Неизменное в нашей жизни

                В детстве, когда жил в аджарском селе Салибаури, это в десяти километрах от Батуми, весной школьников посылали на уборку чая, как раз в это время на чайных кустах появлялись нежные побеги, которые и надо было срывать и класть в корзину за плечами, кодори.

Довольно тяжёлая для второклассника, но без неё не обойтись. Доверху наполненная кодори весила уже внушительно, старались избавиться от собранного чая, несли к весовщику, который взвешивал. 

За труд нам платили, и это воодушевляло. Уходили на плантацию на весь день.  Нам объяснили, что нужно срывать лишь два листика. Если заметят более грубые листики, то чай будут принимать вторым сортом.

Все ученики старались, некоторые рвали по две-три корзины. Я, как сын учительницы, не особенно утруждался, остановился на одной, и присоединялся к балующимся мальчикам. Любимым нашим занятием было, с самого верха скатиться по чайным кустам, не касаясь земли. Иногда это удавалось. Кусты хорошо пружинили.

Сбор проходил три дня, за которые я заработал 14 рублей. Что-то, около этой суммы, которую я так и не получил на руки, не переживал, грело сознание, что это мой первый заработок.

То есть вы поняли, я имею представление о сборе чая, и, какое же моё удивление было, когда я недавно, по телевидению, узрел индийских сборщиц чая. В их корзинах лежали крупные, грубые листья — обычно такие падали на землю после срезки уже оформленных кустов трактором, если была равнина, а в горах обходились секатором. И никто не жалел упавшие листья, а индийцы собирали и сдавали на дальнейшую обработку.

Месяцем позже, когда обучение в школе завершилось, всех учеников повели на чайную фабрику, и это шло в копилку понимания представлений о чае. Учитель что-то показывал, рассказывал, но его почти никто не слушал. Я ушёл в самостоятельное плавание по почти безлюдной фабрике. Нам это быстро наскучило, и разошлись по домам.

Сейчас я поражаюсь, в те времена, да и позже, мало кто из нас знал, как правильно надо заваривать чай? Иногда, ради экономии, допивали утренний чай. Заварки в чашку наливали 20-30 граммов, и доливали кипяток из чайника.

В продаже, в основном, был лишь грузинский чай. Цейлонский, со слоном на этикетке, редко попадался. И мне запомнилось удивление продавщицы, когда я купил лишь один брикет такого чая.

Я  работал на ВАЗе, свободных денег почти не было, но однажды я решил запастись чаем на весь год, чтобы не бегать в поисках. А потом долго удивлялся, почему чай такой невкусный. Лишь потом случайно прочитал, что чай не подлежит длительному хранению.

Свои запасы выбросил. Да и чай пили только утром, или в заводской столовой, но и там давали не каждый день, разнообразили киселями, компотами.

Мать пристрастилась ходить к гадалкам, где пили кофе в маленьких чашках. Постепенно к кофе и я приучился. Покупали кофе в зёрнах, мололи и пили.

Всё-так, скажу, привычка к кофе становится почти зависимостью. Не наркотической, но тяга есть. Впрочем, вся еда — это сплошной наркотик, ни один день не обходится без неё.

Кофе пью по сегодняшний день, даёт бодрость, которой старикам так не хватает, а в молодости не ценилась. Ручную мельницу привезли ещё из Батуми. Лишь однажды сломалась ручка. Поставили новую. Кофе различных сортов полно в магазине, и арабика и робуста.

Жена пьёт кофе без сахара, но вприкуску, с большой конфетой-ассорти Добрянкой. Одно время я пил со сливками — очень вкусно, но, как я вычитал из интернета, полезнее пить чистый кофе, даже без молока. Чему я и следую.

И, к чему это я всё написал? У каждого из нас свои пристрастия, кто-то пьёт чай, кто-то кофе. Трампу объявили импичмент. Чем это завершится никто не знает. Страна замерла в ожидании пресс-конференции нашего президента. Не думаю, что услышу нечто новое.

Всё меняется, кроме ежедневного чая и кофе, может быть, поэтому и возникло желание написать о неизменном?

                Ставрополь-на-Волге


Рецензии
Сколько не пей чая и кофе, изменить жизнь в государстве просто невозможно. Удачи.

Александр Аввакумов   20.12.2019 12:39     Заявить о нарушении
Александр, Вы как никогда правы!
Много кофе и чая выпито, а жизнь в России не изменилась.
Перешёл на ряженку.
И вкусно и полезно.
Спасибо за внимание и отклик!

Вячеслав Вячеславов   20.12.2019 13:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.