9. Три дня в Осаке

Год спустя, летом 2019 года, уже третий раз мы снова в Японии, на острове Хоккайдо, в городе Саппоро, в гостях у своего сына, четвертый год живущего в Японии.  Это лето выдалось аномально жарким не только в Европе, но и в Японии. Даже на севере, на Хоккайдо, с конца июля стояла тридцатиградусная жара. Вода в Японском море прогрелась до 25 градусов, и в выходные дни местные жители устремлялись на пляж. Очередной тайфун прошел стороной, лишь едва задев Хоккайдо, и не смог нам испортить впечатление от пребывания на японской земле.

 Две недели в Саппоро пролетели быстро, и вот настало время уезжать. На обратном пути мы собирались посетить Осаку, еще несколько дней провести в Токио, а затем вылететь прямым рейсом в Новосибирск. В середине августа в Японии отмечается праздник Обон, и обычно многие фирмы дают своим работникам неделю выходных, так что наш сын отправился вместе с нами.
 
За пару дней до отъезда мы с тревогой следили за погодой в районе Осаки. Там как раз проходил довольно сильный тайфун, который стремительно продвигался в сторону Токио. К счастью, в день отъезда этот тайфун уже миновал Осаку, и там установилась безоблачная погода. Но следующий не менее мощный тайфун, набирая силу где-то в районе Филиппин, уже продвигался к японским берегам и по расчетам должен был обрушиться на интересующий нас регион лишь через несколько дней. Мы собирались «проскочить» в это погодное окно и добраться до Токио до прихода тайфуна. Казалось бы, все это должно было нас порадовать, однако же синоптики предсказали, что именно в эти несколько дней в Осаке будет очень жарко, до 38 градусов при высокой влажности.
 
Внутренний рейс авиакомпании  Japan Airlines из Саппоро в Осаку занимает примерно два часа. Самолет заполнен полностью, свободных мест нет. Среди пассажиров кроме нас еще несколько человек европейской внешности, но не русские, остальные  -  японцы, а также китайские и корейские туристы.
 
На протяжении всего полета погода малооблачная, ярко светит солнце. Наш самолет идет на снижение, под нами Осакский залив. На синем, сверкающем отблесками солнечных лучей, море едва различимы черные точки кораблей. Главные воздушные ворота Осаки  -  новый аэропорт Кансай, находится на огромном насыпном искусственном острове в трех с половиной километрах от берега, связан с сушей двухуровневым мостом.

Наш самолет делает вираж, и в иллюминатор виден огромный прямоугольник аэропорта с двумя взлетно-посадочными полосами. С воздуха он напоминает гигантский авианосец посреди синего моря, с которого почти непрерывно взлетают и садятся воздушные лайнеры всех крупнейших авиакомпаний мира. Этот аэропорт я видел раньше по телевизору в репортажах новостей. В прошлом году (в 2018) по Осаке прошелся сильнейший тайфун, такой, что часть терминала была затоплена. А в этом году, всего полтора месяца назад, в Осаке проходил саммит «Большой двадцатки» (G-20), и во всех новостях показывали, как в аэропорт Кансай прибывают лидеры ведущих стран мира.

Приземлившись, наш самолет долго катился по аэродромным «рулёжкам», прежде чем остановился у телескопического трапа. Температура воздуха на улице была 37 градусов при влажности 75 процентов. Впрочем, мы этого еще никак не почувствовали и быстро прошли из самолета в кондиционированное помещение впечатляющих размеров терминала. Поначалу мы даже немного растерялись, рассматривая указатели и разыскивая нужный нам путь на станцию электрички, идущей в город. Такого огромного терминала с высоченными скругленными сводами потолка, из металла и стекла, протянувшегося вдоль летного поля на полтора километра, нам еще видеть не доводилось.

По пути на станцию выходим из терминала на переходной мостик и словно в тропики попадаем. Влажная удушливая жара накрывает нас, и поначалу этим густым раскаленным воздухом даже трудно дышать. Но наша электричка уже стоит у перрона, и мы занимаем места в вагоне со спасительным кондиционером.

