Галерея детей-Героев. Миша Золотарёв

"...я  спрятался в гальюне подлодки и был обнаружен экипажем уже в открытом море.  Александр Иванович очень рассердился, а потом простил — за отчаянность. Он «отчаянных» любил. Адмирал тоже не возражал. В походе Александр Иванович Маринеску относился ко мне с трогательной заботой. Давал поглядеть в перископ, разрешал даже подняться на мостик, хотя в  боевом походе на мостике не должно быть лишних людей".
 В походе юнга нес службу наравне со всем экипажем...( а длился тот  поход  более 50 суток). Работал на камбузе, обеспечивая пищей экипаж, стоял вахту — вначале на «подхвате», затем самостоятельно на рулях как рулевой-сигнальщик, а после отсыпался в торпедном отсеке в обнимку с торпедами.
...Юнги,  – народ отчаянный, они всегда готовы на подвиг. Боль и ненависть переполняли сердце маленького Миши Золотарева: за маму, которая  умерла от голода в  блокадном  Ленинграде, за  отца,  что  ушел  на  фронт, за трёхлетнего братика, которого  оставил в  садике - интернате  фабрики.
 В опустевшей  ленинградской квартире Золотаревых на улице Якубовича, поселились моряки-балтийцы, естественно, Миша привязался к ним, а они, заботясь о нем,  вспоминали свои семьи. Через несколько месяцев, чтобы не бросать мальчика одного в такой беде, балтийцы взяли Мишу с собой на корабль. Так Миша очутился среди моряков-катерников.
Его одели в настоящую матросскую форму, поставили на довольствие, и стал Миша Золотарев юнгой. В дивизионе торпедных катеров — "морских охотников", он овладел военно-морской специальностью сигнальщика. Юнге доводилось не раз рисковать жизнью, участвуя в разведке, прикрытии морского десанта на финскую территорию, в боях с немецкими подводными лодками помогать сбрасывать глубинные бомбы .
Осенью 1944 года в финском порту Турку, где находилась ремонтная база, юнга  познакомился с командиром подводной лодки «С-13» капитаном Александром Ивановичем Маринеску и просился в экипаж. На вопрос - что он умеет делать, юнга, ответил: «Сигналить умею».
 В сорок пятом Миша  попал к ним...
В порт Турку шел их катер, на борту которого находился юнга. На переходе, в шхерах,  был поврежден, на базе его подняли на стенку, команду расписали по другим кораблям.
Юнгу направили в экипаж знаменитой подводной лодки С-13, стоявшей в ремонте после очередного боевого похода, во время которого были потоплены лайнер «Вильгельм Густлов» и вспомогательный крейсер «Генерал Штойбен», вывозившие из курляндского «мешка» отборные фашистские части. Командир лодки   А.И. Маринеску  распорядился приписать  Мишу  Золотарёва к боевой части штурмана.

"В моменты смертельной опасности все видели хладнокровие и железную выдержку Александра Ивановича, а в более спокойное время — его человечность и внимание к людям. ОН остался для меня примером на всю жизнь, если я  чего-то достиг, то этим  больше всего обязан Александру Ивановичу, научившему меня не отступать перед трудностями".
Таким остался в памяти
четырнадцатилетнего юнги командир «С-13»Александр Иванович Маринеску.
 После того, как отгремели победные салюты, фашисты капитулировали далеко  не все, Балтийское море полно было несдавшимися подводными лодками гитлеровцев. И все это время, Миша Золотарев делил с моряками опасности и трудности похода. Возвратились из похода 23 мая, после Победы. За участие в нем командир Маринеску представил юнгу к награде — медали Нахимова, о чем свидетельствует наградной лист в Гатчинском Центральном Военно-морском архиве от 26 мая 1945 года. То был уже не мальчик, а боец.
25 мая 1945 года юнге исполнилось 14 лет. А потом была трехлетняя служба на флоте, работа в Норильске, в Монголии.
 24 ноября 1963 года Михаил Золотарев с боевыми товарищами вновь встретился со своим умирающим от тяжелой болезни командиром.
 Александр Иванович Маринеску узнал юнгу, но не мог говорить — у него была опухоль горла — и написал — «Я давно искал тебя, Миша».
25 ноября 1963 года командир Краснознамённой подводной лодки С-13 Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, капитан 3-го ранга Александр Иванович Маринеско умер в Ленинграде, похоронен на Богословском кладбище.

Михаила Золотарёва разыскали ученики 189-й школы Ленинграда, где под руководством педагога Елены Ждан был создан школьный музей «Боевые действия подводных лодок типа «С» на Балтике» имени А. И. Маринеску, ставший впоследствии базой для создания Музея подводных сил России на Кондратьевском проспекте в Санкт-Петербурге.
 В конце 1980-х годов Михаил Золотарев вместе со своими боевыми товарищами, а также членами совета школьного музея принял активное участие в борьбе ЗА   ПРИСВОЕНИЕ,  ПОСМЕРТНО,   ЗВАНИЕ  ГЕРОЯ  СОВЕТСКОГО  СОЮЗА  КОМАНДИРУ 3-го  РАНГА  А.И. МАРИНЕСКУ,  что и  произошло5 мая 1990 года, после реабилитации газетой «Известия».

