Рецензия - Ежи Тумановский - Чёрная дыра

"Чёрная дыра" — психологический рассказ, натянутый на формат повести. Малая форма коварна, капризна и требует от автора максимальной отдачи. Но не здесь, когда написано длинно и размазано на два с лишним авторских листа. Может возникнуть подозрение о готовящемся разгроме текста. Нет, не так! Без симбиоза невоспитанности, наносных пороков и ложных ценностей, без конфликта. Когда-то я писал: "Умение складывать буквы в красивые слова - не есть признак литературного ремесла, увязывать красивые слова в умные строчки такой признак допускает". У Ежи Тумановского тот случай, когда признак литературного ремесла налицо. Давайте по порядку.



Начнём с сюжета, если совсем примитивно, последовательности интересных событий. Фабула ясна из аннотации: "Бизнесмен, попавший в непростую финансовую ситуацию, запирается дома и пытается найти из неё выход. День за днём, проходящие в бесплодных поисках, постепенно что-то изменяют в его голове. Сгорая в огне навязчивых идей, он доводит себя до такого состояния, что выбор у него оказывается невелик: либо самоуничтожение, либо психиатрическая клиника".

Завязка подана читателю в первой главе предельно ясно и содержательно. Главный герой без имени и фамилии, что на мой взгляд как-то не вяжется для повести, продаёт ещё одному действующему лицу — "Клиенту" жилой дом, зная о нарушении "границы между наделами земли".


Здесь большой вопрос к автору: это каким образом застройщик нарушает кадастровый план, ориентируясь по "разметке территории, которую проводили работники газовых служб". Как юридическое лицо утверждало план застройки, не проработав документы в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Раз уж автор взялся за подробное разъяснение обмана, то стоит изучить вопрос, логически связав то, что изначально кажется бессвязным.


Тут стоит отметить, что Ежи Тумановский записал в аннотации: "Повесть написана после общения с реальным человеком, рассказ которого меня потряс. Я просто не смог спокойно пройти мимо этой истории, и передал её в общих чертах примерно так, как её поведал мне главный герой. Придав, разумеется, литературную форму сбивчивому устному рассказу". В реалистической прозе логика изложения и правдоподобие занимают не последнее место. Мои ремарки могут показаться нудными и дотошными, но автору достаточно двух, трёх предложений, чтобы убрать вопросы по этому моменту.



С возникновением интриги, следует затянувшийся конфликт внутри ГГ. Собственно, на чудовищном искривлении сознания, адовых муках совести, бесконечного самокопания и мучениях "в миазмах собственного ужаса", держится главная составляющая — мистика, отделяющая "тончайший слой благоустроенной жизни" от разрушения личности. На мой взгляд, достоевщина в повести запущена глубоко и растянута до зубовного скрежета. Так и хочется дать по башке заложнику собственной слабости. Мужик, как ты вообще ворочал миллионами сперва в автомобильном бизнесе, затем в строительном? Где твои, друзья, помощники, семья. Что за тряпка по жизни? Ровно такие мысли посещают после нескольких глав дотошного разложения личности.


Коснувшись окружения ГГ, задаюсь очередным вопросом: почему отсутствуют прописанные герои, где их имена, отчего подобная скудность описания первого лица, он замкнут на своих жизнеощущениях. Единственный момент освещает унылую внешность динамщика-застройщика: "Худой человек с обвисшими складками кожи на лице, лохматый и грязный, смотрел на меня подозрительным, но в то же время, каким-то отсутствующим взглядом ". А личность Клиента скупо обозначена как: "Молодой парень, вряд ли старше лет тридцати".


Бодяга, растянувшаяся на несколько месяцев приводит к промежуточному финалу — дурдому. Эти главы расцветают новым восприятием и литературными находками. Вот появляются колоритные фигуры типа главного врача, санитаров, голого амбала, местного авторитета Славика и, наконец, борца с режимом Миши. Сверкнул юмористический кусочек: "Миша не был обычным человеком. Его голова оказалась устроена так, что он мог принимать голосовые команды от неких высших существ, полностью посвятивших себя нашему миру. Найдя верного помощника в лице Миши, голоса в голове отдавали ему приказы, которые должны были увеличивать всё хорошее и уменьшать все плохое. И Миша отдавался служению со всем усердием, на которое был способен. Всего голосов было двенадцать и с каждым Миша общался отдельно и персонально, умудряясь при этом подчиняться всем разом, и каждому из них - угождать. Такой вот слуга двенадцати господ. Труффальдино из Бергамо удавился бы от зависти".


Повторюсь, после глав удручающей депрессии пошли замечательные части, наполненные живыми образами и энергией, так не хватающей ранее. Атмосфера психушки, собственный особый порядок, подводит к аллюзии с романом Кена Кизи. Я увидел здесь философский подтекст, глубинный посыл читателю и ответ на вопрос, что дальше. Катарсис возникает внезапно: "Я сидел на своей кровати, умиротворенный и растроганный этой картиной, а остальные обитатели палаты потихоньку собирались вокруг меня. В эту минуту я вдруг ощутил, что всех нас объединяет какая-то незримая сила. Каждый человек вокруг казался наполненным каким-то чудным внутренним сиянием. И с каждой секундой сияние в каждом из нас становилось вся ярче и сильнее, заставляя тянуться друг ко другу". Начинается духовное возрождение личности, замешанное на мистике и некой религиозности.


ГГ неожиданно для себя формулирует главное, что до сих пор упускал: "Чуть ли не на моих “глазах”, тёмные пятна начинали съёживаться и распадаться на меньшие по размерам и не такие тёмные области, а люди чувствовали себя намного лучше, иногда даже уверяя меня, что ощущают, как болезнь покидает их насовсем. После нескольких таких случаев среди больных и начали распространяться слухи о том, что я владею даром исцеления". Начинается духовное возрождение личности, замешанное на мистике и некой религиозности. По сути главная идея повести, сформулированная сложно, витиевато, но приводящая к хорошему финалу, пусть излишне пафосному, но эйфория ГГ подана от первого лица, как тут не радоваться. Хэппи энд, с точки зрения логики выглядит чисто по американски: раз и никаких проблем, а скомканная интрига с Клиентом, растворяется в море радости вновь обретённой веры.

Ура больше никаких трудностей бытия, только миросозерцание и отдача любимой работе. Флаг в руки, строитель, не промахнись при следующей сделке!


По вредности характера смею указать писателю на некоторые фигуры речи,  например: "...мне казалось, что чёрная дыра уже давно была во мне самом, и я безропотно рушился в нее, схлапываясь к её центру, как самая настоящая старая, и порядком ослабевшая, звезда", "Всё было неспроста, и страшная догадка, ещё не особо осознаваясь...", "...я погрузился в странный транс", "...усилием воли раздавил свою обиду, как гнилой орех", "Грохот закрывающейся двери оглушил и надолго раздавил слабый дребезг панцирной сетки по соседству", "думали о чем-то своём, зажимая в себе тёмными сгустками собственное чудесное сияние".


Я мог бы уже закончить разбор полётов, чтобы следить, как усилия рецензента растекаются лужицей и сохнут на жарком солнцепёке общественного мнения, но в довершение, пару слов о своих мотивах. Подкупил короткий текст, желание попробовать на зубок автора нескольких печатных изданий, обращения Ежи о рецензировании (нет, не ко мне) и, конечно, редкий жанр реалистической прозы. С уважением, творческих успехов!


Рецензии