Тициан. Пять вариантов Венеры и музыканта
Многие из картин Тициана существует в нескольких версиях, особенно его обнаженные Венеры. Более поздние версии , как правило, в основном или полностью созданы в его мастерской, с неопределённой степенью личного вклада Тициана.
Эта серия картин Тициана под условным названием «Венера и музыкант»
объединяет пять произведений: «Венера, органист и Купидон» (Государственные музеи, Берлин), «Венера и органист» (Прадо, Мадрид), «Венера, органист и Купидон» (Прадо, Мадрид), «Венера и лютнист» (Музей Фитцуильяма, Кембрижд), «Венера и лютнист»( Музей Метрополитен, Нью-Йорк).
Композиции не имеют точно установленных датировок, но с некоторыми изменениями обычно располагаются во временном диапазоне c конца 1540-х
до конца 1560-х годов.
Неоднократно предпринимались попытки найти объяснение представленной на этих произведениях сцене — парадно одетый музыкант развлекает своей игрой обнаженную возлежащую женщину. Наиболее известная интерпретация принадлежит Отто Бренделю. Он высказал мнение, что в картине отражена популярная неоплатоническая теория иерархии чувств. Изначально эта теория возникла на страницах одного из сочинений Марсилио Фичино, в «Комментарии на “Пир” Платона».
Философ из Кареджи выделял «шесть сил души, относящихся к познанию: разум, зрение, слух, обоняние, вкус и осязание»; три из шести сил души — осязание, вкус и обоняние — относятся, скорее, к телу и материи, три же других — разум, зрение и слух — к духу». Эта, казалось бы, отвлеченная тематика нашла свое отражение во многих известных литературных произведениях начала XVI века.
Все названные выше вариации на этот сюжет обладают существенными нюансами, но в целом тема, по сути, одна и та же — на балконе, отделенном парапетом от представленного на втором плане пейзажа, изображена возлежащая обнаженная красавица, у ее ног сидит парадно одетый музицирующий кавалер.
Есть и вариант картины,которая находится в Уффици во Флоренции ,которая менее высоко ценится, на ней изображён не музыкант ,а купидон, а также черно-белая собака в ногах кровати, которая глядит на куропатку .
Более подробно рассмотрим вариант из ПРАДО.
На всех картинах основное внимание обращено на тело богини. На этом холсте безмятежно-спокойную красоту ее позы нарушает лишь невинная игра с собачкой, наготу этого тела подчеркивает контраст с пунцовым покрывалом и красным занавесом, а присутствие музыканта, одетого и при шпаге, нагло поглядывающего на богиню, придает сцене откровенно эротичный характер.
Чувственными намеками изобилует также и прелестный сад с прогуливающейся там парочкой, резвящимися оленями и собаками и фонтаном с фигурой сатира, на плечах которого стоит павлин. Смысл этой картины трактовали достаточно широко - от чисто эротического до неоплатонического, поскольку неоплатонизм рассматривал зрение и слух как инструменты постижения красоты, пусть даже ее следует трактовать как аллюзию на супружеские узы, свидетельством чему может быть кольцо на правой руке женщины.
Свидетельство о публикации №219121800703