 Живёт и  сегодня Михаил  Геннадьевич в израильском посёлке Цур-Игаль.
 В архиве бережно хранится фотография, сделанная на встрече ветеранов в 1994 году с прибывшими в Израиль с будущим президентом России Владимиром Путиным.
 Михаилу Золотареву уже немало лет, но он навсегда останется самым молодым подводником — участником второй мировой войны.
 Последний, МИРНЫЙ  ПОДВИГ был в том, что тот  смелый  юнга - Михаил  Геннадиевич  Золотарёв...  помог ВОССТАНОВИТЬ  ЧЕСТНОЕ   ИМЯ  СВОЕГО  КОМАНДИРА - Александра  Ивановича  Маринеску,  его заслуженную  награду -  ЗОЛОТУЮ  ЗВЕЗДУ  ГЕРОЯ  СОВЕТСКОГО  СОЮЗА.  ПОСМЕРТНО.

"Как мал золотник, а как дорог!
Таким вот и был Михаил.
Мальчишке не страшен был ворог,
Он юнгой на флоте служил.

За маму, за папу, за брата
Он честно хотел отомстить –
Со светлою местью крылатой
Фашистов в пучине топить!

Ну, сколько силёнок в мальчишке?
А ярость вскипала волной!
И в подвиги, не понаслышке,
По жизни вела за собой.

На катере или в подлодке
Он ярость с отвагой скрестил –
Топил ненавистные лодки,
За что и медаль получил!

С лихой «С-13» он дерзко
Суда вражьи атаковал.
Бок о бок с самим Маринеску
ПОБЕДУ в боях добывал!

Он смерти совсем не боялся
И честью всегда дорожил.
Героем войны – он остался,
В миру – Человеком он жил.

Сквозь бури земного ненастья
Он «юнговским» курсом идёт.
Желаем ему только счастья,
«Семь футов под килем» - вперёд!"

 Автор:Валерий  Старостин  stihi.ru/2019/11/30/7827


ПОСТСКРИПТУМ

 «Я давно искал тебя, Миша»...
ОН  УСПЕЛ с  НИМ  ПОПРОЩАТЬСЯ, ПОБЛАГОДАРИТЬ  ЗА  ОТЕЧЕСКУЮ   ЛЮБОВЬ,  за СЛУЖБУ  РОДИНЕ.

 ПОЛУЧИТЬ этот снимок на память, где на палубе  КОМАНДА, тот юнга, и его командир Краснознамённой подводной лодки С-13, Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, Александр Иванович Маринеску!

Надежда Зернова


Рецензии
Подводники. Пожалуй самая опасная профессия на войне. Не зря же в народе говорят, -Куда ты денешься с подводной лодки! Случись что (мина, торпеда). весь экипаж гибнет и нет спасения. А этот пацан, Мишка Золотарёв, САМ!!! рвался на подлодку, в бой! Такова была сила ненависти к фашистам, особенно у ленинградских детей, умирающих от голода, холода и бомбёжек. И как не тяжела была служба на подводке, Миша стойко нёс службу. И в том, что подлодка С-13 стала известна во всём мире, как грозное возмездие фашизму, есть и большая заслуга юнги Миши. Его героический, мужественный характер проявился и после войны в восстановлении честного имени командира Маринеску и это не меньший подвиг по тем временам, чем в военные годы!
Низкий поклон тебе, Миша, единственный в мире юнга-подводник!!!
Спасибо, Надежда, что рассказали о таком удивительном ГЕРОЕ Великой Отечественной Войны!
С теплом, Алексей.

Алексей Балуев   19.12.2019 00:13     Заявить о нарушении
Согласна с ВАМИ, уважаемый АЛЕКСЕЙ.
Юнги, – народ отчаянный, они всегда готовы на подвиг. Боль и ненависть переполняли сердце Миши Золотарева: за маму, которая умерла от голода в блокадном Ленинграде, за отца, что ушел на фронт, за трёхлетнего братика, которого оставил в садике - интернате фабрики.
В опустевшей квартире Золотаревых на улице Якубовича, поселились моряки-балтийцы, Миша привязался к ним. Через несколько месяцев, чтобы не бросать мальчика одного в такой беде, балтийцы взяли Мишу с собой .
Его одели в настоящую матросскую форму, поставили на довольствие, и стал он юнгой, овладел военно-морской специальностью сигнальщика.
Осенью 1944 года в финском порту Турку, где находилась ремонтная база, юнга познакомился с командиром подводной лодки «С-13» капитаном Александром Ивановичем Маринеску и просился в экипаж. На вопрос - что он умеет делать, юнга, ответил: «Сигналить умею».
В сорок пятом Миша попал к ним.
"В моменты смертельной опасности все видели хладнокровие и железную выдержку Александра Ивановича, а в более спокойное время — его человечность и внимание к людям. ОН остался для меня примером на всю жизнь, если я чего-то достиг, то этим больше всего обязан Александру Ивановичу, научившему меня не отступать перед трудностями".
Таким остался в памяти
четырнадцатилетнего юнги командир «С-13» Александр Иванович Маринеску.
За участие в 50-и суточном походе, командир Маринеску представил юнгу к награде — медали Нахимова, о чем свидетельствует наградной лист в Гатчинском Центральном Военно-морском архиве от 26 мая 1945 года. То был уже не мальчик, а боец, честный и смелый , который одержал ещё самую главную ПОБЕДУ - вступил в бой с бюрократией, отстоял честное ИМЯ - офицера МАРИНЕСКУ, добившись заслуженной награды ... ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ...

ПОСМЕРТНО! СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ ! ИХ СТОЙКОСТИ... ОТВАГИ... НЕПОКОЛЕБИМОСТИ!!

СПАСИбо, АЛЕКСЕЙ, спасиБО

Надежда Зернова   12.01.2020 21:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.