Дар де Лука Николаю II по поручению Св. Николая

ЧУДЕСНЫЯ ДАР МАРКИЗА ДЕ ЛУКА ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ ВТОРОМУ ПО "ПОРУЧЕНИЮ" СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

(Статья опубликована в "Барградском сборнике № 1" под ред. М.Г. Талалая (М.: Индрик, 2019), С. 139 - 153).


В Москве, в Архиве Внешней Политики Российской Империи (АВПРИ), хранятся сотни дел Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), в том числе касающиеся деятельности Высочайше учрежденного Барградского Комитета, где можно найти много ценной и интересной информации, в том числе: Журналы заседаний  Совета ИППО за период 1910 – 1915 гг. (пока не опубликованные) и обширную переписку членов Барградского Комитета  (1) с разными лицами.
Сегодня наш рассказ об удивительном случае, произошедшем в 1915 году с Маркизом де Лука из Мольфетты, о котором поведал Великой Княгине Елизавете Феодоровне (1864 – 1918; Св. мученице), Председательнице ИППО с 1905 г., в своём письме от 8 января 1916 г. её заместитель, Вице-председатель ИППО Князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов (1862 – 1930). Письмо это напечатано на машинке, без заглавия:

«В Январе месяце истекшего 1915 года настоятеля Русской Барградской церкви во имя Св. Николая Чудотворца священника Василия Кулакова посетил, дотоле неизвестный ему, маркиз Джулио де-Лукка из Мольфетты и рассказал, что недавно, во время сна, ему явился Святитель Николай и повелел непременно сходить в Барийскую базилику, купить там флакон с манною и переслать его Русскому ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ II. После сего маркиз де-Лукка обратился к с. Кулакову с просьбою оказать ему в этом (вопросе – зачерк.) деле свое содействие. Совершенно не зная названного маркиза и не имея в то же время оснований не доверять сделанному им сообщению, священник Кулаков, из осторожности, предложил маркизу де-Лукка передать свой рассказ о явлении Святителя Николая в письменном изложении. Невзирая на данное о. Кулакову обещание, маркиз не только не прислал ему письма, но и долгое время ничем не давал о себе знать. Только спустя пять месяцев, а именно 22 Июня, маркиз де-Лукка, совершенно неожиданно, вновь прибыл в Бари на русские постройки и, сообщив священнику Кулакову, что в ночь на 22 Июня ему было снова то же видение во сне, при чем, - по словам маркиза, - из летаргического состояния он был выведен на сей раз сильным нажатием левой руки, просил о. Кулакова немедленно же отправиться с ним в базилику для выполнения данного ему Святителем Николаем в сонном видении поручения приобрести св. манну для Русского ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА. Занятый срочными делами по постройке, священник о. Кулаков предложил маркизу назначить другой, более удобный и свободный день, на что последний охотно согласился. Через неделю священник Кулаков получил от маркиза де-Лукка письмо с просьбою явиться в 9 ; час. утра в базилику Св. Николая для приобретения манны. В этом же письме маркиз, между прочим, сообщает о. Кулакову, что после первого свидания с ним он хотел было исполнить свое обещание описать бывшее ему в Январе месяце первое видение Св. Николая, но затем отложил, опасаясь, как бы его