От аэропорта до центра Осаки примерно 38 километров. Поселки и пригороды почти что непрерывной цепочкой тянутся вдоль железнодорожной линии. Вот наконец мы проезжаем по мосту через небольшую речку Ямато, которая является южной административной границей города, и оказываемся в Осаке.
 
Из окна электрички мы получили первые впечатления об этом городе. К тому времени мы уже дважды бывали в Токио и были знакомы с плотной застройкой некоторых районов города, однако городские районы Осаки, как мне показалось, в этом отношении превосходят японскую столицу. Особенно это бросается в глаза после Хоккайдо и городских просторов Саппоро. Узкие жилые дома на узких улицах, прижимаясь друг к другу, тянутся вверх. Некоторые жилые дома так близко стоят к железнодорожной трассе, что кажется, будто из окна дома можно дотянуться до проходящего поезда. Чем ближе к центру, тем больше новых ультрасовременных  зданий необычных форм. Такая скученность объясняется тем, что эти улицы существовали всегда на протяжении многовековой истории города. Дома, стоявшие на тех же местах, многократно перестраивались, увеличивалась их этажность, но ширина улицы при этом никак не менялась. Впрочем, есть и совершенно новые районы с широкими проспектами, современными зданиями и зелеными насаждениями.

Центральная часть Осаки находится на островах в дельте реки Йодо, которая разветвляется на несколько рукавов. В городе множество мостов, автомобильных, железнодорожных и пешеходных, через эти водные артерии, и поэтому Осаку еще называют японской Венецией.
 
В городе много автомобильных эстакад с двух или трехуровневыми развязками, часто проходящие вплотную между зданиями, а иногда даже возвышающиеся над крышами домов. Порой кажется, что их построили где-то в другом месте, а потом просто взяли и бросили сверху на город; куда они попали, так там и стоят. Как правило, автомобильные магистрали на эстакадах, это платные скоростные трассы, пересекающие город и идущие в другие города, так же, как и в Токио и других больших городах Японии. Это очень разгружает движение по городским улицам, и автомобильные пробки в японских городах сейчас очень редкое явление.

Теперь, пожалуй, стоит кратко познакомить читателя с исторической и географической информацией об Осаке. Согласно древним историческим хроникам, в первых веках до нашей эры в этом регионе существовало первое государственное образование Ямато. Можно сказать, что именно здесь начиналась Япония, как государство. В седьмом веке нашей эры в дельте реки Йодо японским императором был основан город Нанива, который на протяжении двух веков был столицей. Затем столица была перенесена в город Нара, находящийся к востоку от современной Осаки, а Нанива остался крупнейшим торговым городом и портом. Современное название «Осака» (в переводе «Большой спуск») окончательно утвердилось лишь в  XVIII веке. Немного севернее Осаки находится еще одна древняя столица и до 1868 года резиденция японских императоров  -  город Киото.

В современном городе Осака проживает 2,7 миллиона жителей. Это третий по населению город Японии после Токио и Йокогамы. А по средней плотности населения Осака занимает первую строчку в рейтинге японских городов, и это без учета миллионов туристов. Кроме того, «Большая Осака» (это Осака-Кобе-Киото с пригородами) с общим населением 17 миллионов человек, является второй крупнейшей городской агломерацией Японии (первая, конечно же, Токио  -  крупнейшая в мире).

