Пособие по истории детства. Год 1957. Общий фон

1957-ой год
Температурные рекорды: -46 – 5 февраля; +25 –30 сентября.   
Июль 1957 – дек.1958 гг. международный геофизический год (МГГ) – период  макс. активности солнца.               
В городе. В Н-ске строительство жилья: 1956 г. – 150 тыс.кв.м; 1957г. – 306 (двойной рост).....1959г. – 504.
На улицах – 2 200 личных авто. Первые «Волги» М-21 (ГАЗ-21– позже) очаровывают граждан.
31 марта 1-я телепередача из учебного телецентра института связи.
15 апреля сдан к/т «Металлист» широкоэкранный со стереозвуком.
3.04.57 г. – первый регулярный рейс реактивного пассажирского самолёта Ту-104 по  маршруту Москва–Омск–Новосибирск.
Датой начала работы ныне Международного аэропорта Новосибирск им.Покрышкина (Толмачёво) считается 12 июля 1957 года — день, когда авиапредприятие обслужило первый пассажирский рейс на Ту-104 уже из Новосибирска в Москву (Внуково).
1 мая. СМ СССР образовал Сибирское отделение академии наук (СО АН СССР), председателем назначен академик М.А.Лаврентьев.
1 июня. СМ РСФСР создаёт Новосибирский экономический административный район, Совнархоз которого получает в управление 190 предприятий Омского и Томского экономических районов, просуществует до декабря 1965 г.. Председатель – Забалуев В.Т.
27 июня. Пробное шлюзование на канале Н-ской ГЭС. Первые суда прошли по трём камерам шлюза.
Запуск в эксплуатацию 2-х первых агрегатов строящейся ГЭС.
Размер водохранилища 240 х 23 км. Снесено 30 тыс. строений, в т.ч. г.Бердск и наше родовое село Тюменькино.
10 июля. С пробной передачей в эфир выходит Н-ский ТЦ (Телецентр).
7 августа – начало регулярного вещания (по 2 часа),               
Телебашня высотой 180 м, радиус вещания (60 – 100) км.
Диктор студии телевидения Л.Т.Луцко, (потом появятся Целищева, Батурина).
Асфальтируются ул. Горького, Достоевского, Писарева. На других ещё мощение булыжником (в том числе – Октябрьская, Чаплыгина, Фабричная, Урицкого, Революции), или того хуже – щебёнка, грунт.
1 августа. Сформирован «Сибакадемстрой». Строительство ИЯФа (Институт ядерной физики).
Введена 1-я очередь ЗЖБИ №1 – подготовка к индустриализации строительной отрасли.
10 августа. Кагановический р-он переименован в Железнодорожный район.
Каменское шоссе переименовано в проспект Дзержинского.               
ДК им.Попова радиозавода «Сигнал» на ул.Добролюбова открывает свои двери для посетителей.
Новые названия: пл.Калинина, пл.Свердлова, пл.Кирова, пл.Д.Ковальчук, сквер Героев Революции,
Авиазавод им.Чкалова освоил выпуск ночных самолётов-перехватчиков Миг-19 с инфракрасными системами наведения и начал освоение самолёта Т3 – КБ Сухого.
!Жители домов, прилегающих к станции Инская потеряли 1570 кв.м. оконного стекла от переходов истребителей на сверхзвуковые скорости.
4 ноября. Закладка монумента Ленину на пл. Сталина. В сквер Героев Революции перенесены останки большевиков (откуда?) и начата его реконструкция.
Декабрь. Сдано новое здание городского аэровокзала. Начато строительство Радиозавода.
Проложены первые 19,7 км 2-х троллейбусных маршрутов: ж/д вокзал – пл.Сталина, Аэропорт — Облисполком, пущены первые 17 троллейбусов.
Мост на стыке ул.Большевистской и Красного пр. через р.Каменку, начало сноса овражной застройки. Построена ж/д эстакада (2-я?) на «Алтайку».

В стране. 
31 янв. Реабилитированы репрессированные в 1937 г. военачальники: Тухачевский, Уборевич, Якир, Эйдеман, Корк и др.
22-29 июня. Пленум ЦК, оформивший дело «антипартийной группы»*. Это ответ Хрущёва на попытку (в мае) Президиума ЦК ликвидировать пост 1-го секретаря ЦК КПСС и сместить его самого на министерство сельского хоз-ва за «волюнтаризм», разоблачение «культа личности» и прочие нововведения.
Отставки высших руководителей: Маленков Г.М. (с Пред.Сов.Мина – директором ГЭС в Усть-Каменогорск), Каганович Л.М. (зам.пред Сов.Мина – директором Уральского калийного комбината), Молотов В.М. (послом в Монголию), и Шипилов (МИД). МИД с февраля возглавил А.А.Громыко, а новый Министр Обороны – Малиновский, сменил  Жукова Г.К.
27 июня. Землетрясение в Забайкалье 9-10 баллов. Разрушения от Читы до....
28 июля-11августа. VI-й Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве.
21 августа – запущена 1-я в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7.
4 октября. Запущен 1-й в мире искусственный спутник Земли.
3 ноября на 2-м спутнике улетела собака Лайка и уже не вернулась.
На крейсере «Аврора» открыт филиал Центрального военно-морского музея (к 40-й годовщине Октября).
5 декабря. Спущен на воду атомный ледокол «Ленин».
!И взрыв в Кыштыме контейнера с ядерными отходами.
В воздухе новое поколение пассажирских самолётов: Ту-114, Ил-18, Ан-10, Ан-24, к уже летающему Ту-104, но основу воздушного флота составляют пока: Ил-12, Ил-14, и ещё рокочут над нами Ли-2.
2-я советская антарктическая экспедиция впервые достигла Южного геомагнитного полюса.
Введены типовые «Правила внутреннего трудового распорядка, предусматривавшие «Доски почёта».

В мире.
!На 1 января 1957г. в штабах НАТО было запланировано ядерное нападение на СССР (план «Дропшот»), это уже 2-й, (1-й «Троян» планировался на 1.01.50 г.)
«Общий рынок» или ЕЭС, Римский договор: Франция-инициатор, ФРГ, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург – 6 стран до 1973 г. Евросоюз.
Учреждено МАГАТЭ
Доктрина Эйзенхауэра – Даллеса о противодействии коммунистической угрозе на Ближнем и Среднем Востоке, 200 млн.дол на «подкуп» арабов.
Венгрия. Янош Кадар – 1-й секретарь ЦК ВСРП.
Независимость: британский Золотой берег – Гана;
В тоже время в США развернулась борьба за гражданские права негритянского населения. Принятие законов о гражданских правах (1957, 1960) стало одним из самых значительных достижений президента Эйзенхауэра. Когда в 1957 белые расисты в Литл-Роке (Арканзас) преградили черным детям дорогу в школу, президент послал в город федеральные войска с приказом обеспечить выполнение судебных решений о десегрегации учебных заведений.

