горячее дуло.
И я ничего без сраженья врагу не отдам –
Ни скал, ни ущелий, ни полупустого аула.

Кровавые строки насквозь прожигают листок.
Куда ты, Отчизна? Без Родины так одиноко!
На запад гляжу и не вижу… Гляжу на восток…
Не видно нигде… Даже тучи парят невысОко.

Где наши герои? Где воинов пламенных ряд?
Где ваша отвага? Неужто в могилах зарыта?
Неужто герои вот так же понуро стоят,
Надеясь, что в миску им кто-то плеснёт из корыта?

А те, кто в почёте, те нынче стреляют не в цель,
Из бедной Отчизны сметая последние крохи.
И некому вызвать сейчас подлецов на дуэль –
Ведь рядом такие же дети проклятой эпохи.

Наш дом поджигают – мы хворост в кострище несём,
Кровавое облако над пепелищем нависло.
Нас мало осталось… Но мы за Отчизну умрём,
Коль смысл – умереть на войне, не имеющей смысла.

(Это замечательное стихотворение нам прочитал Магомед Ахмедов, когда мы сидели в его кабинете в Союзе писателей. Я только забыл уточнить, кто перевел его? Выясню и скажу потом).

Вернулся из поездки в Дагестан с полным кейсом впечатлений, полученных от общения с прекрасными друзьями-табасаранцами! Когда-то, в годы учебы в Литературном институте, я узнал о существовании этого народа в республике Дагестан. А узнал об этом от своего однокурсника и товарища по семинару поэзии Шамиля Казиева. Впервые от него я услышал звучание стихов на табасаранском языке. Мы закончили вуз, разбрелись в разные стороны, а дружеские отношения хотя бы ниточно, но поддерживали, благодаря редким встречам. Так пролетели годы, а тут 5 лет назад Шамиля не стало. Ему в тот год удалось справить 70-летний юбилей. Незаметно прошли годы и привели нас к 75-летию Шамиля Казиева. Как давнего друга Шамиля, меня пригласили на его памятный юбилей мои новые друзья из его соотечественников, с которыми мне довелось познакомиться благодаря поездкам в Дагестан на поэтические празднования «Белые журавли», посвященные классику Расулу Гамзатову. Позвонил мой старинный друг Магомед Ахмедов, возглавляющий Союз писателей Дагестана, и сказал, что табасаранцы хотели бы видеть меня в Табасаранском районе. Я согласился, потому что давно хотел увидеть те места, о которых писал в стихах Шамиль Казиев: это и гора Каркул около села Гуми (родина Шамиля Казиева), это бурная река Рубас, это крепость «Семи братьев и одной сестры» в селе Хучни… Словом, были поводы для поездки. Места эти оказались на юге республики, немного не доезжая до Азербайджана. По дороге останавливались в Дербенте, о котором я уже писал три-четыре месяца назад. Правда, до Гуми я не добрался, но табасаранцы обещали в другой раз обязательно показать село и гору Каркул.
В райцентре Хучни нашу делегацию из Махачкалы, которую возглавила Марина Ахмедова (Колюбакина) принял глава района Магомед Серажитдинович Курбанов. За большим столом нам подали чай и сладости. Молодой администратор рассказал о делах в районе: прокладка дорог, ремонт школ, проблемы с учителями, транспорт, здравоохранение, трудоустройство населения. Чувствовалось, что глава района живет этим и старается реально решать все эти проблемы. Он активно борется с расхитителями и взяточниками, строго следит за расходованием бюджетных денег в районе. Люди о нем отзываются с уважением. Во время выступления в Доме культуры он сказал, что Шамиль Казиев не любил чиновников, чем вызвал смех в зале: люди оценили самокритичное отношение к своим коллегам по службе…
Над селом Хучни нависает огромный горный кряж, который заканчивался вверху обнажившимися скальными породами. Дорогой в автобусе мне писатель Шах (укороченное имя), тоже один из наших литинститутовцев, объяснил мне, откуда пошло название края и народа: таб – холм, саран – страна. Табасаран – это страна холмов. За окнами всюду холмы и долины, где можно пасти скот и заниматься сельским хозяйством. Эти сыпучие сопки могли бы стать отличным грунтом для отсыпки дорог, - думал я, глядя на бесконечные выступы холмов.
В доме культуры я познакомился с женой Шамиля Казиева, которая привела на памятный юбилей и внука – рослого молодого человека. Он тоже выступил и сказал добрые слова в адрес своего знаменитого деда. Жену звали Умужат, выглядела она довольно моложаво. В её красивом лице отразилась светлая душа яркой и добропорядочной женщины. Очень хорошо говорила про мужа, который ценил семью и уделял внимание воспитанию дочерей. Благодарила меня, что выкроил время и приехал на праздник Шамиля.
Марина Ахмедова вместе с поэтессой и организатором мероприятия Сувайнат Кюребековой (она табасаранка) встречали меня в Махачкале, а потом мы чудесно пообщались в поездке. Даже песни пели вместе, как и в предыдущую поездку в Дербент.

Да, многое я увидел и услышал в ходе этой поездки. Зейнулла – зять Шамиля, возил нас по Махачкале на своей машине. После Хунчи я снова ночевал в гостинице Приморская, а утром Зейнулла повез меня в Союз писателей на встречу с Магомедом Ахмедовым. Вчетвером с Сувайнат и Магомедом мы посидели в кафе «Тбилисо», поговорили, почитали стихи, а потом Зейнулла проводил меня в аэропорт. Прекрасно, что есть на свете хорошие друзья, думал я, глядя сверху на оказавшиеся внизу отары облаков.

Сергей Каратов


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.