Хлопья снега

1. ИНТ. УТРО.

Спальня Ларисы. Кровать пуста. На столе разложены нитки, игольницы, лекала, выкроенные детали детской одежды. У ножки стола стоит собранная сумка с детской одеждой. Рядом со столом, у стены, стоит узкий книжный шкаф, в нем несколько полок заняты книгами и тетрадями формата А4, а также расставлены несколько сувениров и семейных фотографий в рамках. На фотографиях, уже довольно старых, в основном одна и та же темноволосая девушка – ЛАРИСА. На одной фотографии она в компании подруг, на другой – с сестрой, еще на двух – с сестрой и матерью. Еще одна рамка лежит на полке фотографией вниз. В тишине как будто издалека начинает звенеть сигнал будильника.

2. ИНТ. УТРО.

Общая комната квартиры Ларисы. В квартире-хрущевке это проходная комната, из которой ведет три двери: по одной стене – большой проем-арка, ведущий в крохотный коридорчик, через который можно налево попасть в кухню, а направо – в совмещенный санузел, а чуть дальше – входная дверь в квартиру. По другой стене, напротив, располагаются две двери, ведущие в непроходные жилые комнаты. Мрачноватая атмосфера, в основном из-за того, что в слабом утреннем свете кажется мрачной сама обстановка: массивный шкаф-стенка, диван с темной обивкой, два темных кресла, журнальный столик из полированного темного дерева, палас на полу. Мебель старая, но еще в ходу. В комнате стоит диван, на котором, полностью накрывшись одеялом, спит Лариса. Будильник успевает просигналить совсем немного, как Лариса торопливо его выключает. Затем она садится, скидывает с себя одеяло, зевает. Лариса - женщина 37 лет, очень худая, с длинными волосами. У нее немного крупноватые кисти рук и вытянутое лицо. Одета в легкую ситцевую ночную рубашку с рисунком из мелких цветочков на сплошном белом фоне, бабушкиного покроя, популярного еще в советские времена. Лариса встает и тихонько, на цыпочках, проходит к двери, ведущей в комнату справа. Осторожно приоткрывает дверь, заглядывает в комнату, затем все так же осторожно затворяет дверь и почти что на цыпочках уходит к двери слева.

3. ИНТ. УТРО.

Спальня Ларисы. Лариса заходит в комнату, открывает дверцу шкафа, достает оттуда простое домашнее платье и переодевается, скрывшись за дверцей шкафа. Ночную рубашку она вешает на дверцу. Затем закрывает шкаф, предварительно убрав туда ночную рубашку. Подходит к столу, достает из тумбочки расческу и начинает стоя расчесывать свои длинные волосы, задумчиво разглядывая раскроенные детали.


4. ИНТ. УТРО.

Общая комната. Из ванной слышится шум воды, затем он стихает. Спустя минуту Лариса выходит из ванной, ее волосы собраны в простой хвост, волосы вокруг ее лица немного влажные.

5. ИНТ. УТРО.

Общая комната. Лариса собирает в один тюк подушку, одеяло и простынь, и уносит в свою комнату.

6. ИНТ. УТРО.

Общая комната. Лариса протирает пыль с полок шкафа-стенки. Заметно, что настроение у нее приподнятое, хоть и какое-то неуверенное.

7. ИНТ. УТРО.

Общая комната. Лариса обрызгивает из пульверизатора цветы, стоящие на подоконнике. Тишину нарушает характерный звук дверного звонка. Лариса отставляет в сторону пульверизатор и устремляется в комнату, находящуюся за дверью справа.

8. ИНТ. УТРО.

Комната мамы Ларисы. Лариса бодро заходит в комнату.

ЛАРИСА
Доброе утро, мам!

На кровати лежит МАМА ЛАРИСЫ. При виде дочери она убирает палец руки с кнопки беспроводного дверного звонка, который Лариса приспособила для того, чтобы мама могла ее позвать. Мама не шевелится при виде дочери, только слабо улыбается. Лариса подходит к маме и берет ее за руку.

ЛАРИСА
Как твое настроение? Выспалась?

Лариса ласково поглаживает руку мамы, улыбаясь. Мама Ларисы с улыбкой кивает ей в ответ. Лариса отпускает ее руку, аккуратно приподнимает маму за плечи и помогает сесть в кровати. Затем, подоткнув подушки для удобства, уходит в другой конец комнаты, к окну, чтобы открыть шторы. Комнату заполняет яркий свет зимнего солнца.






9. ИНТ. УТРО.

Общая комната. Спиной к зрителю Лариса, поддерживая маму за плечи, и тем самым принимая на себя весь ее вес, помогает ей осторожными, маленькими шажками пройти до санузла.

ЛАРИСА
Так не быстро?

Мама кивает, и они продолжают идти в том же темпе. Подходят к санузлу, Лариса заводит маму внутрь, какое-то время помогает ей устроиться и выходит, прикрыв за собой дверь. Лариса стоит, прислонившись спиной к двери, и ждет. Спустя немного времени из-за двери доносится шум слива воды из бачка.

10. ИНТ. УТРО.

Комната мамы Ларисы. Мама уже полулежит в постели, Лариса держит в руке полупустую тарелку с овсяной кашей, а в другой ложку.

ЛАРИСА
Хочешь еще?

Мама отрицательно качает головой. Лариса ставит тарелку на тумбочку, и снова пытается устроить маму поудобнее.

ЛАРИСА
Тогда надо выпить таблетки.

Лариса открывает тумбочку, достает оттуда несколько баночек с таблетками, высыпает из каждой по одной, одну разламывает, и оставляет на ладони только половинку. Затем осторожно дает матери таблетки, по одной, подавая и стакан, чтобы можно было таблетки запить.