Наука и техника. Ушли:
    Ландсберг Г.С.- физик, академик, автор трёхтомника «Элементарный учебник физики»
    Дж.Нейман, США — математик и физик, идеолог и разработчик первых ЭВМ
Лауреаты Ленинских премий: Курчатов И.В., руководитель проектов по атомной науке и технике
Келдыш М.В., математик, исслед. по атомной технике и машинной математике (в 1961-1975г Президент АН СССР)
Блохинцев Д.И., физика элементарных частиц, реакторостроение, орг. и 1-й директор ОИЯИ в Дубне
Зельдович Я.Б. – физик-теоретик и один из рук ядерного проекта
Бармин В.П. – разработчик ракетных стартовых комплексов               
Королёв С.П. – руководитель космической программы СССР
Глушко В.П. – разработчик ЖРД для ракетной техники
Мишин В.П. – труды по прикладной механике, (будущий приемник Королёва С.П.)
Пилюгин Н.А. – разработчик систем управления ракетоносителями и ИСЗ
Тихонравов М.К. – конструктор ракет и ИСЗ
Черток Б.Е. – труды по автоматике и системам управления космических аппаратов
Патон Б.Е. – директор института электросварки АН Украины
Попов И.С. – зоотехник, акад. ВАСХНИЛ, труды по кормовым ресурсам страны
Герои Соц.Труда: Ильюшин С.В., авиаконструктор, 2-я звезда (1-я в 41 г.)
Туполев А.Н., авиаконструктор, 2-я (1-я в 1945 г.) и Ленинская премия
Яковлев А.С., авиаконструктор, 2-я (1-я в 1940 г.)
Микоян А.И., 2-я (1-я в 1956! г.) и Гуревич М.И. 1-я, авиаконструкторы
Мясищев В.М, авиаконструктор (М-50 и прочие бомбардировщики и транспортн.авиация)
Сухой П.О., авиаконструктор, 1-я 
Бушуев К.Д. – руководитель конструкторских разработок ИСЗ и косм.кораблей          
Кузнецов Н.Д., конструктор реактивных двигателей 1-я, и Ленинская премия
Кузнецов В.Д., физик, труды по физике твёрдых тел, скоростному резанию металлов
Лебедев А.А., физик-оптик, академик, создатель электронного микроскопа
Лукьяненко П.П., селекционер, за высокоурожайные сорта пшеницы       
Герой Сов.Союза: 2-я звезда Коккинаки В.К. (1-я в 1938 г.) лётчик-испытатель
Галлай М.К., лётчик-испытатель, за испытания на флаттер
Седов Г.А., лётчик-испытатель, за испытания 1-го серийного сверхзвук. «МиГ-19»

Литература:  ушли  В.ЛУГОВСКОЙ, Н.ТЕЛЕШОВ
Проза:
Н.Атаров – «Смерть под псевдонимом», приключения
В.Бианки – «Лесные были и небылицы»
Ю.Бондарев – «Батальоны просят огня», повесть; (к/ф 1985 г.)
П.Бровка – «Когда сливаются реки», роман
О.Гончар – «Перекоп», роман
Ю.Дольд-Михайлик – «И один в поле воин» – к/ф «Вдали от Родины» 1960 г.
И.Ефремов – «Туманность Андромеды» – фантастика, роман – к/ф 1967г               
В.Конецкий – «Сквозняк», сборник рассказов
В.Кожевников – роман «Заре навстречу» – к/ф 1959 г.
В.Солоухин – повесть «Владимирские просёлки»
М.Стельмах – роман «Кровь людская — не водица», 2 часть трилогии; кинотрилогия: 60, 61, 63 гг.
М.Шолохов – «Судьба человека» – к/ф 1961 г.
 
Поэзия:
А.Вознесенский – написаны поэма «Мастера», стихотворение «Гойя»
Н.Заболоцкий – сборник «Стихотворения»
Ф.Искандер – сборник «Горные тропы»
Р.Казакова – сборник «В тайге не плачут»
В.Луговской – поэмы «Москва-56» и «Берлин-1936». Журнал «Звезда» №1
Л.Ошанин – сборник «Стихи о любви»
Б.Пастернак – сборник « Стихи о Грузии» – последние прижизненное издание, Тбилиси
Б.Слуцкий – сборник «Память» в изд. «Советский писатель» и цикл стихов «Давным-давно». Журнал «Знамя» №2
В июне создана комиссия по литературному наследию О.Мандельштама

Издания:
Ю.Магалиф – сказка «Жаконя» (Новосибирск)      
М.Пришвин – «Осударева дорога», роман
М.Шагинян – «Семья Ульяновых» (1938 г.) переработанное издание
Основано издательство «Детский мир», оно же с 63 года – «Малыш»
Луи Буссенар – «Похитители бриллиантов»

Журналы и газеты
Бывший Гл.ред. 1952-1956 «Правды» Шепилов Д.Т. – 1956-1957, уже министр иностранных дел?! оказался примкнувшим к антипартийной группе и... слетел
А.Кузнецов – «Продолжение легенды.  Записки молодого человека ». Журнал «Юность» №7
Ю.Бондарев – «Батальоны просят огня», повесть. Журнал «Молодая гвардия №5 – к/ф 1985 г.
Ю.Герман – «Дело, которому ты служишь». Ж.«Звезда» №№ 9-12. 1-я ч. трилогии. к/ф «Дорогой мой человек 58 г. Одноимённый роман – 1961 г.
Г.Николаева – роман «Битва в пути». Журнал «Октябрь» №7, окончание – к/ф 61 г.
А.Вальцева – повесть «Квартира № 13»,  журнал «Москва» из-за неё и потеряет гл.редактора?
Новый журнал – «Дон». Возобновил выход журнал «Костёр»
Новый литературно-художественный журнал «Москва», №1 к 23-му февраля - гл.редактором назначен Николай Атаров, но уже через 9 месяцев его снимут, а с поста гл.ред. «Молодой гвардии» снят А.Макаров.
3-ий и последний выпуск альманаха «Литературная Москва» не доходит до читателя. Запрещён.
Гл.редактор журнала «Нева» – С.А.Воронин (по 1964 г.)
30 – летие «Роман-газеты», начинает выходить 2 раза в месяц

Драматургия:
В.Розов – «Вечно живые» – пост.О.Ефремовым в новорожденном «Современнике», к/ф «Летят журавли» в этом же году ?!, «В поисках радости» – к/ф «Шумный день» (61 г.).
С.Михалков – «Сомбреро» детская пьеса, и к/ф 59 г.

Переводы, издания:
Л.Арагон — собрание сочинений в 11 томах (1957 – 1961 гг.), М.
Г.Бёль – роман «И не сказал ни единого слова»
Ф.Зальтен – «Бэмби», перевод Ю.Нагибина выйдет в 1958 г. в Новосибирском книжном издательстве
У.Коллинз – «Женщина в белом».
А.Линдгрен – «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», Л.Лунгиной, 1-е издание
 
Выдвинуты на соискание ленинской премии:
«Искатели» Д.Гранина, «Журбины» В.Кочетова, «Русский лес» Л.Леонова, «Балтийское небо» Н.Чуковского, «На росстанях» Я.Коласа,  «Сирота» Н.Дубова, «Заре навстречу» В.Кожевникова, «Испытательный срок» и «Жестокость» П.Нилина, «Не ко двору» и «Тугой узел» В.Тендрякова, «Приключения Незнайки» Н.Носова, «Районные будни» В.Овечкина, «Моабитская тетрадь» М.Джалиля (посмертно); пьесы: «Золотая карета» Л.Леонова и «В добрый  час!» В.Розова

В опале:
Борис Пастернак издаёт за границей роман «Доктор Живаго»
«Не хлебом единым» В.Дудинцева, «Собственное мнение» Д.Гранина, поэма «Семь дней недели» С.Кирсанова, стихотворение Е.Евтушенко «И другие» – подвергаются идеологической обработке на партсобраниях.