В городе прекрасно развита транспортная инфраструктура: два аэропорта, крупный морской порт, скоростные автомагистрали, 8 линий метро, городские и пригородные электрички, станция высокоскоростной железнодорожной магистрали синкансен, по которой за два с половиной часа можно доехать до Токио.
Климат в этом регионе субтропический, и летом, в сезон тайфунов, здесь, впрочем, как и в Токио, бывает очень жарко и влажно. Нам, россиянам, да и, наверное, европейцам, бывает трудно представить, что Япония южная страна. Даже самый северный японский мегаполис Саппоро, на острове Хоккайдо, географически лежит на той же параллели, что и наши Сочи и Владивосток. А Осака гораздо южнее, и если сравнивать со Средиземноморьем, то она находится на той же широте, что и южный берег острова Кипр, или побережье африканских стран Алжира и Марокко (34 градуса северной широты).  Но зимы здесь холоднее, чем на тех же широтах Средиземного моря. Все дело в том, что нет никаких препятствий в виде горных хребтов для проникновения студеных воздушных масс из Восточной Сибири и Охотского моря.
 
   Но вновь вернемся в электричку, на которой мы ехали из аэропорта в город. Вот, наконец, и наша станция. Выходим на главном вокзале Осаки. Недалеко от него находится еще одна крупная железнодорожная станция  -  Умеда. Как и везде в Японии, вокзал - это транспортно-пересадочный узел и большой торгово-развлекательный комплекс в несколько этажей, с множеством магазинов, ресторанов, кафе, на подземных уровнях которого находятся станции линий метро.
 
В районе вокзала народу полным-полно. С трудом выбравшись со своим большим чемоданом из толпы, мы свернули в какую-то узкую улочку и пошли в сторону своего отеля, до которого можно было дойти пешком. Солнце палило немилосердно. В густом горячем воздухе над раскаленным асфальтом не улавливалось  ни малейшего дуновения ветерка. Вскоре мы вдруг вышли на довольно широкую крытую пешеходную улицу, в спасительную тень. Точно такая же улица есть в Саппоро, и тянется она  километра на полтора. Крыша представляет собой сплошной арочный пролет со стеклянными для проникновения света участками. В дождь здесь всегда сухо, а в жару всегда можно найти тень. Как потом оказалось, в Осаке, в центре, таких улиц много. Здесь множество магазинов, всевозможных ресторанчиков, различных кафе, есть скамеечки, где можно посидеть, а самое главное, во всех этих заведениях работают кондиционеры, прохладный воздух которых выходит на улицу.
 
Мы уже изрядно проголодались и зашли в один из ресторанчиков. Я слышал, что Осаку называют кулинарной столицей Японии. Судя по нашему обеду, все наши ожидания себя оправдали. Все было очень вкусно, да и по ценам вполне приемлемо. В Европе такой обед обошелся бы нам раза в три дороже.

Наконец, мы без всяких проблем заселились в отель, отдышались немного под кондиционером, а затем отправились осматривать достопримечательности Осаки. В нашем распоряжении ровно двое суток  -  вторая половина дня сегодня, весь день завтра и первая половина дня послезавтра. Затем мы на синкансене уезжаем в Токио, где проведем еще 6 дней.
 
Первая из достопримечательностей, намеченных нами для посещения - это небоскреб Umeda Sky Building со смотровой площадкой, откуда открывается вид на весь город, и особенно этот вид хорош на закате, на что мы и рассчитывали. Здание высотой 173 метра было построено в 1993 году и представляет собой две башни, соединенные между собой наверху, где и расположена смотровая площадка. Находится он рядом со станцией Умеда, и до него от нашего отеля можно легко добраться пешком.
 
Около станции Умеда мы подошли  к оригинальному фонтану и такому своеобразному водному аттракциону, когда вода, журча, как бы переливается вниз по ступенькам, создавая иллюзию прохлады. Вокруг огромное количество народу: в основном, это, конечно же, туристы и из разных стран мира, которые, приезжая в Осаку, посещают и соседние города, такие исторические центры, как Киото, Нара и Кобе. Тут и индусы, и арабы в своих национальных одеждах, мусульманские женщины в хиджабах и паранджах, вездесущие китайские и корейские туристы, много людей и европейской внешности из Европы, Америки, Австралии, много и путешествующих японцев, ведь сегодня суббота, а впереди еще целая праздничная неделя. Небоскреб уже виден, и мы направляемся от станции к нему по асфальтовой дорожке между двумя заборами, один из которых отгораживает железнодорожные пути, а за вторым идет какое-то строительство. Однако нас несколько насторожило, что вся эта разношерстная толпа со станции тоже  идет в том же направлении. Неужели все они идут туда же, куда и мы? По возможности ускоряемся, подходим к небоскребу и видим очереди на лифты. Но тут вдруг у входа вывешивают большую табличку, где написано, что сегодня подъем на смотровую площадку закрывается. Мы разочарованы, но делать нечего, идем дальше. По другой дороге направляемся к станции метро.
 
