Гарри Поттер и внеклассное чтение
Понятно, что не нужно покупаться на рекламные трюки, а кто купился - сам виноват. Но осадок остался. Стала думать и додумалась пойти в центральную детскую библиотеку спросить директора, что и как читают нынешние дети.
По её словам 90% процентов читателей - дети до шестого класса включительно, потом они исчезают, уходят в соцсети, остаются единицы.
- А что преимущественно читают шестиклассники перед тем, как исчезнуть?
- Гарри Поттера.
Ответ меня смутил, ничего из серии не читала. Взялась однажды у университетской подружки в то время, когда только выходили книги, и все их читали, полистала и бросила, примитивным показался язык (перевода).
Смотрела какую-то серию экранизации, понравился антураж Хогвардса, но не понравилось, что Хэллоуйн они там праздновали в компании привидений, и тоже не стала вникать, а тут озадачилась.
Можно привести лошадь к водопою, нельзя заставить её пить. Можно научить ребёнка читать в 4 года, вопрос в том, что он будет читать, когда ему будет 7, 10 и 17.
Аксиома, что лучшая литература для детей - это классика мировой литературы, хорошо работала в советское время, и я люблю эти тома Библиотеки мировой литературы для детей, числом 58, где есть из чего выбрать.
Сейчас она не работает потому, что уже родители нынешних детей выросли как трава, если и читали, то что и как попало, и росли больше на голливудской продукции, нежели на "классике мировой литературы".
Спросила, оказался в наличии третий том, "Гарри Поттер и узник Азкабана", первые два на руках. Стала читать - не въезжаю, решила первые серии посмотреть. И в результате так втянулась, что посмотрела все, а также прочитала третий том и последующие.
Иду однажды по коридору ближайшего гипермаркета и вижу в витрине коллекцию молодёжной одежды в духе Хогвардса, воспроизведение костюмов разных героев поттерианы. Понятно, что когда "модно" - подростки и будут это читать. Вопрос в том, насколько это им полезно и как у Роулинг получилось их увлечь.
Директор Хогвардса Дамблдор говорит Гарри Поттеру в одной из их задушевных бесед примерно такую фразу:
- Я уже забыл, что значит быть молодым, и это непростительно.
Не могу представить, каково было бы прочесть Толкиена, Льюиса или Роулинг подростком, стала читать литературные английские сказки взрослой, параллельно со святыми отцами и книжками вроде "Приключений с макаронами" Вознесенской или "Детей против волшебников" Зерваса, когда уже напрочь забыла про "Тимура и его команду".
А ведь Гарри Поттер - это прежде всего "Тимур и его команда", история про то, как дети спасают этот безумный, безумный, безумный мир.
В Хогвардсе и Квакин с дружками есть - Драго Малфой, Крэбб и Гойл.
Жалким получился "наш ответ Чемберлену", мульт по "Детям против волшебников", книжка не так плоха. Но в кино антураж, атмосфера - это всё. В качестве интерьеров Хогвардса снимали дивные интерьеры средневековых английских соборов, прекрасные и таинственные, и этим всё сказано.
Когда говорят, что дети любят сказки, они им нужны, то именно про это: детям нужна красота и тайна. Взрослым тоже, но детям больше, взрослые приспосабливаются и черствеют, а дети ещё не обросли корой "прозы жизни".
Мне у Роулинг понравилось противопоставление сказочного мира волшебников миру маглов, волшебных предметов - технике. Кто бы спорил, что летать на метле или фестралах с драконами изящней, чем на самолётах, а убирать и мыть посуду с помощью волшебной палочки одновременно и легче, чем вручную и экономней, чем в посудомоечной машине.
Многодетная семья Уизли, семья Рона Узли, лучшего друга Гарри Поттера, живёт в "Норе", запущенном, но уютном и довольно большом доме, а глава семейства работает в Министерстве магии в отделе контроля, следит, чтобы волшебники не пользовались изобретениями маглов и не вредили маглам пользоваться их изобретениями. Как говорится, два мира - две системы.
Роулинг фантазирует в рамках своей, английской литературной традиции. Понятно, что есть разница между ней и инклингами, так же, как есть разница между Гоголем и Булгаковым. Но больше общего.