Музыка: умер Вертинский А.Н.
В.Шебалин – опера «Укрощение строптивой»
Д.Кабалевский – оперетта «Весна поёт»,  Ленинская премия – С.Прокофьеву

Песни:
дебют Майи Кристалинской на фестивальной программе в составе ансамбля под упр.Ю.Саульского
Оскар Фельцман и Вл.Войнович, «Я верю друзья» – марш космонавтов, написан по заказу редакции «С добрым утром!» накануне старта 1-го ИСЗ. Исполнил Владимир Трошин.
Песни из к/ф:
«Я встретил девушку» – Рашид Бейбутов
Соловьёв-Седой – М.Матусовский «Подмосковные вечера» из малоизвестного фильма «В дни спартакиады» (зазвучит по-настоящему уже позже в исполнении В.Трошина).
Б.Мокроусов-Глейзеров «Ты рядом со мною» из к/ф «Наши соседи»
А.Эшпай –  «Отчего, почему я не знаю сам..» из к/ф  «Повесть о первой любви» (В.Трошин)
А.Эшпай – Л.Ошанин «даже птице не годится жить без родины своей…» из к/ф «Ночной патруль»
Р.Щедрин – В.Котов «Ни кочегары мы, не плотники» - марш из к/ф «Высота»
Ю.Бирюков – А.Фатьянов «Ты сама догадайся по голосу 7-ми струнной гитары моей» из к/ф «Дом, в котором я живу»
из к/ф «Девушка без адреса», в т.ч. «  ..вот она какая – большая-пребольшая» Песня о Москве.

Театр:
постановки Б.Т. «Мать» Т.Хренникова, Укрощение строптивой» Шебалина, «Гаянэ» Хачатуряна
Рождение театра (тогда театра-студии под опёкой МХАТа без своего собственного помещения) «Современник», гл.режиссёр Олег Ефремов  в премьерном спектакле ставит  «Вечно живых» В.Розова
В театре Сатиры пьеса Назыма Хикмета «А был ли Иван Иванович?», после 3-х спектаклей - запрещён
Главный реж. Ленинградского БДТ Георгий Товстоногов удостоен звания народного артиста СССР
23-х летний Вас.Лановой пришёл в труппу театра им. «Вахтангова», Ленинская премия – Галине Улановой
Махмуд Эсамбаев приступает к постановке танцев народов мира
Изо: Создан СХ СССР, до этого существовали отдельные республиканские союзы художников.Начали издаваться печатные органы:«Творчество» и «Декоративное искусство».
М.К.Аникушин – памятник А.С.Пушкину в Ленинграде Ленинская премия – С.Конёнкову (посмертно)
Е.Вучетич – «перекуём мечи на орала», скульптура передана в дар ООН (в штаб-квартиру в Нью-Йорке)
П.Нисский пишет холст «Подмосковье. Февраль.», а Вл.Серов – «Декрет о мире».

За рубежом:
Нобелевская премия Альберу Камю
Литл Ричард США, новые рок-н-рольные хиты: Lucille, Keep A Knockin. Jenny  Jenny
Чак Берри США, записи: School Days, Reelin' And Rockin', Rock And Roll Music; Sweet Litle Siхteen (58)

Кино: Создан Оргкомитет Союза работников кинематографии (Союз создадут лишь в 1965 г)
Экранизации:
«Тихий Дон» – С.Герасимов по р-ну М.Шолохова (Э.Быстрицкая, П.Глебов), 1-2-я серии *
«Дон-Кихот» – Козинцев, сцен.Е.Шварц по Сервантесу (Н.Черкасов — Ю.Толубеев, Волчек-д.)*
«В добрый час!» – В.Эйсымонт по пьесе В.Розова, к/ст.Горького (Л.Харитонов, Н.Малявина)
«Екатерина Воронина» – И.Анненский, к/ст.Г. по р-ну А.Рыбакова (Л. Хитяева, А.Шенгелая-д.) *
«На острове дальнем...» – Н.Розанцев, Ленф., по п-ти А.Борщаговского «Пропали без вести»
«Первые радости» (56 г ?) – В.Басов по К.Федину
«Павел Корчагин» – А.Алов и В.Наумов по книге Н.Островского (В.Лановой), см.приложение
«Повесть о первой любви» – В.Левин, Одесская к/ст. по повести  Н.Атарова (Д.Осмоловская) *
«Поединок» – В.Петров по п-ти Куприна (Н.Комиссаров, А.Попов, Е.Евстигнеев-дебют, И.Скобцева)
«Сёстры» – Г.Рошаль 1-я ч. к/трилогии по А.Толстому «Хождение по мукам» (Р.Нифонтова)
«Солдаты» – А.Иванов по п-ти В.Некрасова «В окопах Сталинграда»(В.Сафонов, И.Смоктуновский-д)
«Гуттаперчевый мальчик» – В.Герасимов, по рассказу Д.Григоровича (А.Грибов, М.Названов)
Две повести Виктора Некрасова были экранизированы: «В окопах Сталинграда» — фильм «Солдаты» (1957, режиссер А.Иванов) и «В родном городе» — фильм «Город зажигает огни» (1958, режиссер В. Венгеров). Некрасов написал несколько сценариев документальных фильмов.
Умер в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Фильмы-спектакли:
«Пигмалион» – С.Алексеев /Б.Шоу (М.Царёв) – постановка Малого театра, реж.пост. К.Зубов
«Хозяйка гостиницы» – М.Названов, по комедии К.Гольдони, (О.Викландт, В.Якут, А.Мягких)
«Стакан воды» – Эжен Скриб, спектакль Малого театра (Елена Гоголева, Т.Еремеева, Е.Велихов)

Киноповести:
«Весна на Заречной улице» – Ф.Миронер, М.Хуциев; Одесская к/ст. (Н.Рыбников — Нина Иванова)*
«Без вести пропавший» – И.Шмарук, сц.Вит.Закруткин, Киевская к/ст.(В.Медведев) *
«Борец и клоун» – Б.Барнет, К.Юдин, сц. Н.Погодин  (С.Чекан, А.Михайлов, Ия Арепина, Г.Вицин)
«Дом,  в котором я живу» –  Л.Кулиджанов и Я.Сегель, сц.И.Ольшанского, к/ст.Горького *
«Всего дороже» – Ю.Музыкант, сц.С.Воронин, Ленфильм (Ю.Панич, Н.Крючков, Ия Арепина)
«Исправленному верить» – В.Жилин, Одесская к/ст. (В.Гусев, М.Менглет, Г.Жжёнов, Г.Михайлов)
«Матрос сошёл на берег» – Г.Аронов, Л.Данилов, Одесская к/ст. (И.Дмитриев, А.Константинова)
«Неповторимая весна» – А.Столпер, сц.С.Ермолинский (Е.Козырева, И.Извицкая, И.Скобцева) *
«Огненные вёрсты» – С.Самсонов, сц.Н.Фигуровский (Маргарита Володина-дебют, В.Кенигсон)
«Они встретились в пути» – Т.Лукашевич, сц.Л.Пантелеев (В.Авдюшко, Н.Дорошина, А.Кожевников)
«Семья Ульяновых» –  В.Невзоров по пьесе И.Попова «Семья» (С.Гиацинтова), музыка А.Пахмутова
«Цель его жизни» – А.Рыбаков, см.прилож.

