Жизнь... только держись!

Запись из личного дневника.

Наша мама говорила:  "ЖиСь - тоКо  держись  да  ухватисЕ  крепче!" 

90-е годы. Младшей дочери Ульянке – семнадцать. Окончив успешно среднюю школу и одновременно детскую художественную школу, которую закончила с красным дипломом, Ульяна в тот же год уехала в Россию - город Краснодар и поступила учиться в Международный Кубанский институт маркетинга и менеджмента. 


Что же такое натворили?

1988 - 1991 г.г. в стране прошла перестройка, ждали добра, а что получили?

Итог перестройки:  26 декабря 1991 года принята декларация:  СССР – как государство прекращает своё существование. Великая страна - наша гордость сгинула. Советский Союз развалился...

В Казахстане прошёл обмен советских денег на национальную валюту – тенге, где безбожно ограбили весь народ. Шутка ли – за пятьсот советских рублей дали всего одно тенге (один рублик)! Наши накопления в сберегательной кассе (на пол-автомобиля) превратились в копеечки.

После развала нашей великой страны начались огромные экономические проблемы: закрылись предприятия, наступила колоссальная безработица и хаос. Если те, кто и продолжает трудиться, - зарплату не получают месяцами.

Пенсионерам также задерживают пенсию на несколько месяцев. Бедные старики, они-то за что страдают? Чтобы получить свои жалкие гроши старики занимают очередь с трёх часов ночи.

Это коснулось и нашей семьи... Еле сводим концы с концами. Старшая дочь Валерия живёт в семье мужа недалеко от нас. Свёкор и свекровь, как и многие жители  города, перебиваются случайными заработками... Им полегче, мы помогаем чем можем...

Мне ещё чуть повезло: хоть и не шикарные деньги, но выдают стабильно, а вот мой муж не получал зарплату по полгода и более. Вместо денег ему иногда платили не совсем свежей пшеничной мукой 2-го сорта (мешок), сахарным песком (мешок), даже тяжёлыми ящиками с хозяйственным мылом... Делимся с семьёй зятя.

Как жить без налички? Ведь нам надо ежемесячно посылать перевод дочери в Краснодар. Дочь Ульяна далеко и тут-то вся моя душа изболелась!

Образовались проблемы с денежными переводами, почта работает из рук вон плохо и выдачу переводов постоянно задерживают от месяца и даже до двух...
Кто "крутит" нашими денежными переводами? Кто? Здесь у нас в казахстанском Чимкенте это делается или в российском Краснодаре? 

Как не позвоню дочке, она каждый раз плачет, уже стыдно ей сидеть на шее у своей новороссийской однокурсницы-подруги... И как же теперь жить и учить дочь в далёком чужом городе?

Мне приходилось придумывать, чтобы как-то за копейки продать даже б/у одежду и обувь моих дочерей и как художнику искать хоть какие-то оформительские работы на стороне, писать заметки, очерки и печататься в областной газете... и всем этим чуть зарабатывать небольшие, но какие-то деньги. Мой муж тоже ухищрялся как мог.

Я даже научилась шить домашние тапочки (не хуже магазинных) на всю свою семью со сватами и семью сестры. Хоть какой-то подарок для родных.

Дочери тоже пришлось научиться выкручиваться самой. Уже на первом курсе она начала подрабатывать в своём институте секретарём-машинисткой, а позже менеджером по рекламе в редакции одного из Краснодарских журналов...

Вдобавок она успевала рисовать картины на холсте масляными красками в стиле «Сюр-реализма» и чуть позже не плохо продала два полотна в самом Краснодаре на так называемом Арбате, где выставляются картины художников... Нужда заставила её вот так крутиться.
 
После прохождения учебной практики в одной из московских фирм дочь уехала на несколько месяцев в Германию (город Ганновер) на стажировку. Одна в чужой стране с недостаточным знанием языка! Я думала, у меня сердце разорвётся! Успокаивало то, что зная как я беспокоюсь, дочь звонит нам в Казахстан ежедневно. 


Попробовать  выжить!
 
Проработав семнадцать лет и ежегодно занимая первое место (с двойной премией) в конкурсе за лучшее оформление в областном центре я, наконец, из Горпищеторга уволилась... Директор меня никак не хотела отпускать, привела много доводов, почему не нужно мне уходить:
 
-- Нина, представь себе, что ты - моя дочь и я говорю тебе, как дочери, что увольняться не следует!

-- Здесь ты покупаешь все продукты... и в очереди стоять не нужно.

-- То, что в данное время не видят покупатели, ты можешь брать без проблем и столько, сколько тебе надо: своим родным и даже знакомым... Вдобавок к своей зарплате ты получаешь ежемесячную премию.

-- Взвесь всё и оцени. Послушай меня, если уйдёшь, - будешь очень жалеть...   

А я как чувствовала:  Горпищеторг вскоре развалился, оказалось, я ушла вовремя. Все мои друзья–художники во всех хозрасчётных магазинах Горпищеторга в областном центре в один миг стали безработными, так что мне ещё крупно повезло с работой. (Опять мне помог мой Ангел Хранитель).

Моя близкая подруга Надюша из художников переквалифицировалась в кочегары и стала работать в котельной по сменам (день-ночь)... Наша коллега Ольга научилась качественно шить бюстгальтера из хлопковой ткани, дело пошло в гору и у неё появились благодарные клиентки...

Другая девушка занялась вязанием, ещё одна подруга, продав квартиру, срочно переехала в Россию...  Парням легче: кто где устроился, но, конечно, не все нашли себе работу по душе.