ЛАРИСА
Ты же помнишь, какой сегодня день? Две недели уже прошло, так что мне снова надо будет уйти. Одежку я вчера уже собрала. Нужно только отнести и отдать. Меня не будет максимум часа полтора. Ничего ведь не случится, правда? С тобой все будет в порядке? А по пути домой я куплю продуктов и чего-нибудь вкусненького. Я постараюсь вернуться как можно скорее. С тобой же все будет в порядке?
Мама улыбается Ларисе и кивает.

ЛАРИСА
А как вернусь, я тебе почитаю, хорошо?

Лариса поправляет одеяло в ногах матери, забирает почти пустую тарелку с кашей, и идет к двери.

ЛАРИСА
Мне пора собираться. Я зайду перед уходом, хорошо?

11. ИНТ. УТРО.

Комната Ларисы. Лариса стоит перед шкафом, любуясь на себя в зеркало, вделанное в одну из створок. На Ларисе шерстяное платье-футляр из теплой, но красивой ткани. Волосы расчесаны и красиво, но простенько уложены. В ушах сияют длинные негромоздкие серьги. Лариса достает из шкафа подходящий пиджачок, надевает его поверх платья, пытается как можно лучше рассмотреть себя в зеркале. Пиджачок снимает, вешает обратно. Потом подходит к тумбочке, из одного из отделений достает немодную уже брошку, примеряет на платье, снова смотрится в зеркало. Раздается звонок мобильного телефона. Лариса торопливо идет к столу, поднимает телефон, лежавший там. На дисплее высвечивается имя: «Александра Павловна». Лариса принимает звонок.

ЛАРИСА
Добрый день, Александра Павловна! А я тут как раз к Вам собираюсь... Ой, точно. Голова моя бестолковая. Сегодня же Новый год! ... Но ведь сегодня рабочий день? ... Я забегу минут через сорок, совсем ненадолго... Хотя бы передам одежку. Вы говорили, нужно побольше комбинезончиков. Я сшила... О... вот как... А... Да, конечно, я понимаю... Да... После праздников... Да, Вас тоже с наступающим... Да...

Звонок завершается. Настроение Ларисы полностью изменилось, теперь на ней лица нет. Лариса медленно снимает серьги, аккуратно убирает в тумбочку вместе с брошью. Затем медленно возвращается к шкафу, начинает медленно снимать платье.



12. ИНТ. УТРО.

Общая комната. Лариса выходит из своей комнаты, одетая по-домашнему, в обычное свое платье. Волосы снова собраны в хвост. Прикрыв дверь, Лариса ненадолго прислоняется к ней спиной, и закрывает глаза. Стоит так недолго, полминуты, потом с усилием открывает глаза, и, натянув бодрую улыбку, идет в ванную.

13. ИНТ. УТРО.

Комната мамы. Лариса заходит в комнату, держа в руках большой таз, полный воды. На край таза наброшена тряпочка. Мама поднимает на Ларису глаза. Лариса пытается выглядеть бодрой и жизнерадостной.

ЛАРИСА
Как насчет немного помыться?

Лариса пытается пристроить таз на тумбочке, но тумбочка маленькая, и женщина сдается от греха подальше. Таз она в итоге ставит на полу у своих ног, и садится рядом с мамой на кровать.

ЛАРИСА
Ну-с, попробуем?

Женщина смачивает тряпку водой, отжимает ее и начинает аккуратно протирать кожу на руке мамы, потом продвигается дальше, понемногу закатывая рукав ночной рубашки.

ЛАРИСА
Знаешь, а я решила никуда не идти. В конце концов, сегодня же праздник. Новый год же! Лучше с тобой побуду. Вода хорошая? Не горячо? Не холодно?

Лариса поднимает глаза на маму, и натыкается на грустный взгляд, мама как будто вот-вот заплачет.

ЛАРИСА
Ну что ж ты так смотришь? Разве плохо? Я из-за всех этих дел даже про Новый год забыла... Если бы пораньше вспомнила, мы бы с тобой с самого утра уже хорошо бы помылись. Но не дело же праздник в таком виде встречать, верно?

Лариса оставляет одну руку и принимается за другую.
ЛАРИСА
Сегодня хотя бы так... А завтра... Завтра никуда не пойду, все равно все закрыты будут. Вот и помоемся... Будешь у меня красавица. И Новый год отметишь красавицей.

Лариса заканчивает с рукой, снова смачивает и отжимает тряпку, и начинает протирать маме шею. Только теперь, более-менее справившись со своим разочарованием, она снова поднимает глаза на маму. Лариса ободряюще улыбается ей. В тишине раздается бурчание живота Ларисы. Лариса сначала в легком недоумении, потом смеется.

ЛАРИСА
Ой... Так и думала, что о чем-то я забыла...

14. ИНТ. ДЕНЬ.

Кухня в квартире Ларисы. Обстановка достаточно простая, ничего лишнего: раковина, плита, рабочий стол, холодильник, небольшой обеденный стол под самым окном и три простеньких табурета вокруг него. Над плитой и рабочим столом висят навесные шкафчики. На обеденном столе стоит кружка с чаем. Лариса стоит у стола, без удовольствия жует бутерброд со спредом, и пустым взглядом смотрит в окно, думая о чем-то своем. В конце концов, она резко выдыхает, как будто до этого не дышала вовсе.

ЛАРИСА
Гадость.

Она резко опускает бутерброд на тарелку и идет к плите. Открывает дверцу навесного шкафа, начинает шарить рукой по нижней полке, при этом роста ей хватает только для того, чтобы добраться до предметов, стоящих у края, а чтобы просунуть руку поглубже, нужно тянуться. Рукой Лариса пытается нащупать пакет печенья, лежащий у дальней стенки. Шарить приходится почти вслепую, поскольку подойти ближе мешает плита. Возле края, в непосредственной доступности, стоит ряд фарфоровых красивых баночек, с приклеенными ярлычками: соль, сахар, мука, черный перец. Пытаясь дотянуться до печенья, Лариса случайно сбивает баночку с солью. Баночка падает, ударяется о край плиты, раскалывается на части и падает на пол. Лариса замирает и смотрит на то, что произошло. Плита и пол засыпаны солью. Лариса опускается на корточки, поднимает один за другим осколки баночки, при этом ее лицо совершенно ничего не выражает. На одном из осколков обнаруживается ярлык с надписью: «Соль».