Кинокомедии:
«Штепсель женит Тарапуньку» – ст.Довж., Ефим Березин (Штепсель) и Юр.Тимошенко (Тарапунька)
«Наши соседи» – С.Сплошнов, Беларусьфильм (Л.Фричинский, К.Сорокин, А.Адоскин, О.Викландт)

Детское кино:
«Новые приключения кота в сапогах» – А.Роу, сц.С.Михалкова по мотивам сказки Шарля Перро
«Отряд Трубачёва сражается» – И.Фрэз, ст.им.Г., продолжение фильма 55 года по книге В.Осеевой
«Звёздный мальчик» – А.Дудоров /Е.Зильберштейн по сказке О.Уайльда (Мария Виноградова)

Мультфильмы:
«Снежная королева» – Л.Атаманов

За рубежом
Чарли Чаплин – «Король в Нью – Йорке».
Луи де Фюнес в комедии Ива Робера «Не пойман – не вор», (знакомство с будущим комиссаром Жювом, запомнил его рыбалку без снастей).

Спорт
Учреждено студенческое ДСО «Буревестник»
 В.Куц пробегает 5000 м  за 13.35.0 – это мировое достижение продержится 7! Лет, а сам Куц дважды признан лучшим спортсменом мира в 56 – 57 гг.
Игорь Новиков ЧМ по пятиборью, это звание он будет завоёвывать много раз ещё в 58,  59 – 61.
Последний сезон хоккейной и футбольной звезды – Всеволода Боброва.
Состоялся 1-ый  ЧМ по хоккею с мячом.

За рубежом
14-летний Бобби Фишер становится чемпионом США по шахматам, международный гроссмейстер –1958г – будущий 11-й в истории шахмат чемпион мира (1972-1975гг.).

ЧЕЛЕНТА;НО Адриано (р. 6 января 1938, Милан)
В первый раз появился на сцене с песнями собственного сочинения на общеитальянском конкурсе рок-н-ролла в 1957г. Победив на этом конкурсе, он побеждает и на следующий год, на этот раз на фестивале легкой музыки в Анконе. С этого момента музыкальная карьера Челентано развивалась легко и успешно (несколько побед на самых престижных конкурсах Италии, в том числе в Сан-Ремо).

Киноприложение:

«ТИХИЙ ДОН», СССР, киностудия имени Горького, 1957-1958, цв., 350 мин. Эпическая драма по одноименному роману Михаила Шолохова. Одна из лучших экранизаций шолоховского романа. Отмечена яркими актерскими работами Петра Глебова, Элины Быстрицкой, Людмилы Хитяевой. Лидер проката 1957 года — 47 млн. зрителей.
В ролях: Петр Глебов,  Даниил Ильченко, Антонина Филиппова, Николай Смирнов, Людмила Хитяева, Элина Быстрицкая, Зинаида Кириенко, Борис Новиков, Михаил Глузский, Александр Граве, Игорь Дмитриев, Петр Любешкин.
Режиссер: Сергей Герасимов. Автор сценария: Сергей Герасимов. Композитор: Юрий Левитин

«ДОН КИХОТ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1957, цв., 99 мин.Кинороман. Автор сценария: Е.Шварц. По одноименному роману М. Сервантеса.
Первый цветной широкоэкранный стереозвуковой фильм киностудии «Ленфильм».
В ролях: Николай Черкасов, Юрий Толубеев, Серафима Бирман, Людмила Касьянова, Светлана Григорьева, В. Максимов, Виктор Колпаков, Т. Агамирова, Георгий Вицин,Бруно Фрейндлих, Лидия Вертинская, Галина Волчек, Ольга Викландт, Александр Бениаминов.
Режиссер: Григорий Козинцев. Художник-постановщик: Евгений Еней. Композитор: Кара Караев.
Приз МКФ в Сан-Себастьяне—64;Третья премия за фильм, вторая премии за режиссуру, первая и вторая премии за операторскую работу (А.Москвин, А.Дудко) I ВКФ—58 в Москве.

«НОЧНОЙ ПАТРУЛЬ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1957, ч/б, 101 мин. Детектив. Авторы сценария:М.Маклярский, Лев Шейнин.
После того как бухгалтер обнаружил неточность в оформлении документов и сообщил об этом заведующему базой, ночью был взломан сейф и похищены документы. Вскоре был убит и бухгалтер. Комиссар милиции Кречетов и лейтенант Касьянов, влюбленный в дочь погибшего, начали розыск, усложнившийся из-за того, что в город вернулся рецидивист Огонек (Марк Бернес).... Фильм посвящен работникам советской милиции. Лидер проката (1957, 3 место) — 36.42 млн. зрителей.
В ролях: Лев Свердлин, Марк Бернес, Вадим Грачев, Валентина Ушакова, Владимир Андреев, Евгений Гуров, Юрий Киреев, Евгений Буренков, Татьяна Окуневская, Зоя Федорова, Евгений Весник, Григорий Кириллов, Степан Бубнов, Сергей Филиппов,Алексей Ванин.
Режиссер: Владимир Сухобоков. Композитор: Андрей Эшпай. Текст песен: Лев Ошанин, Я. Хелемский

«БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИЙ», СССР, Киевская киностудия, 1956, цв., 79 мин.
Героико-приключенческий фильм. Автор сценария: Виталий Закруткин. Лидер проката (1957, 4 место) — 35.72 млн. зрителей.
1942 год. В одном из боев раненый советский офицер, воспользовавшись документами умирающего чешского врача, служившего в фашисткой армии, добирается до Словакии и разыскивает мать погибшего. Здесь он находит временный приют и поддержку, вступает в интернациональный партизанский отряд и вскоре становится его командиром
В ролях: Михаил Кузнецов, Софья Гиацинтова, Наталия Ужвий, Виктор Добровольский,Николай Дупак, Байба Индриксоне, В. Васильев, Л. Бордуков, Юрий Чекулаев, Олег Голубицкий, Лаврентий Масоха, Сергей Голованов, Анатолий Вербицкий, Стелла Степанова.
Режиссер: Исаак Шмарук Композитор: Герман Жуковский. Текст песен: Алексей Фатьянов.

«В ДОБРЫЙ ЧАС!», СССР, киностудия им. М.Горького, 1956, ч/б, 100 мин. Молодежная киноповесть.
По одноименной пьесе Виктора Розова.
О выпускниках школы 50-х годов, выбирающих свой путь в жизни. Лидер проката (1957, 8 место) — 29.1 млн. зрителей.
В ролях: Виктор Хохряков, Леонид Харитонов, Олег Голубицкий, Наталья Малявина, Галина Самохина, Людмила Чернышева, Олег Анофриев
Режиссер: Виктор Эйсымонт. Автор сценария: Виктор Розов. Композитор: Марк Фрадкин. Текст песен: Евгений Долматовский.

«ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ», СССР, киностудия им. М.Горького, 1957, ч/б.
Кинороман. Авторы сценария: Иосиф Ольшанский, Нина Руднева.
Первая роль в кино Жанны Болотовой (Галя Волынская). Лидер советского проката (1957, 9 место) — 28.9 млн. зрителей.
В ролях: Валентина Телегина, Николай Елизаров, Евгений Матвеев, Юра Мясников,Римма Шорохова, Жанна Болотова, Владимир Земляникин, Михаил Ульянов, Лев Кулиджанов, Людмила Смирнова, Нинель Мышкова.
Режиссеры: Лев Кулиджанов, Яков Сегель. Композитор: Юрий Бирюков.Текст песен: Алексей Фатьянов.
Первая премия на Всесоюзном конкурсе сценариев (1956); Премия «За лучшую постановку» и премия Генерального комиссариата секции ООН Всемирная выставка в Брюсселе—58; Особый приз I ВКФ—58 в Москве;
Один из лучших фильмов (пятый в рейтинге) 1957 года по опросу читателей газеты «Советская культура»

«ВЕСНА НА ЗАРЕЧНОЙ УЛИЦЕ», СССР, Одесская киностудия, 1956, ч/б, 95 мин. Социальная мелодрама.
Фильм получил приз на фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году. 29-летний Миронер и 31-летний Хуциев создали живую и человечную картину о чувствах, пробудившихся у молодого сталевара Саши Савченко по отношению к учительнице вечерней школы. 25-летний актер Николай Рыбников, уже успевший заявить о себе ролью тракториста Федора в «Чужой родне» тоже Швейцера, не случайно стал вместе с Алексеем Баталовым («Большая семья», «Дело Румянцева», «Летят журавли») выразителем лучших черт социального героя 50-х годов — более простого, близкого зрителям и именно очеловеченного идеологического идеала постсталинской эпохи. И наряду с Олегом Стриженовым, представлявшим на экране романтический облик истинно мужских натур («Овод», «Сорок первый»), Рыбников может быть назван, по современной терминологии, своеобразным «секс-символом» советского кино сорокалетней давности. Любопытно, что упомянутые ленты (к ним надо добавить «Высоту» и «Девчат» с Николаем Рыбниковым, «Дело было в Пенькове» с Вячеславом Тихоновым, дилогию о солдате Иване Бровкине и «Сын» с Леонидом Харитоновым) находятся в таблице прокатного успеха не так уж далеко друг от друга. Самыми кассовыми, естественно, оказываются комедии о Бровкине и девчатах, а также мелодраматичный «Овод». Но и социальные повести, включая «Весну на Заречной улице», собирали аудиторию в пределах 25-30 миллионов зрителей. Выяснилось, что советский народ соскучился по правде чувств обыкновенных людей, таких же, как все — как те, кто сидел в зрительном зале. И этот вроде бы ничего не значивший в новаторском плане прорыв к «новой реальности» на самом деле являлся поворотным моментом, настоящей весной для советского кино периода «оттепели».
В ролях: Нина Иванова, Николай Рыбников, Валентина Пугачева, Геннадий Юхтин, Юрий Белов.
Режиссеры: Феликс Миронер, Марлен Хуциев. Автор сценария: Феликс Миронер. Операторы: Радомир Василевский, Петр Тодоровский, Г. Никитин. Художник-постановщик: Василий Зачиняев. Композитор: Борис Мокроусов. Текст песен: Алексей Фатьянов.
Бронзовая медаль МКФ в Москве—57 (в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов

«ЕКАТЕРИНА ВОРОНИНА», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1957, цв., 97 мин. По одноименному роману А.Рыбакова.
Фильм о русской женщине с трудной судьбой. На экране проходит большая часть ее жизни -- от школьных лет до зрелого возраста. Выросшая на Волге, воспитанная суровой и властной бабушкой, Екатерина и профессию выбрала не совсем женскую -- инженер речного флота, начальник участка порта. И в служебных отношениях с людьми, и в личной жизни она не допускает компромиссов. Есть в ее жизни и потери, и разочарования, и все же судьба дает ей надежду на счастье.
Первые роли в кино Людмилы Хитяевой (Екатерина Воронина) и Ариадны Шенгелая (Ирина Леднева). Прокат (1957, 11 место) — 27.8 млн.
В ролях: Людмила Хитяева, Вера Пашенная, Надир Малишевский, Ариадна Шенгелая, Михаил Ульянов, Нонна Мордюкова, Юрий Пузырев, Александр Сашин-Никольский, Вадим Медведев.
Режиссер: Исидор Анненский.Автор сценария: Анатолий Рыбаков.Композитор: Лев Шварц.Текст песен: Евгений Долматовский.

«НАШИ СОСЕДИ», СССР, БЕЛАРУСЬФИЛЬМ, 1957, ч/б, 81 мин. Комедия.
В освободившуюся комнату коммунальной квартиры вселяется общительный молодой слесарь и сразу же завоевывает симпатии жильцов. У мадам Шпаковской, матери единственной дочери, появляются свои виды на благополучного юношу, в котором она признает «знаменитость». Но молодые люди и без ее помощи полюбят друг друга, а Шпаковская, узнав, что жених — простой парень, безуспешно будет пытаться мешать браку...Прокат (1957, 12 место) — 27.4 млн. зрителей.
В ролях: Лев Фричинский, Наталья Корнеева, Глеб Глебов, Ольга Викландт, Константин Сорокин, Валентина Кравченко, Анатолий Адоскин, Л. Ржецкая, Михаил Петров, А. Барановский, З. Броварская, Рита Гладунко, М. Кузьменко.
Режиссер: Сергей Сплошнов.Авторы сценария: Михаил Антоненков, Эфраим Севела.Композитор: Б.Мокроусов.Текст песен: Николай Глейзаров.

«ПАВЕЛ КОРЧАГИН», СССР, КИЕВСКАЯ киностудия, 1956, цв., 102 мин.
Героико-романтическая драма. По роману Н.Островского «Как закалялась сталь». Лидер проката (1957, 15 место) — 25.3 млн. зрителей.
Создатели фильма видели свою «сверхзадачу» в противопоставлении безраздельно царившей тогда в нашем кино лакировке действительности, «спорному» изображению прошлого — правды, своей правды. Это было, по словам Наумова, их «...прямо-таки маниакальной целью». Критики определяли эту цель, пользуясь словами лидера поколения «шестидесятников» Е.Евтушенко, как стремление вернуть словам «значение их первородное.» (А.Городецкий). Первая роль в кино Льва Перфилова (Франц Клавичек).
В ролях: Василий Лановой, Эльза Леждей, Александр Лебедев, Лев Перфилов, Ада Роговцева, Валентина Телегина, Евгений Моргунов.
Режиссеры: Александр Алов, Владимир Наумов. Автор сценария: Константин Исаев. Композитор: Юрий Щуровский.

