Паломничество к Св. Николаю Чудотворцу в Бари

Паломничество к Святителю Николаю Чудотворцу в Бари.

  Говорит Господь с престола,
  Приоткрыв окно за рай:
  О мой верный раб, Микола,
  Обойди ты русский край,
  Защити там в черных бедах
  Скорбью вытерзанный люд,
  Помолись с ним о победах
  И за нищий их уют...
 Сергей Есенин "Микола"

Святителю Николаю посвящается.
  После восхождения на святую гору Афон и посещения Свято-Пантелеймонова монастыря я вернулся на пароме в Уранополис 3 августа 2019, переночевал там в частной гостинице за 20 евро. Я решил на следующий день пересечь Грецию с востока на запад и  поехать на остров Корфу, чтобы посмотреть знаменитые пляжи острова и посетить храм Спиридона Тримифунтского в главном городе Керкира. Я также хотел оттуда с Корфу осуществить паломническую поездку на пароме в Италию в Бари, где находится мощи святителя Николая Чудотворца и другие святыни Барийской Базилики.
 В 0800 я выехал из Уранополиса на автобусе до Салоники. Этот путь проделал за 2.5 часа, там я переехал на главный автовокзал и купил билет Салоники - Игуменец- Керкира. За 4.5 часа мы доехали в портовый город Игуменец, там все пассажиры вышли из автобуса, оставив багаж. Мы предъявили билеты и зашли на паром Игуменец-Керкира. Вслед за нами на паром заехал автобус. Когда паром пришвартовался в порту Керкира, автобус выехал на причал, пассажиры сошли на берег и заняли свои места в салоне автобуса. Вскоре автобус прибыл на автовокзал Керкира. 
 На острове  Корфу в столице Керкира находится храм святителя Спиридона Тримифунтского и его рака с мощами. Этот святой жил в одно время с Николаем Чудотворцем. Он был простым пастухом, за веру и благочестие был избран епископом, но все также  носил простую пастушью шапочку. В этой шапочке его традиционно изображают на иконах. В храм вход свободный. Там очень много туристов и паломников из России. В отличии от западных туристок и гречанок,которые не придерживаются в храме строгих правил православного дресс-кода, русские женщины традиционно носят длинные юбки и покрывают головы платками. В храме тишина и покой, можно присесть на скамейках. К мощам святого доступ свободный. Меня удивило, что при входе в храм можно было купить огромные 1.5 метровые свечи за 4 евро, зажечь свечу и поставить ее на улице. В храме есть небольшая лавка. Там я купил икону Спиридона Тримифунтсткого, служитель храма дал мне кусочек ткани с его сапожка.
Остров Корфу - одно из самых престижных мест отдыха в Греции. Остров очень красивый. В свое время красота Корфу так потрясла Наполеона, что он написал в своем письме Жозефине:  "Это единственное место на земле, которое сравнимо с вашей красотой. Но оно более нежное, более доброе, более ласковое, здесь душа отдыхает и тело стремится к полету". Столица Керкира обладает особым обаянием и очарованием Венеции, которой она долго принадлежала.
 Еще на острове Корфу я посетил православный монастырь Касопитры, который мне очень понравился. Там было очень тихо, намолено, спокойно на душе. На следующий день в районе  порта Керкира я нашел офис фирмы, в котором купил билет на паром в Бари туда и обратно. Билет туда и обратно стоил около 70 евро. Это дешевле чем покупать через интернет. Ночной переезд на пароме в Бари запомнился тем, что я познакомился с итальянцем, с которым мы сражались в шахматы. Я выиграл у него две партии, но потом проиграл две партии в блиц. На пароме спать пришлось в кресле, а потом в спальном мешке на полу в салоне. Мне не привыкать к спартанским условиям в путешествиях. 
 Паром прибыл рано утром в порт Бари, который известен как город св. Николая. На Руси до 1917 года город так и назывался Барград. От порта до базилики св. Николая я дошел пешком за 10 минут и провел много времени в базилике. Базилика св.Николая возвышается в самом сердце старого города. Она построена в романском стиле в 1087 году, после того как из города Миры в Малой Азии были украдены мощи св.Николая и привезены итальянскими моряками и купцами в порт Бари 9 мая 1087 года. В то время итальянские города соперничали за овладение святыми мощами. Венеция завладела мощами св.Марка,  Беневенто мощами св.Варфоломея,  Салерно мощами св.Матфея.  Бари овладел мощами св. Николая Чудотворца и стал известен, сюда стали стекаться паломники. Среди них было много выдающихся людей. Это - пламенные рыцари Первого крестового похода, папы Римские Урбан Второй и Иннокентий Второй, императоры Генрих Четвертый и Фридрих Второй. Базилика св.Николая являлась и является целью паломников из России, где св.Угодника любят, кажется, больше всего. Здесь были представители дома Романовых, в том числе сын Петра царевич Алексей,граф Шереметьев в 1698 году. Русские богомольцы всегда стремились в Бари. Особо стало известно в Италии о паломничестве двух русских крестьянок, которые в 1844 году дали обет приехать помолиться к " батюшке Николе". Они добрались из Перми в Бари, не зная языков, на своей повозке. На обратном пути они были отмечены царем Николаем Первым. В 1852 году в Бари побывал великий князь Константин Романов, а в 1892 году Бари посетил последний император Николай Второй, когда он был наследником престола. На пожертвования Николая Романова был выложен настил в крипте базилики.
  Во дворе базилики стоит 3-х метровая статуя Николая Чудотворца - подарок Зураба Церетели в 2003 году. На стене рядом со статуей находится памятная доска со словами Владимира Путина во время визита в 2007 году. В этом году РПЦ был передан русский храм Николая Чудотворца в Бари и патриаршее подворье. Храм был заложен в 1913 году и достроен в 1918 году, затем русские эмигранты почти даром продали его мэрии города Бари. После  возвращения подворья  РПЦ русские паломникам, приезжающим в Бари не надо искать гостиницу в городе, они могут остановиться на патриаршем подворье за 25 евро.
 Я немного поплутал по городу, пообщался с импульсивными итальянцами, а потом все-таки решил остановиться на три дня в 3-х звездочной гостинице по ближе к базилике за 60 евро в сутки с завтраком. 

