Уничтожить белладонну
О романе Л.П. Хартли «Посредник».
Лесли Поулс Хартли (1895-1972) – английский писатель прошлого века современник Виржинии Вульф, Набокова, Блока и других последователей нисходящего символизма.
«Посредник» написан в форме исповедальных мемуаров пятидесятилетнего человека, о трудностях своего взросления в условиях личной вины и разочарования. Конец 19 века, на пороге 20! Вот-вот наступят такие дни, потом часы, наконец, мгновение, когда произойдёт что-то такое, которое случается только один раз в 100 лет. Романтический герой Лео Колстон 12- летний подросток в ожидании уникального дня и часа, гордо распевает накануне Нового года: «Тысяча девятьсот, тысяча девятьсот!» Ему кажется, что он шагает в ногу со всем миром к великим событиям, к небывалым переменам в судьбах человечества.
Подросток хорошо воспитан, в определённой степени огражден от житейских проблем, полон добродетельных планов и чувств, но его ум ещё не окреп, он подвержен ошибочным понятиям и представлениям. Таким особенно трудно даётся взросление. Им ещё не сделан ни один самостоятельный шаг в манящую взрослую жизнь. Лишь поневоле брошенный взгляд в её безобразную темноту подорвёт его психику, испытанные им душевные страдания останутся с ним до конца жизни.
Однако начало романа не предвещает ничего опасного для героя. Пролог представляет нам его забавным романтиком, боясь пропустить нечто бесконечно важное в наступающем Новом веке, Лео Колстон начал вести «Дневник на 1900 год» – эти слова были выведены красивым каллиграфическим почерком. Вокруг цифр, провозглашавших приход нового столетия, теснились знаки Зодиака, и каждый из них сулил прекрасную жизнь. Главные – Овен, Телец и Лев, потому что несут в себе черты настоящих мужчин – беспечно благородных, самостоятельных. Такими художественно красивыми постарался Лео их изобразить. Сам он, конечно, «ЛЕВ», так как родился в конце июля, не случайно же и имя у него – Лео! По-рыцарски он любил и «Деву». В его представлении носительницей этого знака, несомненно, должна быть настоящая принцесса.
Прогулки, чаепития, спортивные состязания. Ещё наивный по-детски, необыкновенно эмоциональный, он откликался на всякое событие в окружающей его жизни. Но вот в результате неосторожного порыва в дневнике его появилось роковое слово. Будто некий бесовский посыл, насмешливо подтолкнул подростка к беде. Разберёмся подробнее, перечитаем:
– «Последний решающий матч. Лембтон-Хаус «ПОВЕРЖЕНА!» – 2:1!!!» И – всё! Но – сколько пришлось вытерпеть из-за этого слова – «ПОВЕРЖЕНА» – вспомнит через 50 лет, подводя итоги своей жизни, Лео Колстон. Одновременно он проклинает и другое слово – ««посредник»». Как он стал «посредником», почему его «посредничество» сказалось на всей оставшейся его жизни – этой теме и посвящается основная часть романа.
Кстати – «посредник» – слово многозначное: посредником может быть дипломат, адвокат, почтальон. Не лишнее будет добавить, что «посредник» – медиум, нечто среднее между экстрасенсом, прорицателем и магом. Ведь 20 век взрос на почве великих медиумов: Д.Д. Хьюм, Лоренс Кук, Мадам Эсперанс, … всех не перечесть, наконец, вошедший в моду Эндрю Джексон Дэвис – создатель отдельной науки – спиритизм, которым увлекалась интеллигенция начала прошлого века. Не случайно же и любознательные подростки того времени, как Лео, пропитались атмосферой загадочности и волшебства.
Так что Хартли знал, что делал, давая название очередному произведению, – «ПОСРЕДНИК», начиная с темы «среднего» возраста» – «посредник» – когда герой уже не ребёнок, но ещё не взрослый. Тема взросления весьма актуальна, как говорится, для всех времён и народов, несмотря на различие формаций их внутренних отношений, налагающих психологические особенности на детей и подростков. К тому же Лео из СРЕДНЕЙ – более или менее обеспеченной семьи, которая живёт не без трудностей, но всё-таки имеет возможность дать мальчику хорошее образование. Лео обучался, кроме наук основных, музыке, пению, занимался спортом.
Всё началось с дневника – красивого внешне и необычного по содержанию, «наслаждаться» которым в одиночку Лео стало неинтересно. В силу открытого доброго характера подростку хотелось поделиться с товарищами своими чувствами и мыслями, возможно, обсудить с ними какие-то интересные вопросы, тем самым выделиться, подчеркнуть собственную значимость. Затем Лео и оставил, будто нечаянно, дневник почти на виду.