не выставили слабым как женщина, а еще более потому, что ему казалось, что рассказав об этом случае русскому священнику он уже тем самым удовлетворил свою совесть и сделал все, что мог, считая при этом возможным, что св. манна уже отправлена из Бари по высокому назначению. Но когда Святитель Николай явился ему во второй раз и повторил те же слова о манне для Русского Царя, то он потерял спокойствие, ибо сознавал, что его просьба не выполнена. «Теперь я прошу Вас, - писал маркиз, - удовлетворить мою скромную просьбу, не отнимающую ни у кого и не прибавляющую ничего другим, так как надеюсь и настаиваю, чтобы я был забыт без всякого намека на благодарность. И прошу Вас усиленно держать этот бывший со мной случай в полном секрете, так как я боюсь прослыть за легковерного, нервозного и, хуже того, экзальтированного человека». Так как письмо это было доставлено о. Кулакову с значительным опозданием, а именно в 4 час. вечера 29 Июня, то свидание в базилике не могло состояться. После это неудачи маркиз де-Лукка видимо обиделся, так как долго не показывался на русских постройках, священник же о. Кулаков, не зная его местожительства, также не мог объяснить причину своего отсутствия в базилике в назначенный день. Только спустя месяц, а именно в субботу 25 Июля, рано утром, маркиз де-Лукка, без предупреждения, внезапно вновь прибыл на постройку и взволнованным голосом поведал священнику Кулакову, что «Святитель Николай два дня тому назад снова явился ему и повторил, чтобы он немедленно послал флакон манны ЕГО ВЕЛИЧЕСТВУ Русскому ИМПЕРАТОРУ, при этом, взяв его за левую руку выше локтя, Святитель крепко сжал ее, от чего он и проснулся»… Вследствие неотступной просьбы, священник Кулаков, отнесясь с доверием и благожелательностью к рассказу маркиза де-Лукка и видя в нем весьма почтенного человека, выразил согласие прибыть в базилику 1 Августа. В этот день, рано утром, священник о. Василий Кулаков, маркиз де-Лукка и, в качестве переводчика, смотритель подворья Алексеев, прибыли в базилику. Приобретя здесь, у каноника де-Пальма, флакон св. манны от гробницы Святителя Николая, маркиз сделал на нем собственноручную надпись и вручил его о. Кулакову вместе со своею визитною карточкою и двумя изображениями с находящейся в Мольфетте чудотворной иконы Божией Матери – для доставления таковых ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ. Расставаясь с священником о. Кулаковым, маркиз де-Лукка выразил свою душевную радость, что ему, наконец, удалось исполнить поручение столь необычным образом возложенное на него великим заступником и покровителем города Бари Святителем Николаем.
О вышеописанном примечательном случае троекратного явления Святителя Николая маркизу де-Лукка, с приложением недавно полученных из Бари, чрез курьера Министерства Иностранных Дел, флакона с (св. – зачерк.) манною от гробницы Св. Николая, изображения в красках чудотворной иконы Мальфеттской Богоматери и визитной карточки маркиза де-Лукка с прикрепленным к ней металлическим изображением той же иконы, почитаю долгом всеподданнейше представить на благоусмотрение ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА.
[Чернилами]: (подпись): Вице-Председатель Кн. А. Ш.-Шихматов.
8 Января 1916 г.» [1].
 