 Войдя в базилику, вступив центральный неф, посетитель видит общую объемную панораму и тройные аркады, которые были установлены после разрушительного землетрясения 1456 года. Затем нужно пройти в боковой неф, а оттуда, спустившись по лестнице, в нижнюю крипту. В правом углу крипты за решеткой установлен чудотворный столб - согласно легенде его установил сам Николай Чудотворец, во время освящения своей раки Папою Урбаном Вторым 30 сентября 1089 года.
 Левый предел от гробницы отведен для православных. Здесь каждое воскресенье идет служба. Служба идет  не только в левом пределе, но и на самой раке.
   В течении столетий о чудесном мироточении гробницы св.Николая упоминается много раз. В 1951 году базилика в Бари была поручена доминиканцам, которые сохранили благочестивую традицию раздачи и продажи флаконов с миром или " манной". Это самая желанная реликвия, ибо сама близость к мощам святого делает ее святыней. "Манну" собирают раз в год после мессы 9 мая. С помощью специального насоса и черпаком благовонная жидкость - миро от мощей собирают и распределяют по флаконам. Флаконы с миро можно приобрести в небольшой лавке рядом с базиликой.
  Почти девять веков мощи св. Николая Чудотворца лежали  крипте. В ночь с 5 на 6 мая 1953 года, плита весом в 32 тонны была сдвинута с места, и перед глазами архиепископа Бари и членов Папской комиссии впервые предстали мощи святого Николая. Кости имели желто-золотой и даже коричневый цвет. Реконструкция скелета, произведенная при реставрации крипты в 1953-1957 годах показала, что там присутствуют   череп, в нем уцелело 19 зубов, кисти, предплечья, стопы, голени,берцовые кости, часть левого бедра, нижний одел позвоночника и некоторые ребра с левой стороны. Часть мощей святого хранятся в Венеции. В качестве мощей небольшие частички ребер святителя рассыпаны в иконах и мощевиках по многочисленным храмам в России.
Во время вскрытия ученые и священники заметили, что все кости имели каплеобразные выделения миро, а на дне раки  миро скопилось на высоту 3 см.  Чудо мироточения было очевидным. Во время освидетельствования были получены ответы на вопросы - останки принадлежали одному человеку, мужчине возраста около 60 лет и 166-168 см роста. Точный возраст определить не удалось.
 После 1957 года мощи св.Николая больше никто не видел. В 1995 году их сфотографировали через особый зонд англичане, сотрудники Би-Би-Си, но чудеса исцелений и истечение святого миро не прекращаются. Каждый год 9 мая достают от 200 до 400 грамм миро.
 В особом закрытом помещении хранятся реликвии Базилики. Одна из особо почитаемых святынь - святой шип или терния их венца Спасителя.  В Базилике хранятся частицы Животворящего Креста Господня, частица святой губки, частицы мощей апостола Фомы,апостолов Иакова Зеведеева и Иакова Алфеева, зуб Марии Магдалины, частица мощей сотника Лонгина и другие святителей и мучеников за Христа.
 Почитают святителя Николая как бескорыстного пастыря,  анонимного дарителя и милосердного благотворителя, как большого любителя детей - доброго Санта Клауса. Его почитают как католики, так и лютеране, православные и даже мусульмане. Почитание св.Николая имеет всеобщий планетарный характер!
Человечество может по праву гордиться святым духом такого человека!
 Он - жизненный пример для подражания, честь, совесть и гордость людей на всей планете!
 Огромное количество чудесных явлений во всем мире, срочной и неотложной помощи, удивительных исцелений больных совершается после того как люди молятся со всем усердием святому Угоднику. Одно из самых известных чудесных явлений святителя Николая в 20-м веке получило название стояние Зои в Самаре. 
  Святитель Николай является покровителем моряков, путешественников и паломников, также защитником невинно осужденных, также ему молятся о счастливом браке девушки на выданье. 
 Моя профессия моряк. Я судоводитель. Почти на каждом судне с русским экипажем есть икона святителя Николая.
 Вспоминается эпизод из моей жизни в начале моей карьеры в море. Я работал третьим помощником капитана на большом траулере. Мы вышли на промысел в рыболовной зоне Мавритании и налаживали тралл, механизмы и оборудование.  Я был единственный человек среди экипажа в 70 человек, который говорил на английском, поэтому  мне капитан поручил вести промысловый журнал, который оказался на французском языке. После первых подъемов трала я стал вести промысловый журнал учета вылова, но сделал ошибку. По молодости и по глупости я решил просто вырвать лист с ошибками из журнала. Когда капитан это обнаружил он стал агрессивно и грубо кричать на меня. Я не выдержал и  сгоряча  ответил ему тем же - стал агрессивно и грубо кричать на него. Это начальство никогда не любит и не оставляет без последствий. Тогда капитан тут же уволил  меня и списал меня с судна. Я потом попросил извинения и просил передумать, но капитан был упрям и непреклонен. Уволить человека и лишить его заработка за небольшую ошибку было очень несправедливо. Вновь я попытался уговорить капитана не увольнять меня. Он уже боялся меня и ответил: Нет. Я даже хотел отомстить ему, но слава Богу, подавил в себе это желание и стал молиться Христу за него. Эти молитвы меня успокоили. Почти месяц я прожил на судне как пассажир. Наконец, с оказией, я был отправлен на другом судне и прибыл в Клайпеду. Там в Клайпеде удача мне улыбнулась и я быстро нашел работу в море. Я думаю, что мне помог в трудоустройстве святитель Николай - покровитель моряков и невинно осужденных.
 В другой раз на судне я был вторым помощником капитана на танкере. Там был  молодой капитан и опытный старпом. Нам предстояла швартовка и бункеровка топливом, но капитан пришел на мостик в совершенно пьяном состоянии. Он стал активно отдавать приказы и командовать. Как опасен пьяный водитель машины многим известно. Еще более опасен пьяный водитель судна. Казалось, что нам не удастся избежать столкновения и многих проблем со швартовкой. Я стал молиться про себя святителю Николаю и просил его помочь. Капитан сел в кресло и вскоре заснул. Старпом и я аккуратно и осторожно,стараясь не шуметь и не разбудить капитана, пришвартовали судно. Когда капитан проснулся, дело было сделано. Так я считаю нам помог, святитель Николай - скорый помощник всем делам нашим.

