Костёр

Мы едем собирать чернику в Сайгу. Это посёлок на северовостоке Томской области среди сосновых боров и таёжных болот. Он на железной дороге и до него можно добраться поездом проведя в вагоне ночь. Перестройка в разгаре и если надеяться только на зарплату,то можно запросто уморить детей голодом. Три мамы-одиночки с десятком детей школьного возраста с коробами, палаткой и вёдрами с продуктами загружаемся в вагон. Мужики угрюмо пропускают и подсаживают ребятню. Места в вагоне хватит не всем, но никто не ругается и детей подсадили всех. Понимают мужики, что от безделья в тайгу детей не берут. Выгружаемся на станции и отходим от перрона пару сотен метров. Здесь мы будем дожидаться утра. Разводим большой костёр, приносим воду с водонапорной башни и готовим и ужин и завтрак сразу. Наваристый суп с тушёнкой, каша и ароматный чай. Всего по ведру. Костёр догорает. Дети наигрались и клюют носом. Сдвигаем угли и на прогретую землю стелим слой лапника. Накрываем его плёнкой и расстилаем пару спальников. Летом экран не нужен и ночной костёр тоже. Дети ложатся посредине, взрослые по краям и сверху ещё спальники и плёнка на случай дождя. Ночью слышно как бродит собака. Утром уходим метров на пятьсот в лес и прячем консервы и лишние вещи в болоте. День начался удачно. Перебравшись через гарь, попадаем в черничник синий от спелой крупной ягоды. Мы совсем рядом со станцией. Не больше трёх километров. Слышен крик петуха и лай собак. Ягоду собираем самодельными набирушками с зубъями из рояльной струны. К вечеру сорокапятилитровые короба и пятнадцатилитровые вёдра полные. У детей тоже по ведёрку размером соответственно возрасту. У кого пять литров, у кого десять. Самое трудное с таким грузом добраться до станции. Встать с коробом большая проблема. Приходится опираться на берёзку. Пройдя метров пятьсот, короба снимаем помогая друг другу. Пока идём назад отдыхаем. Забираем оставшиеся вёдра .Дети бредут от вёдер до коробов цепочкой. Они изрядно устали и проголодались. Чай и бутерброды их явно не удовлетворили. После привала новый переход. Наконец добрались до места, где спрятали вещи. Вся болотинка истоптана. Следы собаки и людей. Но палатка и консервы целы. Пропала сумка с хлебом, запасной футболкой и китайскими тапочками для вагона. Невелика потеря. Не зря ценные вещи присыпали табачком с перцем. Подростки искали короба с ягодой. Натренировали дворняжку. Возле ручья с торфяными берегами деревенские мальчишки с удочками. Возле них небольшой костёр.
Находим кусок чистой глины на визире и разводим костёр. Нужно ждать приходя поезда. Он придёт ночью через несколько часов. На станции хулиганят подростки и случаются изредка пьяные стычки. Наши старшие девочки симпатичные и тоже привлекают подростков. Они проявляют свой интерес как умеют. То лягушку под ноги бросят, то летучую мышь. И смеются. Лучше мы сварим ужин в лесу, а на станцию придём к приходу поезда. Денег от продажи ягоды нам хватит на месяц безбедной жизни или на одежду для школы.
Местные ребятишки погасили костёр и ушли. Через пару часов снова появился дымок. Мы подошли и скидали задымившийся торф в ручей. Вроде всё погасло. Начало темнеть и мы отправились на станцию. Когда через три дня мы проходили мимо ребячьего кострища, там стояла пожарная машина. Видимо торф снова загорелся. На следующий год на визире нас ждало печальное зрелище. Остановить торфяной пожар не удалось. Вдоль русла ручья он ушёл в большое сфагновое болото. Около километра торфяника выгорело за зиму и дымилось множество ям. Повалился лес по краю болота. Под ним тоже оказался небольшой слой торфа. Ходить за ягодой вдоль болота стало смертельно опасно. Под слоем живой подстилки может оказаться горящая торфяная яма. Только через три года пожар прекратился. Лес изменился неузнаваемо. Выгорела целая цепочка мелких болот. На месте небольшого мохового болотца лежал завал из молодых сосен. Обходить его с тяжеленным коробом было свыше моих сил. А ширина болотца невелика. Всего метров сто. Мы с дочкой решили не обходить километровую гарь, а пересечь его. И поплатились. Ровная с виду изумруднозелёная поверхность оказалась обманчивой. Нежный, похожий на пену молодой мох метровой толщины скрывал стволы сосен с сучьями зависшие на высоте примерно полметра от земли. Каждую сосёнку надо было перелезть. Дочку пришлось брать под руки и переставлять через стволы. Когда я её опустила на мох он расступился и его поверхность оказалась на уровне её глаз. Целый час мы преодолевали злосчастную стометровку. За это время наши спутники обошли гарь, разожгли костёр и начали готовить ужин. .Несколько человек пришли нам помогать .С шутками вытащили на берег дочку и короб. Потом помогли перенести ведро. Надолго мне запомнился короткий путь через горелое болотце. Когда ещё через три года мы снова оказались на этом месте вместо болотца была ровная полянка с травой в которой догнивали стволы небольших сосенок, лежащие на земле. От болотца не осталось и следа. Исчез и молодой сфагнум. Жаль что фотоаппарата с собой не было. Никогда больше мне не встречалось такого мха.
Отпуск на заводе закончился и закончился наш калым. Четырнадцать поездок позволили не только запастись вареньем на всю зиму , но и решили массу наших финансовых проблем. Мы запаслись вдоволь детской одеждой и сделали запасы продуктов на всю долгую зиму. Теперь можно было спокойно пережить полугодовые задержки зарплаты .А ребятня ещё долго вспоминала ночёвки у костра и ленивого зайца которому лень было убегать и он неспешно гулял по черничнику не позволяя приблизится ближе чем на два шага.


Рецензии
ЛЕС ВСЕГДА БЫЛ КОРМИЛИЦЕЙ ДЛЯ НАРОДА, НО ВОТ ОСТАНЕТСЯ ЛИ ЧТО ПОТОМКАМ. ВСЁ ГОРИТ.

Тамара Белова   21.07.2020 22:02     Заявить о нарушении
Лес всегда горит.Каждые сто лет огонь проходит по тайге.А потом она восстанавливается.Проблема в том что горит слишком много сразу и слишком часто.Но кроме пожаров есть ещё вырубки на огромных площадях.И это приводит к изменению климата.

Бабушка 2   22.07.2020 05:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.