Недалеко от небоскреба, среди современных зданий оригинальной постройки, буквально втиснут скверик с довольно высокими деревьями  -  зеленый оазис среди каменных джунглей. С каменного уступа из больших камней, образуя небольшой водопад, течет журчащий ручей, через каменистое русло которого перекинут красивый, в японском стиле, мостик. В небольшом озерце плавают разноцветные рыбки. Все это под сенью деревьев, среди зеленой травы, кустарников с большими цветами. Шум ручья перекрывается яростным стрекотанием цикад, сидящих на стволах деревьев. Густая листва скрывает очертания окружающего скверик города, и создается иллюзия, что ты вдруг внезапно перенесся куда-то на природу, в лес. Удивительное дело, но мы уже третий раз в Японии, и не перестаем удивляться, как бережно японцы сохраняют кусочки живой природы посреди огромного мегаполиса, этого человеческого муравейника с его бешеным ритмом.
 
Жара постепенно спадает, но по-прежнему душно. Спускаемся на станцию метро, в кондиционированную прохладу. Народу здесь ничуть не меньше, чем на вокзале, почти что, как в Токио в час пик. Заметили местную особенность, о которой раньше слышали: в любом другом городе Японии на эскалаторах люди стоят слева (ведь в стране левостороннее движение), а в Осаке почему-то принято стоять справа, как у нас.

История метрополитена Осаки начинается в 1933 году, когда был запущен участок первой линии. Строительство велось полностью ручным способом, с частыми приостановками из-за аварий, обрушений и протечки воды. Первый год ходил только один вагон, а затем постепенно появились двухвагонные, а в конце тридцатых годов и трехвагонные составы. В 1942 году вошел в строй небольшой участок второй линии. Затем из-за событий Второй мировой войны строительство метрополитена было приостановлено и вновь возобновлено лишь в середине пятидесятых годов.
 
Метрополитен Осаки находится под управлением комитета по муниципальному транспорту города. На всех восьми линиях ширина железнодорожной колеи европейская (1435 мм). Например, в Токио такая колея только на двух самых старых линиях, на других же колея узкая (1067 мм), японский стандарт. Вагоны в Осакском метро большие, широкие, и на большинстве линий количество вагонов в поездах увеличено до десяти, но народу всегда очень много.
 
Мы приехали в туристический район к каналу Дотанбори. Здесь несколько крытых пешеходных улиц с множеством магазинов, разнообразных ресторанчиков, нескончаемых лотков с уличной едой, развлекательных заведений, таких, как театры кабуки, кинотеатры.

Пока мы ехали на метро, уже почти совсем стемнело. Зажглись яркие неоновые огни рекламы, со всех сторон слышна многоязыкая речь. Пробираясь среди толпы туристов, наконец-то вышли к самому каналу. Канал Дотанбори был прорыт местными купцами для транспортировки своих товаров еще в XVII веке. Со временем он утратил свое значение, и сейчас это скорее туристический аттракцион. Через канал перекинуто множество переходных мостиков, на которых стремятся сфотографироваться многочисленные туристы. Вдоль всего канала, с обеих его сторон, протянулась красивая, сверкающая разноцветными огнями, набережная, а по водной глади канала постоянно курсируют туристические кораблики.