ЛАРИСА
И что это? На счастье разбилось? Или к несчастью рассыпалось? Почему это не мог быть сахар?!

Потом вдруг Лариса замирает, ее лицо проясняется.

15. ИНТ. ДЕНЬ.

Спальня мамы. Лариса врывается в комнату, лицо светится, одетая в теплую кофту, на шее небрежно завязан шарф.

ЛАРИСА
Мам, я уйду ненадолго! Нечаянно просыпала соль! Надо купить, а то же без нее ничего не приготовишь! Не с пола же теперь собирать! Меня, может, полчаса не будет. Тебе пока ничего не нужно? Покушать? Или в туалет?

Мама качает головой, слабо улыбаясь. Лариса присаживается на край кровати, берет маму за руку и немного виновато смотрит ей в глаза.

ЛАРИСА
Меня не будет всего-ничего. Все ведь будет в порядке, пока меня нет?

Мама улыбается. Раздается звонок мобильного телефона. Лариса торопливо лезет в карман кофты.

ЛАРИСА
Ой... Звонит кто-то...

Лариса бросает мимолетный взгляд на дисплей, потом оборачивается к маме.

ЛАРИСА
Ну, я пойду. Скоро вернусь.

Лариса идет к двери, на ходу принимает звонок.

ЛАРИСА
Привет!

Выходя из комнаты, она оборачивается к маме и машет ей рукой.


16. ИНТ. ДЕНЬ.

Общая комната. Лариса проходит к дивану и садится на него.

17. ИНТ. ДЕНЬ.

Квартира СВЕТЫ. Света – ровесница Ларисы, красивая, немного полноватая, ухоженная женщина. За ее спиной видна разряженная под Новый год квартира. Туда-сюда снуют родственники, на заднем плане кто-то громко смеется. Света стоит, прижимая к одному уху трубку, а свободной рукой прикрывает второе ухо.

СВЕТА
С наступающим, подруга!

18. ИНТ. ДЕНЬ.

Общая комната в квартире Ларисы. Лариса сидит на диване, теребя шарф.

ЛАРИСА
Привет! И тебя с наступающим!

Из трубки доносится шум. Лариса прижимает руку к уху, слегка наклоняется вперед и морщит брови, стараясь расслышать собеседницу.

ЛАРИСА
Что? Просто, не слышу, у тебя там так шумно.

19. ИНТ. ДЕНЬ.

Застекленный балкон в квартире Светы. Света выходит на балкон, закрывает за собой дверь, и подходит к стеклу, рассматривая зимний город.

СВЕТА
А, прости. Всё. Я на балкон выскочила. Долго поболтать не получится, тут прохладновато...

ЛАРИСА
Я тебе звонила пару раз... Месяца три назад...

СВЕТА
А. .. прости. Видимо, сразу не увидела, а потом вылетело из головы.
(ДАЛЬШЕ)
СВЕТА (ПРОД.)
Постоянно же то одно, то другое, ну, ты сама понимаешь. Как у тебя там? Всё по-прежнему?

ЛАРИСА
Ну... Да...

Света поворачивается к стеклу спиной и опирается на раму.

СВЕТА
Ммм... Сочувствую... Ой, извини, я в том смысле, что тяжело тебе, наверное. Это даже хорошо, что всё по-прежнему... Не подумай, что я твоей маме плохого желаю...

20. ИНТ. ДЕНЬ.

Общая комната в квартире Ларисы. Лариса все так же сидит на диване и смотрит в пол.

ЛАРИСА
Я так и не думала.

СВЕТА
Как она?

ЛАРИСА
С годами становится хуже...

21. ИНТ. ДЕНЬ.

Застекленный балкон в квартире Светы. В ответ на реплику Ларисы Света немного кривится.

СВЕТА
Ну... Все мы не молодеем... А как твоя личная жизнь?

22. ИНТ. ДЕНЬ.

Общая комната в квартире Ларисы. Лариса грустно улыбается.

ЛАРИСА
Где я тебе ее возьму? Да и не до нее сейчас...

23. ИНТ. ДЕНЬ.

Застекленный балкон в квартире Светы.
СВЕТА
Тоже верно... Но как без личной жизни? Тебе уже лет... Ладно, проехали. Я что звоню. У меня новость. У нас с Лёшкой в семье весной будет пополнение! Я совсем забыла тебе рассказать. И вот только с утра про тебя вспомнила. Мы хотим закатить праздник где-нибудь через пару недель. Ты просто обязана приехать!

24. ИНТ. ДЕНЬ.

Общая комната в квартире Ларисы. Лариса косится на дверь в комнату мамы и пытается говорить тише.

ЛАРИСА
Извини, но я не смогу, наверное...

25. ИНТ. ДЕНЬ.

Застекленный балкон в квартире Светы.

СВЕТА
Да брось! Всё ты сможешь. Попроси кого-нибудь с мамой посидеть, и к нам.

ЛАРИСА
Да кого я попрошу?.. У всех своих проблем хватает... А маму одну никак нельзя оставлять.

СВЕТА
А сиделку нанять?

26. ИНТ. ДЕНЬ.

Общая комната в квартире Ларисы. У Ларисы вырывается смешок.

ЛАРИСА
Сиделке платить надо, у меня просто денег таких нет. У них почасовая оплата, и немаленькая...



27. ИНТ. ДЕНЬ.

Застекленный балкон в квартире Светы. Света поворачивается к стеклам и задумчиво смотрит на город.

СВЕТА
А сестра твоя что? Не приезжает?