Начиная с драконов, гоблинов и эльфов и заканчивая тем, что Гарри похож на Фродо, хотя к концу эпопеи и перерос его (в буквальном смысле, одного роста они были в самом начале, когда Гарри 11).
Дублировал их один актёр, и то, что в русской озвучке Гарри говорит голосом Фродо, а Снегг голосом Арагорна, меня постоянно сбивало с толку. Особенно со Снеггом, всё-таки сходство между Фродо и Гарри очевидней, чем между Снеггом и Арагорном, точней, сходства, кроме голоса, между оными литературными героями - на мой взгляд нет.
Арагорн, следопыт, потомок королей Гондора в изгнании, в финале саги Толкиена с триумфом возвращается на трон своих предков. Всегда читала и смотрела эту сцену с трепетом. Да, если и есть на свете самая прекрасная сказка, так это про то, что "король жив и вернулся на свой законный престол". Не просто король, а великий воин и целитель, Арагорн, потомок великих королей, побеждавших воплощённое зло - Саурона.
Насколько эта сказка близка русской традиции, нужно спросить у тех, кто доселе грезит о Третьем Риме и "возвращении Государя". Не детей, а вполне себе взрослых из "Двуглавого орла" и прочих "Орденов Феникса".
Снегг не Арагорн, рыцарь без страха и упрёка, это Азеф, двойной агент на службе у Волан-де-Морта и Дамблдора, и его романтическая внешность и такой голос в русской озвучке - главная засада во всей франшизе. В русской литературной традиции романтизировать подобных героев не принято, если не считать Иуду Леонида Андреева.
Тут Роулинг зашла не дальше оного, оправдав Снегга, но у неё это изящнее получилось, Андреев тупо залез в евангельский сюжет, а Роулинг не так прямо. Снегг служит двум господам, но погибает не как Иуда, а как жертва своего двуличия от руки Волан-де-Морта, тем самым частично это двуличие искупив. Представим себе, что Штирлиц погиб, а он и погиб в киноверсии, что понятно там в финале. Ну так для зрителя он безусловный герой, хоть и не такой романтический, как Снегг, нет таких живописных косм и мантий, делающих Снегга похожими на ворона из баллады Эдгара По.
Почему английские литературные сказки победили русские литературные сказки, Гарри Потттер и отряд Дамблдора - Тимура и его команду, долго не могла понять, а потом поняла. Они-то свою традицию всегда уважали и не рушили свои средневековые соборы, просто ларчик открывается.
У нас в Беларуси сейчас замки восстанавливают из руин, и меня это не столько радует, сколько не удивляет, бывая в детстве и юности в Литве, в Вильнюсе, всегда чувствовала эту разницу: что у них там сохранилось - у нас было разрушено дотла. И когда принялись возрождать замки Радзивиллов, мне только жаль было, что не более ранние, Гедеминовичей, но на нет и суда нет, трудно возрождать то, от чего практически ничего не осталось.
Вот ведь как: православие древней, но претерпело страшную катастрофу, революция и война стёрли с лица земли тысячелетнюю традицию. А в Англии подобного не произошло, ни Маркса, ни Гитлера.
Чтобы наши дети прочувствовали нашу национальную трагедию, конечно, им сначала нужно узнать и полюбить свою традицию. Чего стоит один том Библиотеки литературы Древней Руси, где собраны памятники XII века, современные "Слову о полку Игореве", включая его самого. И все остальные тома этой Библиотеки, из которой только "Слово" и попало в те 58 томов Библиотеки мировой литературы для детей, которые составляли в советское время.
На смену которым пришли нынешние "просветители" и поколение родителей из 90-х, уже выросшее на западных киношных стереотипах.
На каком белом коне должен въехать в Минобраз "возвратившийся государь" чтобы разметать все тамошние завалы и обернуть наших детей лицом к нашему собственному прошлому - не представляю.
Как всё это победить без волшебной палочки? В"православных" минихогвардсах для детей богатых? Так ведь в Хогвардс дети попадали не по деньгам и происхождению родителей, а по желанию и талантам. Знала только одну такую православную школу, в Пскове у убиенного отца Павла Адельгейма.
Для него Гарри Поттер не был проблемой, читают дети - и ладно, главное, дать им в реальной жизни альтернативу, что он и делал, а когда её нет - остаются только мечты и сказки.
Спасибо Джоанне Роулинг за ещё одну.
Свидетельство о публикации №219121900994