В отель мы вернулись уже ближе к полуночи. Температура на улице была 31 градус, душно, и совершенно не ощущалось никакой ночной прохлады. Без кондиционеров жить здесь трудно. Вот и закончился наш первый день в Осаке.
На второй день мы собрались посмотреть самую главную и известную достопримечательность города  -   Осакский замок, а затем, если останутся силы, еще и посетить океанариум. Погода с самого утра стояла солнечная, небо безоблачное, и по прогнозу синоптики обещали 38 градусов опять с высокой влажностью.

От нашего отеля до Осакского замка километра два с половиной, и мы пошли пешком. Чем ближе к замку, тем больше попадалось людей, идущих в том же направлении. Подходим ко рву с водой вокруг крепости, внутри которой он и находится. Высокие, метров 15, наклонные крепостные стены, поднимающиеся из воды, сложены из черного камня, сверху уже поросли деревьями, а наибольшая ширина рва здесь 75 метров. По углам возвышаются белые башни с покатыми крышами в японском стиле. По одному из мостов проходим на территорию крепости. Огромные камни крепостных стен, прогретые на солнце, пышут жаром. Идем среди бесконечного людского потока и уже даже начинаем сомневаться, удастся ли нам посетить сам замок.

Вот, наконец, вышли из-за стен на широкую площадь перед каким-то зданием в несколько этажей современной постройки и впереди увидели его  -  Осакский замок. Внушительное сооружение в пять этажей, высотой 58 метров, белого цвета в виде многоэтажной пагоды, с покатыми крышами зеленого цвета с покрытием в виде черепицы, сверху украшено золотыми фигурками. Замок возвышается на мощном фундаменте, сложенном из огромных обтесанных камней по несколько метров длинной и шириной, весящих десятки тонн.
 
Первая версия замка в этой крепости, была построена в самом конце XVI века полководцем Тоётоми Хидэёши, видимо, на этом же фундаменте. В то время Япония была разобщена междоусобными войнами. Местный правитель сумел связать на себе важнейшие торговые пути, и эта территория стала важнейшим экономическим центром всей страны. В 1614 году самый знаменитый сёгун Токугава подошел к крепости со своим огромным войском и попытался взять ее. Однако защитники крепости отчаянно сопротивлялись, и после долгой осады все-таки выстояли. Лишь через год Токугава вернулся и овладел крепостью. Через несколько лет крепость и замок были перестроены и расширены. Позднее, во второй половине XVII века, в главную башню замка ударила молния, частично разрушив ее, а вспыхнувший пожар почти полностью уничтожил замок. Спустя несколько десятилетий его опять восстановили.

В период реставрации Мэйдзи, когда в Японии произошли коренные перемены, пал сёгунат и на престол был возведен молодой император Мэйдзи (1868 год), Осакский замок полностью сгорел. В начале ХХ века от него остались одни руины. Лишь в 1931 году была восстановлена и приобрела современный облик главная башня замка. Но во время Второй мировой войны она сильно пострадала, как и вся Осака, которая была практически стерта с лица земли американскими бомбардировками.

После войны, уже значительно позже, замок постепенно восстанавливали. Полностью он был восстановлен лишь в середине 90-х годов и открыт для посещения туристов. В общем-то, то, что мы видим сейчас, это «новодел» из железобетона с применением самых современных строительных технологий и материалов. Тем не менее, этот проект вполне себя оправдал. Осакский замок стал визитной карточкой города, достопримечательностью, на которую приезжают посмотреть миллионы туристов из разных стран мира.

Чтобы войти в замок, нужно купить билеты (в общем-то, не дешевые). Продаются они в специальных кассовых автоматах, к которым стояла длиннющая очередь, растянувшаяся на десятки метров вдоль небольших участков тени под деревьями и у крепостной стены. Солнце немилосердно припекает, то и дело прикладываемся к бутылочкам с водой. Сомневаемся, стоит ли стоять… Но, все-таки, не зря же мы сюда пришли, да и вообще, вряд ли нам когда-нибудь еще удастся здесь побывать. Находим хвост очереди и встаем. Тут же за нами пристроилась группа итальянцев, за ними немцы, а перед нами японцы, китайцы, там впереди слышна английская и испанская речь. Многие стоят под зонтиками.
 