ЛАРИСА
Давно не приезжала... Ты же знаешь, у нее своя семья, да и работа. К тому же путь неблизкий – двое суток на поезде...

СВЕТА
Ну как бы это и ее мама тоже, вообще-то. Ну ладно, это ваши дела, семейные, я в них не лезу... Но на моей вечеринке ты появиться обязана! Свадьбу ты уже пропустила. Если и теперь не придешь – я на тебя обижусь. По-настоящему.

Дверь балкона приоткрывается, и на балкон заглядывает симпатичный черноволосый молодой мужчина. Это муж Светы, АЛЕКСЕЙ.

АЛЕКСЕЙ
Светунь, ты там не замерзла еще? Тебя все ждут.

Света делает ему знак, что сейчас освободится.

СВЕТА
О, меня уже зовут. Ну что, счастливого Нового года? Пусть в Новом году с тобой случается только хорошее!

28. ИНТ. ДЕНЬ.

Общая комната в квартире Ларисы. В квартире неестественно тихо, только часы тикают, и больше ни единого звука. Погрустневшая Лариса сидит на диване и медленно разматывает шарф.

ЛАРИСА
Спасибо. И тебя с Новым годом. Пока.

Света отключается, и Лариса кладет телефон на диван. Затем женщина снимает шарф и уходит в прихожую, чтобы повесить его на место.

29. ИНТ. ДЕНЬ.

Кухня в квартире Ларисы. Лариса заходит, снова одетая в домашнее. Обводит усталым взглядом кухню. По-прежнему в тишине слышно лишь тиканье часов. На полу все так же лежит горкой рассыпанная соль, а в ней и рядом – осколки баночки, большие и маленькие. Лариса присаживается на корточки и начинает аккуратно собирать осколки. Один из осколков царапает Ларисе палец, и женщина на автомате засовывает палец в рот. Она кривится, потому что на пальце осталась соль.

30. ИНТ. ДЕНЬ.

Комната мамы Ларисы. Мама полусидит на кровати, облокотившись на подушку, Лариса сидит рядом, раненый палец у нее как попало перемотан пластырем, а в руках раскрытая книга. Лариса проникновенно читает вслух.

ЛАРИСА
Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром.

Лариса закрывает книгу.

ЛАРИСА
Ну вот мы и закончили. Хорошая книга. Завтра начнем новую?

Мама улыбается. Потом вроде как силится что-то сказать или попросить. Лариса смотрит задумчиво за заднюю сторону обложки, и не сразу замечает мамины жесты. Затем Лариса все-таки поднимает глаза на маму.

ЛАРИСА
Что такое? А... поняла. Ну, пойдем.

Лариса помогает маме встать.





31. ИНТ. ВЕЧЕР.

Комната мамы Ларисы. Мама сидит на постели, за спиной у нее подушка. Лариса сидит рядом, сворачивая трубку аппарата для измерения давления. Рядом на тумбочке стоит почти пустая тарелка с кашей.

ЛАРИСА
Ну что, вроде у нас с тобой все в порядке. В середине января соберемся с тобой на осмотр, будет чем врачу похвастаться.

Затем Лариса убирает аппарат в сумочку, оборудованную под аптечку, а затем устраивает маму лежа. Поправляет подушку, подтыкает одеяло. Затем берет сумочку, подвесив ее на запястье, и пальцами той же руки подхватывает тарелку, и собирается уйти. Раздается звонок мобильного телефона. Лариса улыбается маме.

ЛАРИСА
Ну надо же, третий звонок за день. У меня сегодня и впрямь праздник. Это, наверное, Ирка. Ты отдыхай, а я пока с ней поболтаю. А как проснешься, тебе все расскажу.

Лариса выходит из комнаты.

32. ИНТ. ВЕЧЕР.

Общая комната в квартире Ларисы. Лариса смотрит на дисплей телефона с недоумением. Высвечивается «Юлька». Лариса свободной рукой принимает звонок, направляясь на кухню.

ЛАРИСА
Алло?

33. ИНТ. ВЕЧЕР.

Украшенная на Новый год кватира Юльки. Юлька сидит на подлокотнике дивана, рядом на диване сидят мужчины и женщины примерно одного возраста, и с интересом наблюдают за Юлькой. Та жестом показывает им быть тише.

ЮЛЬКА
Привет, подруга! Это Юлька! Помнишь еще меня?



34. ИНТ. ВЕЧЕР.

Кухня в квартире Ларисы. Лариса ставит на край стола тарелку, затем перехватывает ручку сумочки-аптечки с запястья к пальцам, и ставит сумочку на стол.

ЛАРИСА
Ой, привет! Помню, конечно! Как дела твои?

Лариса с улыбкой ставит сумочку на стол, затем переносит тарелку в раковину.

ЮЛЬКА
Да потихоньку! Работаю сейчас в банке, в прошлом году вот замуж вышла за Данила... С параллельного. Помнишь его?

35. ИНТ. ВЕЧЕР.

Квартира Юльки. Юлька оборачивается к соседу по дивану, это ДАНИЛ, ее муж.

ЮЛЬКА
Он, кстати, здесь!

Мужчина наклоняется поближе к телефону, он широко улыбается, в руке зажат бокал с шампанским.

ДАНИЛ
Лара, привет! С наступающим!

36. ИНТ. ВЕЧЕР.

Кухня в квартире Ларисы. Лариса широко улыбается.

ЮЛЬКА
Надо же... Мы когда с тобой в последний раз виделись? Лет восемь назад? Когда у тебя еще мама заболела. Кстати, как она?

Лицо Ларисы омрачается.

ЛАРИСА
Неплохо.

Лариса уходит с кухни.



37. ИНТ. ВЕЧЕР.

Комната Ларисы. Лариса входит в комнату и прикрывает за собой дверь. Затем подходит к рабочему столу.

ЮЛЬКА
Ну и хорошо, что неплохо. Ну рассказывай, как дела твои. Ты же, кажется, с Лёшкой Черненко встречалась? Как у вас? Еще вместе?

