Родные соседи

   По рассказам мамы, какое-то время, я была единственным на всю округу ребёнком в нашем селе и многие соседи и родные приходили со мной понянчиться. Часто забирали к себе и по долгу любили со мной играть. Разумеется я этого не помню, но думаю что именно в эти прекрасные моменты жизни, в том далёком моём детстве и была заложена эта любовь к родному народу, к пёстрому нашему наречию из смеси татарского, ногайского, казахского и русского языков... Где всяк друг другу был рад и каждому из нас было место за столом, в жизни и в сердце...
Я помню своих любимых соседей - казахскую семью Джаналиевых. Дедушку Алепкали и бабушку Масфию, и всё их большое, дружное семейство.
   Мой дедушка Харис Исмаилович (в документах Измайлович) был очень дружен с дедушкой Алепкали много долгих лет. Их жёны - наши бабушки были очень дружны, их дети и дети их детей относились друг к другу как к родным. В их дворе половина участка  была отгорожена под огород и скотный двор, а на второй половине двора дед Алепкали устроил целую детскую площадку на которой играли все дети нашей округи. Там была  песочница, самодельные качели, большая, высокая беседка и рос огромный красавец тутовник. Этот тутовник будто сросся с забором стоявшим между их и нашим участками. Честно говоря и заборы то  были у нас условными. Между нашими огородами была небольшая калитка, которая никогда не запиралась. В любое время дня и ночи мы запросто могли заглянуть друг к другу, если кому-то что-то было нужно или просто пообщаться. Совсем маленькой я практически обитала у соседей. Как рассказывали мама и бабушка, у меня уже и лексикон формировался казахский. Хоть и смутно, но я помню как дедушка Алепкали и бабушка Масфия учили меня казахскому языку.
- Мынау не?*
- Нан!
-Мынау не?
- Шай!
- Секер берембе саган?
- Бер!
-Нан жесынбе? Шай ыщесынбе?
- Иа!))
И так далее...
Помню, мой дедушка Харис, порой даже возмущался что я говорю только на казахском и одно время даже запрещал им говорить со мной по-казахски. Возмущаясь, что они превратят меня в казашку.
Помню дедушка чуть не в сердцах восклицал : - ул Алепкали бабанды тыннама! Безнен нугай телендя сейля! **
Нас с бабушками это очень потешало. Но я хоть и была очень маленькой, разумеется, видела отличие в языках и дипломатично разговаривала с каждым дедушкой на его языке. Каждого из них я очень любила и уважала. А сейчас вспоминаю с большой душевной теплотой... Эти два друга любили подолгу беседовать на нашей летней кухне, а я рядом во дворе каталась на трёхколёсном велосипеде и слушала их рассказы.
   Оба они были ветеранами Великой Отечественной Войны. Обоим было что вспомнить и что рассказать... Мой дорогой дедушка Харис после ранения на войне страдал от болезни лёгких, а дедушка Алепкали был ранен в ногу. Он всегда ходил с палкой. Вероятно от того, что очень болели ноги, он ходил по двору в свободных галошах, переделанных из больших резиновых сапог и всегда когда он куда-то шёл, всем было слышно как они гремят. Ещё он безмерно любил свою супругу Масфию. Называл её на свой лад, с присутствием какой-то собственнической нотки - "Маспия!" И задержись она хоть на минутку без его ведома у соседки или замешкайся в огороде, как дед выходил из дома, шёл гремя сапогами по двору и громко восклицал:"Маспия! Ай, Маспия! Сен кайда жерсен?!"***
- Ой, мында гой, мында! Кайда кетейем?! **** торопилась ответить его ненаглядная Масфия и спешила ему навстречу.
У них давно было шестеро детей и уже куча внуков. Много долгих лет соединяло их сердца...