«НЕПОВТОРИМАЯ ВЕСНА», СССР, МОСФИЛЬМ, 1957, цв., 94 мин. Мелодрама. Прокат (1957, 19 место) — 24.1 млн. зрителей.
После свадьбы молодые археологи Буровы прибыли на раскопки в пограничный район Средней Азии, где совсем недавно вспыхнула эпидемия чумы. Ряд обстоятельств, на время разлучив молодоженов, послужил веской причиной для того, чтобы мать Ани обратилась за помощью к ее отцу — генералу Новожилову, который много лет назад оставил семью. Он сделал все возможное, чтобы помочь молодым и в глубине души был благодарен случаю, на время объединившему с женщиной, которую Новожилов не переставал любить...
В ролях: Евгения Козырева, Изольда Извицкая, Александр Михайлов, Иван Дмитриев,Ирина Скобцева, Светлана Харитонова, Нина Дорошина, Евгений Леонов.
Режиссер: Александр Столпер. Автор сценария: Сергей Ермолинский. Композитор: Николай Крюков

«ПОВЕСТЬ О ПЕРВОЙ ЛЮБВИ», СССР, ОДЕССКАЯ киностудия, 1957, ч/б, 89 мин. Мелодрама. По одноименной повести А.Атарова.
«Оттепельная» картина впервые обсуждает запретную тему сиротства и одинокого материнства. После смерти матери Оля, оставленная на попечение у полуграмотной тетки, решает бросить спортивную школу и поступить на работу. Ее друг Митя, не желая оставлять свою подругу в беде, приведет ее к себе. Чуткие и тактичные родители поддержат сына. Однако в школе распустят грязные слухи — и Митя, не выдержав первого испытания, позволит Ольге уйти из дома. На защиту «первой любви» встанут старая учительница, комсорг порта и преданный друг Мити — лучший велосипедист и заядлый радиолюбитель Чап. Действие картины происходит в приморском южном городке, что очень важно.
В ролях: Джемма Осмоловская, Кирилл Столяров, Владимир Земляникин, Сергей Столяров, Александра Панова, Мария Яроцкая, Алексей Бахарь, Петр Щербаков, Андрей Эшпай.
Режиссер: Василий Левин. Автор сценария: Мария Смирнова. Композитор: Андрей Эшпай.

«ЦЕЛЬ ЕГО ЖИЗНИ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1957, ч/б, 89 мин.
Драма. Герой ленты Алексей Костров проходит сложный путь через удачи и поражения к заветной цели — стать летчиком-испытателем.
В ролях: Всеволод Сафонов, Людмила Шагалова, Марк Бернес, Андрей Абрикосов,Анатолий Чемодуров, Владимир Емельянов, Софья Фадеева, Петр Савин, Хорен Абрамян, Евгений Тетерин, Юрий Кротенко, Пров Садовский, Елена Егорова, К. Светлов,Эльдар Рязанов.
Режиссер: Анатолий Рыбаков. Авторы сценария: А. Меркулов, Виктор Иванов.Композитор: Владимир Юровский.

ПРИЛОЖЕНИЕ КИНОРЕЦЕНЗИЯ
«ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ», СССР, киностудия им. М.Горького, 1957, ч/б, 10 ч., 2744 м., 100 мин. Рецензия
Кинороман. Авторы сценария:И.Ольшанский, Н.Руднева.
В 1956 году на Всесоюзном конкурсе на лучший сценарий первую премию получила работа Иосифа Ольшанского «Дом, в котором я живу». В то время в кинематограф входило новое поколение режиссуры, чья молодость прошла через горнило войны. Это давало особую точку отсчета — люди видели смерть в лицо, и оттого обычное течение жизни с ее скромными радостями обрело для них навсегда огромную ценность.
Сценарий Ольшанского давал почву для такого повествования. Он был поставлен режиссерами Львом Кулиджановым и Яковом Сегелем. До этого они были известны своим первым фильмом «Это начиналось так». Режиссеры приняли неторопливую, романную форму сценария, в центре которого образ дома, где живут, любят, страдают, умирают обыкновенные люди. И каждый из них так или иначе оставляет свой неповторимый след на земле.
Место действия — новый район Москвы, из тех, которые появились в 30-е годы. Сюда переезжают несколько семей, в том числе — Давыдовы: отец, мать, дочь, сыновья; вокруг этих героев концентрируется основное действие картины. Существен был в этом случае выбор актеров. Кулиджанов и Сегель собрали интересный актерский ансамбль. Для Валентины Телегиной роль Клавдии Давыдовой стала истинным ее актерским рождением. По-новому проявили себя хорошо знакомые зрителям к тому времени Михаил Ульянов, Нинель Мышкова, Евгений Матвеев. Молодых героев Сергея и Галю проникновенно сыграли молодой артист театра «Современник» Владимир Земляникин и школьница Жанна Болотова.
Мирная жизнь героев с их радостями и бедами, ссорами и примирениями, сложными личными взаимоотношениями взорвана войной, которая сразу всех соединяет, заставляя по-иному увидеть смысл своих дней. Дороги каждого в чем-то схожи — вероятно, мерой принятого страдания. На фронте погибает глава семьи Павел Давыдов. Пропал без вести геолог Дмитрий. Убита юная Галя, так и не успевшая стать актрисой. Инвалидом возвращается старший сын Давыдовых. Раны эти никогда до конца не зарубцуются. Одной из лучших сцен фильма стала предфинальная. Пришел долгожданный мир, на Красной площади ликуют счастливые люди. А дома крепко спит вернувшийся с войны солдат...
Картина завершилась отчасти по принципу «рондо». В начале фильма школьники Галя и Сергей весело бежали в школу — это было началом их дружбы, их несвершившейся любви. В конце картины так же весело выбегают из того же дома маленькая племянница Сергея, Майка, и ее безымянный ровесник: жизнь продолжается, обновленная, повторяющаяся в главном своем начале.

