Опять стрельба... Опять дедовщина

   Знаю эту проблему изнутри, а потому в качестве предисловия приведу своё стихотворение из книги "Предпочитаю предпочесть..." (Москва, 2015).

       ЗАБЛУЖДЕНИЕ

Не стоит даже думать: зуб за око...
Где сила слабость делает своей,
там двое заблуждаются глубоко:
жестокость и бесправный перед ней.

   Приведу только два случая из своей срочной службы.

   ШМАС в Могилёв-Подольском, первый год моей службы (1966). Поздний вечер, офицеры разъехались по домам, а я сижу в гордом одиночестве в канцелярии роты. Вальяжно вваливается так называемый "старик" и удивлённо спрашивает, чем я тут занимаюсь. Отвечаю не задумываясь: "Поскольку меня за себя оставил командир роты, то кругом! И шагом марш!" Старослужащий опешил, но команду выполнил.
   После этого эпизода все ко мне стали относиться крайне уважительно, все сто человек. Конечно, про свою временную должность я придумал. Но находиться в канцелярии имел полное право: я выполнял за капитана его контрольную работу по математике (он учился заочно в институте). И ключи были мне доверены.

   Ахтубинск. Вокруг - степь да степь, да изредка оглушающий треск от взлетающих ракетоносцев. Жду команды руководителя полётов на запуск РСБН (1967 год). В землянку (в новую казарму мы ходили только ночевать или в свободное от дежурства время) входит наш сержант (начальник радио-маяка) снимает с гвоздя мою новенькую утеплённую куртку с погонами рядового и, покрутившись перед небольшим зеркалом, спрашивает: "Ну как?" Молча показываю большим пальцем вверх, и добавляю: "А потом повесишь опять на мой гвоздь". "Ну тогда и не надо" - отвечает он раздражённо и тотчас снимает мою незапятнанную одёжку.
   Сказать, что на этом инцидент был исчерпан полностью не могу. Достаточно прочесть мой рассказ "Враг народа", основанный на реальных событиях.

   Даю сноску:  http://www.proza.ru/2017/05/07/1062

   Там, где командир части (полка) соответствует своей должности,
никакой дедовщины не может быть и в зародыше. Ответственно заявляю после
25 лет службы в ВВС и не только.


Рецензии
Командир части сам лично в казарме круглые сутки не сидит. Многое зависит ещё и от командиров взводов, непосредственно общающихся с солдатами. Если командир взвода игнорирует выполнение своих обязанностей, например не бывает на отбое, или подъёме, то дедовщина возможна. Т.к. одними приказами сверху и лозунгами проблему не решить. И ёщё - в конце 60х дедовщина еще не проникла во все части в той степени в которой она проникла 10 лет спустя. Потому тут нужно учитывать и время.

Александр Жданов 2   19.12.2019 22:49     Заявить о нарушении
Во второй части Вы абсолютно правы.
А командир - он и для всех младших офицеров начальник
и найдёт способ проверить несение ими службы.
Благодарю Вас за отзыв по существу,

Владимир Юденко   19.12.2019 23:02   Заявить о нарушении