Сопроводим это письмо необходимыми КОММЕНТАРИЯМИ:

1. Священник Василий Николаевич Кулаков.

Настоятелем Русской Барградской церкви во имя Св. Николая Чудотворца в 1915 г. служил священник Василий Николаевич Кулаков, некоторые сведения о нём можно найти в Журналах заседаний Барградского Комитета, хранящихся в АВПРИ.
Так, на своём заседании 6 Февраля 1914 г. Высочайше учрежденный Барградский Комитет, в составе: председателя Князя А.А. Ширинского-Шихматова и присутствовавших членов Комитета: Протоиерея П.И. Соколова, А.А. Нератова, ген.-лейт. Н.Н. Пешкова, М.Т. Преображенского и Князя Н.Д. Жевахова, постановил ходатайствовать перед Санкт-Петербургским Епархиальным Начальством об увольнении о. протоиерея Н.В. Федотова от должности настоятеля Барийской церкви и одновременно исполняющего обязанности Председателя Строительной Комиссии, согласно его настоятельному прошению от 12.11.1913 г. [2]. На место нового настоятеля Барийской церкви рассматривалась кандидатура священника Василия Николаевича Кулакова.
Вот выдержки из «Журнала заседания ВЫСОЧАЙШЕ учрежденного Барградского Комитета 6 Февраля 1914 г. № 25»:
«…11. Прошение псаломщика церкви при ИМПЕРАТОРСКОМ Российском Посольстве в Константинополе Василия Николаевича Кулакова от 6 Февраля с.г. о предоставлении ему освобождающегося в Бари места настоятеля русской церкви, с приложением копии формуляра о службе по Ведомству Православного Исповедания.
Принимая во внимание, что В.Н. Кулаков во время продолжительного пребывания своего при Посольской церкви в Константинополе хорошо усвоил ведение церковного хозяйства и отчетности, прекрасно знаком, как окончивший Придворную Певческую капеллу, с постановкою хорового церковного пения, владеет иностранными языками (греческим, французским и отчасти итальянским) и принимал участие в построении русской церкви в Сан-Стефано – что рекомендует его как практически знакомого с церковным строительством, - а также имея в виду, что о г. Кулакове даны наилучшие отзывы лично знающими его – членом Комитета генер.-лейт. Н.Н. Пешковым и Секретарем Палестинского Общества профессором А.А. Дмитриевским, Комитет постановил:
А) Пригласить В.Н. Кулакова на место настоятеля Барийской церкви с жалованьем по 3000 руб. в год с выдачею, впредь до перехода в собственное помещение в строящемся странноприимном доме, квартирных денег по 600 руб. в год;
Б) Ходатайствовать пред Митрополитом С.-Петербургском и Ладожским о рукоположении В. Кулакова во священники, с выдачею ему набедренника, и по рукоположении утвердить его настоятелем русской церкви в Бари.
В) Выдать В.Н. Кулакову перед отбытием к месту службы 150 руб. путевых, 150 руб. приемных и жалованье со дня утверждения его в должности Настоятеля Барийской церкви по 1 Марта сего года;
Г) Возложить на В.Н. Кулакова исполнение обязанностей Председателя Строительной комиссии» [3].
О деятельности нового настоятеля Барийской церкви священника В.Н. Кулакова по организации церковного хора некоторое представление дают сведения из Журналов заседаний Барградского Комитета от 17 Февраля 1914 г. № 26 и от 17 Июля 1914 г. № 31.
Представляем выдержки из них:
Журнал заседания ВЫСОЧАЙШЕ учрежденного Барградского Комитета 17 Февраля 1914 г. № 26. (Председатель: Князь А.А. Ширинский-Шихматов. Присутствовали члены Комитета: Протоиерей П.И. Соколов, А.А. Нератов, М.Т. Преображенский, Н.Н. Пешков и Князь Н.Д. Жевахов):