«ПАВЕЛ КОРЧАГИН», СССР, КИЕВСКАЯ киностудия, 1956, цв., 102 мин. Рецензия
Героико-романтическая драма. По роману Н.Островского «Как закалялась сталь».
«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается один раз и прожить ее нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подлое, мелочное прошлое и чтобы умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому прекрасному — борьбе за освобождение человечества». Эти слова из романа Николая Островского «Как закалялась сталь» были для нескольких советских поколений не литературной цитатой, а молитвой, которую следовало носить в сердце, как прежде носили «Отче наш». Проблема «нестыдной смерти», ключевая в культуре 20 века, для нас после Островского считалась решенной. Но сам же писатель дал повод к ее обсуждению, когда в 56-ом году появился фильм Алова и Наумова «Павел Корчагин». Под обсуждением здесь подразумевается то, что авторский взгляд в фильме двоится: он и изнутри идеала и вне его.
Бесконечный, как во время потопа, холодный дождь, пудовые кирки и лопаты, которые легко входят в этот расползающийся черный кисель, но как трудно их оттуда вернуть, ветхая, навсегда прилипшая к телу одежда и отстающие подметки, вялый гонг, означающий возможность присоединиться к гигантской свалке неспособных согреться тел, огромное чрево барака, который кончается, наверное, где-то в преисподней, по-собачьи чуткое ожидание состава со сменой и виноватое подползание одинокого паровоза, гнущая вниз тяжесть разочарования и выпрямление, извергающее шкурника и труса, опустошенная дрема, бодрящий стук бандитского пулемета, смерть, тишина после прощального салюта, ночные грезы о свободе для всех, зубовная дробь в бараке и опровергающий ее крик — ж-а-ар-р-ко, тиф, зима, проснуться, как встать из мертвых, только после тысячи проклятий самому себе, результат сомнамбулических усилий — жалкий комок грязи на лопате, который тут же сваливается обратно, снег, снег, снег и черное беспамятство.
Отчего весь этот кошмар так притягателен? Потому что в нем достигается та степень свободы и вдохновения, которая недоступна в обычных, нормальных условиях. Душа не отлетела от тела, но уже не зависит от него, потому что последний предел телесных возможностей уже пройден. Есть глубокая правда в том, что революциям свойствен этот наркотический восторг, без которого человек и человечество могут кому-то показаться скучными и неполноценными.
И до и после «Корчагина» многие пытались передать эту озаренность актерскими средствами, но не достигли того, что Алову и Наумову и их операторам Шахбазяну и Минковецкому удалось сделать монтажно-пластическим путем. Их монтаж лишь отчасти подчинен сюжету, он строится на недосказанности, на том, что переход от сцены к сцене происходит в тот момент, когда этого не ожидаешь, когда она еще не кажется завершенной, но уже созрела для сцепления с новой — по пластическому или звуковому сходству или контрасту. Так течет сон. И эпизод строительства узкоколейки — один из самых вдохновенных и незабываемых киноснов о революции. Причем в нем есть та глубокая иррациональность, которой не достает другим. Достаточно вспомнить какое необъяснимое потрясение вызывает сцена изгнания белобрысого труса.
Услышав, что беспартийные могут не оставаться, он с пренебрежением бросает комсомольский билет большевику Токареву. Но когда пламя свечи начинает скручивать картонку, его лицо тоже начинает корежится, будто от боли. Токарев швыряет недогоревший билет в лужу воды:«Нет больше такого комсомольца! Умер!». Белобрысый с диким воем бросается вон.
Толпа комсомольцев, плотно окруживших стол, расступается, обнаруживая, как бы не существовавшее до этого огромное пространство барака, ненормально длинный человеческий коридор, по которому белобрысый не то убегает, не то проваливается в тартарары.
Авторы произведений об идеальных революционерах всегда заботились о том, чтобы как-то приспособить идеал к жизни, замаскировать его под жизнь. Ведь и сам роман «Как закалялась сталь» — это не проповедь в чистом виде, а биография. Алов и Наумов не дают Корчагину права даже на самые маленькие компромиссы, не позволяют ни на йоту отойти от своей клятвы.
В этом ригоризме чувствуется определенная полемическая сторона: вы требуете от людей всей жизни и всех сил — смотрите, что получается в результате.
Рита и Павел едут в Киев по комсомольским делам.
Живописное вавилонское столпотворение на вокзале, накал эмоций в толпе, желающих уехать. Попасть в вагон невозможно, но Павел, добыв место для Риты, своим яростным азартом перебивает весь этот хор оглоедов. Переход к лирической теме неожиданен и вместе с тем пластичен. Выстрел в потолок вагона из маузера, затихший поезд, плывущий по бесконечному ночному пространству, неотразимое очарование в улыбке Риты (портретное мастерство Шахбазяна и Минковецкого безупречно), Павел, который только что кипел страстью, разгоняя вагонную шушеру, вдруг деревенеет.
Невозможно понять и холодное прощание на выложенной брусчаткой площади. Общие планы, снятые сверху, растворенность фигур Риты и Павла в красновато-пепельной городской гамме, их интонации — все это создает ощущение ностальгии по утраченному чувству, а ведь оно еще не началось и никаких внешних препятствий для него нет.
И наконец, в бараке, на строительстве узкоколейки, где Рита находит Павла, он притворяется спящим и доводит ее своей нечувствительностью до исступленного и жалкого состояния.
Позднее свой отказ от Риты Корчагин назовет ошибкой. За этим не просто несостоявшаяся любовь, а своего рода волевая кастрация. Корчагин из книги ничего подобного над собой не совершает. И по существу весь фильм — это борьба с собственным телом. Душа отдана полностью, и в ней нет никаких противоречий с ее предназначением. А тело сопротивляется, оно болит, оно тянется к любви и покою, но они невозможны.
Голова Корчагина, запрокинутая на подушку, бледная кожа, невидящие глаза — так начинается фильм. Рассказчик говорит о нем, как о мертвом: год рождения, год вступления в комсомол, был бойцом-чекистом, рабочим революции, ранен, разбит параличом, ослеп. Последние слова на грани черного юмора: «Страстно желая остаться полезным своей партии и своему классу, написал книгу воспоминаний о великих боях.
Единственный экземпляр рукописи почтой был утерян». — «Потерян, потеряли», — откликается голос самого Павла. С этого момента его обращения к самому себе станут постоянными.
Это голос внутреннего надсмотрщика будет поднимать его из болезни, из смерти, из самого глухого отчаяния.
Этим вступлением мотивируется отбор сюжетных линий книги, из которой взята в основном только хроника побед Корчагина над собой в обстоятельствах превышающих все мыслимые пределы человеческих возможностей. И это понятно: Павел, оказавшись на краю пропасти, ищет опору в своем прошлом опыте. Но здесь можно увидеть и авторскую полемику с традицией кинематографа о революционерах, которые принося жертвы своим идеалам, получают от жизни какие-то приятные награды. Герой Алова и Наумова, преодолевая самые тяжкие испытания, удостаивается за это лишь возможности пережить новые страдания.
Вот он, совсем мальчишка, проходит «учебу» у матроса Жухрая. Зверский удар по челюсти, и Павел торопится подняться, чтобы получить новый удар. Не успев встать, он требует: «Бей еще!» Это не просто подробность биографии, но, в известной степени, модель его дальнейшей судьбы, которая нанося все новые и новые удары, почти не обходится без посредничества Жухрая.
Первый раз Павел попадает в тюрьму, спасая своего учителя. Вторая их встреча происходит год спустя в Киеве, где Жухрай служит каким-то чекистским начальником, но фактически командует всем. Перед самым приходом Павла он принимает решение строить узкоколейку для подвоза дров к оставшемуся без топлива городу. Когда его помощники живописуют кошмарные условия работы, которые ожидают комсомольцев, появляется Павел, хромающий, едва оправившийся после тяжелого ранения и беспамятства. Жухрай искренне радуется встрече и, обнимая своего ученика и спасителя, заявляет: «Работу тебе подберем!» Заканчиваются две условленные недели адского труда на узкоколейке, и именно Жухрай распоряжается оставить комсомольцев без смены. И наконец, когда приходит известие о смерти Корчагина, преждевременное, как потом выясняется, Жухрай не дает сообщить об этом его товарищам, чтобы не портить праздник завершения строительства.
Может быть, это тот же самый стоицизм, что и у Павла, но здесь он на грани цинизма. И вся история их отношений может читаться как вариант вечного сюжета о жертве самым дорогим — сыном — ради спасения рода людского или о расчетливой жертве не собой, а другим, которого ты увлек красивой идеей.
Вторая версия кажется произвольной, но на нее наводит настойчивое подчеркивание в фильме той мысли, что величайшая преданность революции была прежде всего в рядовых ее деятелях. А в одном кадре, непонятно как пропущенном цензурой, совершенно однозначно противопоставлены вожди и масса, этот кадр завершает эпизод на съезде комсомола Украины. Перед началом съезда Павел признается Рите, что сознательно отказался от своей единственной большой любви, считая, что она помешает революционному делу. Начинается съезд. Зал затихает, на авансцене появляется кто-то из комсомольских вождей и властным металлическим голосом начинает речь. Мы не видим его лица, а только спину и широко расставленные ноги в галифе, а через них муравейник зала. Это уже не воспоминания героя, а авторский комментарий к ним.
Если эта врезка не случайность, вся борьба за свободу человечества завершается вот этим нависшим над залом галифе.
Павел же со своего места видит все иначе.
Все двойственно. Даже финала два. Тот, что в самом конце ничего общего не имеет с общей интонацией фильма. В нем Павел, снова живой и здоровый, предупреждает, что не надо верить в его смерть. А предыдущая сцена, то же звучащая как финал, возвращает нас к прологу. Слепой Корчагин решает писать утерянную почтой книгу заново. Мать приносит ему принадлежности для письма и со словами:«Работай, сынок», — выключает свет.
Вторая экранизация Н.Островского, в которой авторы сохранили только сюжет строительства узкоколейки. «...думаю, что именно сегодня «Павел Корчагин» может оказаться по-своему интересным для многих зрителей. Чтобы разобраться в природе этого интереса, необходимо вернуться на тридцать лет назад и вспомнить контекст общественной жизни страны в годы, впоследствии названные «оттепелью», а также суть многочасовых обсуждений, жаркой полемики в печати, «кровопролитных» боев, доходивших чуть ли не до драк в самых различных аудиториях по поводу этой картины. Создатели фильма видели свою «сверхзадачу» в противопоставлении безраздельно царившей тогда в нашем кино лакировке действительности, «спорному» изображению прошлого — правды, своей правды. Это было, по словам Наумова, их «...прямо-таки маниакальной целью». Критики определяли эту цель, пользуясь словами лидера поколения «шестидесятников» Е.Евтушенко, как стремление вернуть словам «значение их первородное.» (А.Городецкий). Первая роль в кино Льва Перфилова (Франц Клавичек).

