Просто секретно

РАССКАЗ

        Чем я могу помочь? Хороший вопрос, когда действительно хотят помочь. Очень хороший вопрос, когда спрашивает генерал. Очень-очень хороший вопрос, когда спрашивает генерал могущественной службы в тысяче километров от Москвы. Мы – группа командированных из Сибири инженеров, должны запустить одну систему, а генералу очень надо, чтобы это случилось в запланированный срок. И он желает знать: может ли ускорить и помочь.
        Генерал выглядит скромно, в костюме и галстуке. В моем представлении, так и должен выглядеть человек с «заслугами» в своем ведомстве. На стене портрет железного Феликса. И спрашивает генерал искренне. Он действительно может помочь. Для этого и вызвал. Но дело в том, что помощь особо не нужна. Я уже все прикинул: справимся, сделаем в срок. Но генералу нужно доложить своему начальству на Лубянку, что участвовал, поэтому просто сказать, что задачу выполним – недостаточно. И я помогаю генералу «лично помогать»:
        – Вот бы решить... Наш специалист направляется советником в страну, где находится ...ограниченный контингент.
        Генерал кивнул. Страну я не назвал, хотя ничто не препятствовало. Так как-то было принято. Так официально именовалась война в Афганистане.
        – Отзывают его на месяц раньше, чтобы медкомиссию проходил. А если возможно, проверить здоровье здесь, в вашей… Он бы продуктивно еще на объекте поработал.
        – Фамилия?
        Я назвал. Генерал кивнул. Ничего не записал.
        – Еще что?
        Я и первый вопрос легко бы решил с замом. Работа и так организована на уровне. Все–таки контора. Но когда генерал предлагает помощь, отказываться нельзя. Мне пришла в голову отчаянная мысль:
        – Если справимся, прошу представить к наградам.
        Очень внимательный изучающий взгляд. Не шучу ли?
        – Вы же не наши. Я не могу… Письмо благодарственное вашему руководству направлю, ходатайство о награждении.
        В генеральском кабинете я пробыл семь минут, в приёмной – полторы. Везде бы так. Через полчаса меня разыскали на объекте и вручили направление в медчасть для нашего инженера с полным указанием фамилии, имени, отчества и иных данных, которых я генералу не называл. Главному врачу предписывалось проверить здоровье гражданина на пригодность к работе в условиях высокогорного жаркого климата. Страна, разумеется, не указана. Зачем кэгэбэшным медикам знать лишнее? Приятная чёткость в мелочах. Подписал документ один из замов.
        Мы все сделали вовремя, объект запустили в срок. В этом несомненная заслуга товарища генерала. Руки жать он не приходил и в кабинет не приглашал. У нас за финальный месяц целых два выходных, работа по двенадцать-четырнадцать часов, но ночевали в гостинице с душем и ночным буфетом. Условия отличные. Объект не подземный. Это почти не аврал. Настоящие авралы по другому ведомству, когда сутками без дневного света в пусковых шахтах, командных пунктах или длинных потернах. Там может примерещиться дух самого великого загонщика – Лаврентия Палыча. О тех авралах хорошо бы написать, как поклон СОВЕТСКИМ ИНЖЕНЕРАМ – ОБОРОНЩИКАМ.
        После подписания Акта самоорганизовался, как-то без слов по единодушию соткался небольшой банкет. С разговорами, разумеется, только о работе.
        Теперь можно отдохнуть несколько дней. В приподнятом настроении прихожу забирать отмеченные командировки.
        – В вашу организацию направляется письмо с ходатайством о награждении. Сам начальник приказал подготовить и подписал. – Это мне знакомый офицер.
        – Спасибо. Держит слово ваш генерал, не забыл.
        – Ну и вы молодцы.
        – Давай письмо, заберу.
        – Нет. Оно пойдёт нашей почтой.
        – Можно прочитать?
        – Нет. Уже отнес.
        – Ладно. Спасибо. Мы скоро улетаем. Прочитаю в своей конторе.
        Но награда нас не ждала. Про письмо никто ничего... и никаких разговоров. Не спрашивать же у начальника, но его секретарша и посоветовала: «Сходи в секретку, узнай».
        Секретка – это такое место без окон, где мы изучали техническую документацию, получали инструкции, справки, давали подписки. Просто так туда не ходили. Начальник секретки:
        – Какое письмо, какой генерал? Тебе знать не положено. Кому надо – ознакомились, твоей фамилии среди них нет.
        – Понял – засекретили.
        – И вообще, на медали уже поздно. Разнарядка на один орден в этом году. Нужно представить монтажника, члена партии, семейного. ... По всем параметрам ты в пролете. Тебе ещё знать не положено, но твоя фамилия в приказе на особую премию к великому празднику за успехи на стройках народного хозяйства.
        – Спасибо, понял.
        – Да, по секрету. Объект в хорошем месте намечается. Начальству еще не докладывал. Нет, не твоя любимая Камчатка. ...Вблизи посёлок Скрунда, Кулдигский район, Латвийской Советской Социалистической. Иди согласовывай. Привезешь мне из Риги конфет – карамелей.
        – Спасибо, понял. Сделаем.
        Информация об отсутствии латвийских конфет в магазинах Сибири секретом не являлась; их у нас и сейчас нет.


Рецензии