«…В настоящее время в Комитет поступило прошение учителя С.-Петербургской Покровско-Коломенской двухклассной церковно-приходской школы, окончившего в 1912 году курс С.-Петербургской Духовной Семинарии, Владимира Каменского, ходатайствующего об определении его на вакантную должность псаломщика Барийской церкви. Произведенные по предложению г. Председателя Комитета тем же о. В. Кулаковым испытания В. Каменского в пении, чтении и несении обязанностей псаломщика дали весьма благоприятные результаты и таким образом названное лицо могло бы быть определено на должность псаломщика Барийской церкви, с возложением на него организации хора певчих, а во время действий Строительной Комиссии и обязанностей ее Делопроизводителя.
Принимая во внимание неотложную необходимость теперь же иметь псаломщика при Барийской церкви, дабы придать совершаемым в ней богослужениям должное благолепие и освободить добровольно несущего ныне обязанности псаломщика смотрителя И.О. Никольского, а также имея в виду, что предлагаемый кандидат вполне отвечает поставленным ему требованиям и успешно выдержал испытания, Комитет постановил:
А) назначить Владимира Каменского псаломщиком в Барийскую церковь с жалованьем по 1.500 руб. в  год и выдачею, впредь до перехода на жительство в сооружаемое здание странноприимницы, квартирных денег в размере 500 руб. в год;
Б) выдать В. Каменскому перед его отбытием к месту службы в Бари 150 руб. подъемных и 150 руб. путевых, а всего 300 рублей;
В) возложить на В. Каменского, кроме его прямых обязанностей по церкви, также и обязанности делопроизводителя Строительной Комиссии, без права голоса в ее заседаниях, и
Г) возбудить пред Митрополитом С.-Петербургским и Ладожским ходатайство об утверждении Владимира Каменского в должности псаломщика Барийской церкви» [4].
Журнал заседания ВЫСОЧАЙШЕ учрежденного Барградского Комитета 17 Июля 1914 г. № 31. (Председатель: Князь А.А. Ширинский-Шихматов. Присутствовали: ЕГО ВЫСОЧЕСТВО Князь ОЛЕГ КОНСТАНТИНОВИЧ, члены Комитета: Протоиерей П.И. Соколов и  М.Т. Преображенский и академик архитектуры А.В. Щусев):
«Председатель Комитета сообщил, что настоятель временной Барийской церкви о. В.Н. Кулаков, руководящий ныне занятиями псаломщика В.В. Каменского по организации хора певчих, преимущественно из местных жителей итальянцев, обратился к нему, в письме от 27 Июня с.г., с просьбою разрешить взять напрокат фисгармонию, крайне необходимую при постановке голосов, и назначить певчим хотя бы самое скромное вознаграждение за участие в спевках, чтобы тем приохотить их к нелегким на первое время занятиям по изучению русского церковного пения.
Признав весьма желательным, в интересах успешной организации церковного хора, оказать о. В.Н. Кулакову и псаломщику Каменскому необходимое содействие, постановили: разрешить взять напрокат фисгармонию с платою по 6 лир в месяц, что же касается вознаграждения певчих итальянцев за спевки, то ничего не имея против назначения им за это небольшой платы, просить о. В.Н. Кулакова выработать, хотя бы приблизительные, нормы такого вознаграждения и по утверждении их Комитетом принять затем к руководству. Кроме того, желая заблаговременно определить состав будущего постоянного хора певчих и установить размер вознаграждения как ежемесячного, так и разового – если последнее будет применяться, Комитет постановил просить о. В.Н. Кулакова представить по сему вопросу свои соображения» [5].
В АВПРИ хранится также ряд писем священника В.Н. Кулакова к секретарю Императорского Православного Палестинского Общества А.А. Дмитриевскому и другим лицам [6] , эти письма ещё ждут своих исследователей.
Итак, в самом конце зимы или весной 1914 года священник В.Н. Кулаков приступил к исполнению обязанностей Настоятеля Русского храма во имя Св. Николая Чудотворца в городе Бари. Первая его встреча с маркизом Джулио де Лукка произошла в январе 1915 года, уже после начала Первой Мировой войны, многое изменившей в судьбе России и всего мира.