12 февраля  2016 года на Кубе в Гаване впервые встретились Папа римский  и патриарх РПЦ. Они договорились, что в Россию из Бари доставят частицу мощей святителя Николая. Кажется, часть ребра Николая была привезена в Россию в Москву, а затем Санкт-Петербург. Мощам поклонилось по разным оценкам 500 тысяч человек в Москве и 300 тысяч человек в Санкт-Петербурге. Конечно, множество мелких частичек мощей святого находятся в разных храмах Москвы и России. Есть частичка мощей св. Николая в Никольском соборе г.Калининграда, бывшей кирхе Юдиттен в Кенигсберге. Собор был посвящен святителю Николаю и был первым православным храмом в нашем городе. Также в нашем городе на видном и в самом широком месте реки Преголя стоит на высоком педестале памятник святителю Николаю
Из Бари мой путь шел назад на Родину на пароме на остров Корфу, потом вновь на пароме в порт Игуменец, затем на автобусе в Салоники, на самолете в Москву, на поезде в Калининград.
В Калининграде прямо у подъезда дома, где я живу, меня окликнул мой старый знакомый. Я был рад видеть его. Он собирался ехать на своей машине на море в Балтийск. Он сразу предложил мне с ним поехать и искупаться. Я согласился, мы поехали на берег Балтики, погуляли по песку, подышали свежим воздухом, искупались и освежились. Такой мне был подарок! Я считаю, что так святитель Николай творит свои добрые дела.
 О чудесах святителя Николая, об удивительных исцелениях людей во всем мире  написано не мало книг. Так будем же молиться Богу, почитать святого Угодника Божия, который продолжает бескорыстно и анонимно помогать людям из милосердия и сострадания к нам грешным!
 


Рецензии
Спасибо за интересную и познавательную статью!
С уважением,

Эмма Татарская   28.12.2019 15:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.