К постижению сути масонства-17

      Здесь можно было бы уже перейти к раскрытию сути масонства, но давайте, ради сохранение интриги ещё немного отвлечёмся на личности Иван Перфильевича Елагина.
    Итак,  Иван Перфильевич Елагин, (30 ноября[11 декабря]1725 Санкт-Петербург  — 22 сентября [3 октября] 1794 Санкт-Петербург) — русский государственный деятель, историк, поэт, философ, гофмастер Екатерины II. Великий мастер Провинциальной Великой Ложи в Санкт-Петербурге.
В 1743 году Елагин был выпущен из сухопутного кадетского корпуса, с чином прапорщика.  Он служил в начале секретарём лейб-кампании и, имея мало дела, занялся изучением французского и немецкого языков и разных наук.
Когда в 1758 году был арестован канцлер граф Бестужев-Рюмин, заподозренный в заговоре в пользу великой княгини Екатерины Алексеевны, Елагин, как сторонник будущей императрицы и доверенное лицо Понятовского (впоследствии короля польского), был тоже замешан в дело и сослан в Казанскую губернию.
С воцарением Екатерины, Елагин немедленно был возвращен из ссылки и, несмотря на недоброжелательство к нему Орловых, щедро награждён за преданность. Он состоял в кабинете «при собственных Её Величества делах у принятия челобитен», членом дворцовой канцелярии и комиссии о вине и соли, потом директором по спектаклям и музыкой придворной, ещё позже — сенатором и обер-гофмейстером, чем и завершается его служебная деятельность. Елагин слыл человеком  умным и просвещённым, о котором Императрица говорит, «что он хорош без пристрастия». Елагин делается также «приближенным малолетнего наследника престола и, вместе с Сумароковым, его постоянным гостем».
Наиболее яркой плодотворной стороной  деятельности Елагина является управление театрами. Он был назначен высочайшим указом директором Императорских театров России (1766—1779). В это же время и был учрежден русский публичный театр (1774), основано театральное училище (1779),  заложен Большой театр в Коломне. Заметьте, не в столицах, а в провинциальной Колонне. В 1777 году Елагин стал владельцем острова в Петербурге, ставшего известным как Елагин остров.               
И ещё, не лишне будет отметить, что всё это происходило тогда, когда во всю в Америке шла  Войны за независимость США, в смысле, когда только-только началось формирование государство США.
Елагин считается одним из родоначальников первобытного славянофильства; он писал иногда почти по-славянски.   Денис Иванович Фонвизин, с 1763 по 1769 годы служивший при нём секретарём, в начале,  подражал Елагину, употребляя много славянских слов и «каданзированную прозу». Резче всего «славянское» направление Елагина сказалось в начатом на склоне лет (1790) «Опыте повествования о России», доведённом до 1389 года. Научные приёмы «Опыта»  по мнению специалистов были восприняты, как  крайне наивные и не выдерживающие  самой снисходительной критики. Елагин был членом Российской академии с самого её основания, а также, лейпцигского учёного общества.
Как уже было отмечено, В 1772 году Елагин стал провинциальным великим мастером и реорганизовал существовавшие к тому времени в России ложи в единую систему. Кроме самого Елагина в возглавляемую им провинциальную великую ложу в Санкт-Петербурге входили такие известные в то время масоны, как граф Р. Л. Воронцов (наместный мастер), генерал-майор А. Л. Щербачев, князь И. В. Несвицкий и другие. Под управлением елагинской великой ложи в первой половине 70-х годов XVIII века работало 14 лож:
1. Ложа «Муз» (мастер И. П. Елагин),
2. Ложа «Урании» (мастер В. И. Лукин),
3. Ложа «Беллоны» (И. В. Несвицкий),
4. Ложа «Астреи» (Я. Ф. Дубянский),
5. Ложа «Марса» (Яссы, мастер П. И. Мелиссино),
6. Ложа «Минервы» (барон Гартенберг),
7. Ложа «Скромности» (Санкт-Петербург),
8. Ложа «Клио» (Москва),
9. Ложа «Талии» (Москва-Полоцк),
10. Ложа «Равенства» (Москва-Петербург),
11. Ложа «Екатерины» (Архангельск),
12. Ложа «Трёх подпор» (Архангельск),
13. Ложа «Эрато» (Петербург),
14. и ложа под управлением Р. И. Воронцова во Владимире.
Общая численность членов елагинских лож составляла около 400 масонов.
Елагин развил активную деятельность, как в распространении франк-масонства, так и, - в его развитии. Вследствие этого, система, господствовавшая в ложах,  от него зависимых, с самого начала стала  называться «Елагинской».