2. Маркиз де Лука из Мольфетты.
О маркизе Джулио де Лукка,  о котором идёт речь в приведенном выше письме,  информации найти нам не удалось, но о славном итальянском роде маркизов де Лука из Мольфетты поведал ряд источников.
 Оговоримся, что на современных картах название города «Мольфетта» пишется через «о», а не через «а», как написано в письме. Также фамилия маркизов де Лука пишется с одной буквой «к» (по-итальянски – «с»: De Luca), в письме написано «маркиз де-Лукка», видимо, ошибка возникла при переписке, тем более что для итальянского языка характерно частое удвоение согласных звуков.
Сначала скажем несколько слов об итальянском городе Мольфетта.
Мольфетта – это город-порт в Апулии, расположен на побережье Адриатического моря, в 25 км к северо-западу от Бари, в настоящее время там проживает около 60 тыс. жителей. Поселение существовало здесь с глубокой древности. Первое документальное упоминание о Мольфетте относится к 925 году. В средние века город неоднократно подвергался набегам сарацинских пиратов, на его развитие поочерёдно  оказывали влияние византийцы и лангобарды. В XI веке город перешёл под власть норманнов. Во время их правления, в период крестовых походов XI-XII вв., города южной Италии – Мольфетта, Бари и др. стали для крестоносцев важными отправными пунктами в Святую Землю. Небесными покровителями Мольфетты считаются Св. Коррадо ди Бавьера (San Corrado di Baviera, крестоносец Конрад из Баварии), его мощи  покоятся в городском соборе, и Мадонна-деи-Мартири или Мадонна Мучеников (Madonna dei Martiri).
В «Историко-геральдическом словаре» (2) [7] упоминается благородная семья де Лука (или ди Луко) из Мольфетты и Амантеи. Её родоначальник Бернардо – владетельный синьор замка ди Луко в Умбрии. Оттуда вышли Синибальдо, консул Рима, и граф ди Луко в 1586 году. Род разделился на несколько ветвей, распространился в Неаполитанском  Королевстве, пользовался влиятельностью и за пределами Неаполя в 1475 году: в Кьети, Лечче, Барлетте, Молфетте, Капуе, Амантее и Аквиле. За пределами замка ди Луко фамилия владела многими другими феодальными земельными участками в Лиццано и Мельпиньяно. Среди знаменитых представителей этой фамилии – один крупный законовед и автор работ по юриспруденции, три капитана, и Архиепископ Назарета – Франческо Антонио де Лука (ск. 1676).
Фамилия де Лука с XV века упоминается в старинных документах, обнаруженных исследователями. Так, де Лука (de Luca) названа в числе 33-х благородных фамилий Мольфетты, а также в числе  80-ти фамилий «людей», видимо, простых горожан (famiglie del popolo), проживавших в Мольфетте в 1574 году.
Сообщается также, что в 1513 году из членов правительства Мольфетты были избраны 2 мэра, один из них был Сенатор Д. Иосиф Марк Антоний Де Лука. И в наши дни, под гербом города Мольфетты на Виа Пьяцца (между №№ 8 и 12), можно прочитать надпись об этом: «...Sindacorum sub auspicus Senatores D. Iosephi Marci Antonii De Luca et Populi Iacobi Radivano» [8].
В конце XVIII в., в 1789 году, один из представителей рода ди Лука - Джузеппе Мария ди Лука из Мольфетты - стал рыцарем Мальтийского ордена, старейшего военно-религиозного рыцарского ордена Римско-католической церкви. Мальтийский орден называют также «Орденом рыцарей-госпитальеров Святого Иоанна», так как образовался он в ходе Первого крестового похода (1099 г.) на основе основанного в Иерусалиме госпиталя - христианской организации, целью которой была забота о неимущих, больных или раненых пилигримах в Святой Земле. На орден была возложена обязанность охранять и защищать Святую Землю. Девиз Ордена:  «Защита Веры и Помощь Бедным и Страждущим»  (3). В XVIII в. считалось, что получить рыцарство - значит приобрести знак благородства и отличия, заслужить особую честь своей семье и своему городу. В XIX и XX вв. ещё несколько представителей рода де Лука стали рыцарями Мальтийского ордена [9].
Один из членов фамилии де Лука в 1883 г. издал книгу: «Генеалогическая и хронологическая история семьи де Лука» (4) [10], на которую имеется ряд ссылок в интернете.
Маркизы де Лука (marchesi De Luca) относились к разряду титулованных дворян  первого круга («nobili di prima piazza»). Вообще, в Мольфетте издавна проживало много знатных семей, поэтому художественные изображения и барельефы древних гербов и сегодня можно увидеть на дверях и стенах  старинных домов, во дворцах, в соборе, базилике, церквах и часовнях, на могильных памятниках и в собраниях музеев. Среди них есть немало изображений фамильного герба де Лука. В работе, посвященной первому рыцарю Мальтийского ордена из рода де Лука, приведен целый ряд таких изображений [9]. Описание герба Де Лука: «На синем поле золотой лев, он держит серебряный мальтийский крест, поле пересекает серебряная лента с тремя красными розами».
 