Наконец, билеты у нас в руках, и мы поднимаемся по каменным ступенькам среди огромных тесаных валунов фундамента в замок. Здесь стоят распылители воды, создавая на мгновение иллюзию прохлады.

Внутри замка попадаем в кондиционированные помещения, где можно отдышаться от удушливой жары. По крутым лестницам поднимаемся на второй этаж. Там и на других этажах выставлена музейная экспозиция, посвященная истории замка, его правителям, но все это в довольно тесной обстановке. На стенах указатели – «Съемка запрещена», и я убираю свой фотоаппарат в рюкзак.

В постоянно движущейся толпе проходим мимо стендов со старинными доспехами и оружием самураев, средневековыми предметами быта и одеждой жителей крепости. Здесь же представлены старинные документы, манускрипты, картины…
Вот под стеклом большой, в несколько метров, стенд с батальной сценой междоусобной войны XVII века. Фигурки воинов, всадников, военачальников выполнены с максимальной детализацией. На стене иероглифами написаны фамилии древних самурайских родов.

Такое количество туристов и постоянно движущаяся толпа несколько утомляют. Даже несмотря на работу кондиционеров, становится душновато. Но надо сказать, что здесь все сделано для удобства людей: в залах есть специальные «закутки» с мягкими скамеечками, где можно посидеть под кондиционерами, на нескольких этажах есть хорошие туалеты, даже есть краники-фонтанчики, где можно попить или набрать питьевой воды в бутылочку.
 
Поднимаемся все выше – на третий, четвертый этаж. На верхних этажах фотографировать уже не запрещается. А на самом верху, под самой крышей по всему периметру находится балкон открытой смотровой площадки. Отсюда открывается вид на весь город. Народу здесь, как ни странно, не так много, видимо, далеко не все доходят до самого верха.

Спускаемся вниз. На первом этаже, как и во многих туристических местах, выход через сувенирный магазин. Там народу полным-полно. Все хотят приобрести какой-нибудь сувенирчик с изображением Осакского замка. Да, всякий туристический аттракцион должен приносить максимальную прибыль.

Какие впечатление на нас произвел Осакский замок..? Безусловно, это «раскрученный» всемирно известный туристический объект. Совсем недавно, в конце июня, мы видели по телевизору, как во время саммита «Большой двадцатки» в Осаке японский премьер-министр Синдзо  Абэ в банкетном зале этого замка принимал лидеров ведущих мировых держав, в том числе и нашего президента Путина. Теперь мы можем сказать, что тоже побывали в Осакском замке, главной достопримечательности этого города, отметились, поставили «галочку» в своем списке объектов мировой культуры наряду с Египетскими пирамидами, Эйфелевой башней, Версалем, Кёльнским собором, театром Ла-Скала в Милане…
Затем мы направились на станцию метро, стараясь идти по тенистой стороне улиц, потому как прогноз синоптиков с лихвой оправдался. По пути мы пообедали в одном из недорогих ресторанчиков, отдышались в приятной прохладе под кондиционерами. Наш путь лежал в западную часть города, к порту, где находится один из крупнейших океанариумов мира.

Океанариум  «Осака Каиюкан», построенный в 1990 году, входит в пятерку самых больших по общему объему воды океанариумов в мире. Но сейчас он  известен тем, что здесь содержится совершенно уникальный обитатель  -  китовая акула, причем их там даже две. Это самая большая в мире рыба, а увидеть ее в океане удается крайне редко. Максимальный достоверно зарегистрированный экземпляр достигал 12,65 метров. Однако в последнее время появились сообщения, что были выловлены акулы длиной 18 и даже 20 метров, но ихтиологи относятся к этому скептически. Несмотря на свои гигантские размеры, эта акула совершенно не опасна для человека. Питается она исключительно планктоном.
 