Известны примеры особенностей  «Елагинских» ритуалов,  сравнительно со старинными английскими. В частности- «три сильных удара, или дверь древнейшего франкмасонства, открытая для всех людей», заключается в так называемом «пути», или «мытарствах» новопоступающего во время приёма, допускаются устрашающие эффекты в виде брата в «окровавленной срачице», устремлённых против него шпаг, «смешения кров с кровию братиев наших». Ещё больше эффектов показано в церемонии возведения брата в степень мастера-масона, хотя всё же эти «прикрасы» проще, чем о том говорится в донесении Олсуфьева о масонах при императрице Елизавете Петровне. Эти «прикрасы», однако, скоро распространились и в Англии, так что здесь ещё нет отличия елагинской системы от староанглийской. Елагин стремился удержать три первоначальных степени — «ученика, товарища и мастера», и если он и принял впоследствии четыре высших, рыцарских степени, то они не играли большой роли, а были просто почетные.
В книге «Обряд принятия в мастера свободные каменщики», помещены установленные Елагиным правила для подготовки новичка к принятию в ложу.
Главная цель ордена, как определяет  Елагин: «Сохранение и предание потомству некоторого важного таинства от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства может быть судьба целого человеческого рода зависит, доколе Бог благоволит ко благу человечества открыть оное всему миру».
Сохранение и передача этой тайны встречается в древнем английском масонстве, например в «Apologie pour l’ordre de F.-M.» (1742 год). Вскоре эту тайну, которая, по объяснению старых масонов, была «тайной братской любви, помощи и верности», стали эксплуатировать в самых разнообразных формах, «от заговора в пользу Стюартов вплоть до дикой алхимии и нелепого колдовства». Несомненно, что и Елагин понимал эту тайну в мистическом духе. Он искал, с его слов:- «сладкого и драгоценного древа жизни, которого мы с потерянием едема лишены стали».
Известно, что у Елагина был наставник в масонской премудрости — некий Эли, опять же по его откровению: «в знании языка еврейского и каббалы превосходный, в теософии, в физике и химии глубокий».  Вообще-то,  этот Эли был розенкрейцером. Как определил один знаток учения этого Эли, книга его «представляет весьма характерный образчик розенкрейцерского, мнимо глубокого теологического и алхимического вздора». Известно также, что  Елагин был близок с Калиостро.  Однако,  основной  особенностью, которою позиционировала сама себе елагинская система, Это необходимость самопознания и нравственного самоусовершенствования и исправления всего человеческого рода, что как можем предположить, была наиболее ценной и востребованной для русского общества . Елагинская система позиционировала себя чуждой политики. Кто бы сомневался?  В целом, по мнению многих, Елагину не удалось построить систему, которую можно было бы выставить в противовес тем «вольтерьянским взглядам» против которых, как бы,  боролось масонство.  Наверное,  более не стоит продолжать вдаваться в подробности особенностей системы, так называемого, Елагинского масонства. Полагаю для общего ознакомления с процессом внедрения масонства в Россию, то, что приведено выше более чем, достаточно. Опять же, в который раз повторимся, всё это никак не приближает нас к «узрению»  самой сути масонства. Посему, ещё немного терпения, и мы окончательно приблизимся к прозрению. . Разве, что следует особо отметить, об отсутствии в источниках тех времён упоминаний о каком-либо особом еврейском следе в проникновение масонства в Россию. Впрочем, ради справедливости, стоило бы отметить, о непростом отношении к самому еврейству, точнее к «жидовствующим» (здесь и далее этот термин заимствован исключительно из циркуляров тех лет, без какого-либо намерения обидеть всех евреев), со стороны тогдашних властей.
Ещё после смерти Петра Великого, ещё императрицей Екатериной I в 1727 году был издан указ: который, буквально, звучал так, «Жидов как мужского, так и женского пола, которые обретаются на Украине и в других российских городах, всех выслать вон из России за рубеж немедленно. Впредь их ни под каким предлогом в Россию не впускать и так предостерегать во всех местах накрепко». Что характерно? Этот указ был издан императрицей, которая мало, что понимала в истинной сути «жидовствующих». Более того, этот указ впоследствии в 1740 году был подтверждён императрицей Анной Иоанновной. А в 1742 году появляется известный указ императрицы Елизаветы Петровны. Где она, ссылаясь, на указы своих предшественниц, так и повелевала.