3. Из приведенного письма явствует, что маркиз Джулио де Лука передал в дар Российскому Императору-мученику Николаю II, кроме флакона с манною от мощей Св. Николая Чудотворца, ещё и изображение чудотворной иконы Мольфеттской Богоматери. Небесной покровительницей Мольфетты, как уже сказано выше,  считается Мадонна-деи-Мартири (Мадонна Мучеников). История этой иконы тесно связана с походами крестоносцев в Святую Землю. Именно во время крестовых походов, в 1162 г. началось строительство в 2-х километрах от Мольфетты базилики Мадонны-деи-Мартири и при ней Больницы крестоносцев (Ospedale dei Crociati), сохранившихся до наших дней. Икона Мадонны-деи-Мартири была привезена в базилику крестоносцами в 1188 году, её почитают всем жителям Мольфетты, но особенно моряки. В базилике есть также скульптурное изображение Пресвятой Девы Марии Мучеников (Maria santissima dei Martiri) - деревянная статуя, созданная в первой половине XIX в. 
   
Рядом с базиликой находится «Больница-госпиталь крестоносцев», это здание является остатками старинного «Госпиталя, посвященного Санта-Марии и святым Мученикам» («Ospedale dedicato a Santa Maria e ai santi martiri»), где паломники - мученики Христа (pellegrini - martiri di Cristo), проходящие через Мольфетту по пути в Иерусалим и обратно, могли найти приют и отдых, а при необходимости и врачебную помощь и заботливый уход за больными. Историки слово «Ospedale» (госпиталь) в данном случае производят от слова «ospite» (гость) и понимают его скорее как гостиницу, а не больницу.
 В средние века крестоносцы и паломники, следующие в Святую Землю с севера, традиционно сначала посещали две святыни, находящиеся в Апулии – той же области, где расположена и Мольфетта: пещеру Архангела Михаила  (5) и базилику с мощами Св. Николая Чудотворца в Бари  (6), затем многие из них прибывали в Мольфетту к чудотворному образу Мадонны-деи-Мартири – покровительницы паломников, которых из-за трудностей пути считали добровольными мучениками Христовыми, и уже после этого пилигримы продолжали свой дальнейший путь к Святой Земле.
С 1828 года хранителями базилики Мадонны-деи-Мартири являются францисканские монахи. В 1987 году Базилика Мадонна-деи-Мартири была провозглашена Папской Малой Базиликой (Basilica Pontificia Minore).
11 мая 1560 года вся южная Италия пострадала от сильного разрушительного землетрясения, однако город Мольфетта был спасен от катастрофы. Все жители считали, что это чудо произошло благодаря заступничеству Пресвятой Девы и бежали в базилику к святой иконе, чтобы поблагодарить Мадонну. С тех пор духовенство и городские власти поклялись каждый год совершать торжественное шествие с чудотворной иконой, чтобы отдать дань уважения своей небесной покровительнице. Этой обычай соблюдается неукоснительно по сей день.
Судьба большинства жителей Мольфетты всегда была связана с морем, многие из них были рыбаками или служили в военно-морском флоте; эта тенденция сохраняется и поныне. Местный рыболовецкий флот насчитывал сотни лодок (battelli), да и сейчас их не меньше. В начале 1800-х годов моряки Мольфетты решили провозгласить Мадонну-деи-Мартири (Мадонну Мучеников) своей защитницей и покровительницей. 8 сентября 1846 года неаполитанский скульптор Джузеппе Верзелла установил статую Девы Марии на двух парусных шлюпках (barche) и доставил на набережную, что рядом со старым Собором. С тех пор началась традиция ежегодного сентябрьского морского праздника, когда епископ благословляет море, совершается общая молитва о погибших моряках, в память о них возлагаются венки на воду и к памятнику на городской площади, происходит торжественное шествие с иконой и статуей Мадонны-деи-Мартири на суше и на море. Обычно в первые дни сентября каждый вечер в Мольфетте происходит грандиозное факельное шествие на море и конкурс фейерверков. Ежегодное чествование Мадонны совпадает с ярмаркой Мольфетты, открытой впервые в 1399 году. Обычно это - красочный и веселый городской праздник, с гонкой парусных шлюпок, с концертом в Соборе. В торжествах принимают участие тысячи верующих, в том числе приезжих из других городов и стран [11], [12], [13], [14], [15], [16], [17].

В заключение, хотелось бы обратить внимание читателей на некоторые «мистические» совпадения, возможно, чисто случайные, которые бросаются в глаза при рассмотрении приведенного письма. Дата второго явления Св. Николая Чудотворца во сне маркизу Джулио де Лука  - 22 июня – совпадает с трагическим днём для России - с днём начала Великой Отечественной войны в 1941 г.; третье, самое грозное и требовательное, явление во сне Св. Николая Чудотворца маркизу де Лука произошло в начале 20-х чисел июля – спустя три года, в середине июля 1918 г., Российский Император Николай II (1868 – 1918) вместе со своей семьёй примет Мученический венец в «Ипатьевском доме» в Екатеринбурге. День, когда маркиз де Лука приобрёл в базилике и передал для Николая II флакон со св. манною от мощей Святителя Николая, а также  два изображения Мольфеттской иконы Божией Матери, был 1 августа – ровно за год до этого, 1 августа 1914 г., Российская Империя вступила в Первую Мировую войну. И наконец, икона Мольфеттской Божией Матери, переданная маркизом де Лука русскому Императору, называется Мадонна-деи-Мартири, что в переводе означает «Мадонна Мучеников». Святыми Мучениками стали в 1918 году, через три года после передачи изображения этой чудотворной иконы в Россию, как сам Государь Император Николай II со своей семьёй, так и Председатель Императорского Православного Палестинского Общества Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, к которой было обращено приведённое нами письмо, хранящееся в Архиве Внешней политики Российской Империи.