 Дав кучу наставлений супруге и детям, дедушка Алепкали  заходил к нам во двор и видя меня играющей под деревом, с улыбкой спрашивал: "Ай, кызым! Бабан кайда?"*****  И узнав что его друг дома, приходил к нему на разговор. Они часами беседовали на разные темы, рассказывали разные смешные случаи и подтрунивали друг над другом. Иногда дедушка Харис брал меня на руки и с хохотом произносил:"Вот болтун этот дед Алепкали! Врёт и не краснеет!" А сам мне подмигивает, мол, "тихо, посмотрим что он ответит!"
Помню, однажды, дед Алепкали не глядя уселся на сундук, куда недавно поставили поднос с липкой жидкостью для ловли мух. Вляпался да так и продолжал беседовать. Дед Харис хохочет над ним:"Эх, ты! Старый дед! Не смотришь куда садишься!" А тот отвечает: "Да, ладно! Ничего страшного! Моя Маспия постирает!"
   Дедушка Алепкали работал в нашем совхозе, честно сказать, уже и не помню кем. Но до сих пор в селе сохранилось место называемое всеми "Алепкалинские ворота". То ли это были ворота от тогда ещё цветущих садов, которые он охранял?"
У них было большое стадо баранов, коровы и козы. Когда к Джаналиевым приезжали в гости их родственники, дед Алепкали давал распоряжение заколоть барашка, а то и нескольких и бабушка Масфия со снохами и другими родственницами готовили целый дастархан угощений!Звали в гости соседей и  угощали всех вкуснейшими огромными пельменями размером с ладонь или  бешбармаком. Дед Алепкали играл на домбре красивые казахские мелодии и  прекрасно пел. Помню когда я впервые услышала как он поёт, была очень удивлена. А бабушка Масфия, посмотрев на удивлённую меня, важно произнесла:"Эх, видела бы ты его в молодые годы! Какой красавец был! Ого-го!"
   С какой любовью была сказана эта фраза...
   Бабушка Масфия, была по-праздничному наряжена - на её голове был повязан красивый зелёный платок с красными цветами, щедро украшенный серебряными нитями. Она просто светилась от любви к своему старенькому Алепкали. Не смотря ни на какие испытания в их жизни...
   Мы все настолько были дружны, что все друг друга называли не иначе как брат и сестра, дядя и тётя, братишка и сестрёнка... У нас даже понимание такое было, что мы друг другу родные соседи...
 Мои родители и  старший сын Джаналиевых - Магзум ака, учились в одном классе. А его старшая дочь Айгуль настолько дружна с моей мамой, что по её "образу и подобию" получила педагогическое образование и посвятила свою жизнь преподаванию в школе.
   Даже сейчас, когда  между нами очень много километров и сменилась пара поколений людей наших семейств, я с большой теплотой в душе вспоминаю те прекрасные времена, нашу вечную дружбу. Увидев в соцсетях страницу кого-нибудь из молодого поколения, дорогих сердцу Джаналиевых, сердце очень радуется, лицо неизменно расплывается в улыбке и обязательно вспоминаются слова старших:"это наши родные соседи..."

-----------------------------------------
* - Что это?
  - Хлеб!
- Что это?
- Чай!
- Дать тебе сахару?
- Дай!
- Хлеба будешь? Чаю хочешь?
- Да!))
** - Не слушай деда Алепкали! Разговаривай на нашем, ногайском языке!
*** - Маспия, где ты ходишь?!
**** - Да здесь я, здесь! Куда же мне деться!
***** - Ай, доченька! Дедушка где?


20.12.19.


Рецензии
Спасибо, Саида, за тёплый рассказ и прекрасные воспоминания. Очень понравилось Мир вашему дому, с уважением.

Дмитрий Спиридонов 3   06.07.2021 11:56     Заявить о нарушении
Спасибо и Вам, Дмитрий! Заходите почаще. Почитала Ваш рассказ. Мне тоже очень понравилось. Давайте будем дружить "домами"!))

Саида Сафарале   02.08.2021 16:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.