Дворцы счастья, или флагманы атеизма

Одним из самых больших моих разочарований в советской социальной политике стало недавнее открытие. Кропотливо собирая в ладошку крупицы признаков заботы правящей партии об институте семьи и брака в СССР и в современной России, я был поочередно то очарован юридическими тонкостями советского брачного законодательства, то ошеломлен толщей упоминаний института семьи и брака и сотнями льгот для малой семьи в кодексе американских законов. Познавал, так сказать, в сравнении.

Но последняя крупица – она просто перевесила всё.

В 1959 году в Ленинграде был торжественно открыт Дворец бракосочетания. И я всегда был уверен, что это – явный знак внимания к институту семьи со стороны власти. Божественное озарение в головах наследников озверевших революционеров. Попытка ввести «моду» на семью, на рождение детей в браке и на воспитание их в нем же.

Оказалось всё гораздо прозаичнее. Новая советская гражданская обрядность, аккумулируемая в свежеоткрываемых «дворцах счастья» по всей стране, была призвана на службу не семье и браку и не материнству и детству, а второй, мощнейшей антирелигиозной кампании, разворачивающейся в безбрежном СССР.  Гражданский свадебный обряд и весь сопутствующий ему антураж создавался для того, чтобы полностью вытеснить собою обряд религиозный. Не более и не менее.

Что же, нужно отдать должное: это провернуть удалось! Сегодня мы имеем удивительный феномен под названием «выездная церемония» или «выездная регистрация брака», болтающийся в полынье российского законодательства. Барышни с нежными голосами, доводящие до слез даже самых хладнокровных участников и зрителей этих церемоний, не наделены совершенно никакой «властью». Они не могут провозгласить брачующихся мужем и женой ни от лица государства, ни от лица религиозной общины. Оттого, видимо, они и стоят сбоку, а не по центру.

И это первая примечательная особенность постсоветских выездных церемоний, о которой я, с вашего позволения, немножко "рефлексирую" в следующей статье "Три шарика: механика обряда инициации".

http://proza.ru/2019/12/08/698


Рецензии
Обряд этот давно стал мишурой по обе стороны баррикад. Формальность.
Сама семейная жизнь - вот главное. Если супруги разумны и любят друг друга, они и без венчания проживут вместе, как люди, и атеистический обряд им, опять же, не помешает.
Многие пары вообще живут без юридического оформления брака. Это тенденция искренности и честности. Люди вместе, потому что так хотят они сами.
Ну, а распущенность и все прочее, так это внутри самого человека, и разовой внешней церемонией, как бы она сакрально ни выглядела, сложнейшие вопросы воспитания человека не решить.

Анна Гриневская   18.12.2019 10:55     Заявить о нарушении
Анна, благодарю за отзыв :)

Семён Хмелевской   18.12.2019 12:33   Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Семен, за стремление думать самому, свежо и умно.
Обожаю авторов, уважающих в себе разум.
Пусть Ваши мысли будут так же своеобразны и светлы.

Анна Гриневская   18.12.2019 13:43   Заявить о нарушении