А в одну из утренних перемен толпа, прочитавшая его дневник, окружила Лео, потом скопом кинулась на него, издевательски хохоча и сканируя: «Кто «ПОВЕРЖЕН»? Кто «ПОВЕРЖЕН»? Подвергаемый истязаниям, герой наш вынужден был признать себя «ПОВЕРЖЕННЫМ!» Теперь такое развлечение для себя школяры устраивают каждый день, превратив Лео в игрушку. Разве этого он хотел?! Для кого-то эта жестокая игра – мелочь, но для гордого Лео, хотя дневник ему вернули, – «позор», конец всей его беззаботной жизни.
Особенно жестоко на глазах у товарищей его унижают два рослых подростка Дженкинс и Строуд. Лео в отчаянии. Жаловаться школьному начальству он не может: не принято негласным мальчишеским «кодексом» Расстраивать мать он тоже не хочет. Жизнь» стала не выносимой. Лео фанатично ищет выхода из ситуации, которую он создал сам.
В такой ситуации, когда человек не может ни смириться, ни защитить себя, он может отказаться от своего существования – лишь бы не испытывать отчаяния и отсутствия смысла. Иногда в этой борьбе побеждает жизнь. И Лео воскликнул: «Есть же кто или что в этом мире – что остановит зло!»
Есть! Конечно, есть! Это месть кровью, смертью. Подросток мужественно надрезал свою руку и кровью написал в дневнике два проклятья, смысл которых «зашифрован», не доступен пониманию, и – далее: «ДЖЕНКИНС и СТРОУД ПОВЕРЖЕНЫ!». В конце – «третье проклятие», непонятные знаки и зловещие слова – «ПОСЛЕ ТРЕТЬЕГО ПРОКЛЯТИЯ ЖЕРТВА УМРЁТ!». Начертано моей рукой и написано моей кровью». Это только слова, но какие смелые и какие грозные! Пусть читают все, пусть о проклятии узнают и Дженкинс, и Строуд.
Лео опять оставил дневник в своём столе, так чтобы «проклятия» были прочитаны, чтобы все знали о его дерзком вызове грубой и жестокой силе. И вот он в центре любопытной толпы, стойко терпит насмешки. Однако трогать его уже никто не смеет. И он с важным видом «бесстрашно» расхаживает по школе.
И вдруг проклятия написанные заклинания в дневнике «сработали», будто действительно обладают страшной силой! Дженкинс и Строуд, развлекаясь, срываются с крыши! Переломаны кости, сотрясение мозга. В бессознательном состоянии озорники лежат в лазарете. Школяры потрясены: Дженкинс и Строуд – «ПОВЕРЖЕНЫ»?! Лео тоже потрясён…
Одноклассники пристают к нему: «Будет ли «третье проклятие? Неужели Дженкинс и Строуд умрут?» Лео молчит, и, будто по его велению, «жертвы» пришли в себя, и потихоньку начали поправляться.
Так в школе появился новоиспечённый «маг». Вкусив соблазн «повелевать», Лео понимает, что он обязан подтвердить свои магические способности. Он стал демонстрировать сверстникам свои разные мистические опыты: то ему удастся угадать предстоящие школьные события, то предсказать или даже изменить погоду. Наконец, однажды он сообщил по секрету одноклассникам, что вскоре разразиться эпидемия кори. И – внезапно несколько подростков заболело корью, их уложили в постель в изоляторе, а здоровых радостно торжествующих ребят отправили по домам.
Теперь Лео и сам верит в волшебную силу своего дневника. Его уважают одноклассники, на него с интересом смотрит вся школа. Один товарищ из богатой и знатной семьи рассказал о «маге» своим родителям. Мать товарища написала письмо матери Лео, в котором предлагает товарищу сына провести летние каникулы в её загородном доме. После долгих колебаний и радостных волнений Лео впервые оказывается далеко от дома. Ему скоро тринадцать, он почти взрослый!
Тонко чувствующий добро, зло и особенно красоту, Лео принял спокойно все условности, существовавшие в огромном доме, старался не нарушать их. Ему всё нравилось в нём. Оказанное ему внимание и заботу хозяев воспринял как должное, думая, что это и есть настоящая жизнь – щедрая, беззаботная и – красивая. Особенно внимательна к Лео была Мариан, сестра школьного товарища. Она казалась Лео совершенством, прекрасна и благородна, как принцесса.