Лариса бросает взгляд на рамочку с фотографией – ту самую, единственную, которая лежит на полке лицом вниз.

ЛАРИСА
Да нет, разошлись давно.

ЮЛЬКА
Ну и правильно. Все равно он, если честно, был так себе парень. Ну его. Ты еще получше найдешь. Ты где сейчас работаешь? Наверное, уже в начальницы выбилась, с твоим-то дипломом...

ЛАРИСА
Я...

ЮЛЬКА
Вот нетерпеливые! Да заканчиваю я, заканчиваю... Куда?!

Из трубки доносится взрыв хохота.

ЛАРИСА
Что у вас там творится?

38. ИНТ. ВЕЧЕР.

Квартира Юльки. Юлька пытается одной рукой отвоевать у мужа и друзей шапку с фантами. В другой руке Юлька держит телефон. В итоге Юлька завладевает шапкой, торжественно ставит ее на место – в центре стола, и снова прикладывает трубку к уху.

ЮЛЬКА
Да мы в фанты играем. Женьке не терпится тянуть, он следующий на очереди...


39. ИНТ. ВЕЧЕР.

Комната Ларисы. Лариса с тоской смотрит в окно, затем начинает задергивать шторы.

ЛАРИСА
Так вы там заняты... Почему ты тогда вдруг решила позвонить?

ЮЛЬКА
А, да все нормально.

40. ИНТ. ВЕЧЕР.

Квартира Юльки. Один из мужчин – ЖЕНЬКА – тянет руку к шапке с фантами, но Юлька тянется к нему со своего подлокотника и шутливо шлепает его по руке.

ЮЛЬКА
Мне фант попался: позвонить тому, с кем давно не общаешься. Вот я про тебя и вспомнила. Ну что ж... Было здорово с тобой поболтать!

41. ИНТ. ВЕЧЕР.

Комната Ларисы. Лариса стоит у окна. С улицы доносится взрыв петарды – люди начали пускать фейерверки.

ЮЛЬКА
С наступающим тебя!

ЛАРИСА
И тебя с наступающим...

Юлька кладет трубку раньше, чем Лариса успевает договорить.

42. ИНТ. ВЕЧЕР.

Кухня в квартире Ларисы. В квартире тихо, слышно только неизменное тиканье часов. Лариса сидит в темноте на табуретке у стола, и смотрит перед собой. В руках у женщины телефон. С улицы приглушенно доносится последний, полузадушенный взрыв петарды, стены кухни на секунду подсвечиваются малиновым цветом. Когда снова опускается темнота, Лариса набирает на телефоне номер сестры и прикладывает телефон к уху. Слышны гудки, но никто не отвечает. Из трубки доносится механический голос.



МЕХАНИЧЕСКИЙ ГОЛОС
Абонент не отвечает. Вы можете оставить сообщение...

Лариса отключается. Сидит еще немного, но потом берет себя в руки и встает. Первым делом она включает свет. Телефон оставляет лежать на столе. Потом подходит к раковине и пускает воду. Начинает мыть тарелки. Спустя минуту раздается звонок мобильного телефона. Лариса выключает воду, наскоро сушит руки полотенцем, подходит к столу. На экране высвечивается «Сестренка». Лариса принимает звонок.

ЛАРИСА
Ир, привет.

ИРА
Привет! С наступающим! Как там у тебя?

Лариса устало опускается на табуретку.

ЛАРИСА
Да нормально... Всё как обычно.

ИРА
Что с голосом?

Лариса тяжело вздыхает.

ЛАРИСА
Да так, ничего. С наступающим. Как у вас дела? Как Серёжа, как малыши?

ИРА
Ой, не спрашивай. Эти мелкие бандиты выкопали свои подарки на Новый год, Серёже вчера пришлось опять в мыле по магазинам бегать, а то Дед Мороз мог до нас и не долететь... А младшая еще с утра истерику устроила, когда ей Павлик сказал, что ей не подарят кролика, потому что кролики какаются...

Лариса вырывается полусмешок-полувздох.

ИРА
Ну ты знаешь, у нас оно всегда так.
ЛАРИСА
Ир, может, вы все как-нибудь приедете? Хотя бы на недельку. Я так устала тут одной.

Лариса сидит, потупившись, и мнет рукой подол платья.

ИРА
Ну как же мы приедем... Это надо, чтобы нам с Серёжей отпуск в одно время дали, с садиком тоже что-то решать... Нам же не на трамвае пять остановок проехать... Да и мама ведь болеет, а детишки шумные. Мы там только мешать будем.

ЛАРИСА
Может, тогда хотя бы ты одна?

ИРА
Да ты знаешь, сколько сейчас билеты туда-обратно стоят? Я б лучше эти деньги тебе отправила... Ты расскажи лучше, как там мама.

ЛАРИСА
Плохо...

ИРА
А что говорят врачи?

Лариса немного наклоняется влево и приникает головой к стене.

ЛАРИСА
Ничего не говорят. Она не то, чтобы больна. Это просто старость. Силы уходят.

Ненадолго повисает тишина. Лариса подходит к стене, опирается на нее спиной, в затем плавно опускается вниз, усаживаясь на пол, согнув ноги в коленях.

ЛАРИСА
Слушай, ты ведь маму уже давно не видела? Года полтора, кажется. Ты по ней совсем не скучаешь?
(ДАЛЬШЕ)
ЛАРИСА (ПРОД.)
Может, все-таки приехала бы увидеться. ..

ИРА
Я бы с радостью, правда...

Лариса обреченно закрывает глаза.

ИРА
Но как же я своих одних оставлю? Серёжка один с нашими сорванцами не справится. Кристинке всего три годика исполнилось, как я уеду?.. Да и у меня работа к тому же. Ты же не девочка уже, понимаешь, что жить на что-то надо. У нас семья большая, да я и вам с мамой деньгами помогаю, как могу... А их ведь тоже надо как-то зарабатывать... Куда мне еще на билеты тратиться.

