Бернардино Луини в Эрмитаже

 БЕРНАРДИНО ЛУИНИ Святая Екатерина. Между 1521 и 1531.Эрмитаж.

     Бернардино Луини (1480-1532) был одним из самых известных художников миланской школы живописи, последователем Леонардо да Винчи.
    
     Полотно "Святая Екатерина" поступило в Эрмитаж как произведение Леонардо да Винчи, существующая ныне атрибуция была сделана в 1864 г. Бернардино Луини - один из самых известных художников миланской школы, последователь Леонардо. Он часто повторял любимые темы и типы Леонардо, виртуозно передавал сфумато - мягкую дымку светотени, как бы окутывающую предметы. Картина решена в глубоких спокойных коричневых и золотистых тонах, которые подчеркивают густой благородный малиновый цвет одежды святой.
    По сторонам от нее два маленьких ангела держат пальмовую ветвь - атрибут мученичества - и колесо с шипами, на котором, по преданию, святую Екатерину за приверженность христианскому учению, повелел казнить римский император Максимин

    В 1815 Картина  приобретена императором Александром I у Евгения Богарне, получившего картину по наследству после смерти матери, императрицы Жозефины, в 1814. Ранее: куплена Жозефиной в 1805 у художника Андреа Аппиани в Милане; собр. императрицы Жозефины во дворце Мальмезон близ Парижа.

  В собрании Жозефины картина считалась работой Леонардо да Винчи и называлась «Св. Маргарита». С атрибуцией Леонардо произведение поступило в Эрмитаж. Авторство Луини было определено Вагеном (1864). Датируется между 1527 и 1531 на основании сравнения с другими полуфигурными изображениями Луини.

 Эрмитажная «Св. Екатерина» часто рассматривается как основное произведение, которое затем повторял сам мастер и копировали другие художники.

    Согласно иной точке зрения, первоначальный вариант «Св. Екатерины» находится в Национальной галерее, Лондон . Дэвис считал лондонскую картину копией . Композиции, аналогичные эрмитажной, хранятся также в Музее г. Компьена (ранее — запасники Лувра, Париж); в частной коллекции, Бильбао; в Национальной галерее Ирландии, Дублин (копия с Луини); в частной коллекции, Турин (поздняя копия), в Галерее Брера, Милан (копия XVI в.), и др.

     Липгарт (Кат. 1912) полагал, что эрмитажную «Святую Екатерину» можно идентифицировать с той, которая принадлежала герцогу Модены и о которой упоминал Сканелли да Форли: «…и среди очень редких картин полуфигура, чуть меньше натуральной величины, которая изображает святую Екатерину, грациозно держащую пальмовую ветвь в правой руке, и так знакомо это лицо, нежное и деликатное, что тот, кто видит эту работу, убеждается, что она принадлежит к исключительным созданиям этого необыкновенного мастера"

В Эрмитаже находятся и другие работы этого мастера.

Распятие с заступниками .Бернардино Луини,около 1530 г.

Святой Себастьян .Бернардино Луини, около 1526 г.


Рецензии