Многие японцы специально приезжают в Осаку, чтобы посмотреть на эту уникальную акулу. Еще в одном японском океанариуме, на острове Окинава, содержится такая рыба, а в других странах ее можно увидеть лишь в одном из океанариумов Тайваня.

Со станции метро в направлении океанариума шло довольно много народу, и мы уже предполагали, что нам придется постоять в очереди. Первое, что мы увидели издалека, это – огромное колесо обозрения, наверное, метров 100 высотой в торгово-развлекательном комплексе рядом с океанариумом. Здесь же большой красивый фонтан, а там, дальше, здание океанариума.
 
Подходим к кассам и видим огромнейшую очередь. На площади перед океанариумом были расставлены столбики с натянутой лентой, между которыми эта очередь и петляла, продвигаясь и извиваясь змейкой в сторону касс. Специальные люди следили за продвижением очереди и за порядком. Очень уж хотелось попасть в океанариум, и мы пристроились в хвост очереди, тем более что часть площади уже находилась в тени.

После сорока минут стояния билеты, наконец-то, у нас в руках, и мы заходим в кондиционированную прохладу океанариума, что уже само по себе приятно. Здесь в 14 больших аквариумах и бассейнах воссоздана природная среда десяти климатических зон всего Тихоокеанского региона от Арктики до Антарктики. А в самом начале - зал с экспозицией, где представлен кусочек природы японского дождевого леса со всеми его обитателями: водопад, ручей, на камнях которого прыгают выдры, а в озерце, показанном как бы в разрезе, за стеклом плавают рыбы и черепахи.

Много народу у экспозиции с северными тюленями, плавающими в бассейне среди настоящих льдин. Еще больше посетителей, особенно с детьми, у стекла, за которым представлен кусочек Антарктиды с настоящим снегом и льдом, в большом бассейне которого плавают королевские пингвины.
 
Осматриваем несколько больших аквариумов с обитателями тропических коралловых рифов, поражающих своими яркими красками. Затем, за стеклом кусочек тропического леса Эквадора с водопадом, пираньями в озерце и капибарами на берегу. Наблюдаем с разных уровней за плавающими в большом бассейне-аквариуме тихоокеанскими дельфинами.
 
И вот, в самом центре за толстым стеклом самый большой водный резервуар в 5400 тонн. Множество посетителей с фотоаппаратами и смартфонами жмутся к стеклу, мимо которого, почти вплотную,  величественно и неторопливо проплывает самый большой обитатель океанариума – китовая акула. Как завороженные, наблюдаем за этим удивительным зрелищем. Хоть эта акула еще молодая и не достигла гигантских размеров, всего метров пять или шесть, но впечатление производит неизгладимое.
 
Наблюдать за обитателями этого гигантского аквариума можно по всему его периметру, причем с разных уровней. Вот далеко, в толще воды плывет, огибая плотный косяк рыбы, еще одна китовая акула. Здесь же, словно паря в воздухе, как бы медленно помахивая крыльями, проплывает громадный скат манта, за ним еще один, вверху и внизу много скатов поменьше. Словно тень, откуда-то из глубины появляется  и быстро проплывает мимо двухметровая акула-молот. Следом за ней, словно торпеды, проносятся две рифовые акулы...

Мы спустились на донный уровень. Здесь народу было совсем мало, все растянулись вдоль наблюдательных дорожек этого огромного резервуара. Нам даже удалось присесть на свободные мягкие скамеечки у самого стекла и в приятной прохладе понаблюдать за донными акулами и скатами, которые лежали на песчаном дне. Сверху прямо над ними то и дело проплывали большие скаты или акула молот, а еще выше, сквозь голубую дымку воды, среди гигантских скатов, отчетливо просматривались силуэты огромных китовых акул.

В последнем зале, в самом центре, довольно большой открытый бассейн, где специальные инструкторы показывают живых морских обитателей. Помыв руки в расположенных вдоль стенки умывальниках, здесь можно подержать в руках морских звезд, моллюсков и даже потрогать осьминога. Детишки от этого просто в восторге, да и взрослые, впрочем, тоже.
 