Лариса открывает глаза, в них уже стоят слезы. Лариса еще не плачет, но голос у нее сиплый и немного срывается.

ЛАРИСА
Ир, мне тяжело одной. Мне очень тяжело, понимаешь? Ты же знаешь, она почти лежачая. Хорошо хоть, до туалета более-менее может дойти, хоть и не совсем без помощи. Я из дома боюсь выйти дольше чем на час, а не то вдруг что случится... Ты меня слушаешь?

ИРА
Да слушаю, конечно. Я понимаю все. Мне тебя правда очень жалко. Но что я сделаю? У меня ведь тут тоже семья... Я же не разорвусь между вами... Ладно... Не грусти, все-таки праздник сегодня.

Лариса сидит, глотая слезы, текущие по щекам.

ИРА
Отмечать будете?
ЛАРИСА
Ну как... Маме все равно отдых нужен, она уснет до полуночи в любом случае... Я, может, телевизор немного посмотрю и тоже лягу...

ИРА
Ну что ж... Тогда просто пожелаю вам обеим счастья в Новом году! Ты там держись. Одну ее надолго не оставляй. И смотри, чтобы звонки ее всегда могла услышать… А то не вышло бы как в тот раз… Мы ведь больше не хотим, чтобы с ней что-нибудь плохое случилось? Не всё так плохо, если присмотреться. Она ведь мама наша, так что постарайся о ней хорошо позаботиться. За нас обеих. Счастливого Нового года!

ЛАРИСА
И тебе счастливого Нового года. Поцелуй племяшек от меня.

ИРА
Обязательно поцелую. Пока!

Лариса кладет трубку, затем начинает с усилием стирать слезы со щёк. Затем, не выдержав, кладет руки на колени и зарывается в них лицом. Раздается дверной звонок – сигнал от мамы. Лариса встает, натягивая на лицо неправдоподобную бодрую улыбку.

43. ИНТ. ВЕЧЕР.

Комната мамы. Лариса входит в комнату, включает свет ночника. Замечает, что шторы раскрыты.

ЛАРИСА
Ой, уже вечер, а я шторы не задернула. Вот растяпа.

Это позволяет ей ненадолго отвернуться от мамы и, задергивая шторы дольше, чем необходимо, подавить слезы. Затем она снова с улыбкой поворачивается спиной к окну и подходит к маме.



ЛАРИСА
Чего ты хочешь? Проголодалась?

Мама качает головой.

ЛАРИСА
В уборную?

Мама качает головой и силится что-то сказать.

ЛАРИСА
Ааа... Хочешь, чтобы я про Иру рассказала?

Мама с облегчением кивает. Лариса садится на край кровати и берет маму за руку.

ЛАРИСА
У нее все хорошо. С Серёжей они, похоже, отлично ладят. У малышей в этом году двойной улов подарков. Первую партию Ира плохо спрятала... Мы маленькими были такими же, верно?

За окном опять начинается салют. После взрыва фейерверка комната озаряется разноцветным сиянием, слышны радостные крики. Лариса ненадолго замолкает, а потом продолжает.

ЛАРИСА
Кристине в этом году, может, все-таки подарят кролика. Хотя Павлик уверен, что нет. Я думаю, он прав, Ира на это сейчас вряд ли пойдет. Кристинке всего три, так что ухаживать за кроликом придется Ире самой. Может, когда Кристинка пойдет в школу... Хотя тогда она про своего кролика уже забудет.

Еще один взрыв петарды. У Ларисы перехватывает дыхание, но она берет себя в руки.

ЛАРИСА
Как думаешь, может, стоит ей сшить игрушечного? С ним никаких трудностей не будет. К тому же у нее от родной тети до сих пор ни одного подарка нет...
Еще одна петарда. Слышны мужские вопли. Лариса оборачивается к окну, на лице видна злость.

ЛАРИСА
Вот и что так орать?

Потом женщина оборачивается к маме.

ЛАРИСА
Я предложила Ире приехать к нам погостить, но она сказала, что пока не получится. Может, к весне все-таки выберется...

Новый взрыв салюта. У Ларисы на глазах выступают злые слезы.

ЛАРИСА
Ты ведь тоже по ней скучаешь?.. Чертовы фейрверки... Прости, мам. Я просто разозлилась немного... Народ гуляет. Мы когда-то тоже так гуляли на Новый год, помнишь? Павлик с Кристинкой подрастут, и тогда Ирка их с Сережей тоже куда-нибудь потащит...

Еще одна вспышка салюта. Лариса снова вытирает глаза, но слезы уже не удерживаются, и понемногу Лариса начинает плакать.

ЛАРИСА
Помнишь, как ты нас на площадь посреди ночи водила на елку посмотреть? Столько людей было вокруг, и огни повсюду, на льду блестят, и при этом холод страшный. А я все время хныкала и просилась поскорее домой. Господи, как же я скучаю по тем временам. .. По Ирке. .. По нашей семье. .. По тебе – настоящей. .. Хоть раз отметить Новый год по-настоящему. .. Как тогда. .. Я ведь уже даже не помню твой смех. .. Ты восемь лет не смеялась, мама!
(ДАЛЬШЕ)

ЛАРИСА (ПРОД.)
Мы с тобой сидим тут вдвоем, как в склепе, изо дня в день. .. Каждый день – один в один как предыдущий. .. Я уже не знаю, где вчера, а где сегодня. .. Я потерялась. .. А люди живут же как-то. .. Света Колокольникова скоро родит. .. Юлька Шершнева счастливо замужем. .. Только я живу, как невидимка, как будто меня и вовсе нет. .. Четыре звонка за день для меня за праздник! .. Я не могу так больше. ..

