О критике и критиках

Интервью. Вопросы - ответы / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2019. –284 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3975/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/ccwf/njch/
_____________________________________________

Я вовсе не против критики. Наоборот, всегда исключительно благодарен за конкретные замечания. Да, и сам, порой, делаю разбор… не взирая на лица.
Я против только огульщины и предвзятости бездоказательной. На такие наезды отвечаю в таком же духе – дружески, с иронией и по заслугам. Ничего более.

Не терплю жлобство и снобство. Иметь свое мнение, безусловно, - личное дело каждого. А вот высказывать его в унизительной для автора форме, на мой взгляд, не делает чести.
И, вообще, делить на орлов и козлищ – дело не авторское. Каждый, прежде всего, - человек. И любой поэт – далеко не только поэт. Что это за классификации по породам? В худших традициях советских СП. Здесь не заседанье правления – выносить приговоры и расклеивать ярлыки!
После этого высказывания С. К. я лично просто перестал к нему заходить. Хороших поэтов хватает, читать есть кого. А натыкаться на подобное пошлое хамство желания нет.
Я бы на его месте, если сказал не подумав, извинился. И снял вопрос.

Вы так и не ответили на стоящий вопрос. Ваше дело.
Как бы не относиться к читателям и кем себя не считать, делить поэтов на «настоящих» и не «настоящих», заявлять об этом конкретно… еще бы и составлять списки, как это делает Г., считая себя верховной инспекцией истины, - неадекватно реальности. Как минимум.
Вам сила слова известна. Можно вдохновить словом, а можно сильно обидеть. Людей. На ровном месте и ни за что. Не понимаю, зачем? Если вам самоутвержденье не требуется, это можно объяснить только душевною глухотой. Что, по-моему, не совместимо с поэзией. Об этом я и задумался.
Впрочем, что мы здесь разбираем… Безусловно, это не суд.

Меня, действительно, неприятно царапнуло ваше высказывание. Причем безотносительно лично себя.
Я ушел… но вот, оказывается, не один я внимание обратил. И ведь тоже – задело!
Можно думать все, что угодно… да, честно сказать, и думать так – как-то чересчур просто.
Все сложнее. Талантливые строчки есть у всех авторов. Доводить абсолютно все до ума не все имеют возможность. С другой стороны, «профессионализм» не всегда означает талант. Вы сами, думаю, прекрасно все знаете. Так зачем?

Я ничего ни от кого не требую. Вообще человек спокойный. Не люблю только бурбонства на пустом месте. И считаю, что давно пора отойти от той «поэзии», которую народ никогда не читал, не читает и читать не собирается.
Ближе к живому! А не «профессиональному».
И можете меня съесть. Если получится.

Даа… вот бывает критика и на критику.
С интересом прочел. Хотя этот разговор может быть бесконечен. Так же, как зарифмованный поток сознания. С детства – и до последнего часа. Но если нет откровения, вдохновения… нет, наверно, и смысла.
Классифицировать можно все… Однако зачем? Поэты – не бабочки. И критики – наверное, тоже.

Замечания по поэме, думаю, правильные.
Длинноты, наверное, есть. И мысли некоторые высказаны прямолинейно. Безусловно, есть над чем работать еще. Над любым текстом можно работать до бесконечности. Пока жив. Насыщать образами, добиваться большей афористичности, убирать повторы, длинноты, строить сюжет…
Вопрос только – доколе?
Обычно возвращаюсь к поэмам (и к стихам тоже) раз в несколько лет для серьезного редактирования. За это время успеваешь отойти на достаточное расстояние, чтобы взглянуть как бы со стороны… самому на себя.
Я этот прием постоянно использую. За отсутствием других серьезных редакторов.
Кстати, когда я собирался издавать первую свою книжку, обращался к профессионалам, известнейшим в СПб, кое-чему, безусловно, удалось научиться. Но главное, что я понял… за тебя стихи никто не напишет, принимать решения должен ты сам – как в части отдельных строчек, вещей, так и в составлении книги. Только тогда это будет твое самовыражение, а не что-то общелитературное, без лица.
А вот конкретные замечания в частностях, безусловно, нужны и важны. За них – СПАСИБО всегда - ОГРОМНОЕ !
Ну, и общее мнение со стороны – всегда интересно, полезно.

Думаю, бессмысленно составлять правила для вдохновения, откровения. Причем как для авторов, так и для критиков. Если бы такие правила отыскались, исчезло творчество.
Что такое вообще «творчество»? - как не сочинение того, чего еще не было. И по каким же правилам можно делать то, чего не было?
То же самое относится к «критике». Интересна критика творческая. А если она сводится к прогонке по правилам… ну, вот, они теперь есть. Дальше, что?
После повторения несколько раз одного и того же, смысл теряется полностью. Смысл знакомства с повторами…
Так для чего же вообще нужны «правила»? Думаю, для того, чтоб делать из них исключения.
Вот, одни составляют «правила», другие – делают «исключения». Для чего? Чтобы нашлась возможность составить новые «правила».

Если автор не хочет на критику отвечать, это его право.

Похоже на манию «авторских прав». Да где вы их видели?
Стихи вообще - не издаются! Спасибо надо сказать людям, которые распространяют наши творенья – бесплатно. Ничего не имея за это! Так же, как мы. !!!
Вы-то хоть один раз «гонорар» получали? Или хотите подождать – еще 70 лет?
Ваши посты слишком похожи не просто на глупость – а очередной ЗАПРЕТ РУССКОЙ ПОЭЗИИ.
Да!!!!!!!
Попытку ОГРАНИЧЕНИЯ ДОСТУПА. К русской культуре! И ничего больше.
Удивлен, мягко говоря. Зачем Вам ЭТО ?

Борцам.
Надо бороться за то, чтобы поэтам за их труд деньги платили, а не за то, чтобы их не публиковали. А так это больше похоже на битву за авторское право быть не опубликованным.
Пока у поэта есть одно Право. На мучительный выбор – не творить или закончить жизнь в одиночестве и неустроенности. А может, даже - умереть с голода.

Естественно, всему есть мера своя. Разумная. Я и не говорил никогда, о полной свободе, в том числе публикаций. Такая «свобода» - хаос и беспредел.
Но и позиция запрета повторной автоматической публикации на главной странице – через 3 года! - чрезмерна.
На самом деле, каждый конкретный случай надо рассматривать по месту и времени. Формализовать, озаконить все правилами невозможно.
В нашем конкретном случае, на мой взгляд, с правами авторов все в порядке. Если не считать, что нам не платят за публикации. Ну, так это в Инете везде.
Кстати, на сайте присутствует Г., с которым «ты не стал бы публиковаться в одном издании». Это я не к тому, чтоб… а для понимания сложности лит.процесса.
Не припомню, чтобы я тебе предлагал что-нибудь редактировать. Я и один ничего чужого не редактирую, за редчайшим исключением конкретных просьб дорогих мне людей. Или, наоборот, в качестве предупреждения или даже и наказания. А уж вместе… Мне интереснее писать самому и да, редактировать, но собственные произведения.
На мой взгляд, существенно важно, чтобы как можно больше хороших стихов русских поэтов дошло до читателя. Это самое главное. А насколько это не просто сегодня, думаю, всем известно.

2006


Рецензии