Белладонна!
Это ядовитое растение Лео нашёл неподалёку от роскошной усадьбы его «добродетелей». Она разрослась вширь и в высоту среди других сорняков. Лео казалось, что с её жирных тёмно-зелёных листьев вот-вот закапает яд. В его мыслях заклубились фантастические картины, странные предчувствия: белладонна – воплощение мистического зла! «Уничтожить белладонну!» Символично и то, что Хартли поместил белладонну на границе двух разных по форме и содержанию жизней, между которыми ничего общего быть не может. Одна жизнь проистекает праздности и безделье – другая трудовая жизнь фермера.
Лео познакомился с фермером, который был высоким сильным, простым внешне, но со многими человеческими достоинствами парнем. Однажды парень попросил Лео передать письмо Мариан. Лео удивился, но выполнил просьбу. Так ничего плохого не подозревая, он стал «посредником» в их любовной переписке. «Ведь Мариан так добра! Наверно, она помогает в чём-то парню», – наивно подумал подросток.
Но через несколько дней Лео почувствовал, что все обитатели этого дома разобщены, под их красивыми масками доброты кроется обман. Особенно его поразило то что Мариан, которой он готов был служить по-рыцарски, как какая-нибудь тёмная служанка, тайно «милуется» с фермером и в то же время готовится выйти замуж за мужчину знатного рода. Так вот чего стоит её благородство! Лео поссорился с Мариан, он не хочет больше быть её почтальоном.
В доме назрел всеобщий скандал. Лео не знает, как себя вести. Он решил уехать домой, написал письмо матери, но она не смогла так скоро приехать за ним. И ему ничего не оставалось, как вступить в борьбу со злом. Он пытается с помощью «магии», в которую он ещё верит, расколдовать очарованную Мариан, «поставить всё на свои места».
«Уничтожить белладонну»!
Повторяя это заклинание, Лео тёмной ночью мужественно пробирается туда, где растёт колдовское ядовитое растение белладонна, олицетворяющее зло и предательство, и уничтожает его, вырвав с корнем. Принесённые обломки и листья белладонны в комнату, точно настоящий колдун, подверг «магическому» заклинанию, воздействию воды и огня. Не получилось, не спас юный рыцарь достоинство Мариан. Хотел или нет автор романа, здесь прозвучала и социальная тема: зло между бедностью и богатством неистребимо.
В ужасную непогоду случилось то, что должно было когда-то случиться, чтобы Лео узнал правду жизни. Мариан исчезла из дома. Мать Мариан решила, что Лео причастен к «проделкам Мариан», она схватила мальчика за руку и потащила на поиски её дочери. Нашли «красавицу», и – мальчик увидел то, что ему никак не положено видеть: сцену «преступной страсти», в бурьянах, среди развалин сарая.
Лео «повержен». Красота, добро, благородство – всё к чему он стремился, превратилось в ложь и грязь. Мир стал серым. Любовник Мариан вынужден был застрелиться. Ведь он всего лишь фермер. Он виноват! А «благородная» Мариан как ни в чём не бывало, не испытывая никакой вины, вышла замуж за своего знатного жениха. Эта история, случившаяся с Лео в ранней юности, навсегда разочаровала его в людях, он утратил смысл любви и добра. Он никого не смог полюбить, всю жизнь прожил в одиночестве. Так Хартли вплотную подошёл к осуждению порядков и законов жизни Англии.
Роман «Посредник», как и другие произведения западной литературы, испытуя влияние философии, отразил проблему тревоги судьбы, вины и осуждения. Больше всех повлиял на искусство экзистенциализм Ницше. Для него ощущение отсутствие смысла стало безнадёжным и разрушительным. Приведём пока лишь пару примеров. Отчаяние пьес Сартра, его «Нет выхода» – классическая формула для ситуации отчаяния, «Бесплодная земля» Элиота описывает скудость и истерию современного сознания и другие. Это была не пропаганда писателей, а откровение. «Тревога сомнения и отсутствие смысла – это тревога нашей эпохи» – сказал Пауль Тиллих, немецкий теолог и философ.
Белладонна - травянистое многолетнее растение высотой до 2 метров. Оно ядовито. Ведьмы готовят из белладонны приворотное вещество. Сок белладонны попадая в кровь вызывает галлюцинации.Это растение применяется в фармакологии из него выделяют атропин, от него расширяются зрачки, получают скополамин для лечения паркинсона и другие лекарства.
Свидетельство о публикации №219121800085