Телемост

Фонд V-A-C продолжает поиск новых форм современного искусства. Последним по порядку стал проект «Телемост»,  которым группа жителей района «Крылатское», собравшиеся в библиотеке имени Ахматовой, была связана со стройплощадкой нового культурного пространства ГЭС-2.
Это была очень богатая идея, поскольку понятие «Телемост» ассоциируется с телемостом, организованным телеведущими Познером и Донэхью в 1986 году для диалога между  советской и американскую публикой, который с тех пор превратился в легенду. Вот эта аллюзия на миф и делает «Телемост» произведением искусства. Содержание же  и сценарии этих двух телемостов различны; там это был мост через пропасть, разделявшую антиподов, исповедовавших полярные идеологии, причем оба плеча были симметричны – зрительные залы перед экранами; здесь телемост асимметричен: публика, собранная в уютном зале, связана со строителями, рассказывающими о своей работе. Интрига в том, что над телемостом витает его невидимый третий участник – Современное искусство; одно  плечо телемоста ему поклоняется, второе – работает над его материальным обеспечением.
Сценарий составлен великолепно: когда руководитель стройки в первый раз появляется на экране, он еще «не переключился», отдавая указания своим сотрудникам на своем родном языке - по-сербски, а потом мастерски справляется с ролью гида по стройплощадке, обнаруживая как владение предметом, так и врожденный артистизм – кастинг получился весьма удачным. Но подлинным достижением, как сценариста, так и режиссера, являются три прораба - вполне себе шукшинские мужички, которые, как кажется, сами были авторами произнесенных ими текстов, например: «Мы использовали цемент 55 марки»; эти слова меня потрясли до глубины души. Ну, и, конечно, антураж - грандиозная стройка, в которой много металлоконструкций (с ними, по-видимому, немало забот, так как прорабы все время упоминали «работы по металлу»). Время от времени в аудиоряд врывался «случайный» фрагмент производственной речи; тут я посетовал на наших Думских ханжей, введших цензуру, - каким бриллиантом засверкал бы «случайный» матерок, донесшийся издали!
Особенно впечатлил Малый зал, в котором отсутствуют внутренние опоры, сохранивший своеобразную красоту индустриальной архитектуры, включая сохраненную в интерьере кран-балку, - прозрачный намек на Турбинный зал лондонского музея Тейт Модерн.
В общем, эксперимент с новой формой современного искусства – телемостом – нужно признать весьма успешным; его эффектной рамкой явится передающая телеаппаратура, кабели, змеящиеся по полу, и бродящие по сцене телеоператоры в  корсетах, увенчанных г–образными «гусями», к которым подвешиваются телекамеры.
Более того, данный проект обнажил еще одну грань в непростой проблеме взаимоотношений художника современного искусства и простого народа; - последний может выступать не только в зрительской ипостаси, - весьма, впрочем, сомнительной, но и в виде работяг, с энтузиазмом возводящих чертоги для экспонирования художественных произведений – так в контекст элитарной культуры они попадают заведомо.
                Октябрь 2019 г


Рецензии