Автор благодарит сотрудников Архива Внешней политики Российской Империи за чётко налаженную работу, за помощь в поиске документов и благожелательное отношение. Автор также благодарит свою дочь Бирюкову Марию за помощь в подборе литературы на итальянском языке  и в переводе итальянских источников на русский язык.

ПРИМЕЧАНИЯ:
(1)  В 1911 г. в рамках ИППО в Петербурге был учрежден Барградский комитет под Высочайшим покровительством Св. Императора Николая II, задачей которого было сооружение в итальянском городе Бари Православной церкви и подворья со странноприимницей для русских паломников. Барградский Комитет возглавил знаток древнерусского искусства Князь А.А. Ширинский-Шихматов.
 (2) «Il Dizionario Storico-Blasonico delle famiglie nobili e notabili italiane estinte e fiorenti» Compilato dal Commendatore G.B. di Crollalanza. Vol. 2. Bologna: Arlando Forni Editore. P. 35 – 36.
  (3) «Tuitio Fidei et Obsequium Pauperum"  (лат.).
  (4) G. De Luca. Storia genealogica cronologica della famiglia de Luca. Giovinazzo. 1883.
  (5) Святилище (пещера) Архангела Михаила — известное с V века место паломничества находится на горе Гаргано в провинции Фоджа в области Апулия.
  (6) Мощи Святого Николая Чудотворца были перенесены в Бари из Мир Ликийских в 1087 году.



СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ:
АВПРИ – Архив Внешней политики Российской Империи.
ИППО – Российское Императорское Православной Палестинское Общество

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.  АВПРИ. Ф. 337/2. Оп. 13. Д. 489. Л. 42 – 43 об.
2. АВПРИ. Ф. 337/2. Оп. 13. Д. 505. Л. 152.
3. АВПРИ. Ф. 337/2. Оп. 13. Д. 505. Л. 152 об. - Л. 153.
4. АВПРИ. Ф. 337/2. Оп. 13. Д. 505. Л. 161 - 162.
5. АВПРИ. Ф. 337/2. Оп. 13. Д. 505. Л. 190, Л. 196 об. - Л. 197.
6. АВПРИ. Ф. 337/2. Оп. 13. Д. 492.
7. Il Dizionario Storico-Blasonico delle famiglie nobili e notabili italiane estinte e fiorenti. Compilato dal Commendatore G.B. di Crollalanza. Vol. 2. Bologna: Arlando Forni Editore. P. 35 – 36.
8. Геральдика. Под ред. Cav. Dario R. Uva. (Araldica. А cura del Cav. Dario R. Uva). Интернет-ресурс:
9. Marco Ignazio de Santis. Fra’ Giuseppe Maria de Luca, giovannita di Molfetta e Patrizio di Trani (1753 – 1808). // Studi Melitensi Rivista del Centro Studi Melitensi. XXIV (2016). P. 151 – 211. Интернет-ресурс:

10. G. De Luca. Storia genealogica cronologica della famiglia de Luca. Giovinazzo. 1883.
11. Интернет-ресурс: 12. Интернет-ресурс: http://www.madonnadeimartiri.it/arte.asp
13. Интернет-ресурс: http://www.madonnadeimartiri.it/tradizione.asp
14. Интернет-ресурс: http://www.madonnadeimartiri.it/ospedale.asp
15. Интернет-ресурс: 16. Интернет-ресурс: 17. Интернет-ресурс:


Рецензии