ПРИЛОЖЕНИЕ. ПОЛИТИКА.

*АНТИПАРТИ;ЙНАЯ ГРУ;ППА (1957), группа высших руководителей КПСС (В. М. Молотов, Г. М. Маленков, Л. М. Каганович и «примкнувший к ним Д. Т. Шепилов»), выступившая против Н. С. Хрущева с консервативных позиций.
К 1957 курс Хрущева стал встречать сопротивление консервативной части партийного руководства. Недовольство вызывало и стремление к более широкому разоблачению «культа личности», и создание совнархозов, и нежелание Хрущева советоваться с коллегами при принятии важных решений. В мае 1957 большинство членов Президиума ЦК стали склоняться к идее ликвидации поста первого секретаря ЦК КПСС и перемещения Хрущева на должность министра сельского хозяйства.
В июне на заседании Президиума ЦК Хрущев был обвинен коллегами по Президиуму ЦК в волюнтаризме и создании нового культа личности. Несмотря на возражения А. И. Микояна, и большинства кандидатов в члены Президиума и секретарей ЦК, Президиум ЦК вынес постановление о снятии Хрущева со своего поста. И ЦК, и съезды, начиная со сталинских времен, всегда слепо подчинялись решению высшего партийного руководства – Политбюро и затем Президиума. Но Хрущев и его сторонники, затягивая время, продолжали полемику. Пока шли прения, секретариат ЦК оповещал о происходящем конфликте членов ЦК — сторонников Хрущева.
Важную роль сыграло решение министра обороны Г. К. Жукова поддержать Хрущева. Большая группа членов ЦК — партийных работников и генералов — потребовала, чтобы их приняли на Президиуме. Это вызвало шок у членов Президиума, которые посчитали это военным переворотом. Но под давлением нескольких десятков членов ЦК в условиях отсутствия единства своего состава Президиум ЦК был вынужден согласиться на проведение пленума. Сторонники Хрущева стали торопиться, некоторых членов ЦК, готовых поддержать Хрущева, в Москву перебрасывали военными самолетами.
Пленум готовил секретариат ЦК, он же формировал повестку дня и определял докладчиков. В итоге 22 июня с информацией о конфликте в прохрущевском ключе выступил М. А. Суслов. Хрущев подчеркнул, что Президиум подчиняется Пленуму, а Жуков, что армия подчиняется ЦК. Таким образом, членам ЦК объяснили, что они теперь верховные судьи в конфликте «вождей». Жуков в своем выступлении подробно рассказал об участии Молотова, Маленкова и Кагановича в организации сталинских репрессий. Маленков в ответном слове не решился рассказать об аналогичных преступлениях Хрущева. Его попытки выступить с демократических позиций «коллегиального руководства» выглядели неубедительно и противоречили представлениям номенклатуры о порядке управления. Критикуя Хрущева, Каганович сбился на оправдания Сталина, что не могло прибавить ему веса в глазах ЦК, избранного на ХХ съезде.
Затем в работе пленума был объявлен перерыв, во время которого с членами ЦК секретариат провел дополнительную разъяснительную работу. 25 июня разгром противников Хрущева был довершен. Оценив соотношение сил, первоначально поддержавшие Маленкова Н. А. Булганин, К. Е. Ворошилов и др. изменили позицию и покаялись в ошибках. Консервативную позицию решительно защищали только Молотов и кандидат в члены Президиума Шепилов (последний – поддерживая решения ХХ съезда).
Большинство членов ЦК, которые были избраны на ХХ съезде, выступили против консервативного большинства Президиума ЦК и поддержали Хрущева на пленуме, который продолжался в течение недели (22-29 июня). На этом этапе в защиту реформ выступали будущие влиятельные консерваторы, такие как Л. И. Брежнев и М. А. Суслов.
В результате могущественные сталинские соратники Молотов, Каганович, Маленков и «примкнувший к ним» Шепилов были объявлены «антипартийной группой». Они были сняты с постов и назначены на второстепенные должности. Но в отличие от сталинских времен к ним не были применены репрессии. Покаявшиеся консерваторы также лишились реального влияния, в 1958 Булганин потерял пост председателя правительства, который занял сам Хрущев.
Готовность довериться среднему партийному звену в борьбе против оппозиционеров спасла Хрущева, однако вперед выдвинулись партийные чиновники, которые сделались теперь гораздо более влиятельными, чем при Сталине. В то же время роль коллективного руководства партийных бонз на время ослабло, что укрепило режим личной власти Хрущева с одной стороны и реальное влияние партийного аппарата – с другой.

ПАГОУШСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ (Pugwash Conferences), международные встречи ученых, выступающих за мир, разоружение, международную безопасность и научное сотрудничество. С инициативой созыва конференций выступила группа известных ученых, в том числе А. Эйнштейн, Ф. Жолио-Кюри, Б. Рассел, которые в 1955 году обратились с призывом к ученым всех стран поднять свой голос против использования атомной энергии в военных целях. В июле 1957 года при активной поддержке американского общественного деятеля и предпринимателя Сайруса Итона на его родине в Пагоуше (Pugwash, Новая Шотландия, Канада; отсюда название) состоялась первая Пагуошская конференция, на которой был образован постоянный Пагуошский комитет с местопребыванием в Лондоне. Как правило, конференции проводятся раз в год в небольших городах разных стран мира. В 1995 году Пагуошское движение, его председатель и один из основателей Джозеф Ротблат были удостоены Нобелевской премии мира.


Рецензии