«Как-то уже по неоднократным предков наших указам, во всей нашей Империи жидам жить запрещено. Но ныне нам известно учинилось, что оные жиды еще в нашей Империи под разными видами жительство своё продолжают, от чего не иного какого плода, но только нашим верноподданным крайнего вреда ожидать должно. Потому всемилостивейше повелеваем: из всей нашей империи, из городов, сел и деревень всех мужеского и женского пола жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со всем их имением, немедленно выслать за границу и впредь их ни под каким видом в нашу Империю ни для чего не впускать, разве кто из них захочет быть в христианской вере греческого исповедания».  Согласитесь, интересно, в чём же причина столь, мягко говоря, не доброжелательного отношения к «жидам»? Нет, конечно, можно предположить, что и в России правители руководствовались распространённым ещё со времён Римской Империи мнении о непосредственной причастности евреев к казни Понтии Пилатом Иисуса Христа?  Да и многие из христиан именно по этой причине не дружелюбно относятся к евреям. Так ведь, в указах правителей России, речь вовсе не шла о евреях в целом, ибо с принятием веры греческой, то бишь православия,  еврей абсолютно уравнивался в правах со всеми подданными Империи. И никакой циркуляр о «черте оседлости» на него не распространялся.  Правда,   когда всевозможные канцелярии в 1743 году предъявили всеподданнейшее ходатайство о разрешении временного въезда купцам-иудеям, Императрица Елизавета Петровна так и наложила свою знаменитую резолюцию: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли». Из чего однозначно следует, что всё же «жидов» причисляли к врагам «Христовым», то бишь, не всех евреев.  Вообще, то массовое появление «жидов» в частности, и евреев, в целом,  в Россию случилось достаточно не в давние времена. А, лишь после того как в её состав вошла Польша и, самая большая их часть автоматически стали подданными  Российской Империи, после разделов Польши в 1772-1794 годах. К тому времени, в Польше они обосновались и имели не малое влияние на её правителей.  Но, вот с вхождением в состав Российской Империи многое изменилось. И Императрица Екатерина II также продолжала вводить строгие  ограничения для них. Одно было лучше для них, власти практически не вмешивались во внутреннюю жизнь, и еврейские общины располагали полной автономией. У них были собственные суды, синагоги со школами, и они по необходимости собирали средства на нужды общины. Тем не менее, именно Екатериной II-ой в 1762 году была установлена, так называемая, «черта для постоянной оседлости», которая помешала им в отличии от успехов в некоторых в городах Европы, в частности, в Лондоне и иных больших городах Британии, достичь аналогичных успехов в Петербурге и Москве.  Однако, в среде русской элиты всё больше появлялись знатные вельможи, которые не скрывали своё благостное отношение к ним, что непременно приводило к рождению определённой смуты и расколу самой русской элиты. Всё появлялись просветители, которые  стали озвучивать  идеи о никчемности существования Самодержавия, самой Государственности, порочности Православия. И всё это  непременно сопровождалось высмеиванием государевых структур и мужей, внушением о бесполезности и никчёмности государственных служащих, от правителей, чиновников любого уровня, особенно, правоохранителей и армии, и, в целом, самого государства. Словом, всё то, что многие  просветители наивно окрестили вольнодумством.  Согласитесь, сложно не заметить идентичность объектов нападок, исходящих от вольнодумцев и тайных обществ, в частности, масонов? Посему, придётся продолжить...

Продолжение следует... 


Рецензии
Хорошее знание истории

Григорий Аванесов   21.12.2019 09:54     Заявить о нарушении
Сам себя не похвалишь...

Лев Ольшанский   21.12.2019 10:10   Заявить о нарушении
Завидуете?

Григорий Аванесов   21.12.2019 22:56   Заявить о нарушении