Я ушла в Областную Универсальную Научную Библиотеку имени А.С. Пушкина. Меня, как художника, там уже давно ждали, одновременно предложили работу по  совместительству в Областную Юношескую Библиотеку и в "Каз. ювелир торг".

К моему огорчению в обеих областных библиотеках также стали задерживать зарплату до трёх месяцев (хорошо хоть не на полгода!) В это же время начали отправлять работников культуры на месяц в отпуск без содержания...

Стабильно получала я свои полставки только в Ювелирном магазине. 
При хорошем раскладе (без задержки), работая в трёх местах, получается неплохая зарплата, но на пределе всех моих физических и моральных сил, ведь я работаю и дома по ночам... без выходных.   
 

Жить без тепла, без газа и без света!

Ко всему этому надо добавить и то, что почти весь город уже три года живёт без газа, света, отопления, горячей воды, особенно окраины города - новые микрорайоны, а зимы очень холодные! Свет есть всегда только в самом центре города... и это естественно!

Холодильник давно отключён... Ни телевизора, ни радио! Электричество дают на два часа в сутки - в вечернее время с пяти до семи. Успевай сварить на самодельной электроплитке из двух жаростойких кирпичей с мощной спиралью что-нибудь быстрое из еды (чаще вермишелевые китайские бичпакеты).

Летом ещё жить нормально, а зимой каково? Успей залить кипяток в термос, нагреть ведро воды для купания и поставить на плитку все гантели, какие нашлись дома, чтобы хоть чуть-чуть нагреть температуру в стылой, неуютной, тёмной комнате (в одной из трёх комнат нашей квартиры)... У нас на третьем этаже температура +14, и  я ложусь спать в тёплой одежде, а вот у соседей на первом +9.  Как они живут при таком холоде, а ведь у них ещё есть малое дитя?

Как хорошо, что у нас есть бочка из нержавейки на шестьдесят килограммов, в которой я осенью солю по маминому рецепту чудо-капусту! Мой муж, уходя на работу в цех, каждый день берёт банку капусты, заправленной хлопковым маслом с мелко нарезанным луком для своих слесарей...

Вот ещё что интересное рассказал он мне: не раз его работники-мужики готовили рагу из собачьего мяса... Мой Гена попробовал и ему понравилось, от его откровений меня чуть не стошнило. Кстати, это блюдо из собачатины готовят корейцы и ничего особенного тут нет... 

Как назло – зимы довольно морозные, снежные. Придя домой с работы, тёмными холодными вечерами я постоянно сижу в своей шубе за столом при керосиновой лампе и как всегда что-нибудь пишу и рисую (оформление), в свободные минутки шью, вяжу тёплые носки, пишу дневник, описывая всю создавшуюся ситуацию...

Мой муж Геннадий как всегда допоздна на работе. Пришёл, поужинал и спать - тут уж не до чего!

Люди, у кого много детей, готовят пищу на улице на кострах, чаще в огромном казане и сразу на несколько семей. Некоторые жители близлежащих микрорайонов поставили железные печки с трубой в форточку. Вот это-то всё в наших пятиэтажных "хрущОбах"!  Однако, интересное и, само по себе, - грустное зрелище!

В городе и вокруг его на дрова порубили много деревьев, остались одни пеньки, сиротливо торчащие на обочинах дорог.

Витрины магазинов зияют пустотой, товары первой необходимости дают по талонам в определённые дни, образовались очереди. Как жить людям? А я ещё могу отовариться "по блату" у своих друзей: купить кой-какие продукты себе и сестре Дине.


Навестить дочь.

Ближе к лету, наконец, моему мужу выдали всю задержанную зарплату! Сумма скопилась приличная и я приехала в Краснодар к нашей дочери и заодно привезла деньги, которые будут нужны в новом учебном году.

Пожив полмесяца у Ульяны в совмещённом с мальчиками, шумном студенческом общежитии (ну и сумасшедшая же молодёжь сейчас!) до четырёх утра парни бродят по коридору, "гитарят" и орут дикие песни...  я снова поехала на Украину.

Моя цель: увидеться с моей приболевшей мамой. Навещая её ежедневно в больнице, я старалась быть с ней как можно дольше, послушать её. Разговаривая со мной, она вспоминала всю свою трудную жизнь, которую прожила в постоянной работе до изнурения в колхозе, в беспокойстве обо всех своих шестерых "робятах", о жизни с папой...

Внимательно слушая её и вглядываясь в родные черты похудевшего маминого лица я мысленно прощалась с ней... Не увидеться нам больше.


Рецензии
Зато теперь нам бы ваши проблемы! Счастливый Казахстан, берегите его. У нас тут всё казахское: чай "Той", макароны, строительные смеси, зарубежные товары, бизнес весь через Казахстан... А ведь у рксскоязычных там ни блата среди чиновников - их там нет, и с языком проблемы, так выучили, и все самостоятельные. Живут сами, без государства, друг друга не трогают и все довольны, никого друг на друга не науськивают. Хотя в начальство их не берут. Сами живут. И местные русские с местными же украинцами не воюют. Не этого ли хотели в 90-е? Без начальства. Сами. Но в России быстро закричали, как загулявшая глупая девчонка: папа вернись, я больше не буду, хочу домой. А папа умер давно. Остался бывший вахтёр общаги, которого уговорили посидеть в кабинете. Что он может? А в Казахстане поневоле пришлось самим. И получилось. Да и в Латвии с Эстонией. Хотя там похуже... А тут всё-таки Азия, тут понятия есть. Хоть и своеобразные.

Сергей Ульянов 5   10.04.2023 10:52     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.