Лариса падает вниз лицом на мамины ноги и начинает безудержно рыдать. Мама лежит, не имея возможности пошевелиться, и только слезы стекают по вискам. С улицы по-прежнему доносятся взрывы петард, комната поочередно освещается то зеленым, то розовым, то белым светом. Наконец, отревевшись, Лариса поднимает лицо. Застенчиво вытирает слезы рукавом, а потом виновато смотрит на маму.

ЛАРИСА
Мам, прости...

Лариса медленно встает, затем с силой надавливает ладонями на глаза, чтобы прийти в себя. Затем все-таки выдавливает бодрую улыбку, хотя по глазам видна вся ее боль. Лариса начинает поправлять маме одеяло, подворачивает его у ног. Потом смотрит на маму и замечает, что мама плачет. Лариса начинает немного торопливо, но очень осторожно вытирать слезы с лица мамы.

ЛАРИСА
Мамочка, только не плачь, пожалуйста... Я не хотела тебя расстраивать... Прости, просто сорвалась... И что на меня вдруг нашло... Не плачь. Все у нас хорошо. А будет еще лучше. Ну?

Лариса ободряюще улыбается маме, а потом наклоняется, чтобы осторожно ее обнять. Подержав немного маму в объятиях, Лариса выпрямляется.

ЛАРИСА
Ты точно не хочешь кушать? Или еще чего-нибудь?

Мама медленно качает головой.

ЛАРИСА
Время уже позднее. Тебе, наверное, пора засыпать... Не расстраивайся из-за меня. Увидимся утром. Завтра будет уже совершенно новый год.

Лариса протягивает руку к ночнику.

ЛАРИСА
Выключить?

Мама кивает головой. Лариса выключает ночник.

ЛАРИСА
Спокойной ночи, мам.

Лариса идет к выходу из комнаты, но в дверях останавливается. Из-за открытой двери струится приглушенный свет из общей комнаты.

ЛАРИСА
Я пока пойду, немного пошью. Если что-нибудь будет нужно – ты звони, я услышу.

Лариса уходит.

44. ИНТ. ВЕЧЕР.

Комната Ларисы. Лариса подходит к столу с разложенными швейными заготовками. Нехотя перебирает цветные лоскутки кончиками пальцев. Потом бросает искоса взгляд на полку, где лежит фотография, перевернутая лицом вниз. Проводит рукой по оборотной стороне рамки, обращенной кверху. На пальцах остается сероватая пыль. Затем Лариса неуверенно поднимает рамку, открывая фотографию. На фотографии она сама, только моложе и счастливее. На ней яркое выпускное платье, Лариса улыбается беззаботно, словно ребенок. Рядом с ней на фотографии темноволосый симпатичный парень, который обнимает ее за плечи и так же смеется, глядя в камеру. Лариса смотрит на фотографию, в глазах сочетаются одновременно печаль и злость. В итоге Лариса резко кладет рамку с фотографией обратно, и снова лицом вниз.

45. ИНТ. НОЧЬ.

Комната Ларисы. Лариса при свете настольной лампы шьет детский комбинезончик. Сделав несколько стежков вручную, она откладывает шитье на стол, а сама откидывается на спинку стула. Несколько раз моргает, чтобы расслабить уставшие глаза. Затем поднимает взгляд на часы.
Время 00:05. Лариса потягивается.

46. ИНТ. НОЧЬ.

Комната мамы. Лариса осторожно приоткрывает дверь.

ЛАРИСА
Ма-ам? Ты спишь?

В ответ тишина. Лариса заходит и закрывает за собой дверь. Тихонько, наощупь подходит к тумбочке у постели. Включает ночник на самый слабый свет. Смотрит на маму. Мама как будто спит.

ЛАРИСА
С Новым годом, мам.

Лариса ласково гладит маму по волосам. Сначала на ее лице теплое выражение, но оно понемногу сменяется недоумением. Мама лежит неестественно неподвижно. А потом глаза у Ларисы стекленеют. В этот момент она понимает, что мамы не стало. Лариса стоит, не шевелясь, и как будто забыв, как дышать. А потом, без единой эмоции на лице, разворачивается и уходит из комнаты, шумно ступая по полу.

47. ИНТ. НОЧЬ.

Общая комната. Лариса, одетая в теплую одежду, выходит из своей комнаты, попутно наматывая на шею шарф.

48. ИНТ. НОЧЬ.

Прихожая. Лариса, уже обутая в сапоги, в незастегнутом пуховике, кое-как нахлобучив на голову шапку, выходит из квартиры, резко хлопая дверью.

49. НАТ. НОЧЬ.

Крыльцо подъезда, в котором живет Лариса. Дверь подъезда распахивается, и на улицу выходит Лариса. На пороге она немного спотыкается, но ей удается сохранить равновесие. Она спускается по лесенке у порога, и походкой лунатика идет вперед по улице.

50. НАТ. НОЧЬ.

Улицы города. Все в огнях, сияют вывески, гуляют люди. Лариса бесцельно бредет вперед, не поднимая глаз от земли. Поскальзывается, но снова вовремя восстанавливает равновесие и идет дальше. Через несколько шагов в нее врезается молодой человек, идущий под руку со своей девушкой. Они смеялись, и он смотрел на свою спутницу, поэтому Ларису просто не заметил.

Он сильно задевает Ларису плечом, что она разворачивается по направлению удара, так что, когда пара уже на полшага позади нее, Лариса стоит к ним боком, а не спиной.

ПАРЕНЬ
Извините!

Пара уходит, даже не дождавшись, когда Лариса ответит. Лариса же замирает на месте. Она поднимает глаза и как будто впервые видит все то, что ее окружает. Полюбовавшись яркими витринами, Лариса возобновляет свой путь, но теперь идет, глядя по сторонам с восхищением ребенка.

51. НАТ. НОЧЬ.