На выходе из океанариума большой сувенирный магазин. Мало кто из японских родителей устоит перед просьбами своих чад купить здесь какую-нибудь игрушку. И вот радостные детишки выходят, прижимая к себе забавных игрушечных пингвинчиков или каких-то других морских обитателей.
 
Выходим на набережную,  в сторону порта. Солнце, прячась за редкими облаками, клонится к закату, а нас обдувает довольно сильный приятный морской бриз. На набережной много людей фотографируются у фонтана, на фоне русалочки, сидящей в его центре. Фигурка русалочки очень похожа на ту, что мы видели в Копенгагене.
   
Здесь один из рукавов реки Йодо впадает в Осакский залив. Справа вдали виден большой вантовый мост через реку, а слева – морской залив с портовыми сооружениями. Прямо у противоположного берега стоит под разгрузкой огромный сухогруз, работают портовые краны. Мы идем вдоль речной набережной, мимо причала, и смотрим, как к нему подходит большой корабль в виде средневекового трехмачтового португальского парусника. На его борту играет музыка, и шумная толпа туристов готовится сойти на берег. Садимся на скамеечку у торгово-развлекательного комплекса и наблюдаем, как солнечный диск скрывается за горизонтом, а на парусник поднимается новая партия туристов, чтобы прокатиться по реке и заливу. Подходит к концу второй, очень насыщенный, день нашего пребывания в Осаке.

На третий день, в день отъезда, утром мы собрали свои вещи и, оставив их в холле отеля, отправились в музей науки. Находится он на большом острове в устье реки Йодо, который протянулся в длину примерно километра на три. Шли пешком, довольно долго, больше часа. Музей находится в новом супер-современном здании футуристического вида, и его экспозиция располагается на пяти этажах. Подобных музеев сейчас достаточно много в разных городах мира, и я не буду утомлять читателей его описанием. Расскажу лишь то, что совершенно нас удивило. Несколько стендов музея посвящено упавшим на землю метеоритам. Есть там и фотографии Челябинского метеорита. Но больше всего мы были удивлены тем, что на большом экране непрерывно демонстрировался видеофильм о падении этого метеорита, и мы вдруг увидели там, в далекой Японии, в музее Осаки, свой родной город. Это было неожиданно.
 
После посещения музея мы пообедали, забрали из отеля свои вещи и отправились на станцию Синь-Осака. Через эту станцию проходит линия высокоскоростного поезда синкансен: на восток – через Киото, Нагою, Йокогаму до Токио, а на запад – через Хиросиму до Фукуоки на острове Кюсю. Участок этой линии Токио-Осака является первым в мире участком подобного рода поездов. Движение по нему открылось в 1964 году к Олимпийским играм в Токио.
 
Вот и наш поезд, прибывает точно по расписанию, секунда в секунду. Занимаем свои места, и через два с половиной часа будем в Токио. Это уже третий наш визит в столицу Японии.

Какие же впечатления остались от Осаки… Это шумный, многолюдный бурлящий мегаполис, и в тоже время, самобытный, богатый, с осознанием собственной значимости, город, самый, что ни на есть, японский. Безусловно, это один из мировых центров, где проходят саммиты, выставки, спортивные соревнования мирового уровня. Кстати сказать, следующая всемирная выставка ЭКСПО пройдет в Осаке в 2025 году. Это город с многовековой историей, бережно сохраняющий старые традиции, и вместе с тем, в наш век высоких технологий это уже построенный мост в будущее. Можно даже сказать, что в Осаке это будущее уже наступило…

 
 


   


Рецензии
Люблю Японию... Но побывать довелось только рядом с островом Хоккайдо, который хорошо виден в ясную погоду с острова Кунашир. Спасибо за рассказ! Успехов!
С уважением -

Анатолий Комаристов   18.12.2019 13:15     Заявить о нарушении