Площадь Ленина. Лариса выходит на площадь Ленина. Издалека рассматривает ледяные скульптуры, уворачивается от бегающих детей, смеется, глядя на то, как играют между собой подростки. Затем Лариса подходит к елке и замирает, глядя на ель снизу вверх. В этот момент Лариса слышит голос молодой девушки.

ДЕВУШКА
Держи!

Лариса опускает глаза и видит девушку лет двадцати на вид. На девушке яркий пуховик, рыжие локоны рассыпаны по плечам. Девушка протягивает Ларисе мандарин. Лариса принимает подарок. Девушка улыбается ей и идет дальше, раздавая по пути мандарины случайным прохожим. Лариса провожает ее восхищенным взглядом. Затем откуда-то из-за елки выворачивает толпа из восьми пьяненьких молодых людей, парней и девушек, не старше двадцати трех лет. Ребята соединились в гусеницу, и танцуют на ходу. Человеческая гусеница проходит мимо Ларисы, и она поворачивается вслед за гусеницей, с восторгом на лице. Кто-то из ребят машет Ларисе, а человек, идущий во главе, издает неопределенный возглас. Последний парнишка в гусенице, оказавшись рядом с Ларисой, стоящей к нему почти спиной, на ходу хватает ее за свободную руку и заставляет присоединиться к ним, вклинив женщину между собой и предпоследним человеком. Все вместе ребята огибают площадь, маневрируют между ледяными скульптурами, периодически машут людям, снимающим их на телефоны. Лариса смеется. Спустя некоторое время, натанцевавшись,  гусеничка рассыпается. Ребята собираются вокруг парнишки, который вел гусеничку. Лариса стоит в толпе, ей неловко, но и уйти она не решается. Ребята дружно гудят, обсуждая, куда бы пойти.

ПЕРВАЯ ДЕВУШКА
Пойдемте в тепло, я уже замерзла!

ВТОРАЯ ДЕВУШКА
Да ну, тут же только самое веселье начинается!

ОДИН ИЗ ПАРНЕЙ
Пиво здесь пить холодно!

Остальные начинают наперебой спорить. Лариса ловит на себе взгляд парнишки, который повел ее за собой, и парнишка подмигивает ей. Лариса улыбается. Лидер компании поднимает руки.

ЛИДЕР
Народ, пойдемте к Лехе! Посидим, погреемся, а потом пойдем кутить дальше! Всем ок?

Раздается гул голосов, в основном одобрительных.

ЛИДЕР
Большинство решило – к Лехе! Так что погнали!

Толпа направляется прочь с площади. Лариса идет со всеми, но понемногу отодвигается на периферию. Парень, который все это время был рядом с ней замечает это.

ПАРЕНЬ
Ты чего?

Лариса делает неопределенный взмах рукой.

ЛАРИСА
А мне с вами можно? Мы даже толком не знакомы.

Парень подходит к ней.

ПАРЕНЬ
Можно. Ты симпатичная.

Парень наклоняется к Ларисе и целует ее в щеку. Затем отстраняется, улыбаясь, и протягивает ей руку. Лариса со счастливой улыбкой принимает его приглашение, и они вместе идут следом за толпой, вклиниваются в самый центр, и ребята смеются. Лариса смеется со всеми, она слилась с компанией. Парень отходит от нее, и уже общается с одним из друзей, идущих с краю, но Ларисе это уже неважно – она чувствует себя свободной в этой компании совершенно незнакомых ей людей. Один из парней достает из внутреннего кармана бутылку пива, откупоривает ее и отпивает глоток, затем протягивает бутылку идущей рядом девушке.

Девушка принимает бутылку и тоже отпивает, потом протягивает бутылку Ларисе. Лариса отпивает глоток пива и передает бутылку следующему человеку. Вокруг слышны музыка и смех, но в какой-то момент Лариса вдруг улавливает новый звук. Это плачет где-то недалеко маленькая девочка. Улыбка сползает с лица Ларисы, она понемногу замедляет шаг, а потом и вовсе останавливается. Постепенно музыка и смех становятся тише и смолкают полностью, остается только плач. Компания уходит далеко вперед, а Лариса поворачивается вокруг себя, пытаясь найти девочку, которая плачет. Вокруг ходят люди – большими компаниями и парами. Кто-то с друзьями, кто-то с родителями, кто-то с детьми. Вокруг фантастический ледовый мир, сияющий разноцветными огнями. Но в этом мире тишина, и слышно ничего другого, только плач. Наконец, толпа у новогодней елки немного расступается, и Лариса замечает ту девочку. Девочка стоит одна, у нее на голове, поверх шапки, прицеплен колпак-конус из яркого картона, с приклеенной полоской мишуры у основания. И девочка плачет, уткнувшись лицом в ладони. Лариса замирает, не в силах ни подойти к девочке, ни отвернуться. Когда звук плача становится нестерпимым, к девочке подбегает женщина. Женщина напугана, но теперь явно испытывает облегчение. Она обнимает девочку, и та обнимает ее в ответ, плача уже на ее плече. Женщина гладит девочку по волосам. Лариса смотрит на них, как загипнотизированная, но потом перед ее глазами проходит человек, одетый в черное, и чары спадают. Все еще не отрывая глаз от матери и дочери, Лариса делает шаг назад, а потом разворачивается и со всех ног бежит назад, через толпу, натыкаясь на людей, поскальзываясь, но не останавливаясь и не замедляя шагу.

52. ИНТ. УТРО.

Комната мамы. Лариса врывается в комнату, но в дверях резко останавливается. Смотрит на маму, затаив дыхание. Но мама лежит точно так же, как и лежала до этого.

ЛАРИСА
Мама...

Слезы начинают струиться по лицу Ларисы. Она не пытается остановить их, только вытирает рукавами, и медленно идет к постели мамы. Подойдя к кровати, Лариса падает перед ней на колени, утыкается лицом маме в ноги и рыдает.
За окном начинает падать снег, неспешно, крупными хлопьями.


Рецензии